Культура русского зарубежья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2017 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является краткое рассмотрение такого исторического процесса, как эмиграция первой волны, и связанного с ней феномена «утечки мозгов».
Примечательно, что эмигрировавшие философы, писатели и ученые ставили вопросы, имевшие огромное значение для жизни российского общества. Они вели споры о будущем родной страны, о ее месте в мировой цивилизации, намечали пути национального возрождения России. Бесспорно, что эти проблемы актуальны и в наши дни, когда остро стоит вопрос о путях обновления и возрождения национальной русской культуры.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.49 Кб (Скачать файл)

Заявляют о себе молодые прозаики: Н.Н. Берберова, Л.Ф. Зуров, И.В. Одоевцева. Возникают группировки молодых поэтов - «Перекресток», «Кочевье» и «Зеленая лампа» в Париже, «Скит поэтов» в Праге, «Кружок поэтов» в Берлине, поэтические содружества в Варшаве, Белграде, Талине, на Дальнем Востоке.

Писателем «первого ряда» в эмиграции считается А.И. Куприн. Его статус «мэтра» классической русской словесности был непоколебим. В 1920-е годы выходят пять его сборников. Он работал во многих газетах, но материальные трудности и нездоровье все больше давали о себе знать (серьезные нарушения мозгового кровообращения, повлекшие за собой ухудшение двигательной способности и резкую потерю зрения).

Своеобразной вершиной признания литературы Русского Зарубежья стало присуждение в ноябре 1933 г. Нобелевской премии И.А. Бунину. Он стал первым русским писателем, удостоившим этой высокой награды.

Русская Зарубежная литература явилась прямой продолжательницей литературы Серебряного века. Она заняла достойное место в сокровищнице мировой литературы. Однако стоит отметить, что большая часть писателей и поэтов, оказавшихся в эмиграции, утратив свои корни и потеряв широкого читателя, все же не смогли сполна реализовать свои возможности.

 

2.2. Музыка

 

Для музыкантов и композиторов эмиграция оказалась не лучшим способом для продолжения творческой деятельности. Во-первых, они лишились своей публики. Ведь, если литератор может просто прочесть свое произведение, то музыканту необходимо устраивать дорогостоящие концерты, которые практически никогда не окупаются. Хорошо, если его творчество имеет камерный характер, тогда композитор может сам исполнить свои произведения. Но, если он симфонист, то для создания хорошего оркестра, ему необходимы огромные средства, которых, естественно, не было. Музыкальное творчество доходов не дает, его существование невозможно без меценатства. У русских эмигрантов денег не было, поэтому даже на концертах в Париже набиралось не более двухсот человек и то на две трети на бесплатные места.

Во-вторых, возникли серьезные сложности и с публикацией музыкальных произведений. Несмотря на то, что вместе с композиторами эмигрировали четыре русских музыкальных издательства, фактически композиторы издаваться не могли. Издательства в тяжелых экономических условиях были вынуждены перейти на самоокупаемость, а поэтому печатали только известных авторов и то в малых количествах.

В-третьих, нужно учитывать особенности эмигрантской публики, которая жила воспоминаниями. Для большинства была интересна та музыка, которую они слушали в России. Их не интересовало новое.

В-четвертых, русские композиторы, потеряв прежнюю публику не получили признание и среди европейцев. Русский композитор застал в Европе иное музыкальное «понимание», иное звукосозерцание, несомненно, более урбанизированное, потерявшее последние связи с эстетическими родниками».

Перспективы для развития музыкального творчества в эмиграции сокращались также отсутствием молодежи. Это объясняется тем, что композитор обычно «закладывается» в раннем детстве, годам к десяти, затем необходимы долгие годы учебы. Мировая война, революция и Гражданская война не позволили сформировать этой поросли, молодежь не успела получить музыкального образования. Композиторам Зарубежья почти всем было более 40 лет.

Все выше изложенное объясняет причины угасания в эмиграции русского музыкального искусства. Многие композиторы, выехав за рубеж, вскоре почувствовали, что их положение менее выгодно, чем оставшихся в России, поэтому они решают вернуться.

И все же не следует думать, что в эмиграции не было музыкального творчества.

Главенствующее положение на музыкальном Олимпе в русском Зарубежье занимал И.Ф. Стравинский. Несомненно, И.Ф. Стравинский был новатором в музыкальном искусстве. Он создал новый тип музыкального спектакля, характерный для современного условного театра, совмещающий различные театрально-сценические приемы: в балет вводится пение, а музыкальное действие поясняется речевой декламацией.

Любимцем публики был необычайно популярный в России до революции С.В. Рахманинов. В декабре 1917 года он уехал в Скандинавию и больше не вернулся в Россию. С этого времени начинается второй период его творчества, к сожалению, менее плодовитый, чем первый. Зарабатывая себе на жизнь, он гастролирует из страны в страну. Его называли первым пианистом мира. Первые 10 лет эмиграции Рахманинов не написал ничего нового. Многие объясняли это его душевным кризисом, вызванным разлукой с Родиной. Рассказывают, что, когда однажды в Швейцарии композитор Н.К. Метнер спросил у Рахманинова, почему он мало сочиняет, тот ответил: «Как же сочинять, если нет мелодии, если я давно уже не слышал, как шелестит рожь, как шумят березы».

