О принципиальной схеме федеральной инновационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:25, статья

Описание работы

Данная работа создана с использованием материалов методологической проектной игры «Проектирование Национальной инновационной системы» (22-24 июня 2002 г., г. Зеленогорск)1. Предлагаемая авторами концепция «инновационной системы на креативных генераторах» развивает идеи, сформулированные в предшествующих статьях: «Социальная термодинамика и идентичности» [7] и «Социосистема как тепловая машина»

Файлы: 1 файл

Инновационная структура.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Первый из предложенных механизмов представляет собой обычную  петлю обратной связи, «внутренний  круг информационного кровообращения». Он, несомненно, важен, но сам по себе не является каналом использования  инноваций.

Второй механизм, а именно, утилизация инноваций в торговом пространстве Ойкумены для получения страной доли в мировой интегральной квазиренте, — является формальной внешнейцелью создания федеральной инновационной системы. Следует, однако, иметь в виду, что англосаксонские страны и, в не меньшей степени, Китай весьма эффективно защищают свое семантическое пространство от чужих смыслов (политика информационного протекционизма). Между тем, эти страны — главный и наиболее платежеспособный потребитель инноваций.

Поскольку протекционизм  является государственной политикой  и в этом смысле противопоставлен рынку, утилизация российских инноваций в мировом торговом пространстве также должна стать государственной политикой. Создавая федеральную инновационную систему, необходимо иметь это в виду6.

Административно-управленческая, а в равной степени и юридическая утилизация инноваций сталкивается с другой, еще более серьезной проблемой. Современная индустриальная цивилизация уже накопила огромное количество смыслов, которые не совместимы с текущей фазой развития. В течение последнего столетия все усилия глобальной социосистемы (Человечества) были направлены на ограничение развития. Речь шла о том, чтобы продлить существование индустриальной фазы, притом — любой ценой. Последнее замечание носит не столько эмоциональный, сколько формально-логический характер: все три мировые войны могут рассматриваться как высокотехнологическая деструкция мировых когнитивных структур начала XX столетия7.

В результате, современное  общество имеет очень высокое инновационное сопротивление, причем стагнационные механизмы особенно надежно работают именно в административно-управленческой и юридической сферах. Практически эти механизмы должны быть сломаны государством либо же внегосударственными структурами. Насколько можно судить, такая задача несовместима с современным пониманием демократии.

Проектная утилизация инноваций подразумевает существование социопроектных организаций, которых пока просто нет (во всяком случае, их нет как источника платежеспособного спроса на инновации). Впрочем, создание таких инстанций есть задача, комплементарная к построению федеральной инновационной системы.

Коммуникативные инновации (теория перевода, теория и практика Протоколов общения, новые финансовые технологии, социотерапевтические технологии, инновационные транспортные системы и пр.) по всей видимости, могут быть сегодня реально проданы на внешнем и внутреннем рынке. Платежеспособный спрос на соответствующие товары и услуги наличествует и даже выглядит значительным. Необходимо, конечно, учитывать, что в действительности он не является таковым, и строить федеральную инновационную систему, имея в своем распоряжении только этот канал сбыта, нельзя.

Производственная  инноватика представляет собой наиболее традиционный, перспективный и сложный механизм утилизации смыслов. Здесь проблема состоит в том, чтоинновационная экономика носит когнитивный характер, а потому, во-первых, отрицает существующие индустриальные экономические структуры, а во-вторых, подчиняется квантовым законам, то есть, «аппаратно» включает в себя механизм «зашнуровки» информационного и объектного пространства. Прежде всего, это означает двойственный материально-информационный характер производства («экономика индустриально-информационных кластеров») и такую же дуальную организацию самого производства («инновационная пара» как методологическое единство проекта и оргпроекта). Нет необходимости разъяснять, что если российская и мировая экономика и знает примеры такого производства, то — как редкое исключение, а не как постоянную практику.

Подведем итоги. Если производство инноваций представляет собой сугубо «техническую» задачу, которая может быть решена минимальными средствами и практически не требует серьезного участия государственного капитала и совокупного административного ресурса, то утилизация этих инноваций является фундаментальной социальной проблемой. Именно эта проблема должна находиться в центре внимания социопроектировщиков.

