Персональные данные в контексте охраны прав на неприкосновенность частной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:37, Не определен

Описание работы

Проблемы обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина раскрываются в научных трудах В.В. Бойцовой, В.Н. Бутылина, Л.Д. Воеводина, Т.Д. Матвеевой, О.О. Миронова, М.М. Рассолова Ф.М. Рудинского, Н.Ю, Хаманевой, Б.С. Эбзеева и других.

Файлы: 1 файл

111.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

     - о лицах, подготавливающих, совершающих  или совершивших противоправное  деяние, по которому производство  предварительного следствия обязательно;

     - о событиях или действиях, создающих  угрозу государственной, военной,  экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

     В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также  при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение таких оперативно - розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

     Закон устанавливает исчерпывающий перечень оперативно - розыскных мероприятий  и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность (оперативные  подразделения органов внутренних дел, ФСБ, СВР, налоговой полиции, государственной охраны, пограничной службы, таможни, органов внешней разведки МО и ФАПСИ - для собственной безопасности). Он разрешает иметь оперативно - технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи; снятия информации с технических каналов связи только лишь органам ФСБ и МВД, которые могут предоставлять эти силы и средства на основе специальных соглашений или межведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность.

     Запрещено проведение оперативно - розыскных  мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то федеральным законом физическими и юридическими лицами. Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в РФ и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (перечень видов которых устанавливается Правительством РФ) не уполномоченными на осуществление оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими лицами, подлежат обязательному лицензированию.

     В законах, регулирующих оперативно - розыскную  деятельность государственных органов, заложены дополнительные механизмы  охраны и защиты прав человека на неприкосновенность частной жизни, которые предусматривают:

     - право каждого обжаловать неправомерные  действия конкретного должностного  лица в структуре, осуществляющей  ОРД, вышестоящему должностному  лицу, в суд или прокуратуру;

     - право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставить такую информацию;

     - обязанность должностных лиц  структур, осуществляющих ОРД, их вышестоящих органов, а также судов и прокуратуры принять меры по восстановлению конституционных прав граждан в случае незаконного вмешательства в их частную жизнь возместить причиненный вред;

     - запрет органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, которые стали известны в процессе проведения ОРД, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

     Аналогичные нормы содержатся в Федеральных  законах "О почтовой связи", "О связи", где установлено, что все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

 

    4. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности. 

     Как представляется, государство должно определить степень своего участия  в регулировании процессов создания и функционирования закрытых негосударственных (корпоративных) систем, а также и  соответствующих открытых систем в  интересах защиты прав граждан. Возьмем, к примеру, нынешнюю ситуацию, когда банки, предприятия и организации устанавливают у себя импортное оборудование цифровых АТС со встроенным блоком полицейских функций, позволяющим вести в автоматическом режиме запись всех телефонных переговоров. Это, по мнению собственников таких систем, помогает им защитить более надежно свои права на коммерческую, банковскую, служебную тайну, но, с точки зрения закона, такие приспособления грубо нарушают конституционные права граждан на тайну переговоров, особенно тех, кто не является работником данной организации.

     Другим  примером неблагополучия в этой области  может служить ситуация с цифровыми  телефонными станциями общего пользования, ответственность за которые несет  Госкомсвязи РФ. За пять лет число  цифровых телефонных станций возросло с 2 до 76, а цифровых каналов - до 70 тысяч. В этом импортном оборудовании не исключены закладки обратной связи, позволяющие бесконтрольно снимать информацию в любое удобное для поставщиков время без ведома российских пользователей. А это уже не только нарушение конституционных прав граждан на тайну переговоров, но и прямая угроза для безопасности страны.

     Некоторая правовая неопределенность возникла и  в связи с переходом во многих регионах России на поминутную оплату телефонных переговоров, что предполагает учет всех исходящих звонков на телефонной станции. При отсутствии определенного в законе правового режима сохранения этой конфиденциальной информации, возможно, ее использование вопреки интересам граждан.

     Рассматривая  аналогичную ситуацию, Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что передача записей учета звонков без согласия лица, звонки которого подвергались учету, представляет собой неоправданное вмешательство в осуществление права на неприкосновенность частной жизни.

     Для повсеместного исполнения конституционных  гарантий прав на неприкосновенность частной жизни необходимо установить в федеральном законе исчерпывающий  перечень случаев прямого ограничения  таких прав в соответствии с конституционными основаниями и решениями Европейского Суда по правам человека; закрепить во всех законах, касающихся сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни, дополнительные механизмы охраны и защиты прав; определить механизмы установления ответственности должностных лиц и журналистов, превысивших свои полномочия.

