Социальная реабилитация лиц с проблемами слуха в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2016 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования:
Коренные изменения общественных отношений, кризисные явления и другие потрясения наиболее болезненно переживают социально незащищенные слои населения, к которым, в частности, относится сообщество глухих. Особенно остро неслышащие люди ощущают ослабление социально-экономической поддержки государства и общества в современных условиях, что порождает необратимые негативные процессы и требует незамедлительных мер по преодолению сложившейся ситуации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….............3-5
ГЛАВА 1 Театральное искусство и драматургический материал
как средство духовного развития личности глухих…………………………6-20
ГЛАВА 2 Роль литературы, художественного слова в становлении творческого отношения к миру неслышащих……………………………...21-34
ГЛАВА 3 Воспитательный смысл деятельности неслышащих в области художественного ремесла…………………………………………………...35-41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..............................42-43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..44-48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Немаловажно помочь глухому ученику разобраться в мотивах поведения того или иного персонажа, увидеть причинно-следственную связь поступков за одиночным фактом, через логику действий подойти к насыщенной эмоциональной жизни героя произведения.

Слышащий педагог помогает глухому учащемуся понять жизнь воплощаемого им на сцене героя через ассоциации, связанные с увиденными или пережитыми лично глухим исполнителем ситуациями. Через киноленту видений, появившихся после просмотра интересного художественного фильма или же запомнившегося театрального спектакля, после прочтения литературного произведения.

Процесс преподавания творческих дисциплин воспитывает у неслышащих учащихся понимание истинных и мнимых ценностей. С помощью духовного руководителя студенты обучаются выстраивать зримое действие, по максимуму раскрывающее характер каждого героя. Учатся понимать ритмический рисунок (т.е последовательность длительностей 

звуков, отвлеченная от их высоты) сценической жизни каждого героя; овладевают не только внешней пластикой, но и учатся осмысливать происходящее на сцене. Кроме того, учатся глубокому, личностному, неформальному общению, необходимому на сценических подмостках, в трудовой сфере, в культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, первоначальный замысел получает свое логическое развитие. Данный процесс является отличной школой актерского профессионализма, нравственного совершенствования, базой для умственного развития, формирования чувства профессиональной, творческой полноценности у неслышащего индивида, гражданственного возмужания; Поднимается к вершинам духовного развития с помощью слышащего педагога-наставника.

Уроки литературы, режиссуры и актерского мастерства таят гигантские возможности для совершенствования речевого развития неслышащих индивидов, благодаря постоянно возникающим ситуациям, в которых сильно ощущается потребность в новом слове, словосочетании, термине.

В режиссерском разборе педагога, действующего в учебной и культурно-досуговой сферах, интересует действенно-зримый характер произведения, его конкретный план, способствующий выявлению сверхзадачи отрывка, рассказа или спектакля, поставленного по той или иной пьесе с учетом сенсорной специфики театра глухих. В литературном разборе, изучая мировоззрение автора, его эпоху, стиль созданных им произведений, учитель старается дать социальные, бытовые, нравственные характеристики персонажей.

Преподавателю актерского мастерства, клубной драматургии все это также необходимо знать, но в режиссерском разборе его интересует еще и умение автора выстраивать сцену, подчеркивать конфликт, решать в зримо-действенном плане те или иные эпизоды, углублять образные характеристики персонажей, направлять мысль неслышащего студента в самостоятельное русло. Режиссерский разбор включает в себя формулирование внутреннего конфликта персонажа, определение его сквозной линии-цепи поступков, ведущих к конечной цели. Определение сверхзадачи героя или конечной жизненной цели действующего лица; перспективы образа – к чему приходит герой в процессе сценического действия.

Кроме завязки, развития, кульминации произведения, педагога-лидера, работающего с неслышащими индивидами, интересуют предлагаемые обстоятельства и события, в которых максимально раскрывается личность героя. Слышащий наставник и глухие ученики в процессе духовного общения (одной из разновидностей социальной интеграции) ищут центральные мизансцены, где пластическая выразительность способствует выявлению основной линии персонажа. Основной упор на режиссерских занятиях со стороны слышащего педагога-лидера должен делаться на зримое восприятие глухими студентами явлений окружающего мира.

Видные российские сурдопедагоги подчеркивают, что в жестовой речи глухого человека, с его сенсорным восприятием мира, уделяется внимание и выражению лица, и повороту головы, и мимическому фактору. Небезынтересно вспомнить в связи с этим слаженную, синхронную, гармоничную пластику античного хора – одного из главных действующих лиц в древнегреческих трагедиях.

При разборе основных компонентов, составляющих суть сценического образа, неслышащий учащийся должен предельно зримо выявить основной внутренний конфликт персонажа, проследить, как меняется герой в зависимости от событий, происходящих на сцене, от общения с теми или иными героями.

