Отравление ядами крови

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение ядов крови, имеющих наибольшее судебно-медицинское значение, вызывающие первичные изменения в крови и определяющие всю картину отравления— гемолитические и гемоглобинотропные вещества. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Дать общую характеристику каждому яду.
Описать механизм действия каждого вида яда на организм
Проанализировать диагностику отравления тем или иным ядом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Мышьяковистый водород (арсин)……...……………………………4
Глава 2. Бертолетова соль (хлорноватокислый калий, хлорат калия)…..…12
Глава 3. Анилин (фениламин, амннобензол)………………………………..16
Глава 4. Нитробензол………………………………………………………….22
Глава 5. Нитрит натрия (азотистокислый натрий)………………………….24
Глава 6. Окись углерода (угарный газ)………………………………………29
Заключение……………………………………………………………...……..41
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

к.р.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Применяется при  производстве спичек, взрывчатых веществ, в пиротехнике, стекольной промышленности, металлургии, меньше в анилиновой и анилинокрасочной промышленности

Окислительные свойства бертолетовой соли использовались ранее при изготовлении дезинфицирующих полосканий в медицинской практике для лечения воспалительных процессов.

Раньше острые отравления возникали при работе на спичечных фабриках при заглатывании больших количеств бертолетовой соли в виде пыли, в быту в результате ошибочного использования вместо поваренной соли, вместо хлорида калия в кровезаменителях, вместо слабительного, а также с целью прерывания беременности.

Бертолетова соль — общепризнанный кровяной яд, вызывающий образование метгемоглобина, гемолиз эритроцитов и нарушение транспорта кислорода кровью. Механизм действия яда точно не установлен. Считается, что бертолетова соль в организме восстанавливается до хлорида калия, теряя кислород, который в свой очередь разрушительно действует на ферменты, переводя гемоглобин в недеятельные формы. Образовавшийся хлорид калия паралитически действует на центральную нервную систему, нарушает осмотическое равновесие клеток и вызывает гемолиз эритроцитов, чему способствует метгемоглобин, уменьшающий резистентность эритроцитов. Отравления бертолетовой солью возникают при попадании ее через рот или поврежденные слизистые оболочки в виде растворов и нерастворенных солей, либо при внутривенном введении в виде растворов. Тяжелые отравления возникают при приеме взрослыми 10 г бертолетовой соли. В развитии отравления имеет значение состояние организма, в частности степень кислотности желудочного сока: высокая кислотность является фактором, способствующим усилению токсического действия бертолетовой соли При пероральном приеме она действует как щелочь, вызывая местное раздражение, всасывается через слизистую оболочку желудка и поступает в кровяное русло, где при исследовании может быть обнаружена в течение нескольких дней. Частично выделяется с мочой и также может быть обнаружена в ней.

Отравления бертолетовой солью могут быть острыми и  хроническими. В судебно-медицинском отношении наибольший интерес представляют острые отравления. Острота развития отравления зависит от пути введения яда и его агрегатного состояния. При внутривенном введении картина отравления развивается быстрее, чем при пероральном.

Через несколько  часов после попадания яда  в организм, независимо от пути введения появляется тошнота, жажда, рвота, боли в эпигастральной области, понос. При  пероральном введении эти симптомы выражены более остро. По мере нарастания уровня метгемоглобина в крови развивается синюшность кожных покровов с сероватым оттенком, особенно заметная на лице. Эти симптомы сопровождаются общей слабостью, сонливостью. С увеличением количества метгемоглобина в крови нарастает гемолиз эритроцитов: появляется желтушность кожных покровов, слизистых, соединительных оболочек глаз В крови прогрессивно уменьшается количество гемоглобина, она сильно сгущается, на воздухе быстро свертывается. В первые часы после попадания яда в организм вследствие избытка калия в крови отмечается полиурия. Продолжающийся гемолиз эритроцитов приводит к появлению в моче белков — альбуминов, гемо- и миоглобина, сначала растворенных, а затем и в виде цилиндров, постепенно закупоривающих просвет почечных канальцев. Полиурия сменяется олиго, а затем и анурией. При неблагоприятном течении отравления на фоне нарушения выделительной функции почек вследствие закупорки почечных канальцев белками нарастают явления уремии, преобладающие в терминальном периоде отравления и приводящие к летальному исходу. Смерть при отравлении бертолетовой солью может наступить через 6—24 ч после ее приема.

