Роль теории и практики Е.К.Грачевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:46, реферат

Описание работы

Олигофренопедагогика, отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в начале 19 в. как определённое направление в развитии медицины и педагогики. Первыми воспитателями умственно отсталых детей в специальными отделениях при психиатрических лечебницах и специальных приютах были врачи. Французский врач и педагог Э. Сегенразработал в середине 19 в. систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, основанную на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений — тренировок органов чувств, внимания, моторики, воли.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…. 3
Биография Е.К.Грачевой …………………………………………….……… 5
Коррекционно-педагогическая деятельность Е.К.Грачевой ……..……. 9
Роль теории и практики Е.К.Грачевой ………………………….………. 22
Заключение …………………………………………………….……………. 24
Список используемой литературы ………………….…………………… 26

Файлы: 1 файл

олигофренопедагогика коонтрольная.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

Введение …………………………………………………………………….…. 3 

Биография Е.К.Грачевой …………………………………………….……… 5 

Коррекционно-педагогическая деятельность Е.К.Грачевой ……..……. 9 

Роль  теории и практики Е.К.Грачевой ………………………….………. 22 

Заключение …………………………………………………….……………. 24 

Список  используемой литературы ………………….…………………… 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Олигофренопедагогика, отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в начале 19 в. как определённое направление в развитии медицины и педагогики. Первыми воспитателями умственно отсталых детей в специальными отделениях при психиатрических лечебницах и специальных приютах были врачи. Французский врач и педагог Э. Сегенразработал в середине 19 в. систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, основанную на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений — тренировок органов чувств, внимания, моторики, воли. Во 2-й половине 19 в. с введением во многих странах всеобщего начального обучения усилилосьвнимание к лёгким формам умственной отсталости детей; для них стали создаваться специальные классы и школы. СтановлениеО. за рубежом связано с именами Ж. Демора и О. Декроли (Бельгия), Б. Меннеля и А. Фукса (Германия), А. Бине, Ж. Филиппа и П. Бонкура (Франция). В разработку отечественной дореволюционной и советской О. значительный вклад внесли Е. К. Грачева, М. П. Постовская, В. П. Кащенко, А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев и др. Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908, первая вспомогательная школа — в 1910. В СССР воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственной отсталости осуществляется в специальных вспомогательных школах и направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а следовательно, на их социальную реабилитацию. Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых детей. Советские олигофренопедагоги отвергают получившие распространение за рубежом формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторная культура, психическая ортопедия) как главное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режим, оберегающий нервную систему ребёнка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к общественно полезному труду во вспомогательной школе и вне её, единство и постоянство требований школы и семьи. Советская О. придаёт большое значение обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию его речи, рациональному использованию словесных и наглядных методов в учебно-воспитательном процессе, практической направленности обучения. На основе динамического психологопедического изучения умственно отсталых детей осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.

     Екатерину Константиновну Грачёву (тётю Катю) можно  смело назвать первым русским  педагогом-дефектологом. С её именем связана история приютов для слабоумных детей в России. Ей принадлежит заслуга в создании первых в России учреждений и первой школы для глубоко умственно отсталых детей, а также в издании первых руководств по работе с ними. Почти сорок лет своей жизни она отдала делу обучения, развития и воспитания детей-страдальцев. Бескорыстный подвижнический труд Екатерины Константиновны, сумевшей, не имея специального образования, создать эффективную методику воспитания и развития детей с ограниченным интеллектом и расстроенной психикой, практически предан забвению. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Е.К.Грачевой 

     Екатерина Грачёва родилась в ноябре 1866 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной семье биржевого маклера Константина  Петровича Грачёва.

     Её  отец был глубоко верующим человеком, тяготившимся светской жизнью. Мать, урождённая Алиса Граф, происходила из древнего дворянского немецкого рода. Она была лютеранкой и в отличие от мужа стремилась к светской жизни и развлечениям. У неё было слабое здоровье, много лет она страдала астмой и чахоткой.

     Жила  семья в Санкт-Петербурге, у церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы (не сохранилась), на Петербургской  стороне.

       Когда Кате было 4 года, две её  старшие сестры умерли от дифтерии, и она осталась единственным  ребёнком в семье. Образование  Екатерина получила в пансионе.

