Противоракетная оборона США и проблемы международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – дать полную характеристику специфике противоракетных отношений США.

Содержание работы

Введение……………………………….........................................................................................1
Развитие ПРО в США……………………………………………………………………2
Противоракетное оружие XXI века………………………………………………….....8
Проблема разграничения систем ПРО ………………………………………………..14
Перспективы развития ПРО……………………………………………………………16
Проблема обеспечения национальной безопасности………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Противоракетная оборона США и проблема международной безопасности.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

     В июне 2002 года США официально вышли  из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор  ПРО) от 1972 года. В заявлении Белого дома Буш указал, что развертывание  представляет собой "еще один важный шаг" в противодействии угрозам 21-го века, стоящим перед Соединенными Штатами Америки, их друзьями и союзниками. [4]

     В создаваемую американцами систему  ПРО войдут плавучие и наземные элементы на Аляске, в Калифорнии, Японии, Гренландии и ряде европейских стран. В августе 2003 года Пентагон принял решение расконсервировать свою военно- морскую базу на острове Адак Алеутской гряды для поддержки ключевого элемента создаваемой системы ПРО - плавучей РЛС. База была закрыта в 1996 году, но вся ее инфраструктура осталась в рабочем состоянии. Мощная РЛС установлена на модернизированной нефтяной платформе, способной передвигаться со скоростью до 4 узлов. Радар станет составной частью интегрированной системы ПРО вместе с ракетами- перехватчиками, размещенными на Аляске. Осенью 2004 года Пентагон смонтировал 6 пусковых установок ракет- перехватчиков, которые размещены на базе Форт-Грили (штат Аляска), и в декабре 2004 года - 4 на базе Ванденберг (штат Калифорния). В 2005 году в Форт-Грили появилось еще 10 таких установок.

     По  словам помощника госсекретаря США по вопросам нераспространения и международной безопасности Джона Руда, "более чем 15 стран, ... в той или иной степени вовлечены в усилия по созданию системы ПРО". Среди этих стран, отметил он, выступая в Лондоне 27 февраля 2007 года на конференции по вопросам ПРО "Международная оборона: вызовы для Европы", - "Великобритания, Австралия, Дания, Франция, Германия, Италия, Израиль, Индия, Япония, Нидерланды, Тайвань, Украина, Польша и Чешская республика.

     Сотрудничество  США, Германии и Италии в области создания ПРО началось в 1997 году. В этом же году к этой программе присоединилась Великобритания. В 1998 году были проведены первые испытания этой системы. В 2003 году Великобритания и позднее Дания согласились на модернизацию расположенных на их территории систем разведки и раннего предупреждения противоракетной обороны, которые были созданы еще в эпоху «холодной войны». Переговоры с США о создании совместного "противоракетного зонтика" провели Нидерланды и Норвегия. Интерес к ПРО проявляют также Турция и Канада.

     В конце 2004 года Япония и США подписали  соглашение о сотрудничестве в области  создания ПРО, которое предусматривало  и обмен секретными технологиями. В 2005 году стороны согласились разделить  пополам расходы на этот проект. В Японии также размещены американские станции слежения за ракетными пусками. К 2010 году в Японии должен появиться совместный американо-японский командный пункт. [8]

     В Израиле с конца 1980-х годов  совместно с США разрабатывается  система Arrow или «Хец" ("стрела" на иврите). При этом Вашингтон выделяет две трети необходимых средств, Израиль - треть. В 2003 году, перед началом вторжения в Ирак американские комплексы Patriot были развернуты в Кувейте. В 2006 году Южная Корея официально объявила о создании командования противоракетной обороны, основу вооружений которой составили поставленные США комплексы Patriot и крейсера Aegis. 
США официально предложили Польше и Чехии разрешить создание на своей территории систем противоракетной обороны. В Чехии должны быть размещены 20 ракет-перехватчиков, в Польше - радар. Как заявил глава агентства по ПРО США Генри Оберинг, в рамках развития системы противоракетной обороны Соединенные Штаты хотели бы разместить радар противоракетной обороны на Кавказе.

     Затраты США на создание системы противоракетной обороны постоянно растут. По предварительным оценкам экспертов бюджетного управления конгресса, создание в США НПРО обойдется почти в 60 млрд. долларов в период по 2015 года. Однако эта сумма может быть значительно превышена: на 2008 год Агентство противоракетной обороны (которое реализует программу создания НПРО США) запросило $10.85 млрд. В 2007 году оно израсходовало $9.3 млрд., в 2006 году - $7.8 млрд., в 2005 году - $7.6 млрд., в 2004 году - $7.7 млрд., в 2003 году - немногим более $7 млрд.  

