Отношения России и стран Балтии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 00:16, реферат

Описание работы

В данной работе речь идёт о проблемах в отношениях между Россией и странами Балтии в узком смысле этого определения, т.е. государств, имеющих непосредственный выход к Балтийскому морю, которые получают возможность прямых морских коммуникаций между любыми двумя из них без пересечения границ других государств. Это девять стран, включая Россию. Когда ведут разговор о проблемах в отношениях России и странах Балтии, то он в большинстве случаев касается таких стран как Латвия, Литва, Эстония, Швеция и Польша. В прочем, не упомянуты в этом списке только три страны, отношения с которыми развиваются довольно хорошо: Финляндию, Германию и Данию

Содержание работы

Введение 2
Отношения с Данией 2
Отношения с Германией 4
Сотрудничество между государствами 4
Экономическое сотрудничество 5
Сотрудничество в культурной сфере 5
Сотрудничество в сфере образования 6
Отношения с Финляндией 6
Отношения со Швецией 7
Отношения с Польшей 11
Отношения России и стран ближней Прибалтики 14
Северо-Европейский газопровод 16
Государственная безопасность 17
Экологическая безопасность 18
«Арктическое пространство» 20
Заключение 21

Файлы: 1 файл

отношения Росиии и стран Балтии.docx

— 62.32 Кб (Скачать файл)

Северо-Европейский  газопровод

 

«Северный поток» (англ. Nord Stream), ранее Северо-Европейский газопровод (СЕГ) — магистральный газопровод, прокладываемый по дну Балтийского моря из России (Выборг) в Германию (Грайсфальд) по территории и в территориальных водах России, Финляндии, Германии, Швеции и Дании.

Это – задача, которая  касается всех стран Прибалтики.

Газопровод «Северный  поток» призван обеспечить российским природным газом страны Европы, прежде всего Великобританию, Германию, Данию, Нидерланды и Францию. В 2005 году потребность зарубежной Европы в газе составляла 314 млрд. м³, а к 2025 году, по прогнозу, должна составить 509 млрд. м³. «Северный поток», проектная мощность которого составляет 55 млрд. м³ в год, обеспечит около 25 % прироста будущей потребности. При этом, как заявил премьер-министр России Владимир Путин, мощность газопровода при необходимости может быть увеличена. Выгоды от строительства газопровода:

  • европейцам импонирует, что природный газ позволяет существенно сократить использование угля, а значит, на 224 млн. тонн ежегодно сокращаются выбросы СО2 в атмосферу;
  • на сокращении выплат странам-транзитёрам Россия сэкономит ежегодно около $100 млн.;
  • Европа повышает энергобезопасность за счёт обхода территорий прежде всего Украины и Белоруссии, которые стали ненадёжными, в плане бесперебойности поставок, транзитёрами;
  • за счёт исключения Украины почти в два раза сокращается маршрут поставки.

Государственная безопасность

Все три прибалтийские республики бывшего  Советского Союза — Литва, Латвия и Эстония — выступали против строительства Северо-Европейского газопровода. Так, Эстонии предлагалось проложить трассу газопровода в её исключительной экономической зоне, но в 2007 году правительство республики отказало в исследовании дна в зоне своего экономического влияния.

Представители прибалтийских республик приписывали  проекту Северо-Европейского газопровода политические аспекты. Например, депутат Европарламента от Литвы Витаутас Ландсбергис указал, что строительство газопровода преследует цель «изменения политической карты Европы».

Уже в июне 2008 года на саммите стран  Балтийского моря представители  республик заявили о том, что  у них нет возражений против проекта. А первые голоса за проект прозвучали ещё в ноябре 2005 года.