     Специального  законодательного закрепления требует  ограничение права на неприкосновенность частной жизни для государственных  и общественных деятелей, частная  жизнь которых вызывает особый интерес  и повышенное внимание со стороны других лиц и средств массовой информации.

     В данной связи представляет интерес  Резолюция Консультативной Ассамблеи  Совета Европы N 428 (раздел "С"), в  которой сформулированы два правила:

     а) в случае противоречия между правом на свободу информации и на уважение частной жизни, приоритет имеет право на свободу частной жизни;

     б) частная жизнь общественных деятелей должна защищаться, как и частная  жизнь других граждан, за исключением  случаев, когда она может оказать  воздействие на общественно значимые события.

     Отсюда  вытекает задача определить перечень таких случаев, дабы не возникали  ситуации, подобные той, когда в парламенте РФ велись бесконечные споры о  состоянии здоровья Президента России. 

     5. Тайна голосования. 

     Особое  место в праве на неприкосновенность частной жизни занимает право на тайну голосования. Оно возникает у субъекта при реализации им своего избирательного права во время участия в выборах органов власти.

     Требование  проведения выборов "путем тайного  голосования" прямо записано во Всеобщей Декларации прав человека (п. 3 ст. 21), в Международном Пакте о гражданских и политических правах (п. "b" ст. 25), в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола N 1). Упомянутая статья Конвенции предусматривает обеспечение "свободного волеизъявления народа в выборе законодательной власти". На практике это означает, что жалобы, связанные с проведением президентских выборов либо выборов в органы местного самоуправления, не подпадают под юрисдикцию контрольных органов этой Конвенции. Для России юрисдикция Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека распространяется лишь на жалобы, приносимые на проведение выборов в Государственную Думу, в представительные органы власти субъектов Федерации, а также в главы исполнительной власти субъектов РФ - в связи с их представительством в Совете Федерации. В остальных случаях правовая охрана и защита права субъекта на тайну голосования обеспечивается в соответствии с национальным законодательством.

     В современном российском законодательстве право субъекта на тайну голосования  реализуется через обязанность  государства (в лице избирательных  комиссий) обеспечить эту тайну и  предполагает:

     - выдачу единообразных избирательных бюллетеней;

     -  заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованном кабинете (комнате, кабине), в котором не допускается присутствие других лиц; немедленное отстранение от участия в работе членов избирательных комиссий, удаление из помещения для голосования наблюдателей при нарушении ими тайны голосования.

     Такие нормы содержатся в Федеральный  конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме  Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) (ст. 33), в Федеральный  закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002) (ст. 51), в Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005) (ст. 58), в Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (принят ГД ФС РФ 23.10.1996) (ст. 36, 41), в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) (ст. 30). Во всех случаях нормы законов, как и нормы международного права, прямо указывают, что гражданин обязан голосовать лично и бюллетень может быть выдан лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность. 

    6. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни. 

     Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая  известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться: в режиме профессиональной тайны (если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой) и в режиме служебной тайны (если она получена представителями государственных органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленном законом).

     Защита  прав на неприкосновенность частной  жизни может осуществляться в  неюрисдикционной форме (самозащита гражданином  своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в судебном порядке или в специальном - административном).

     В последнем случае потерпевший подает жалобу на должностное лицо (орган), нарушившие его права, в вышестоящий  орган либо прокурору, которые обязаны  принять меры по восстановлению нарушенных прав.

     В судебном порядке различают способы  гражданско-правовой, административно - правовой и уголовно - правовой защиты.

     К основным способам гражданско-правовой защиты прав на неприкосновенность частной  жизни, как нематериальных благ, относятся  права требовать через иск  в суд:

     - признания права;

     - восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

     - признания действий незаконными;

     - пресечения действий, нарушающих  право или создающих угрозу  его нарушения;

     - признания недействительным акта  государственного органа либо  органа местного самоуправления;

     - возмещения убытков;

     - компенсации морального вреда  (физических или нравственных  страданий);

     - опубликования ответа потерпевшего;

     - опровержения по суду порочащих  его честь, достоинство или  деловую репутацию сведений (в  том числе в средствах массовой  информации), если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Информация о работе Персональные данные в контексте охраны прав на неприкосновенность частной жизни