     1.2 Противоракетное оружие XXI века

     Весной 1999 г. в США была предпринята новая - и, похоже, успешная - атака высшего  военно-политического руководства  страны на Договор об ограничении  систем ПРО 1972 г. Первым с довольно жестким  заявлением выступил министр обороны Уильям Коэн. Он изложил взгляды Пентагона на создание национальной ПРО территории страны. По существу, под весьма популярным лозунгом «Защитим Америку!» была сделана попытка подготовить общественное мнение к необходимости внесения изменений в Договор по ПРО, позволяющих Вашингтону реализовать планы создания общенациональной противоракетной обороны.[2]

     Наступление продолжил конгресс, палаты которого 17 и 18 марта приняли раздельные, но весьма схожие законы, предусматривающие  начало развертывания так называемой «ограниченной» противоракетной обороны территории страны «как только это станет технически осуществимым». Официальным поводом усиления внимания к противоракетному оружию на нынешнем этапе послужили некоторые события, связанные с распространением ракетных технологий среди стран третьего мира, в частности, испытания северокорейских ракет средней дальности «Нодонг-1» в мае 1993 г. и «Тэпходонг» в августе 1998 г. Несмотря на то, что при последнем испытании не было зафиксировано отделения третьей ступени, о которой были распространены сообщения, в США эта ракета была сразу же охарактеризована как трехступенчатая, способная достичь, по крайней мере, Аляски или Гавайев.

     Анализ  деятельности США в области ПРО  за последние годы свидетельствует о том, что создание широкомасштабной ПРО территории страны является стратегической линией. Перспективная ПРО должна базироваться на основных стратегических концепциях, определяющих ее состав, структуру и особенности функционирования.

     Первая  стратегическая концепция предусматривает, что борьба с атакующими ракетами и боеголовками должна вестись на всей траектории их полета, начиная непосредственно с момента старта.

     Для решения этой задачи информационно-разведывательные средства и оружие перехвата должны располагаться не только на Земле, но и в атмосфере и космическом пространстве, образуя несколько рубежей перехвата. Построение обороны по принципу глубокого эшелонирования является содержанием второй стратегической концепции.

     Третья  концепция отводит решающую роль в обеспечении высокой эффективности системы ПРО ее первому эшелону, предназначенному для уничтожения ракет на активном участке их траектории. Большие размеры тонкостенной конструкции ракеты, мощное инфракрасное излучение работающих двигателей позволяют надежно обнаруживать ее в полете и наводить на нее средства уничтожения. Весьма заманчиво попытаться одним ударом уничтожить ракету со всеми находящимися на ней боеголовками и средствами преодоления ПРО до момента разделения головной части, после чего трудности борьбы с ними возрастают многократно.

     Однако  решить эту задачу с высокой эффективностью при помощи ныне существующих средств  перехвата ракет не представляется возможным, необходимо привлечение  новых видов противоракетного оружия, основанных на иных физических принципах. На сегодняшний день наиболее далеко продвинулись работы над химическим лазером. Центром исследований по его созданию стала лаборатория на авиабазе Кэртленд (Нью-Мексико). В качестве базового был выбран фтористоводородный лазер «Миракл». У него источником энергии накачки является химическая реакция между фтором и водородом. Образующаяся в ходе реакции рабочая смесь пропускается со сверхзвуковой скоростью через резонатор, в котором происходит выделение накопленной энергии в виде электромагнитного излучения средней инфракрасной области с длиной волны 2,8 микрометра. На выходе из резонатора это излучение фокусируется с помощью зеркал и направляется в сторону цели. На сегодняшний день наибольшие трудности в создании боевого противоракетного лазера связаны с необходимостью значительного увеличения его мощности и улучшения фокусировки излучения. Решение этих задач должно увеличить дальность поражения ракет до многих сотен километров.

     Чрезвычайно высокие требования предъявляются  к скорострельности лазерного оружия. Оно должно обладать способностью быстро перенацеливаться, затрачивая на поражение каждой цели не более 2-4 секунд. Для этого лазерная установка должна иметь источник энергии мощностью десятки и сотни мегаватт, высокоточные устройства поиска целей и наведения на них излучения, а также контроля над их поражением. По оценкам специалистов, для одного «выстрела» фтористоводородному лазеру потребуется более полутонны топлива. Не менее сложной задачей является обеспечение чрезвычайно высокой точности наведения излучения на цель. По расчетам видного американского специалиста Ричарда Боумена, система наведения должна обеспечивать попадание лазерного луча с 24 километров в монету достоинством в четверть доллара, летящую со скоростью 24 тысячи километров в час.