     Супруги Грачёвы мечтали о сыне. 3 декабря 1876 г. появился на свет брат Екатерины  Николай.  Мать, ожидая сына, потеряла интерес к светским развлечениям и решила  принять православие. При крещении она взяла имя  Александра и стала Александрой Петровной.

     Николай Грачёв родился семимесячным ослабленным  и болезненным ребёнком. Сестра стала  его крёстной матерью.

     До  пяти лет мальчик не ходил, он практически  никогда не был здоров – одна болезнь сменяла другую, помимо прочего, у него периодически случались припадки в виде конвульсий.

     Умственно Николай развивался хорошо. В пять лет он уже говорил по-французски, у него проявились способности к  рисованию. С раннего возраста он очень серьёзно относился к религии.

     В 1886 году родители Екатерины и Николая скончались: отец – 18 октября от болезни сердца, мать – 13 ноября от чахотки. Похоронили их на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга (могилы сохранились).

       Дела Константина Петровича, отца  Кати, перед смертью пришли в  упадок. На двадцатилетнюю Екатерину свалились заботы о больном мальчике, хозяйство и хлопоты по наследству. У Николая в результате пережитых волнений стала развиваться эпилепсия.

     Продав  богатую обстановку родительского  дома, Екатерина с братом переехали  на Большую Белозерскую улицу, 1 в  маленькую квартиру в двухэтажном деревянном доме, состоящую из одной перегороженной комнаты и кухни. Сестра полностью посвятила себя уходу за больным мальчиком, занялась его лечением и обучением. Она обращалась по поводу болезни брата ко всем медицинским светилам, в том числе и к знаменитому в то время П.А. Бадмаеву. Однако все они разводили руками, а Николаю становилось всё хуже и хуже. Профессор И.М. Балинский, основатель кафедры психиатрии в Петербурге при Военно-медицинской академии, предсказал Коле паралич и скорую смерть.

     Екатерина, отчаявшись, попыталась поместить брата  в лечебницу, но её попытки так  и не увенчались успехом – ни в одно учреждение Колю не приняли. «Если мне даже за плату некуда было поместить больного брата, –  писала она, - то, что должны были испытывать бедняки, имея таких несчастных детей».

     В ноябре 1890 года у Николая Грачёва  отнялись ноги и руки. Он стал быстро угасать и в конце месяца причастился. В ночь перед днём его рождения с ним случился сильный припадок, после чего ему было видение Богоматери и святителя Николая. По рассказу Коли, Богородица обратилась к нему с такими словами: «Поезжай в часовню, где упали монеты, шестого числа ты исцелишься, но ранее никому не говори».

     Чудотворная икона с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) находилась в Скорбященской часовне на Стеклянном заводе, за Александро-Невской лаврой. Умирающий мальчик уговорил сестру отвезти его 6 декабря в эту часовню. Там произошло чудесное исцеление отрока, взбудоражившее весь Санкт-Петербург. Молва об этом событии разнеслась не только по столице, но и по всей России. К Грачёвым потянулись желающие узнать подробности происшедшего чуда. Екатерина просила нигде не печатать об этом. Однако 8 апреля 1891 года в «Церковных ведомостях» (ст. Н. Троицкого «Чудо милости Божией») было подробно напечатано об исцелении Николая Грачёва. Появились статьи в газетах «Свет» и «Петербургский листок», а также небольшая заметка в немецкой газете «Херольд».

     Настоятель  монастыря Троице-Сергиева пустынь  архимандрит Игнатий (Малышев, 1811-1897), узнав о чуде, в марте 1891 года выкупил дом на Белозерской улице, где проживали Грачёвы, дабы сохранить в святости место явления Пресвятой Богородицы.

     Купив дом, о. Игнатий сразу же освободил  комнату, где исцелённому было явление Богородицы, повесил в ней образа, поставил аналой и большой подсвечник. В эту комнату был сделан отдельный вход с улицы. Архимандрит Игнатий часто приезжал туда служить молебны. Екатерину Грачёву он назначил управляющей домом и записал её членом Императорского человеколюбивого общества по отделу регистрации бедного населения Петербурга. Она занялась обследованием жилищ бедняков и увидела перед собой совершенно иную жизнь. Вскоре Екатерина записалась и в члены Общества помощи бедным и больным детям.