Некоторые противники строительства газопровода  высказывали мнение, что при помощи «Северного потока» Россия будет  осуществлять шпионаж за странами Прибалтики и остальной акватории Балтийского  моря. В частности, профессор Кристер Вельбэк утверждал, что построенная на острове Готланд компрессорная станция будет использоваться, в том числе, для наблюдения за территорией Швеции. Шведские спецслужбы выражали опасение, что благодаря спецсенсорам, которыми оснащается газопровод на всём его протяжении, Россия сможет следить за всеми подлодками в Балтийском море. Подобные опасения высказывали поляки. До конца 2009 года вопросы к «Северному потоку» были у Минобороны Германии. Сходные вопросы волновали и Эстонию, министр обороны которой заявил: «У всего этого есть прямое влияние на интересы национальной безопасности соседних государств». В середине 2009 года спецслужбы Германии высказали опасение, что при прокладке газопровода Россия сможет установить специальные устройства, позволяющие подслушивать секретные внутриевропейские сообщения.

Против  строительства «Северного потока»  неоднократно высказывались представители  Соединённых Штатов Америки, например, посол США в Швеции. Консультант  по вопросам международной энергетики Александр Петерсен обвинил Германию в стремлении узурпировать энергопоставки из России и «на корню» пресечь планы Польши по конкурентным морским поставкам сжиженного природного газа (СПГ) из Катара на новый терминал в Свиноуйсце.

Однако  официальные лица, например, Финляндии  придерживаются прагматичного нейтралитета.

По  мнению президента консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, «Северный поток» рождён сугубо политическими причинами, поскольку законтрактованные объёмы поставок российского газа в Европу легко могли бы быть выполнены уже имеющимися газопроводами.

Экологическая безопасность

Балтийское  море считается самым грязным  в мире из-за активных грузоперевозок и неочищенных стоков. С самого начала недовольство экологическими последствиями  «Северного потока» выражали Эстония, Финляндия и другие страны Прибалтики. Против реализации проекта высказывались  представители различных природоохранных  организаций, в частности Greenpeace, который утверждал, что строительство газопровода могло затронуть захоронения химического оружия в Балтийском море и привести к экологической катастрофе. Впрочем, компании-оператору Nord Stream AG удалось наладить сотрудничество с ними.

В ответ на экологическую критику Nord Stream AG несколько раз проводила экологическую экспертизу влияния газопровода на Балтийское море. Председатель правления концерна E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг заверил заинтересованные стороны, что проект Nord Stream выходит «на новые рубежи в смысле применения передовых технологий и эффективной охраны окружающей среды». Более того, представители компании-оператора сообщили, что при строительстве газопровода будут учитывать такие важные для экосистемы Балтийского моря моменты, как нерест рыб и миграция перелётных птиц. 5 ноября 2009 года шведский министр охраны окружающей среды Андреас Карлгрен заявил: «Я скептически относился к газопроводу. Но после внимательного изучения всей документации сомнения постепенно развеялись».

С тезисом о преувеличении экологической  опасности «Северного потока», в  основном, согласны и российские эксперты. При этом один из экспертов, Вадим  Пак, директор Атлантического отделения  Института океанологии РАН в  Калининграде, назвал «чушью» заявления  о том, что строительство газопровода  может привести к отравлению вод  Балтийского моря.

Поднимался  вопрос о том, что строительство  газопровода может потревожить  захоронения в водах Балтийского  моря как химического, так и обычного оружия гитлеровской Германии, вследствие чего может произойти экологическая  катастрофа. В частности, об этом говорил  член сейма Литвы Ионас Шименас. В ответ консорциум нанимал несколько компаний, в том числе и специалистов военно-морского флота России, для того чтобы проверить трассу будущего газопровода на наличие химического оружия и мин. Было выяснено, что боеприпасы на дне моря есть, но места их опасных скоплений газопровод обходит стороной. Расчистка морского дна в финских водах (взрыванием мин) началась осенью 2009 года. Всего на маршруте газопровода требовалось обезвредить несколько десятков мин.

16 марта 2010 года 8 эстонских и одна финская организации попытались обжаловать решение о строительстве «Северного потока» в административном суде города Вааса (Финляндия). В сентябре 2010 года все иски были отклонены. Примерно в это же время Минприроды России и Министерство окружающей среды Финляндии договорились об обмене информацией о состоянии экологии в процессе строительства «Северного потока». Аналогичное соглашение было достигнуто с Эстонией.

