Правовой статус дознавателя в вооружённых силах России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2010 в 19:35, Не определен

Описание работы

Вопросы совершенствования

Файлы: 1 файл

Правовой статус дознавателя в вооружённых силах РФ. Вопрос и его совершенствование.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

    Содержание

Введение………………………………………………………...........стр. 3

Глава 1 Органы дознания в вооруженных Силах РФ на современном этапе......................................................................................................стр. 5

Глава 2 Задачи и полномочия дознавателя…………..…..............стр. 10

2.1 Обязанности и права дознавателя……………………………..стр. 16

Заключение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что перед Вооруженными Силами Российской Федерации стоит задача освобождения личного состава от выполнения несвойственных ему функций. К числу несвойственных функций Вооруженных Сил следует отнести и осуществление командирами воинских частей, соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов дознания, поскольку их отвлечение негативно сказывается как на боевой готовности армии и флота, так и на укреплении воинской дисциплины, воинского правопорядка и в производстве дознания. 

    Офицеры, привлеченные по решению  начальника гарнизона или командира воинской части к производству дознания, воспринимают такое привлечение как дополнительную нагрузку, не обусловленную возложенными на них непосредственными задачами. Отсюда и соответствующее качество ее выполнения. Особенно страдает поверхностностью и необъективностью проводимое в войсках дознание. В качестве дознавателей чаще всего назначаются младшие офицеры, не обладающие, к сожалению, достаточной правовой подготовкой и необходимыми практическими навыками, вследствие чего результаты произведенного ими дознания носят примитивный характер и не позволяют решить вопрос о наказании лиц, совершивших преступления.

    Актуальность определяется ещё  и тем, что в Российской Федерации  разработаны проекты федерального  закона «О военной полиции». Один  из них подготовлен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, другой — Министерством обороны России. Оба они, отличаясь лишь положениями о подчиненности военной полиции, указывают на единый, в целом, перечень функций, которые она должна осуществлять. Однако, к сожалению, ни в одном законопроекте не нашли должного отражения полномочия военной полиции по реализации предложенных функций. Работа  по четкому законодательному закреплению полномочий органов военной полиции и ее должностных лиц может быть, как представляется, более плодотворной, если она будет осуществляться с учетом научно-обобщенного опыта решения подобных задач за рубежом.

    Все вышеуказанное позволяет  считать, что исследование вопросов  организации дознания в Вооруженных  Силах РФ относится к числу весьма актуальных проблем.

    Объектом являются общественные отношения в сфере осуществления дознания в Вооруженных Силах РФ.

    Предметом работы являются правовые нормы регулирующие статус  дознавателя в Вооруженных Силах РФ.

    Цель заключается в описании правового статуса дознавателя и поиске путей его совершенствования.

    Для достижения указанной цели  в процессе написания курсовой работы ставились и последовательно разрешались следующие основные задачи:

 1.  исследовать организацию расследования преступлений в Вооруженных Силах;

 2. проанализировать  процесс становления правового статуса дознавателя;

 3. сформулировать  понятие правового статуса дознавателя;

 4. исследовать структуру органов дознания в Вооруженных Силах;

 5. сформулировать понятие и определить формы взаимодействия военных дознавателей и военных следователей;

 6. обосновать организационно-правовые направления совершенствования дознания в Вооруженных Силах. 
 

    Глава 1 «Органы дознания в вооруженных  Силах Российской Федерации на современном этапе»

    В соответствии со ст. 117  Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации органами дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:  командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений.

 Деятельность органов дознания в Вооруженных Силах РФ регламентируется помимо Уголовно-процессуальным кодексом приказом Министра обороны Российской Федерации № 275 от 2009 года «О введении в действие Инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации»1. Указанная инструкция утверждена Главным военным прокурором. Кроме того, деятельность органов дознания в ВС РФ регламентируется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ2. Инструкция органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации (далее – Инструкция) определяет обязанности органа дознания: а) принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; б) досудебная подготовка материалов по протокольной форме о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности (ст. 414 УПК РФ); в) производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно; г) производство неотложных следственных действий по установлению, закреплению следов преступлений по делам, по которым предварительное следствие обязательно; д) выполнение указаний и поручений военного прокурора и следователя (указанная обязанность органа дознания выделена особо, так как в определенном роде является исключением из такого принципа построения Вооруженных Сил РФ, как принцип единоначалия: очень часто следователь военной прокуратуры не является начальником для дознавателя ни по воинскому званию, ни тем более по должности).

    Статья 3 Инструкции определяет перечень органов дознания, причем ее содержание несколько шире, чем соответствующие положения УПК РФ, так: командир воинской части осуществляет функции органа дознания по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в случае совершения преступления в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части (п. 2 ст. 117 УПК РФ); начальник гарнизона - в отношении военнослужащих, не проходящих службу в частях данного гарнизона, но совершивших преступления на территории гарнизона (ст. 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил  РФ3); кроме того, командир корабля в дальнем плавании - в отношении всех находящихся на борту лиц (п. 7 ст. 117 УПК РФ)

    В соответствии со ст. 7 Инструкции, для производства дознаний и установления обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов приказом командира воинской части назначаются дознаватели сроком на два года из числа подготовленных для этого офицеров. Один из них назначается старшим дознавателем. Старшим дознавателям поручается расследование наиболее сложных дел. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору.