Мы приходим к выводу, что между зонами генерации  и утилизации смыслов должен находится  еще один «этаж» федеральной инновационной  системы (см. Приложение — Рис. 2).

Назовем соответствующую  структуру «эмулятором информационного рынка» и возложим на нее следующие обязанности:

  • обеспечение оптимальной коммуникации между креативными группами;
  • организация взаимодействия между зонами производства и утилизации инноваций;
  • «упаковка» инноваций в социально-приемлемую форму;
  • защита семантического пространства России, регулирование барьеров, ограничивающих распространение смыслов через национальные границы (упорядочивание «тарифов» на мировом инновационном рынке);
  • проектная деятельность по инновационному развитию федеральной инновационной системы;
  • финансовая, правовая, психологическая, административная поддержка креативных исследовательских групп.

Другими словами, «эмулятор информационного рынка» управляет деятельностью ФИС и ее совершенствованием, организует взаимодействие ФИС с административными, социальными, производственными, политическими системами в России и за ее пределами, сублимирует «инновационную долю» мировой квазиренты (то есть является той структурой, на которой происходит выделение части совокупной прибыли от инновационной деятельности).

Задачи «эмулятора рынка» подразумевают необходимость  привлечения значительного административного  ресурса, и в этом смысле данная структура  должна носить государственный или квазигосударственный характер — подобно Федеральной Резервной Системе США, аналогом и антагонистом которой является ФИС.

Базовыми процессами «эмулятора информационного рынка» является управление инновациями и согласование инновационной и традиционной составляющих российской культуры (поддержание инновационного баланса).

Рассмотрим структурную  схему «эмулятора рынка» (см. Приложение — Рис.3):

Его центральным  звеном является мощный социальный двигатель, собранный по схеме фазированной решетки [8]. Этот двигатель осуществляет переработку «formatted innovate messages» (речь идет о создании линейной оболочки поступающих на вход системы инноваций, то есть об операциях сложения, умножения на число, вычитания и деления в пространстве инноваций), поиск способа утилизации для данной инновации или группы инноваций, поиск инновации по данному заказу из сферы утилизации, поиск способа финансирования для креативных групп.

По базовому процессу такой двигатель является типичной штабной структурой и в  действительности должен выступать как отдел Гражданского Генерального Штаба8, необходимость создания которого достаточно очевидна. Через организацию Гражданского Генерального Штаба осуществляется связь федеральной инновационной системы с законодательной, исполнительной, судебной, финансовой и индустриальной властями России, иными словами, — включение ФИС в национальную корпорацию [5].

Инновационному  штабу непосредственно  подчинены финансовая, информационная, проектная и корпоративная организационно-деятельностные группы (Task Forces).

Финансовая TF представляет собой Инновационный Банк, задачей которого является стимулирование, кредитование и частичная оплата инновационной деятельности. Если инновационное развитие будет объявлено одним из основных приоритетов российской внутренней политики, это финансовое учреждение должно приобрести особый статус, приближающийся к статусу Центрального Банка РФ. Инновационный Банк аккумулирует финансовые ресурсы инвестиционных, венчурных, исследовательских и иных Фондов, осуществляющих свою деятельность на территории России.

В зависимости  от текущего финансового законодательства РФ в функции Инновационного Банка  может также войти контроль над  поступлением экспортной выручки от продажи инноваций и инновационных технологий за рубеж, а также взимание единого инновационного налога9. Здесь следует учесть, что все расходы ФИС могут быть точно определены и вписаны отдельной строкой в бюджет, в то время как через счета ФИС «проходит» лишь часть доходов от инновационной деятельности.

Информационная TF включает в себя систему учета  инноваций (Патентный Банк), механизм взаимодействия федеральной инновационной системы с Российской Академией Наук и ее структурами (Экспертно-организационный совет), а также Государственную Электронную Библиотеку.