В последние годы жизни он создал всего 6 крупных произведений, в которых преобладали темы печали, тоски, смерти. Эта романтическая нота особенно ярко проявилась в Третьей симфонии (1936 г.) и «Рапсодии на тему Паганини» (1936 г.).

Крупным представителем музыкального искусства в русском Зарубежье был С.С. Прокофьев. Еще до революции он прославился в России как композитор, пианист и дирижер. Покинул Россию в 1918 г. и до возвращения на родину жил в Париже. Он признавался друзьям, что в его ушах «должна звучать русская речь». Окончательно поняв всю бесперспективность своего проживания в эмиграции, в 1932 г. С.С. Прокофьев все же возвращается в СССР и начинает плодотворно работать, создав музыку к кинофильмам «Александр Невский», «Иван Грозный», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», оперу «Война и мир».

И все же звездой первой величины на музыкальном небосклоне Зарубежья была фигура Ф.И. Шаляпина. Его концерты всегда проходили в переполненных залах. Для русских эмигрантов они были особенно волнующим, радостным событием. Известно, что в ноябре 1918 г. Шаляпину первому было присвоено звание Народного артиста республики. Но в 1927 г. его за невозвращение лишили этого звания. Ф.И. Шаляпин это тяжело переживал, о чем можно судить по его мемуарам.

Также русская опера вызывала интерес у зарубежной публики. Это объяснялось тем, что она была очень зрелищным видом искусства, соединявшим пение, сценографию и декорации, причем, каждому из этих элементов, уделялось большое значение. В отличие от России, в традициях европейского театра огромное внимание уделялось только вокалу, поэтому русская опера выгодно отличалась от европейской. Нравилось также обилие в русских операх массовых хоровых сцен. Поэтому большинство театров мира с удовольствием приглашали русских певцов и ставили русские оперы.

 

2.3. Театр

 

В культуре Русского Зарубежья видное место занимает драматическое искусство. Оно было представлено выехавшими из России актерами.

Первым драматическим театром была так называемая «Пражская группа» Московского Художественного театра, которая через Константинополь выехала в начале в Болгарию, затем в Сербию, и в конце концов остановилась в Праге. Они создали здесь театр с чеховской эмблемой «Чайки». Это был единственный театральный коллектив, который выехал из России с готовым репертуаром, декорациями, костюмами и полным реквизитом. Театр действовал, в основном, на средства правительства Чехословакии. Коллектив выезжал на гастроли в Англию, Австрию, Болгарию, Бесарабию, Германию, Румынию, Королевство СХС. За рубежом слава этого театра была столь велика, что артистов повсюду принимали очень радушно.

Несколько русских драматических коллективов существовало в Париже. В 1924 г. известный театральный режиссер Ф. Комиссаржевский открыл театр-кабаре «Радуга», но он просуществовал не долго. В этом же году возникает постоянно действующий Русский драматический театр. Во главе коллектива становится А.И. Хорошавин. В качестве режиссера был приглашен В.Д. Муравьев-Свирский, после его смерти артист МХТа И.В. Дуван-Терцев. Театр действовал недолго, всего один сезон.

В 1927 г. в Париже артисткой Петербургского Малого театра Д.Н. Кировой (кн. Касаткиной-Ростовской) был основан Русский интимный театр. Д.Н. Кирова выступала в нем не только как актриса, но и как режиссер театральной труппы. Кроме классики они ставили пьесы современных авторов.

Русский эмигрантский театр устанавливал контакты с французскими театрами, в которых русскими режиссерами ставились пьесы русских драматургов. Самым значительным событием театральной жизни «русского Парижа» в 1920-е гг. были гастроли Московского Художественного театра, которые состоялись в декабре 1922 г. Было дано 8 спектаклей, среди них «Царь Федор», «На дне», «Вишневый сад». В Париж приехали О. Книппер, К. Станиславский, И. Москвин, В. Качалов, В. Лужский, Л. Вишневский. «Последние новости» писали: «приехали кудесники. Вновь ожили старые чары, вновь потрясена душа наша. Осиротевшими останемся мы здесь без них, принесших с собой прелесть родины, волшебство классической речи, строгость движений, затаенную скорбь души».

Многочисленные попытки создания театральных коллективов из выехавших актеров предпринимались в Берлине. Свидетельство об этом мы можем получить из статьи Г. Офросимова, опубликованной в 1921 г. в газете «Голос эмигранта». «Первые спектакли в Берлине были организованы Л.Б. Потоцкой и В.М. Шумским в августе 1919 в помещении Deutsch. Theater и Theaterdes Westens. Даны были «Осенние скрипки», «Роман», «Ревность», «Земной рай». Открытие собрало переполненный зрительский зал и спектакли эти встретили благоприятные отзывы и поддержку не только существовавшей тогда русской прессы, но даже и немецкой. Однако вследствие повышения цен на места и ряда других причин спектакли эти, происходившие в праздничные дни утром, начали давать большой убыток, и их пришлось прекратить.

