Основание города Уфы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 22:43, реферат

Описание работы

Интерес к истории родного города у уфимцев пробудился сравнительно рано. Так, еще в 40-е годы XIX в. местный краевед В. С. Юматов опубликовал в газете «Оренбургские губернские ведомости» статьи, в которых привел интересные сведения по истории Уфы; одним из первых он пришел к выводу об основании города в 1574 году. Особенно значительны заслуги в дореволюционной историографии Уфы Р. Г. Игнатьева. Большой знаток источников, он написал ряд интересных работ по истории города.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…3


Глава 1. Древнейшее прошлое территории города Уфы...…....…..5

Каменный век…………………………………………………..…….5

Бронзовый век…………………………………………………..……6

Эпоха железа……………………………………………………..….6

Эпоха великого переселения народов…………………………....8

Ранние башкиры…………………………………………………..…9


Глава 2. Возникновение города Уфы……………………………...12

Предпосылки возникновения первого города в Башкирии….12

Строительство города-крепости14

Застройка Уфы в XVII — XVIII веках20


Заключение………………………………………………………......22


Список использованной литературы……………………………….23

Файлы: 1 файл

Основание города Уфы....doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

   Большие споры вызывал также вопрос о  первых строителях города. В литературе получило распространение мнение, что ими были московские служилые люди. Однако с этим утверждением можно согласиться с оговоркой, ибо среди них кроме москвичей было очень много новокрещеных (например, Вавиловы, Сокуровы и др.), иноземцев (Каловские, Киржацкие), полоцкой шляхты (Бурцевы, Курчеевы). Во всяком случае, среди уфимских дворян конца XVI в. числилось только два москвича, остальные были выходцами из других русских городов. Они прибыли, очевидно, из Казани, которая к тому времени стала русским оплотом на Востоке и находилась достаточно близко к Башкирии.

   Кроме служилых людей в строительстве  города активное участие принимали  и представители коренного населения  края. Башкиры принимали не только непосредственное участие в строительстве города, но и оказали большую материальную поддержку. В одном из шежере говорится, что Уфа «построена …на деньги самих башкир». Наконец, в строительстве города приняли участие и мишари.

   Сословная структура складывающегося в  конце XVI в. в Уфе постоянного городского служилого населения была типичной для окраинных городов-крепостей России. Вместе с тем она имела и некоторые особенности, определявшиеся источниками комплектования служилых людей. Основная их часть состояла из русских переселенцев из других городов; среди них были также служилые татары, переведенные из Казанского уезда, и новокрещеные, включавшие представителей различных народностей.

   Верхний слой городского общества составляли дети боярские. Их насчитывалось 6 человек. В 1591 — 1594 гг. начинается первое наделение поместьем в Уфе боярских детей31. Далее шли служилые новокрещены — 5 человек и татары — 5 человек, воротники — служилые люди, обслуживавшие городские ворота — 2 человека, вожи (проводники) — 2 человека, пушкари — 3 человека, толмач (переводчик), сторож, кузнец. Самой многочисленной группой населения являлись стрельцы — более 150 человек. Таким образом, общее количество жителей города в конце XVI в. было невелико32.

   До  начала 90 годов уфимский гарнизон обеспечивался  казенным продовольствием, т. е. выдачами так называемого хлебного жалования. Но так как подвоз хлеба из центральных районов государства был сопряжен со значительными трудностями, то на первых порах уфимская администрация прибегала к созданию собственной хлебной базы. Для этого в ближайших к городу окрестностях обрабатывалась «государева», или десятинная, пашня, урожаи с которой и шли на снабжение хлебом служилых людей.

   О местоположении отдельных участков казенной пашни свидетельствует  «Отводная книга по Уфе» — древнейший источник по ранней истории города. Так, за рекой Сутолокой было расположено «заднее гумно государевой ближней пашни».

   На  первых порах «государева» пашня  могла обрабатываться самими служилыми  людьми, что для окраины являлось одной из их обязанностей. Однако в  окрестностях Уфы обработка десятинной пашни осуществлялась трудом дворцовых крестьян, для которых даже определялись ее размеры, вернее соотношение с «собинной» пашней, которую крестьяне пахали на себя.