Задачей Патентного Банка является скупка патентов, их укрупнение (создание патентных пулов) и последующая перепродажа. Патентный Банк также осуществляет защиту информационной собственности на гуманитарные технологии, которые не могут быть запатентованы обычным образом.

Креативные генераторы ФИС если не формально организационно, то, во всяком случае, информационно выделены из системы РАН. Это обусловлено представлением авторов данной статьи, согласно которому централизованная огосударствленная наука занимает в современном обществе не нишу творца — создателя истинных смыслов, но нишу «критика» — ниспровергателя ложных смыслов. Тем самым определяется роль РАН в федеральной инновационной системе: РАН является основным поставщиком кадров для креативных генераторов и штабных структур, а также экспертным сообществом, осуществляющим оценку инноваций в интересах различных звеньев ФИС. Кроме того, оборудование и другие активы, принадлежащие РАН, могут быть использованы структурами ФИС на договорной основе.

Государственная Электронная Библиотека является, вероятно, самым дорогим звеном федеральной  инновационной системы. Тем не менее, значение этой организационной структуры для дальнейшего развития России столь велико, что необходимо найти государственные или корпоративные ресурсы для ее создания. Речь идет о переводе всех10печатных текстов, хранящихся в стране, в электронную форму, создании адекватной поисковой оболочки, позволяющей свободно ориентироваться в созданной таким образом глобальной информационной системе, и организации свободного сетевого доступа к этой системе.

Проектная TF занимается конструированием перспективных социосистем  на базе создаваемых ФИС инноваций. Одной из социосистем, подлежащих непрерывному реконструированию, является сама ФИС.

Задачей корпоративной TF является организационно-правовое и финансовое сопровождение креативной деятельности. Предполагается, что при регистрации той или иной инновации в ФИС ее создатели будут получать (электронный) «пакет документов», определяющих их право собственности на коммерческое предприятие, единственной уставной целью которого является эксплуатация данной идеи и продуктов ее развития (в любой форме, а именно: продажи патента, предоставления лицензий, организации производства, консалтинга, чтения лекционных курсов и т.п.). Данное предприятие «по построению» входит в Федеральную Инновационную Корпорацию. Корпорация по доверенности осуществляет бухгалтерско-налоговое сопровождение предприятия (при условии, что его владельцы не осуществляют какой-либо деятельности, за такое сопровождение не взимается плата). Понятно, что стоимость предприятия, единственным капиталом которого является «голая идея», мало отлична от нуля. Однако, по мере проработки инновации и возможных путей ее утилизации стоимость фирмы, владеющей этой инновацией, может значительно возрасти. Таким образом, как создатели инновации, так и ФИС (в лице Федеральной Инновационной Корпорации) получают формальную прибыль. Предложенный механизм распределения носит опционный характер и в своих наиболее общих чертах опробован рядом инвестиционных фондов.

Инновационный штаб координирует свою деятельность с последним структурным блоком ФИС — Институтом Новой Семантики.

5. Семантическая оболочка  федеральной инновационной  системы.

Процесс производства и утилизации инновации подразумевает в качестве обязательного шага создание сцепленного с ней мифа [4]. Миф аккумулирует определенную (иногда очень значительную) часть стоимости инновации и может быть продан помимо нее.

Инновационный миф можно рассматривать как  Представление11 инновации в языковом пространстве. Это означает, что сам он должен представлять собой семантическую инновацию, иными словами содержать не только новые смыслы, но и новые мысле- и словоформы. То есть, инновационный миф модифицирует языковую среду.

Заметим в этой связи, что инновационная языковая среда может быть использована для  создания самых разнообразных текстов  — от художественных произведений до коммуникационных протоколов, то есть она представляет определенную коммерческую ценность. Более того, в современных условиях текст, являющий собой проекцию структурной инновации на ту или иную сюжетную плоскость, продать значительно проще, нежели саму структурную инновацию. Следовательно, можно говорить о семантической утилизации инновационной деятельности, понимая под этим термином не только торговлю соответствующими мифами, но и инновационной языковой средой и продуктами, созданными на ее основе.

Информация о работе О принципиальной схеме федеральной инновационной системы