Внешнеэкономические связи Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:31, доклад

Описание работы

Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия – после США – имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

Содержание работы

Новая стратегия в отношении России и других стран СНГ
Отношения с Польшей и другими странами ЦВЕ
Новая конфигурация американо-германских отношений
Основные задачи для нового правительства в сфере внешней политики

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономические связи Германии.docx

— 26.44 Кб (Скачать файл)

Совершенно  в ином направлении действовали  накануне выборов немецкие христианские демократы. Кандидат на пост канцлера А. Меркель в середине августа 2005 г. совершила визит в Польшу, в ходе которого встретилась с лидером президентской гонки в этой стране, вице-спикером сейма и лидером «Гражданской платформы» Д. Туском. А. Меркель заверила своего собеседника в том, что Германия будет стремиться к установлению таких же тесных отношений с Польшей, как и с Францией. При этом она пообещала не взаимодействовать с Москвой «через голову» поляков, т.е. учитывать польские интересы при дальнейшем взаимодействии с Россией. [14] Об этом же шла речь на встрече Д. Туска с президентом ФРГ Х. Кёлером (он также представляет ХДС), которая состоялась в Варшаве в конце августа 2005 г. [15] Такая активность лидеров христианских демократов накануне выборов в бундестаг должна была продемонстрировать их стремление пересмотреть основы «восточной политики» Г. Шредера.

Итоги парламентских и президентских  выборов в Польше, которые состоялись в сентябре-октябре 2005 г., явились  еще одним аргументом в пользу необходимости разработки новой  стратегии ФРГ в отношении  этой страны. Взаимодействие между правыми президентом и правительством позволит этому государству действовать более активно как в рамках ЕС, так и за его пределами, отстаивая собственные экономические и политические интересы. [16] Новое германское правительство вынуждено будет учитывать это обстоятельство, поэтому предвыборные обещания лидеров ХДС в отношении Польши придется выполнять, что способно внести определенные коррективы в дальнейшие отношения между ФРГ и Россией. 

Новая стратегия в отношении  России и других стран  СНГ

Дальнейшее  взаимодействие между Германией  и РФ также может претерпеть некоторые  изменения с учетом смены правящей коалиции. Новое федеральное правительство  может отказаться от продолжения  тех весьма тесных отношений, которые  сложились между двумя странами в последние годы пребывания в  должности канцлера Г. Шредера и  были во многом обусловлены интенсивными контактами главы германского правительства  и российского президента.

Вместе  с тем, как справедливо отмечает известный немецкий эксперт Х. Хаке, в «красно-зеленой» коалиции существовали очевидные разногласия по поводу стратегии в отношении России. Если канцлер Г. Шредер выступал в качестве последовательного сторонника развития отношений с этой страной, то министр иностранных дел Й. Фишер критиковал российскую политику в Чечне и ситуацию с правами человека в РФ. [17] Между тем, вполне вероятно, что такая ситуация явилась не только свидетельством существования разногласий в сфере внешней политики внутри правящей коалиции. Она предоставляла прежнему руководству ФРГ возможность как демонстрировать принципиальность в вопросе о соблюдении прав человека и гражданских свобод, так и укреплять выгодные для Германии экономические контакты с Россией, в первую очередь, в области энергетики.

Новое федеральное правительство едва ли сможет повторить такой дипломатический  маневр. Накануне выборов ХДС подверг  критике ситуацию с правами человека и СМИ в России, затронув при  этом весьма неприятную для российского руководства тему положения в Чечне. Кроме этого, немецкие консерваторы пообещали содействовать развитию демократии и рыночной экономики в РФ и даже заговорили о необходимости оказать помощь демократическим силам в этой стране. [18] Если учесть, что сегодня российское руководство явно не заинтересовано в таком воздействии на внутриполитическую ситуацию извне, предвыборные заявления ХДС были встречены в Москве с тревогой. Помимо этого, христианские демократы подчеркивали свое стремление выстраивать будущие отношения с РФ, учитывая интересы соседних стран. [19] В данном случае имелась в виду, в первую очередь, Польша, активность которой в регионе ЦВЕ вызывала все более негативную реакцию России. Далеко не случайно в ходе визита эксперта ХДС в сфере внешней политики и бывшего председателя этой партии В. Шойбле в Москву в августе 2005 г. президент В. Путин не посчитал необходимым с ним встречаться.