Глухому исполнителю вместе с педагогом-лидером необходимо определить перспективу действующего лица, наметить основные вехи, меняющие личность, приводящие ее к определенному знаменателю. Определяя индивидуальные и социальные черты персонажа, неслышащий учащийся-постановщик во время занятий на уроках режиссуры или в драматическом коллективе в сфере культурно-досуговой деятельности не может ограничиться общими фразами. Он должен вникнуть в материал, дать такую индивидуально-зримую характеристику, чтобы глухой исполнитель почувствовал этот тип. Особое внимание при идейно-тематическом, режиссерском разборе уделяется сверхзадаче образа, конечной жизненной цели персонажа, ради чего герой выходит на сцену. Этот точный глагол находится не сразу, но неслышащие индивиды обязаны его найти. В противном случае, разрушается действенно-идейная протяженность сценического образа. В процессе социальной, духовной, профессиональной интеграции педагог вместе с учениками разбирается в подтекстовой линии действующих лиц. И чем глубже будет этот анализ, тем сложнее и интереснее будет выстроен на сцене тот или иной характер. Подобный разбор избавляет от шаблонно-бездумных определений персонажа, расхожих моделей (типа: плохой – хороший, добрый – злой). Неслышащий индивид начинает осознавать всю неоднозначность действительности, всю противоречивую сложность конкретного героя, сочетающего в себе подчас сугубо полярные, взаимоисключающие черты, раскрывающиеся в зависимости от глубины и сложности предлагаемых обстоятельств.

Жестовая речь помогает выявить внутреннее состояние героя, если исполнитель при этом предельно собран, способен донести до зрителей шлейф предшествующей жизни того или иного персонажа.

     В то же время, жестовая речь, в зависимости от их интеллектуальной, профессиональной подготовленности, представляет собой образную, сложную систему речевых сигналов. Можно сказать, что обладая определенной самостоятельностью, данная система стремится помочь глухому человеку до какой-то степени компенсировать отсутствие словесной речи, со всеми ее неповторимыми нюансами, оттенками, подчас неуловимыми подтекстами, вторым планом, нажитой кинолентой видений.

Особое внимание педагог-руководитель уделяет событийному ряду, составляющему канву рассказа, клубного театрализованного представления, отрывка из пьесы, целого спектакля. Знание событий, как крупных, так и проходных, помогает неслышащим индивидам избавиться от бездумного заучивания материала. При соответствующем знании событийного ряда, в зависимости от жанра произведения, глухие учащиеся могут нафантазировать свой зримый режиссерский сценарий, помогающий неслышащим актерам в первоначальной работе над пьесой, клубным театрализованным представлением. Все это способствует созданию импровизационного самочувствия на сцене. При постановке спектакля, на сцене Восстановительного Центра в учебном процессе или в культурно-досуговой сфере в драматическом коллективе неслышащие индивиды должны иметь свои законченные режиссерские отрывки с определенным конфликтом, с выявленным событийным рядом, с точной идеей, сверхзадачей, с завязкой, развитием, кульминацией сценического действия. Неслышащий учащийся должен отлично ориентироваться в пьесе и знать какое место занимает его отрывок в сценической судьбе героев, в идейном решении спектакля. Таким образом, глухой индивид учится мыслить масштабно, в русле всей пьесы, с определенными жизненными ассоциациями.

 Обилие ролей развивает интеллектуальный, духовный мир актера, делает понятной  его речь, способствует созданию  яркого, образного жеста. Определяя  сверхзадачу своего «куска», а также всего спектакля, клубного представления, литературной композиции, глухой человек раздвигает границы своего мышления, привыкает мыслить критически и широко.

К культурно-исторической педагогической теории имеют прямое отношение такие специфические термины сценического, актерского мастерства, как произвольное и непроизвольное внимание. Причем, взаимно дополняя друг друга, они способствуют творческому, гражданскому раскрепощению личности.

Формируя самостоятельное мышление неслышащих на уроках режиссуры, литературы, философии, эстетики, в сфере культурно-досуговой деятельности, педагоги делают все от них зависящее, чтобы поднять интеллектуальный уровень глухих индивидов до осознания сложных произведений мировой драматургии, русской и зарубежной классики. В процессе формулирования точных актерских задач, взаимодействия эстетических, театральных программ со слухо-речевой работой, в зависимости от выбора интересного, содержательного, сценического объекта; в личностном, неформальном общении у глухого индивида развиваются внимание и целенаправленная, произвольная, творческая фантазия.