Морфологические изменения при отравлении бертолетовой солью — серо-фиолетовые трупные  пятна на фоне желтушной кожи, желтушные  конъюнктивы и слизистые оболочки, на которых могут обнаруживаться множественные петехии и кровоизлияния.

При внутреннем исследовании обнаруживаются красно-коричневая густая кровь, отек и полнокровие всех внутренних органов, множественные кровоизлияния в эпикарде, увеличенная с обильным соскобом пульпы на разрезе селезенка, отечная с кровоизлияниями слизистая оболочка желудка, увеличенная печень с пестрым желтым и бурым рисунком на разрезе, увеличенные почки с бледным, утолщенным корковым слоем и полнокровным мозговым слоем при нечеткой границе разделения между ними, в мочевом пузыре — сгущенная моча с красными хлопьями.

При микроскопическом исследовании наиболее выраженные изменения  отмечаются в селезенке, лимфатических  узлах, печени, почках, в селезенке — картина эритрофагии и гемолиза эритроцитов в виде отложения железосодержащих пигментов, в печени —нарушение структуры ткани в виде дискомплексацип трабекул и клеток, в почках —обтурация канальцевой системы дистального отдела нефрона гемоглобином. Гемоглобин в канальцах распределяется по стенкам и производит впечатление гемоглобииовых трубок. Такое распределение гемоглобина в канальцах при отсутствии воспаления клубочков является важным диагностическим признаком.

Для судебно-химического  исследования целесообразно брать  при вскрытии 100—200 мл крови, мочу, желудок и верхние отделы кишечника с содержимым.

Бертолетова соль изолируется из биологического материала диализом. Качественное определение ее производится реакцией с индиго, основанной на восстановлении сернистой кислотой хлорноватой кислоты в хлорноватистую, которая окисляет индиго в изатин, а также реакцией с нитратом серебра. Количественное определение бертолетовой соли основано на определении хлора по методу Фольгарда.

Скорость разрушения и преобразования бертолетовой соли в организме, а также скорость ее выведения не изучены и неизвестна длительность сохранения яда в трупе

Это затрудняет использование данных судебно-химического  исследования для определения принятой дозы яда и времени, прошедшего с  момента отравления.

 

 

Глава 3. Анилин (фениламин, амннобензол)

 

Анилин (фениламин, амннобензол) — ароматический амин, исходный продукт для получения красителей и лекарственных препаратов. В настоящее время анилин в лабораторных условиях получают восстановлением нитробензола оловом в хлористоводородной кислоте, а в промышленности — каталитическим методом из нитробензола и другими способами. Бесцветная маслянистая жидкость со своеобразным запахом

Темнеет на воздухе  и на свету. Температура плавления  —6,2°С. Температура кипения 184,4°С. Относительная плотность1,022. Хорошо растворяется в спирте, ацетоне, бензоле и других органических растворителях; при 25°С растворяет до 5% воды.

Наличие аминогруппы  в молекуле анилина обусловливает  его высокую реакционную способность  в реакциях замещения, при которых образуются вещества, широко используемые в производстве азокрасителей, антидетонаторов топлив, ускорителей полимеризации каучука; получаемая из анилина сульфаниловая кислота является основой производства сульфаниламидных препаратов, некоторые соли анилина (фенацетин, парацетамон) обладают жаропонижающими и противовоспалительными свойствами.