Исходя  из этого, можно предположить, что  новое правительство ФРГ займет более взвешенную позицию в отношении  РФ, учитывая, что сегодня Россия в не меньшей степени заинтересована в продолжении экономического сотрудничества с Германией, чем эта страна - в получении российского газа. Вместе с тем, сохраняя определенную дистанцию при дальнейшем взаимодействии с Москвой, федеральное руководство получает возможность наладить более тесное сотрудничество с другими странами бывшего советского блока, в том числе, со своими новыми партнерами по ЕС – странами Балтии. Не менее многообещающими выглядят перспективы будущего взаимодействия ФРГ и Украины, которая стремится начать переговоры о присоединении к Союзу. Федеральное правительство может стать ключевым партнером этой страны среди «старых» членов, вернувшись к политике «представительства» интересов восточных соседей в ЕС, которая достаточно успешно проводилась Г. Колем. Это позволит Германии не только усилить свои политические позиции в этом регионе, но и обеспечить дополнительные возможности для реализации своих товаров и услуг на украинском рынке, что немаловажно для переживающей кризисный период немецкой промышленности.

Необходимость решения социально-экономических  проблем и формирования новых  приоритетов в сотрудничестве с  ключевыми внешнеполитическими  партнерами в значительной степени  способна предопределить политику федерального правительства и в отношении  Республики Беларусь. В данном случае едва ли можно ожидать существенного  изменения позиции Берлина и  тем более прогнозировать активизацию  белорусско-германских отношений. РБ не является сегодня ведущим политическим и экономическим партнером ФРГ  на Востоке, что обусловливает дальнейшее стремление Германии реагировать на ситуацию в Беларуси в рамках общей  внешней политики ЕС. Помимо этого, белорусский рынок едва ли представляет для немецких предпринимателей такой  же интерес, как украинский, что оказывает  большое влияние на интенсивность  и структуру торгово-экономических отношений двух стран.

Формирование  новой внешнеполитической стратегии  как ключевая задача для нового германского  правительства

У. Дроздяк, президент Американского Совета по Германии и бывший международный обозреватель «Вашингтон Пост», оценил прошедшие 18 сентября 2005 г выборы в бундестаг «как, вероятно, наиболее важные выборы в Германии на протяжении последних четырех десятилетий». [21] И хотя американский эксперт мотивировал это необходимостью выбора новой экономической стратегии для ФРГ, в равной степени эта оценка применима и к внешнеполитической проблематике.

Тем не менее, как уже отмечалось, население  Германии не высказалось однозначно ни за один из возможных вариантов  дальнейшей деятельности ФРГ на международной  арене. Граждане предпочли передать свое право выбора представителям основных политических партий, которым предстояло путем длительных и сложных переговоров  сформировать «черно-красную» правящую коалицию во главе с А. Меркель.

Но и  после объявления персонального  состава нового правительства вопрос о дальнейшей внешнеполитической стратегии  ФРГ остается без ответа, поскольку  разногласия между партнерами по коалиции сохраняются, в том числе  и в сфере международных отношений. По этой причине можно предположить, что новое федеральное руководство  будет вынуждено проводить весьма сбалансированную и осторожную внешнюю  политику, так как принятие любого важного решения потребует достижения консенсуса внутри правительства. В  этой ситуации лидеры ХДС-ХСС и СДПГ будут больше заинтересованы в сохранении внутриполитической стабильности, чем  в активных действиях на международной  арене, которые могут вызвать  недовольство не только оппозиции, но и собственных партнеров по коалиции. 

Информация о работе Внешнеэкономические связи Германии