Сразу после заключения соглашения президент  Польши Александр Квасьневский назвал «подписанный пакт Путина — Шрёдера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения». Польский сейм принял заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве газопровода «угрожает безопасности и независимости Польши». Правительство Польши последовательно выступает против этого проекта.

Представители правительства  Польши не раз заявляли, что строительство  газопровода по суше, через её территорию, будет и дешевле, и не увеличит долю российского газа в общем  импорте Европы. Также правительство Польши указывало на свои права на воды южнее острова Борнхольм, надеясь таким образом помешать реализации проекта. Однако был выбран маршрут севернее острова.

Позднее выяснилось, что  критика со стороны Польши была вызвана в том числе опасением возможного прекращения поставок полякам российского газа по наземному маршруту Ямал — Европа после ввода в строй «Северного потока». После прояснения ошибочности таких предположений, а также после заявления России о готовности увеличить поставки газа в Польшу и продлить договор о сотрудничестве до 2037 года президент Дональд Туск заявил, что «Северный поток» «перестаёт быть опасным для Польши».

 

«Арктическое пространство»

Ещё одним общим вопросом, касающимся не только России и стран Прибалтики, является вопрос об «Арктическом пространстве».

Важное значение имеют сотрудничество в Арктике - прежде всего в форматах "арктической пятерки" (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия) и Арктического совета, вопросы разграничения континентального шельфа в приполярной области.

Арктическое пространство разделено между восьмью  государствам: Россией, Канадой, Данией, Финляндией, Норвегией, Швецией, США, Исландией.

Согласно  Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в которой с 1997 года участвует Россия, арктический континентальный шельф включает в себя морское дно и недра до "внешней границы подводной окраины материка", его минимальная протяженность составляет 200 морских миль от берега. Прибрежные государства имеют суверенное право разведки и разработки природных ресурсов на шельфе. В связи со сложностью определения внешних границ расширенного континентального шельфа пока ни одна страна не установила такие границы.

Вопрос  о принадлежности шельфа имеет не столько научное значение, сколько  экономическое и энергетическое. По некоторым данным, запасы условного  топлива в районе арктического шельфа достигают 5 миллиардов тонн. Кроме  России о своих правах на шельф  могут и, как показывает практика, готовятся заявить другие страны, в том числе Канада и США.

Если  Россия докажет, что подводные арктические  хребты Ломоносова и Менделеева, которые  тянутся к Гренландии, являются геологическим  продолжением ее континентального шельфа, то сможет получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади  в Арктике и на разработку колоссальных месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный Полюс. Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 году.

 

 

 

 

Заключение

Отношения между Россией и Балтией носят преимущественно экономический характер. Нельзя говорить об отсутствии дружеских чувств между странами, но в полной мере им мешает развиваться отпечаток истории на их отношениях, в частности в отношениях с Польшей, хотя это тоже спорный вопрос потому, что касательно этой страны, разговор можно вести с разных сторон: отношения между народами стран и отношения их, как между государственные, на мой взгляд, разные вещи. Так же неопределённо стоит вопрос в отношениях со Швецией. На мой взгляд, Швеция – страна, культура которой не развивалась сродни культуре остальных стран запада, а шла по кривой, очень похожей на ту, по которой развивалась Россия. И в первую очередь я выделил бы их, как страны, которым следовало бы налаживать не только экономические, но и дружеские отношения. Не желание Швеции принимать активное участие в жизни России вижу и в свете нестабильной политической ситуации внутри страны. Швеция и Польша – те две страны, которые не хотят делать шаг навстречу, в отличии от других стран Балтии, например, Германии и Дании. Что же касается отношений с Эстонией, Латвией и Литвой, отношения между которыми в полной мере тёплыми назвать тоже не получается, всё равно можно говорить об их сближении. В целом отношение к России всех стран носит, на мой взгляд, негативный оттенок, при чём некоторые страны это показывают, не прикрывая своё резкое отношение ничем. И всё таки, остаётся верить в светлое будущее, поскольку в наше время оно в большей части зависит от энергоресурсов, на которые наше правительство и делает акцент в развитии нашей страны.

Информация о работе Отношения России и стран Балтии