Анилин является промышленным ядом. Опасность отравления возникает в процессе его производства и использования в качестве сырья, при авариях, нарушении технологических процессов и техники безопасности, при выполнении различных работ внутри аппаратов, ремонте трубопроводов, при бездействии вентиляции в период транспортировки и выгрузки анилина.

Токсическая концентрация анилина для человека находится в пределах 0,0003—0,0006 г.

Анилин, как и  нитробензол, попадая в организм, вызывает тяжелые изменения в  различных органах и системах, зависящие от количества и скорости поступления яда. Так, при острых интоксикациях преобладает процесс метгемоглобинообразования, сопровождающийся резкой кислородной недостаточностью и поражением центральной нервной системы. В последнее время появились данные о непосредственном действии амидосоединений бензола на нервную систему с преимущественным поражением пирамидных путей, полосатого тела л клеток коры. Изменения в центральной нервной системе сочетаются с изменениями в периферических нервах Симптомы поражения паренхиматозных органов выражены слабо. Продукты метаболизма анилина оказывают нерезкое выраженное гемолитическое действие.

При хронической  интоксикации, возникающей в результате воздействия субтоксических доз анилина, на первое место выступают поражения паренхиматозных органов: печени, затем ретикулоэндотелиальной системы, почек, органов пищеварения и в меньшей степени центральной нервной системы. Поступивший в организм анилин частично депонируется в подкожной жировой клетчатке, может сохраняться там в течение 2—3 нед. и постепенно переходить в кровяное русло.

В ткани печени анилин гидроксилируется с образованием аминофенолов (преимущественно парааминофенола), фенилсульфаминовой кислоты, ацетанилида. Эти вещества выделяются с мочой в виде парных соединений с глюкуроновой и серной кислотами.С мочой выводится около 80% введенной дозы яда, причем около 3,5% — в неизмененном виде. В процессе метаболизма анилина в организме образуются фенилгидроксиламин и хинонимины, вызывающие метгемоглобинообразование.

В зависимости от длительности контакта и количества всосавшегося в кровяное русло анилина возможно острое и хроническое течение отравления. Для судебно-медицинской экспертизы наибольший интерес представляют острые отравления анилином. Анилин в чистом виде не вызывает гемолиза эритроцитов, и именно образовавшийся метгемоглобин снижает устойчивость эритроцитов к гемолизу. При высоком содержании метгемоглобина в крови начинается распад эритроцитов с появлением симптомов гемолитической желтухи Значительное место в клинике острой интоксикации анилином занимают изменения со стороны центральной нервной системы, сопровождающиеся общемозговыми явлениями: резкой слабостью, головокружениями, головной болью, тошнотой рвотой; в тяжелых случаях может наступить потеря сознания с развитием комы. Одним из наиболее характерных признаков острого отравления анилином, как и другими метгемоглобинообразователями, является резкое изменение цвета кожных покровов и слизистых оболочек, приобретающих серо-синюшную окраску.

В соответствии с выраженностью клинических  признаков различают три степени  интоксикации: легкую, среднюю и  тяжелую. При легком отравлении появляются головная боль, головокружения, слабость, сонливость