     В июле 1983 г. были проведены первые эксперименты по перехвату ракет с помощью  лазера, установленного на летающей лаборатории. В одном эксперименте с самолета А-7 были последовательно запущены пять ракет «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух». В результате «ослепления» лазерным лучом установленных на них инфракрасных головок самонаведения ракеты сбились с установленного курса. Несколько позднее установленная на базе Мауи (Гавайские острова) лазерная установка сопровождала ракету, запущенную с полигона на атолле Кваджалейн. При этом отрабатывалась автоматическая система сопровождения цели, и наведения на нее лазерного луча в течение времени, необходимого для поражения. Комментируя этот эксперимент, представитель Пентагона заявил, что при значительном увеличении мощности излучения цель была бы, несомненно, уничтожена. мощности излучения и улучшения его фокусировки.[9]

     В США также активно разрабатывались  так называемые эксимерные лазеры. Слово «эксимер» - производное от двух английских слов «эксайтед» (возбужденный) и «димер» (двухатомная молекула). Активной средой в них являются нестабильные химические соединения, находящиеся в возбужденном состоянии. Были созданы образцы эксимерных лазеров на фтористых и хлористых соединениях инертных газов. Сначала эксимерные лазеры разрабатывались в расчете их размещения в космосе. Однако расчеты показали, что масса боевых лазерных установок такого типа будет настолько большой, что разместить их на орбитальной станции вряд ли возможно. Поэтому эксимерные лазеры конструируются в расчете на их размещение на Земле, где массо-габаритные параметры установки не имеют особого значения.

     В результате настойчивых поисков  на свет появился фантастический проект создания глобальной лазерной системы  наземно-космического базирования. Он предусматривал развертывание системы эксимерных лазеров большой мощности, работающих в импульсном режиме, на горных вершинах. В этом случае удалось бы значительно снизить влияние наиболее плотных слоев атмосферы на расходимость и ослабление яркости лазерного излучения. При размещении лазеров на горах высотой 4-5 километров потери, связанные с поглощением и рассеянием энергии излучения, могут быть уменьшены примерно в 5 раз. Сложный состав атмосферы определяет различную прозрачность ее для лазерного излучения разной длины волны, с минимальными потерями пропуская излучение в диапазоне от 0,3 до 1 микрометра, что соответствует оптическому диапазону. Излучение с длиной волны менее 0,3 мкм интенсивно поглощается в атмосфере, и она становится для него, по существу, «непрозрачной».

     По  замыслу авторов проекта, каждый такой лазер будет генерировать мощное излучение, и направлять его  на 10-метровое зеркало, находящееся  на геостационарной орбите, которое, в свою очередь, будет переизлучать полученную энергию на «боевые» зеркала диаметром около 5 метров. Эти зеркала, расположенные на полярных орбитах высотой около 1.000 км, будут последовательно перенацеливать излучение непосредственно на летящие ракеты противника, нанося им поражение. Для того, чтобы держать постоянно под прицелом всю территорию России, по расчетам специалистов США, необходимо иметь около 400 таких зеркал. Поверхность отражающих зеркал должна быть обработана с чрезвычайно высокой точностью, порядка долей микрона. Для такого зеркала необходимо иметь сложную систему охлаждения (иначе под действием излучений произойдет искажение его формы, что приведет к нарушению фокусировки), а также систему наведения с быстродействующим компьютером.

     Лазерные  установки наземного базирования  с отражательными зеркалами, размещенными в космосе, могут быть также использованы для уничтожения бомбардировщиков и крылатых ракет противника, летящих в плотных слоях атмосферы. Для обеспечения неуязвимости зеркал и сохранения фактора внезапности такие зеркала могут выводиться на свои орбиты непосредственно перед началом боевых действий. Для этого их предполагается размещать в сложенном виде в боеголовках ракет, находящихся в полной готовности к старту.

     Группа  американских ученых во главе с участником «Манхэттенского проекта», лауреатом Нобелевской премии Хансом Бете произвела технико-экономическую оценку предлагаемой глобальной лазерной системы. Согласно подсчетам ученых, энергетические затраты, потребные для накачки эксимерных лазеров, превысят мощность 300 электростанций по 1.000 мегаватт каждая, что составит более 60 процентов мощности всех электростанций США. Стоимость только одной такой энергетической системы оценивается более чем в 100 млрд. долларов. Проведенные расчеты отрезвили сторонников глобальной лазерной системы, и основное внимание разработчиков вновь было уделено разработке более реальных проектов.

     Некоторая пауза в проведении работ по созданию и испытанию боевых лазерных систем была обусловлена принятием в 1985 г. конгрессом США десятилетнего  моратория на подобные эксперименты. Однако уже в 1996 г. работам над боевыми лазерами был придан новый импульс. В частности, корпорация «Боинг» получила контракт на сумму 1,1 млрд. долларов на создание двух лазерных установок воздушного базирования. В качестве носителя был определен модифицированный «Боинг-747» (программа ABL-Air Borne Laser -лазер воздушного базирования). Этот самолет должен быть оборудован устройством обнаружения летящих ракет противника и наведения на них лазерного излучения. В качестве базового выбран йодисто-кислородный лазер, который будет устанавливаться в носовой части самолета.

Информация о работе Противоракетная оборона США и проблемы международной безопасности