Политические взгляды отдельных представителей российского радикализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Экономической основой такого перемещения революционной инициативы от идеологов одного класса к идеологам другого класса, было развитие производительных сил, товарных отношений, развитие капитализма в стране. Таким образом, в рамках феодально-крепостнических общественных отношений в России складывались новые, капиталистические отношения. Все прогрессивные силы русского общества в этот период сосредоточили свое внимание на задачах коренного общественного преобразования России. Революционно-демократические и материалистические теории были направлены на обоснование необходимости отмены крепостного права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика политико-правовых идей народничества и
анархизма…………………………………………………………….......6
Глава II. Политические взгляды отдельных представителей российского
радикализма……………..…..................................................................10
§ 1. А. Герцен о доктрине «русского социализма» ………………………..11
§ 2. Н.Чернышевский о будущем социалистическом обществе, о роли
государства и личности в его построении………………...………….. 14
§ 3. Теория П. Лаврова ………………………………………...…………….18
§ 4. П. Ткачев: «заговорщический» путь перехода к социализму ………..20
§ 5. «Катехизис революционера» С. Нечаева как крайность политического
радикализма……………………...……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы ………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Сам реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общая характеристика политико-правовых идей народничества и

              анархизма…………………………………………………………….......6

Глава II. Политические взгляды отдельных представителей российского

               радикализма……………..…..................................................................10

     § 1. А.  Герцен о доктрине «русского социализма» ………………………..11

     § 2. Н.Чернышевский  о будущем социалистическом обществе, о роли

            государства и личности в его построении………………...………….. 14

     § 3. Теория П. Лаврова ………………………………………...…………….18

     § 4. П. Ткачев: «заговорщический» путь перехода к социализму ………..20

     § 5. «Катехизис революционера» С. Нечаева как крайность политического

             радикализма……………………...……………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы  ………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 40-х годах XIX века на арену политической борьбы в России, сменяя дворянских революционеров, выступили революционеры из разночинной интеллигенции. Это знаменовало собой огромный исторический факт. При этом, революционная инициатива переходила из рук передовых представителей дворянства в руки революционных демократов, выражавших настроение основных масс трудящихся, то есть, прежде всего крестьянства, кровно заинтересованного в устранении крепостного права и в расчистке пути для свободного развития капиталистических отношений.

Экономической основой  такого перемещения революционной  инициативы от идеологов одного класса к идеологам другого класса, было развитие производительных сил, товарных отношений, развитие капитализма в стране. Таким образом, в рамках феодально-крепостнических общественных отношений в России складывались новые, капиталистические отношения. Все прогрессивные силы русского общества в этот период сосредоточили свое внимание на задачах коренного общественного преобразования России. Революционно-демократические и материалистические теории были направлены на обоснование необходимости отмены крепостного права. Деятельность передовых русских естествоиспытателей также объективно способствовала подъему революционной инициативы общества. Значительное влияние на воспитание революционеров 40-60-х годов имели революции 1848 года во Франции, Германии и Италии. Русские революционеры с жадностью следили за опытом революционной борьбы во всех странах мира, изучали и воспринимали его применительно к условиям исторического развития России.

Общественный подъем и воодушевление, связанные с  крестьянской реформой 1861 г. и последующими реформами в области суда, образования, местного управления и самоуправления, придали новый стимул идейно-политическим течениям и философско-правовым построениям. Произошло дальнейшее идейное размежевание между консерваторами, либералами и радикалами, возникли ранее неизвестные разновидности политических программ и единении, в том числе нелегальных.

В кризисный период накануне крестьянской реформы обозначились три важные позиции в вопросе  о крестьянстве: ожидание освобождения, часто нетерпеливое в среде самого крестьянства; опасение новой пугачевщины в правительственных и консервативных помещичьих кругах; сочувствие крестьянству и обдумывание путей выхода из кризиса со стороны радикально настроенных слоев общества, публицистов и политиков. Каждая из этих позиций имела свою предысторию, и каждая из них получила новые очертания на последующих этапах политической и социальной истории – в период первоначального осуществления реформ и затем в период их частичной приостановки.

Во второй половине XIX в. сложились основные варианты политико-правовых социалистических и коммунистических концепций. Их содержание и исторические судьбы были различны.

Популярность  анархизма предопределялась ростом государственного механизма во всех странах,   его   сращиванием   с   классом   буржуазии,   откровенно   буржуазной   политикой западноевропейских государств XIX в. Анархизм дал глубокую критику государства, но не ответил на вопрос, как пресечь неизбежное и продолжительное сопротивление капиталистов попыткам отнять у них собственность и лишить их власти.

Многочисленные  приверженцы марксизма ценили его  за глубокую критику капитализма. Однако марксизм, уповая на экономическую обусловленность грядущего отмирания государства, избегал постановки и решения проблемы возможного перерождения временной революционной диктатуры в стабильную деспотическую власть партийно-государственной бюрократии, противостоящую народу.