Репертуар, предлагаемый слышащим педагогом-наставником, заинтересованным в духовном сплочении различных контингентов, должен учитывать специфику восприятия глухими индивидами происходящего на сцене. Пьесы, рассказы, этюды клубные представления должны быть действенными, конфликтными, с глубокими проблемами, но это ни в коем случае не исключает психологизма, тонких нюансов в характеристиках персонажей. Подлинные произведения должны поднимать уровень аудитории, и в то же время духовный наставник обязан учитывать ее запросы на данном этапе интеллектуального развития.

Существует расхожее, обывательское мнение, насаждаемое представителями чиновной иерархии и некоторыми педагогами, что сложные, спорные, неоднозначные пьесы в процессе обучения неслышащих индивидов ставить не нужно, так как глухие выпускники не смогут осуществить постановку подобных произведений в культурно-досуговых центрах, домах культуры, клубах, школах, общежитиях, куда они поедут работать.

Такой подход очень ограничивает возможности неслышащих учащихся, консервирует их интеллект, опускает глухих индивидов до уровня неразвитых потребителей культуры, подрывает суть социальной интеграции слышащих и неслышащих людей через профессиональную сферу и культуно-досуговую деятельность.

Педагог-лидер должен выработать у выпускников высокие критерии художественного вкуса, определенные общечеловеческие нравственные идеалы, так как неслышащие специалисты понесут культуру тем, кто находится на низком уровне духовного развития.

Изучая вместе с подлинным педагогом жизнь выдающегося представителя творческой мысли, его поиски, сомнения, видя нравственную высоту личности, подчас трагические перипетии жизненного пути, человеческую цельность, умение, несмотря на страшные условия, сохранять свое неповторимое «я», не идти на компромисс с совестью; неслышащий индивид, одновременно с процессом познания, развития своего интеллекта, формирует и себя, свой духовный мир, свое гражданственное начало. Этот процесс опосредованный, но он присутствует при формировании самостоятельного мышления неслышащего индивида, будущего педагога досуга.

Творческие дисциплины, включающие анализ литературных, драматических произведений самими неслышащими учащимися под духовным воздействием подлинного интеллектуального лидера; воссоздание на сцене в учебном процессе и в культурно-досуговой сфере действенных, самобытных, ярких героев, живущих наполненной, гражданственной жизнью; коллективное творчество в процессе постановки спектакля, театрализованного клубного представления; формируют личность глухого человека, ведут к истинной социальной интеграции.

Работая над спектаклями, клубными представлениями, театрализованными обрядами и ритуалами в зрелищном ключе, глухие индивиды не только расширяют свой творческий диапазон, набирают знания по многим вопросам мировой, отечественной культуры, но в то же время, вживаясь в мир героев, сценических персонажей, действующих лиц, начиная жить их бедами и радостями; развивают в себе эмоциональную сопричастность к бедам, страданиям, радостям других людей. Начиная верить в предлагаемые обстоятельства, в которые поставлены герои драматических, литературных произведений, неслышащие индивиды становятся гражданами мира, дела людей планеты становятся их личным делом.

Слышащие духовные лидеры, заинтересованные в социальной интеграции слышащих и неслышащих людей, стремятся воспитать из глухого индивида самостоятельно думающую творческую личность, владеющую достижениями отечественной и мировой культуры. В частности речь идёт о философских, творческих дисциплинах. Они раскрывают перед учащимися в образном, интеллектуальном ключе сложнейшие произведения гениев и выдающихся деятелей культуры.

Культурно-досуговая деятельность неслышащих, включающая в себя и элементы театрализации, и интеллектуальные игры, и горизонтальные, и вертикальные срезы в духовности; предполагает такую специфическую особенность, как работу над жесто-мимической речью, требующую образного воплощения драматического, интеллектуального, высокохудожественного материала. Бесспорно, возникают определенные трудности в переводе текста на язык жестов. Необходимо найти точный эквивалент речевому материалу, образно насыщенный, совпадающий с ним по глубине смысловых характеристик.

 Методика работы над жесто-мимической речью предъявляет особые требования к сценическому, драматургическому материалу. Неслышащий актер, педагог – лидер, слышащий режиссер-постановщик должны быть интеллектуально, духовно развиты, чувствовать зримую, сенсорную природу театра, мира неслышащих, находить образный, глубокий эквивалент авторскому тексту.

В процессе работы с неслышащими индивидами в учебной, культурно-досуговой сферах возникает еще одна проблема, связанная с необходимостью взаимодействия точной актерской задачи и жесто-мимической речи. Для создания выразительной, высокохудожественной, образной, как бы, звучащей мимики необходима точно сформулированная, насыщенная идейным и эмоциональным содержанием задача. От эмоционально окрашенной задачи рождается выразительная интонация, волевой действенный посыл, начинает звучать фраза. Глухой человек начинает ощущать себя во всех отношениях полноценной, творческой личностью, профессионально, гармонично развитой.

Информация о работе Социальная реабилитация лиц с проблемами слуха в процессе театрализованной деятельности