О принципиальной схеме федеральной инновационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:25, статья

Описание работы

Данная работа создана с использованием материалов методологической проектной игры «Проектирование Национальной инновационной системы» (22-24 июня 2002 г., г. Зеленогорск)1. Предлагаемая авторами концепция «инновационной системы на креативных генераторах» развивает идеи, сформулированные в предшествующих статьях: «Социальная термодинамика и идентичности» [7] и «Социосистема как тепловая машина»

Файлы: 1 файл

Инновационная структура.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

О принципиальной схеме  федеральной инновационной  системы.

Данная работа создана с использованием материалов методологической проектной игры «Проектирование  Национальной инновационной системы» (22-24 июня 2002 г., г. Зеленогорск)1. Предлагаемая авторами концепция «инновационной системы на креативных генераторах» развивает идеи, сформулированные в предшествующих статьях: «Социальная термодинамика и идентичности» [7] и «Социосистема как тепловая машина» [8].

1. Федеральная инновационная  система и место  России в мировом  разделении труда.

Во второй половине XX столетия место государства в  единой системе мироустройства определялось экономическими и военными критериями. Современный же мировой порядок (order) ставит во главу угла понятие проектности, ранжируя страны и регионы по их отношению к этой геоэкономической категории.

Так выделяются современные великие державы — субъекты проектности и страны «нового третьего мира» — объекты проектности. Между этими категориями находятся «сравнительно развитые государства», участвующие в чужих проектах на правах «субподрядчика« но преследующие в этих проектах собственные цели.

В создавшихся  условиях России необходимо либо присоединиться к одному из мировых проектов, либо же — создать свой. «Семантика национальной инновационной модели нужна только в рамках мета-проектности» [5].

Инноватика может  стать мотивом (или одним из мотивов) такой мета-проектности. Это обусловлено, прежде всего, востребованностью инновационной деятельности и ее слабой представленностью в мировой системе разделения труда.

На современной  геоэкономической карте выделяются регионы, осуществляющие глобальную управленческую деятельность (управление проектами, управление транснациональными корпорациями, управление изменениями). Существуют «технологические», «производственные» (которые, в свою очередь, разделяются на «хайтек» и «лоутек»), «сырьевые» регионы. Некоторые субъекты мирового разделения труда предлагают свою территорию для размещения тех или иных производств или сравнительно дешевую рабочую силу2 

На сегодняшний  день Россия может рассматриваться как один из игроков только на одном рынке — мировом рынке сырья и человеческих ресурсов. Однако и там страна не занимает и не будет занимать сколько-нибудь лидирующую позицию. Еще более безосновательными являются попытки занять «место под солнцем» среди стран технологических, производственных или управленческих регионов. Даже «рынок территорий» уже поделен.

В этих условиях естественным — и единственным —  выходом для России является создание собственного сектора мирового рынка, и инноватика может стать таким сектором.

Необходимо, однако, учесть, что неразвитость рынка инноваций  имеет не только положительную сторону: отсутствие конкуренции, возможность  устанавливать собственные «правила игры», но и отрицательную — катастрофический малый объем платежеспособного спроса. В современной цивилизации «создание изобретений не имеет рыночной стоимости» [5].

2. Проблемы создания  федеральной инновационной  системы.

Создание федеральной  инновационной системы предусматривает  последовательное решение четырех фундаментальных проблем, из которых проблема создания механизма расширенного воспроизводства инноваций является наиболее простой.

Действительно, созданные в 1960-е годы технологии ТРИЗа/РТВ[1] к настоящему времени получили достаточно широкое распространение, равно как и мыследеятельностная методология Г.П.Щедровицкого [11, 12]. Теория семантических спектров В.Налимова [6] и практика нейролингвистического программирования [2] позволила разрешить часть коммуникативных проблем и поставить вопрос об идеальной коммуникации и соответствующих Протоколах общения.

Таким образом, на сегодняшний  день созданы все  необходимые предпосылки  для массового  производства инноваций. Этот процесс тормозится, прежде всего, отсутствием необходимого инновационного спроса, а затем — слабой дисциплиной мышления в современных креативных группах.