   По-видимому, десятинная пашня не могла полностью  удовлетворить местную потребность в хлебе, что и привело в 1592 — 1594 гг. к общему наделению поместной землей уфимских служилых людей всех разрядов. Как и всякое новое «заведение пашни», оно сопровождалось выдачей казенных ссуд семенами. Так, например, дети боярские получали по 5 четей ржи и по 5 четей овса (четь или четверть – старая русская мера сыпучих тел и поверхностей. Как мера сыпучих тел вмещала 4 пуда, как мера поверхности была равна 1/2 десятины), служилые новокрещены, толмач, сторож, кузнец — по 2 чети ржи, овса, ячменя, стрельцы — по 3 осьмины ржи (осьмина – мера сыпучих тел и поверхностей, равная 1/2 чети), 1 чети овса33.

   Земельная дача отводилась в частное или  общинное пользование. В индивидуальное владение земли передавались только верхушке служилого сословия. Основная же масса служилых людей, в том числе и стрельцы, получала их в общинное пользование, причем, земельные участки были крайне малы.

   Если  первые поместья располагались нешироким  кольцом вокруг города («на Турове поле не у города», «на Великом  поле по реке по Уфе», «на городище за Татарскою слободою»), то в начале XVII в. наблюдается постепенное расширение района служилого землевладения (поместья по рекам Юрмашу, Шакше, Бири и т. д.). Поселенные в поместьях русские крестьяне занимались земледелием, распахивая плодородные земли, веками лежавшие нетронутыми. Под их влиянием уже в конце XVI в. башкирское население, проживавшее в районе Уфы, также начинает заниматься земледелием. Так, в «Отводной книге по Уфе» говорится о полях, «што пахивал Минские волости башкирец Мангатай с товарыщи».

   Уфимские  служилые люди, крестьяне, прибывавшие  из центральных районов страны, кроме  земледелия занимались и разведением  скота. Дополнением к этим основным отраслям хозяйства были охота и  рыбная ловля. Но главной обязанностью служилых людей являлась военная служба. 

   Застройка Уфы в XVII — XVIII вв.

   В начале сороковых годов XVII в. Уфа значительно расширилась34. Новые городские стены имели длину 2,4 км и охватили площадь в 73 гектара35. Стены были срублены из дуба и достигали четырех метров высоты. Они в источниках назывались «верхним острогом», так как шли по холмам и были расположены выше старых стен. Территория внутри нового острога стала называться «большим городом».

   После уничтожения Петром I стрелецкого сословия, в 1698 году часть стрельцов была сослана с семьями на жительство в Уфу. Стрельцы вошли в состав Уфимского гарнизона36. Слободы, заселенные стрельцами и посадскими людьми, оказались внутри городской черты. В систему укрепления города вошли шесть проезжих башен. К востоку от реки Сутолоки находились Успенская и Спасская башни. На северо-восточной части — Сибирская, на северной — Казанская, а на горе, где находится современный центр города Уфы, были построены Ильинская и Фроловская башни. Проезжие башни с воротами связывали систему радиальных дорог. Административным центром города по-прежнему являлась территория старого города, «малого острога». Его полностью освободили от жилых построек и оставили только дом воеводы.

   Старая  крепость осталась душой городской  агломерации и в первой четверти XVIII в., но в это время произошли большие изменения в застройке Уфы. Дома располагались вдоль дорог, образуя целые проезжие улицы. Наиболее плотно был застроен, кроме территории бывшего кремля, район Сутолоки. В городе на Уфе в бывшем остроге стояли дома дворян и приказных чинов, дворы попов и просвирницы Соборные церкви и других старожилов.

   Особенностью  расположения дворов было то, что они  обязательно имели свободный  выход либо на улицу, либо улицу и  переулок, либо на пустырь или берег  реки37.

   В 1715 году образовалась Уфимская провинция38, и в этом же году Уфа становится административным центром Уфимской провинции. В Уфе вместо воеводы был поставлен обер-комендант, номинально подотчетный казанскому губернатору. Одновременно Уфа выступает и как центр сбора ясака не только с башкирского населения, но и с живших вблизи народностей Перми Великой и Западной Сибири.

   С 1719 года высшим должностным лицом  в Уфимской провинции является воевода, непосредственно подчинявшийся  Сенату. В Уфе, как и в других провинциальных центрах, находились органы административной власти. Каждый из них ведал определенной областью управления, но все подчинялись воеводе. Во главе провинциального казначейства стоял рентмейстер — хранитель денег. В Уфе имелись также такие учреждения, как канцелярия рекрутских дел, провиантмейстерская контора39.