    Дознаватели назначаются из расчета: а) на полк (корабль 1 ранга) - 5-6 дознавателей; б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) - 3-4 дознавателя; в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) - 1-2 дознавателя; г) на штаб (выше полка) и учреждение (военно-учебное заведение) - 2-5 дознавателей. В случае необходимости командир воинской части вправе назначить больше дознавателей, а также поручить производство дознания любому иному офицеру. Там, где имеются штатные дознаватели, производство дознания поручается им4. Здесь я хотел бы остановиться на одной из проблем, на мой взгляд значительно усложняющей работу органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    Войсковая часть это учреждение, которое, в силу той особой роли, которую играют Вооруженные Силы в жизни страны, изначально предназначено для выполнения задач и осуществления функций, которые мало связаны с вопросами проведения дознания и каких-либо следственных действий по совершенным преступлениям. В то же время не вызывает сомнения тот факт, что для эффективной деятельности органов дознания в таком специфическом социальном институте, как Армия, требуются высоко подготовленные кадры, которые разбираются в особенностях военной службы. Здесь то мы и имеем главную на сегодняшний день проблему, так как в соответствии с Уставами ВС РФ, штат войсковой части не предусматривает должности дознавателя (исключение составляют, в силу своей специфики, дисциплинарные войсковые части). В то же время, как уже было сказано, в соответствии с инструкцией «Для производства дознаний и установления обстоятельств, преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов приказом командира воинской части назначаются дознаватели…5». Подчеркиваю, внештатные дознаватели. Возникает вопрос, где же взять этих дознавателей «…из числа подготовленных для этого офицеров?6», следует предположить, что требуемая подготовка дознавателей из числа офицеров может быть осуществлена не в казарменных условиях, как это имеет место на практике, а в органах военной прокуратуры. За последнее время резко возросло число преступлений, совершаемых военнослужащими. В связи с этим соответственно возросла загруженность дознавателей в воинских частях. Это приводит к тому, что значительная часть офицеров, а Инструкция требует назначать дознавателями только офицеров, находится в постоянном отрыве от исполнения своих штатных обязанностей. Особенно заметен этот отрыв становится при производстве дознаний по делам, возбуждаемым по фактам самовольного оставления части (процент таких преступлений от общего числа довольно высок). Это связано с тем, что дознавателям приходится выезжать к местам постоянного жительства военнослужащих, самовольно оставивших часть. В связи с тем, что призывают на военную службу граждан со всех регионов РФ, дознаватели вынуждены убывать для производства отдельных следственных действий в достаточно длительные командировки, в течение которых они соответственно не исполняют своих штатных обязанностей. Командиры некоторых частей решают указанную проблему, назначая дознавателями так называемых «двухгодичников» - офицеров, призванных на военную службу из числа граждан, окончивших высшие учебные заведения по «…военно-учетным или гражданским специальностям, родственным соответствующим военно-учетным специальностям7». Однако в связи с этим возникает другая проблема: назначаемые дознавателями «двухгодичники» помимо того, что не имеют опыта и навыков проведения дознания, то есть соответствующей юридической подготовки, они еще и слабо знакомы со спецификой армейской жизни, по сравнению с кадровыми офицерами.

 Мне представляются следующие варианты решения названной проблемы:

 - введение  в войсковых частях среди прочих  штатных должностей должности  дознавателя;

 - создание  в армии военной полиции –  органа занимающегося исключительно  производством дознаний и установлением обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов;

 - возложение  обязанностей производства дознаний  и установления обстоятельств  преступления в протокольной  форме досудебной подготовки  материалов в Вооруженных Силах  Российской Федерации на органы МВД РФ.

 Каждое  из приведенных решений имеет  как свои достоинства, так и недостатки. 
 
 
 
 

    Глава 2 «Задачи и полномочия дознавателя»

     В новом Уголовно - процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения.

   В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.

   В УПК РФ впервые был введен термин "дознаватель", под которым понималось должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания. Указанное определение трудно назвать удачным, так как им не охватывается лицо, назначенное на должность дознавателя, принявшее к своему производству уголовное дело либо производящее по поручению начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, под это понятие не подпадает дознаватель, производящий следственные действия и оперативно –розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).  С учетом этого Федеральным законом от 29 мая 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации" понятие «дознаватель» было скорректировано. В настоящее время под дознавателем понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства. Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно - процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание8. В настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

    Новый уголовно - процессуальный закон более детально определил полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа  дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). В соответствии с законом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Следователь, не согласившись с указанием прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, вправе обжаловать такое указание вышестоящему прокурору. В этом случае обжалование следователем указаний прокурора приостанавливает их исполнение. Дознаватель в подобной ситуации обязан выполнять любое указание прокурора, независимо от их обжалования.

 Анализ  действующего уголовно - процессуального  законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель  наделен следующими основными правами:

 · рассматривать  и проверять сообщения о совершенных  и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;

 · ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

 · принимать  решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

 · производить  дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;

Информация о работе Правовой статус дознавателя в вооружённых силах России