     Доход от дома был невелик. После уплаты кредитных взносов, все деньги в основном шли на бедных. Екатерина по совету о. Игнатия днём ходила по бедным, а вечером учила детей, которым учение давалось с трудом, а денег на репетиторов у родителей не было. Её брат после исцеления серьёзно принялся за учение. Осенью 1891 г. он поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств.

     О. Игнатий задумал на месте явления  Богородицы построить большой храм, а при нём приют для несчастных детей-страдальцев, каким был прежде Коля Грачёв. Однако голод в южных губерниях и тяжёлая болезнь Государя помешали осуществлению этого плана.

     Екатерине Грачёвой по роду своей новой деятельности приходилось сталкиваться с неполноценными детьми, которых никуда невозможно было определить. Умственно отсталые, не представлявшие ни физической, ни политической угрозы окружающим, власть не интересовали. Общество относилось к ним как к «божьим людям» терпимо, однако ими никто не занимался.

       О. Игнатий благословил Екатерину  на помощь больным детям в память исцеления брата и предложил создать для них приют. 5 сентября 1894 года Е. Грачёва записала в дневнике: «Архимандрит Игнатий дал для начала 150 руб. От соседней квартиры велел присоединить к моей одну комнату». Священный Синод благословил доброе начинание и принял решение (1894 г.) учредить церковный приют для детей идиотов и припадочных по адресу: Санкт-Петербург, Петербургская сторона, Большая Белозерская улица, дом 1. Так стараниями архимандрита Сергиевой пустыни и Екатерины Грачёвой в России было положено начало попечению об умственно отсталых.

     Сохранился  дневник Екатерины Константиновны Грачёвой «36 лет среди больных  детей» и её воспоминания, на которые я и буду опираться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Коррекционно-педагогическая деятельность Е.К.Грачевой 

     Свою работу Екатерина Константиновна начала с выхаживания двух девочек – Тани и Шуры. Обратимся к её воспоминаниям: «Восьмое октября (<i>1854 г.</i>). Как я хорошо помню этот день, столь знаменательный в моей жизни! Накануне я все разложила, приготовила для приема детей и, довольная, пошла спать. Вдруг напал на меня страх, сомнение…Была минута, когда я решилась от всего отказаться и опять жить для брата, как обещала отцу…Помолясь, вернулась успокоенная: ведь в память исцеления брата принимаюсь я за этот труд.

     Едва  успела поесть, как приехала М.К.К. –  первая жертвовательница, привезла хлеб, соль и провизию. Подсчитали мы с  ней капитал для открытия приюта. Издержано было на устройство вместе с ремонтом 110 рублей, значит осталось 40 рублей».

     В дневнике Екатерина Грачёва сделала следующую  запись (15 октября о 8 октября): «Около 2-х часов принесли Шуру (<i>7 лет</i>) – что за несчастное существо! Руки переломаны, ножки сведены, слепая, глухая, немая…Пока няня приготовляла ванну, я хотела Шуру напоить молоком, но молоко выливалось изо рта…Когда Шуру купали, она жалобно стонала, но когда ее уложили в теплую постельку, покрыли ватным одеялом и белым пикейным, дали рожок с теплым молоком, она скоро уснула…Вскоре привели Таню (<i>10 лет</i>): она так кричала, что мы вышли на лестницу встречать «дорогую гостью». Как трудно было ее стричь и мыть, два раза из ванной выскочила. На новое платье внимания не обратила. Суп пролила. Макароны с сахаром понравились, сразу успокоилась. Куклу бросила. Держит в руках сладкую булку, смотрит на нее и улыбается…».

     Запись  от 24 ноября: «Я получила на именины  самый лучший подарок: вчера вечером  мне принесли девочку Иню –  ей 5 лет. Какая она миленькая, но несчастная, сидеть не может, ножки  сведены, постоянные подергивания рук  и ног, личико прехорошенькое…Какая она запуганная…Как я буду ее любить – беречь. Что я написала?! – Это будет несправедливо: я должна ко всем ровно относиться».

     30 ноября: «Семья моя увеличилась.  Привезли новую девочку Катю…Рослая,  сильная, боюсь, что она будет  обижать детей. Как дико озирается она по сторонам (она глухонемая), от еды отказалась, встала в угол, от всех отвернулась, но когда мы ушли, быстро съела все, что на табуретке около нее положили».

Информация о работе Роль теории и практики Е.К.Грачевой