   В рассматриваемое время начинает застраиваться территория за бывшей верхней острожной стеной. В частности, за Сибирскими воротами возникает Московская слобода, где поселяются как дворяне, так и казаки и стрельцы. Очевидно, в начале XVIII в. при возникновении локальных жилых массивов сословный принцип, существовавший прежде, когда стрельцы, посадские люди или новокрещены селились в отдельных слободах, уже не соблюдается. Этому способствовала также широко практиковавшаяся купля-продажа дворов.

   Если  в XVII в. главным образом застраивались участки, прилегающие к кремлю с востока и запада, то теперь город стал растягиваться вдоль реки Сутолоки в северо-восточном направлении. Соответственно расширилась территория дворянского землевладения.

   Под помесные дачи отошли земли по речке  Каменке, по селитьбе башкирцев Минские волости. За реками Белой и Демой были отведены земли уфимским иноземцам. А вот земли, непосредственно примыкавшие к городу со стороны реки Уфы все еще оставались в руках прежних владельцев, башкир Балыхчинской и Таныпской волостей40.

   К середине XVIII в. кремлевские укрепления приходят в негодность и не восстанавливаются, в них не было необходимости. Завершил уничтожение внутренних оборонительных стен пожар 1759 года, когда сгорело 210 дворов41.

   До  нашего времени сохранилось несколько  проектов и планов города XVIII в. По этим документам можно судить о многих сооружениях на территории города. Со времени основания и до середины XX в. Уфа была преимущественно деревянным городом42.

 

   Заключение 

   Основание Уфы сыграло выдающуюся роль в  истории Башкирии. Постройка Уфы  способствовала появлению других городов  — Бирска, Мензелинска, Табынска; начинается планомерное заселение русскими обширных районов вновь присоединенного края. Русское население оказало большое влияние на постепенный переход башкир к оседлости и земледельческому хозяйству. Тем самым оно способствовало развитию производительных сил Башкирии, более полному и целесообразному использованию ее огромных природных богатств.

   Уфа становится важным связующим звеном между Казанью и Сибирью. Уфимцы принимают участие в походах  против сибирских татар, в строительстве  первых русских городов в Сибири. В 1594 г., например, для борьбы с Кучумом  и возведения города Тары направляется отряд в составе 145 стрельцов из Москвы, 300 башкир и 100 казанских и свияжских татар43.

   В 1600 г. с этой же целью в Сибирь посылается уфимец, сын боярский Г. Артемьев «с товарищами». Уфа начинает постепенно превращаться в посредника между европейскими и сибирскими городами и в области торговли. Сибирские торговые люди ездили с товарами в Уфу, Казань и другие города. Уже в 90 годах XVI в. тюменские служилые и торговые татары «со всякими товары» часто бывали в Уфе, ездили к ним и башкиры «с товаром и лошадьми». Из Тюмени в Уфу приезжали и бухарские купцы.

   Появление Уфы, таким образом, привело к  укреплению позиций Русского государства  в Башкирии, способствовало расширению его влияния на Востоке, положило конец претензиям ногайских князей и мурз на башкирские земли. Новый город облегчил оборону южных и восточных границ Русского государства.

   Современный город состоит из нескольких обособленных массивов, вытянут с юго-запада на северо-восток более чем на 50 км и занимает территорию более 470 кв. км. В городе проживает более 1 миллиона 200 тысяч жителей44. В планировку органично включены окружающие столицу реки, благоустраиваются старые парки и появляются новые. Липы, березы, голубые ели, декоративные кустарники украшают почти все улицы города.

 

    Список  использованной литературы 

    1) История Уфы. Краткий очерк /Под ред. Ганеева Р.Г. и др. Уфа. Башкирское кн. изд-во, 1976.

    2) Обыденнов М.Ф. Тайна Уфимских  холмов. – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. – 112с.

    3) Буканова Р.Г. Города-крепости  Юго-востока России в XVIII веке. История становления городов на территории Башкирии. – Уфа: Китап, 1997. – 256с.

    4) Хронологический перечень важнейших  исторических дат г. Уфы. // Ватандаш. – 1999г. - №5.

    5) Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. 672с.

    6) Узиков Ю.А., Наймушин П.А. Как зовут тебя, улица? – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1980.

    7) История и культура Башкортостана. Хрестоматия /Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. – М.: АО МДС, 1997. – 480с.

    8) Уфа. Фотоальбом. – Уфа: «Слово», 1995.

Информация о работе Основание города Уфы