Более серьезный  характер носит политико-организационная проблема. Создание федеральной инновационной системы может быть только национальным проектом, что подразумевает, во-первых, необходимость скорейшего перехода российских элит к проектному мышлению и, во-вторых, осознание высшим руководством страны необходимости инновационного развития России. И первое, и второе неизбежно, но требует времени.

В условиях отсутствия платежеспособного спроса на открытия и изобретения, как на внутреннем, так и мировом рынке, особое значение приобретает проблема внедрения инноваций. Современная экономическая (и не в меньшей степени юридическая) система препятствует сколько-нибудь масштабному внедрению инноваций в производственную деятельность, не меньшие трудности стоят и на пути реализации социальных, финансовых, организационно-административных инноваций. В данной работе будут предложены некоторые паллиативные пути разрешения «проблемы внедрения». В целом же эта проблема на сегодняшний день не решена — ни в России, ни за рубежом. Возможно, в рамках индустриальной фазы развития она вообще не имеет общего решения.

Наконец, серьезнейшей проблемой, которая до сих пор не исследована и даже не отрефлектирована, является неустойчивость современного (индустриального) общества по отношению к инновационным процессам. В настоящее время базовые социальные структуры сохраняются, если характерные времена онтологических измерений превышают условное «поколение» (25 лет). В противном случае общество теряет устойчивость, что характеризуется процессами социальной деструкции и резким повышением инновационного сопротивления. Показателен пример России, с большим трудом преодолевшей «десятилетие перемен».

При разработке схемы федеральной инновационной  проблемы должны быть учтены ограничения, накладываемые указанными проблемами.

3. Креативный генератор.

«Элементной базой» федеральной инновационной системы  должны стать, на наш взгляд, креативные генераторы. Конструктивно они весьма просты.

Основой креативного  генератора является «социальный тепловой двигатель» [7], оптимизированный по критерию производства информации (распаковки смыслов)4. В качестве «двигателя» может быть использована «организационно-деятельностная двойка», «рефлексивная тройка», «информационная фазированная решетка»; допустимо также применение технологий организационно-деятельностных и ролевых игр [8]. Базовым процессом в «двигателе» является информационная генерация.

Подобных «двигателей», исправно создающих новые смыслы, в России очень много. Однако производимая ими информация слабо структурирована, плохо передается по существующим коммуникативным каналам, не отвечает современным требованиям к «формату сообщения» (message format) и поэтому бесцельно рассеивается в окружающей среде.

В креативном генераторе информация, созданная «двигателем», поступает на вход специальной рефлексивной штабной структуры. Задачей этой структуры является генерализация смыслов и представление их в формате, отвечающем требованиям коммуникативных Протоколов.

Здесь следует  сказать, что простейшие формы утилизации креативной деятельности, а именно:

  • стенографирование дискуссии;
  • магнитофонная запись такта работы когнитивной группы с последующей расшифровкой этой записи;
  • публикация целевых сборников по материалам научных конференций, организационно-деятельностных или ролевых игр, креативных семинаров, —

совершенно недостаточны для решения задачи создания федеральной  инновационной системы. Речь должна идти о существенно более глубокой рефлексии, и штабная структура  выполняет в креативном генераторе, отнюдь, не роль «группы технической  и организационной поддержки». В действительности, эта структура представляет собой «информационный усилитель», на вход которого поступают некоторые «идеи», а с выхода снимаются «сообщения», отвечающие заданному формату (форматам). Таким образом, штабная структура отвечает за взаимодействие между креативной группой и обществом (а в узком смысле — между креативной группой и традиционной информационной культурой).

Базовым процессом  штабной структуры, как уже отмечалось, является генерализация информации.

Штабная структура  также может быть «собрана» на социальных тепловых двигателях. Опыт показывает, что наиболее эффективно работающим штабом является организационно-деятельностная «двойка». Допустима «двухтактная схема», в которой одна и та же «двойка» последовательно используется сначала как генератор информации и затем как штабная структура.

Таким образом, принципиальная схема креативного  генератора выглядит следующим образом:

«Продукцией» креативного генератора являются форматированные сообщения, заключающие в себя произведенные смыслы (formatted innovate messages).