Объективно отмечаются незначительная синюшность кожи и слизистых оболочек, тахикардия при нормальном артериальном давлении. В крови до 25%метгемоглобина, единичные тельца Гейнца в эритроцитах. Легкое отравление через2—3 дня заканчивается выздоровлением. При интоксикации средней тяжести больные жалуются на головную боль, состояние оглушенности, затемненное сознание, мышечную слабость. Объективно при этом отмечаются синюшность кожи и слизистых оболочек с аспидно-серым оттенком печень увеличена, тоны сердца приглушены,границы его расширены. Кровь приобретает шоколадно-бурый цвет и при лабораторном исследовании в ней обнаруживается до 40% метгемоглобина; в эритроцитах — тельца Гейнца в значительных количествах; возрастает вязкость крови;замедляется СОЭ. Содержание кислорода в крови падает до 8—10 об.%, развиваются явления кислородной недостаточности. В моче повышено содержание фенолов,положительная реакция на парааминофенол. При тяжелой интоксикации на первый план выступают выраженные изменения со стороны центральной нервной системы Пострадавшие находятся в бессознательном состоянии, сопровождающемся судорогами; зрачки расширены, на свет не реагируют, сухожильные рефлексы отсутствуют. Резко выражена синюшность кожи и слизистых оболочек, имеющая аспидный оттенок, склеры желтушны. Границы сердца расширены, тоны глухие,отмечаются тахикардия и артериальная гипотония. Увеличена печень. При лабораторном исследовании обнаруживают большое количество прямого билирубина за счет гемолиза эритроцитов; вязкость крови резко увеличена, цвет ее шоколадно-бурый, содержание метгемоглобина достигает 60—70% до 80% эритроцитов содержат тельца Гейнца. В моче резкоположительна реакция на парааминофенол,увеличено содержание фенола, тяжелых формах интоксикации с преобладанием метгемоглобинообразования одним из осложнений может быть гемоглобинурия с нарушением функции почек, переходящая в уремию, которая при отсутствии специфического лечения может привести к летальному исходу. Тяжелые отравления при неблагоприятном течении заканчиваются смертью.

Морфологические изменения при остром отравлении анилином неспецифичны; наблюдается общая картина отравления метгемоглобинообразователями.

В зависимости от быстроты развития отравления и степени метгемоглобинообразования кожные покровы трупа выглядят желтушными, светло-серыми, аспидными или могут приобретать синюшно-серую окраску, особенно заметную на фоне трупных пятен. Так же окрашены соединительные оболочки глаз ,губы, язык, десны. Трупное окоченение выражено резко. Мышцы на разрезе имеют коричневый или красно-коричневый цвет; такую же окраску имеют кровь, паренхиматозные органы. Кровь свертывается медленно, вязкость ее повышена. Во всех внутренних органах — выраженное венозное полнокровие полости сердца и крупных сосудов переполнены кровью. Отмечаются множественные небольшие кровоизлияния в серозных и слизистых оболочках желудка, кишок, в плевре, перикарде, резкий отек легких и мозга. При отравлении парами анилина иногда наблюдаются раздражение конъюнктивы, слизистой оболочки верхних дыхательных путей в виде катарального и катарально-гнойного бронхита, проявления мелкоочаговой пневмонии.

Следует подчеркнуть, что перечисленные морфологические  изменения, выявляемые как при исследовании трупа, так и при микроскопии частей внутренних органов, неспецифичны и мало отличаются от признаков отравления такими метгемоглобинообразователями, как нитробензол. Отличительным признаком отравления анилином будет отсутствие запаха горького миндаля от полостей и органов трупа, ощущаемого при отравлении нитробензолом.

Как уже отмечалось, при отравлении анилином в крови  содержатся неизмененный анилин, продукты его метаболизма, оказывающие метгемоглобинообразующее действие, метгемоглобин, а в моче — парааминофенолы. В связи с этим диагностика отравлений анилином основывается на установлении наличия и количества метгемоглобина и неизмененного анилина в крови, а также на обнаружении неизмененного анилина и парааминофенола в моче. В качестве объектов для судебно-химического исследования при вскрытии следует брать кровь и мочу в количестве не менее 100 мл.

Судебно-химическое исследование. Анилин изолируется из биологического материала перегонкой с водяным паром. Обнаруживается анилин реакцией с бихроматом калия в серной кислоте (образование анилинового черного), с хлорамином и фенолом (синее окрашивание). Количественное определение анилина основано на переводе его либо в триброманилин, либо в азокраситель с последующим колориметрическим или фотоэлектроколориметрическим исследованием.

Судебно-медицинская  диагностика отравлений анилином должна основываться на комплексе данных: предварительных сведениях об обстоятельствах  смерти, результатах вскрытия трупа, гистологического анализа внутренних органов и судебно-химического исследования крови и мочи.

Информация о работе Отравление ядами крови