Наиболее реалистичной с точки зрения социальной науки  была теория "русского социализма", связывающая контуры будущего строя не с теоретическими предположениями кабинетных ученых и не с лозунгами партийных программ, а с существовавшими в России общественными отношениями и учреждениями, способными стать основой и опорой общинного и кооперативного самоуправляющегося общества. Однако самодержавная власть, подавлявшая революционно-социалистическое движение в России, а затем разгон большевиками Учредительного собрания (1918 г.), большинство которого (социалисты-революционеры) являлось приверженцами идей общинного социализма, стали несокрушимой политической преградой на пути осуществления теории "русского социализма".

При всех разногласиях и острых дискуссиях представителей различных течений социалистической и коммунистической политико-правовой идеологии второй половины XIX в. критика ими кричащих несправедливостей первоначального капитализма способствовала изживанию ряда этих несправедливостей, совпадала с общей тенденцией социализации гражданского общества и содействовала ее осуществлению.

Цель работы: рассказать об идеях радикалов в России во второй половине XIX века.

Задачи работы:

- осуществить подбор  учебной литературы по теме  «Идеи радикалов в России во  второй половине XIX века»;

- изучить и проанализировать  данную литературу по истории  политических и правовых учений;

- кратко изложить содержание  учебной и дополнительной литературы  по теме «Политико-правовые идеи  народничества и анархизма».

 

 

 

 

Глава I. Общая характеристика политико-правовых

идей народничества  и анархизма

Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски «особых путей» социального переустройства страны.

Центральным звеном системы  взглядов народничества явилась  теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины. Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 — начале 50-х гг. родоначальниками народничества А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским.

Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н. П. Огарев. «Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда — вера в возможность крестьянской социалистической революции — вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на геройскую борьбу с правительством», — писал В. И. Ленин. В конце 60—70-х гг. теоретическим обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология, которая движущей силой исторического прогресса провозглашала «критически мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого социального общежития. Данная концепция — осознанно или неосознанно — разделялась большинством деятелей народничества Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859—61 неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции.

Вместе с тем в  теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского, В 80-х гг. в народничестве получил развитие «экономический романтизм» (В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон и др.), представители которого исходили из противопоставления типов экономической эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость перехода к «народному производству» — некапиталистической индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Политические воззрения народничества, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством. Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками — дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции. 
Наиболее крупными идеологами революционного народничества в 70-е гг. были М. А. Бакунин, Лавров, П. Н. Ткачёв. Считая русского крестьянина «прирождённым» социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Ткачёв обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечёт массы в социалистическое переустройство. Эти идеи были приняты народовольцами, дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократической республики), а также обоснованием тактики террора против правительственных лиц. Заслугой народовольцев было преодоление во многом аполитизма своих предшественников, недооценки значения политической борьбы. Ленин подчёркивал, что «Народная воля» стремилась «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы «...суживали политику до одной только заговорщической борьбы» 1, что опыт истории революционного движения в России предостерегает от таких приёмов борьбы, как террор. С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно уступает первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.

В противоположность  теориям государственного социализма и коммунизма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство — централизованную иерархию чиновников и военных — анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся.

Анархизмом  называется отрицание государственной  власти, замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был ПъерЖозеф Прудом (1809—1865).

Однако анархизм в  собственном смысле этого слова,  несомненно,  порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа  вступила в  эпоху  великих  революций,  способствовавших   утверждению   человеческой индивидуальности  и  крушению  основ  традиционного   общества,   постепенно оформляется  анархизм  –  сначала  как  философское  учение,  а  затем   как

революционное движение.

Анархизм стал реакцией  на  достижения  и  неудачи  Великой  Французской революции: манящий идеал  свободы,  равенства  и  братства  обернулся  новым отчуждением; парламентская демократия  не  принесла  желанного  освобождения личности.

Анархизм окончательно сформировался в  1830–1840-е  гг.  –  в  борьбе  и полемике  с  либерализмом  и  государственным   социализмом.   Если   первый подчеркивал   значение   политической    свободы    гражданина    (признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного,  государства), то  второй  выступал  за  социальное  равенство,  считая  инструментом   его осуществления   тотальную   государственную   регламентацию.  

Рождение российского  анархизма затянулось на несколько десятилетий. Лишь в 80-е годы XIX в. он сформировался в революционное движение и начал играть определяющую роль в системе  общественно-политических  взглядов  народников.

 

 

Глава II. Политические взгляды отдельных представителей

российского радикализма

Шестидесятые годы отмечены появлением новых моментов в идейном  содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами  и не менее радикальными общественными  акциями. Историки (А. И. Володин и  Б. М. Шахматов) называют его периодом образования революционного утопического социализма на российской почве, возникающего из соединения двух потоков – русского утопического («крестьянского») социализма и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции. Действительно, именно в условиях пореформенной России идеи социализма – вначале сен-симонистского и фурьеристского, а затем и марксистского – впервые обрели относительно широкую и заинтересованную поддержку среди части интеллигенции, составленной из так называемых разночинцев – студентов, литераторов, молодых офицеров и других государственных служащих, как правило недворянского происхождения, но были и примечательные исключения. Особенно заметен слой выходцев из семей священнослужителей (например, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов), которых отличала жертвенная устремленность к защите униженных и обездоленных в сочетании с радикальной оппозицией помещичьему и бюрократическому произволу.

Информация о работе Политические взгляды отдельных представителей российского радикализма