В большинстве своем к концу 1930-х годов чисто русских театральных коллективов уже не существовало. Эмигранты адаптировались к окружающей действительности, освоили язык стран проживания и острой потребности в существовании собственно русских театров уже не было. И все же русское зарубежное искусство внесло существенный вклад в развитие мирового театра и кино. Большую роль в этом сыграли такие режиссеры-новаторы как М.А. Чехов и Н.Н. Евреинов.

 

2.4. Архитектура

 

Архитектурное наследие – огромный и ценнейший пласт культуры русского зарубежья. Если вспомнить известное выражение И. Грабаря о «совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа», и что Россия в области искусства «по преимуществу страна зодчих», то можно полагать, что и за пределами России эта характерная творческая одаренность нации не исчезла. А если учесть общий высокий уровень профессионализма российских зодчих   конца XIX- начала ХХ в., активную жизненную позицию российской эмиграции в странах пребывания, то можно не сомневаться, что и архитекторы не остались в стороне от созидательной деятельности.  В тоже время, необходимо с сожалением констатировать, что именно этот вид русского искусства за рубежом наименее исследован отечественной гуманитарной наукой.

Для огромного числа русских архитекторов 1917 г. стал концом их творческой деятельности. На Руси издревле строили храмы в память о том или ином значительном в истории страны события. Храм-памятник Нового времени начал складываться во второй половине XVIII в. А в XIX начале ХХ вв. храм-памятник превратился в России в главенствующий тип наделенного мемориальной функцией. В русском зарубежье эта традиция получила активное развитие.  В Сербии, неофициально канонизировавшей Николая II раньше всех, в середине 1930-х гг были созданы иконы его имени и размещены в монастыре Св. Наума и других сербских храмах.

В Белграде в сербском храме Александра Невского, воздвигнутом в конце XIX в впоследствии была установлена мраморная плита с надписью Николаю II царю-мученику.

Так же, как и в соборе Александра Невского в Париже, основанном в середине XIX в обществе ревнителей памяти Императора Николая II сооружен Крест-памятник по убиенной царской семье. На Белградском Новом кладбище в 1935 г. возведен памятник с часовней-усыпальницей Николаю II и двум миллионам русских воинов, погибшим на фронтах первой мировой войны 1914-1918 гг. Часовня-памятник усопшим русским эмигрантам, Николаю II и его августейшей семье возведена на кладбище в Загребе в 1935 г. На Дальнем Востоке, в Харбине, в 1936 г. построена часовня в память об императоре Николае II и сербском короле Александре I. В Валенсии, на территории храма Знамения Пресвятой Богородицы сооружена Голгофа с серебряной доской в память Царя-Мученика и его семьи (1951). Вероятно, существуют и другие сооружения.

Храмов-памятников Николаю II и его семье в русском зарубежье выявлено шесть: в Китае, Бельгии, Австралии, Франции и два в Америке. В Америке храм-памятник в честь Казанской иконы Божьей Матери (где именно не установлено) и Свято-Николаевский собор в Сиеттле.

В Австралии Свято-Николаевский собор в Брисбене. Во Франции в Вильмуасоне (под Парижем) церковь св. Царя-Мученика и св. Новомученников и исповедников (нач. 1980-х гг. Сейчас домовая церковь). Судьбы привлеченных к исследованию храмов-памятников брюссельского и шанхайского, задуманных и построенных в одно время, совершенно разные. Храм во имя Иова Многострадального в Брюсселе всемирно известен, овеян славой.

В русском зарубежье очень хорошо знали А. И. Ярона, о чем говорит публикация в сан-францисской газете Русская жизнь к 25-летию со дня смерти архитектора. В Шанхай А.И. Ярон  прибыл из Владивостока в 1922 г. Со страниц альманаха Врата предстает одаренная и энергичная личность, выделяющаяся своей исключительностью не только в среде русского Шанхая, но и во всей русской эмиграции Дальнего Востока. Он был организатором и председателем первого в Шанхае литературно-художественного объединения Аполлон, одним из инициаторов и лектором местного Технического Центра.

Профессия архитектора оказалась востребованной в Шанхае: Ярон открыл собственную мастерскую, построил много крупных общественных сооружений, ставших достопримечательностями города, доминантами в городском ландшафте.

Свято-Николаевская церковь, памяти царя-мученика Николая II и его августейшей семьи, была ключевой в творческой судьбе А.И. Ярона, несравнимо более значимой в духовном смысле, чем все остальное. Храм, завершенный почти за год до смерти архитектора, был поистине любимым детищем его создателя, вложившего в свое последнее творение всю душу и талант.

 

2.5. Живопись

 

В 1920-е годы в эмиграции по разным причинам оказались такие видные представители изобразительного искусства как Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, Н.С. Гончарова, М.В. Добужинский, М.Ф. Ларионов, В.В. Кандинский, С.Т. Коненков, К.А. Коровин, С.К. Маковский, Н.К. Рерих, З.Е. Серебрякова, С.Ю. Судейкин, М.З. Шагал, А.Г. Явленский и многие другие.

Информация о работе Культура русского зарубежья