Отметим, что  креативный генератор в известном  смысле представляет собой «мета-двойку», один из «элементов» которой непрерывно отслеживает когнитивную, а другой — рефлективную позицию.

Креативный генератор  можно рассматривать как отдельную  исследовательскую группу, не включенную организационно в какую-либо формальную научно-административную структуру (НИИ, КБ, РАН и пр.), но информационно связанную с научным сообществом. Такая группа должна быть максимально мобильна во всех смыслах этого слова и независима. Она поддерживает свое существование за счет заказов со стороны государственных органов, административных, политических и коммерческих структур. Свою деятельность она рефлектирует в виде «formatted innovate messages», которые реализует либо на свободном рынке, либо в рамках федеральной инновационной системы.

«Демонстрационный»  креативный генератор состоит всего  из двух человек — организационно-деятельностной «двойки», работающей в двухтактном режиме. «Рабочий образец», способный к долговременному автономному существованию, несколько более сложен и включает в себя когнитивную «тройку» и административно-штабную «двойку». Такая группа, состоящая из пяти человек, может одновременно решать две исследовательские задачи (условно — жизнесодержащую и жизнеобеспечивающую), то есть поддерживать две пары базовых процессов и соответствующие этим процессам коммуникационные процедуры.

Для повышения мобильности группа «монтируется» на полноприводном автомобиле, оснащается стационарным компьютером с периферией (принтер, сканер, модем), двумя портативными компьютерами, двумя карманными компьютерами, системой спутниковой связи. Такой автомобиль представляет собой «мобильный штаб», позволяющий развернуть работу практически в любом населенном пункте России.

Наш проект федеральной  инновационной системы опирается  на представление о «когнитивной пустыне», которую представляет собой современная Россия и в значительной степени — современная Европа. Когда-то через эту пустыню будут проложены «железные дороги» и «оросительные каналы», а сама она предстанет аналогом райского сада (по крайней мере, «древа познания» будут произрастать там в массовом масштабе). Но до этой поры инфраструктура когнитивной пустыни будет определяться немногими «оазисами» — стационарными исследовательскими центрами, владеющими экспериментальным оборудованием, а также хранилищами образцов и тех немногих документов, которые не представляется возможным или целесообразным перевести в электронную форму, — и «кочевниками-бедуинами» на «джипах» со спутниковыми антеннами.

4. Конструирование  федеральной инновационной  системы на креативных  генераторах.

Переход к описанной  «идеальной форме» организации креативных исследовательских групп — дело будущего: неизбежного, но, возможно, не близкого. Пока достаточно осознать, что «креативные генераторы» существуют, и как только будет решена проблема коммуникативных протоколов и создана какая-то система оплаты инновационной деятельности, их можно будет производить в любом количестве.

Будем считать, что запущено в эксплуатацию достаточно много креативных генераторов и, таким образом, построен «первый  этаж» федеральной инновационной  системы.

Тем самым, в  российском обществе создается непрерывный поток formatted innovate messages. Эта деятельность имеет смысл (и, что важнее, будет оплачена) только в том случае, если удастся построить систему утилизации производимой информации. При этом желательно, чтобы производимые и утилизируемые инновации не разрушили до основания существующие социальные структуры (или, во всяком случае, чтобы такое разрушение происходило не каждый день и, в свою очередь, было бы регулируемым и утилизируемым).

На сегодняшний  день инновации теоретически могут быть использованы:

  • в информационном пространстве (для производства других инноваций);
  • в планетарном торговом пространстве (для торговли инновациями и получения частной дифференциальной прибыли и/или доли в интегральной мировой квазиренте);
  • в административном пространстве (для совершенствования управленческих механизмов);
  • в юридическом пространстве (для получения прибыли за счет модификации внутренних и мировых «правил игры»);
  • в проектном пространстве (для создания и последующего совершенствования российской системы мирового и регионального социального проектирования);
  • в коммуникативном пространстве (для повышения связности страны);
  • в пространстве производства (для изготовления и продажи принципиально новых товаров и услуг, а также для совершенствования самой системы производства).

Информация о работе О принципиальной схеме федеральной инновационной системы