Формирование культурных традиций Тобольска в конце ХVII в. – середине ХIХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Изучение культурных процессов через «культурные гнезда» учитывает:
общерусский уровень (единые процессы в метрополии и провинции);
те уровни культурного процесса, которые характеризуют специфические для всех русских провинций черты;
уровень специфический исключительно для культуры изучаемой провинции.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие «культурное гнездо» 7
1.1. Содержание понятия «культурное гнездо» 7
1.2. Проблема типологии «культурных гнезд» 15
Глава II. Формирование культурных традиций Тобольска в конце
ХVII в. – середине ХIХ в. 19
2.1. Просвещение, образование и литература в Тобольске 19
2.2. Живописные и театральные традиции в Тобольске как
Признак «культурного гнезда» 26
2.3. Своеобразие архитектурного облика Тобольска:
формирование культурных стилей (конец XVIII в.– середина
XIXв.) 28
Заключение 31
Список литературы

Файлы: 1 файл

Tobolsk_kak_kulturnoe_gnezdo_16_06 (2).docx

— 79.20 Кб (Скачать файл)

В дореволюционной историографии, во многом благодаря А.И. Сулоцкому, а вслед за ним и Н.С. Юрцовскому, утвердилось мнение, что Тобольску принадлежит главная роль в просвещении края. Именно здесь не только открываются первые гражданские и духовная школы, но до середины столетия полноценные кадры для духовенства готовились лишь в Тобольске, которые затем распределялись по всем сибирским приходам. Но притом духовные школы, как и семинария, оставались сословными учебными заведениями, куда в основном принимались дети церковнослужителей.

Одновременно шло создание светских школ по подготовке специалистов для государственной службы. В 1722 г. в городе имелась цифирная школа с числом учеников в ней 224 человека - на втором месте в России по численности. После 1732 г. она была преобразована в гарнизонную, в нее направляются дети служилых людей из Тары, Туринска, Тюмени, Верхотурья, Пелыма, Сургута, Березова, Кетска и т. д. Согласно распоряжению тобольского губернатора Ф.И. Соймонова в Тобольске в 1758 г. открывается геодезическая школа (по другим сведениям - в 1755 г.) 3 февраля 1789 г. в Тобольске в городской Думе состоялось торжественное собрание именитых горожан, где был обнародован именной указ императрицы об открытии в Тобольске Главного народного училища. В начале XIX в. Александром I издается манифест об учреждении Министерства народного просвещения, вместе с тем происходит преобразование части народных училищ в гимназии. 12 марта 1810 г. в Тобольск приходит указ из Министерства народного просвещения об открытии гимназии.

На протяжении всего XVIII в. в Сибири появляются и частные школы. Так, еще в 1713 г. в Тобольске пленным шведским офицером капитаном К.Ф. Фон-Врехом была открыта частная школа для обучения детей своих соотечественников, которая существовала за счет пожертвований. На момент закрытия ее в 1721 г. численность учеников достигла 139 человек. Таким образом, развитие просвещения сибирского населения в XVIII столетии шло одновременно с центральными регионами России, а в чем-то даже опережало некоторые из них. Развитие образования в Сибири было обусловлено, прежде всего, потребностью в административном управлении, а так же ростом производственных сил региона.

Одновременно с ростом числа образованных людей первоначально в Тобольске, а затем и по всей Сибири стали возникать совершенно новые, не свойственные ранее для данного края, культурные традиции. Все это стало возможным благодаря систематическому просвещению, начиная с первых лет XVIII столетия26.

В.К. Андриевич писал об отсутствии в Тобольске до XVIII в. грамотных людей, за исключением духовенства. Однако среди казаков, промысловиков, крестьян, двинувшихся осваивать новый край, было немало грамотных людей, которые занимались описанием местностей, изготовлением планов населенных пунктов, расписывали дома, церкви, сочиняли различную «литературу». На рынках Тобольска по крайней мере с 40-х годов XVII в., стали появляться грамматики, азбуки, псалтыри, часословы, что несомненно было вызвано повысившимся спросом на литературу. Спрос на «учительные» книги особенно повысился в конце XVII—начале XVIII в.

В конце XVIII – начале XIX века Тобольск переживает бурный культурный подъем. По словам Ю.М. Лотмана, в XIX в. ядром культурной жизни провинции была местная интеллигенция, из среды которой вырастали писатели27. На развитие культуры Тобольска положительным образом влияло духовенство и купечество, выполняя в условиях Сибири ту же роль, которую играло в центральной России дворянство. Заинтересованное в изучении края, его природных ресурсов, экономики и истории, купечество содействовало развитию в литературе Сибири краеведческих и просветительских начал. Представители различных сословий (купцы, духовенство, ремесленники) собирали домашние библиотеки, выписывали из центральной России главнейшие периодические издания, приобщались к чтению краеведческой, исторической и политической литературы. Рост грамотности населения, развитие просвещения, торговли и промышленности в Тобольской губернии обусловили появление публичных библиотек, а также библиотек при гимназиях, клубах, обществах, музеях. Библиотеки становятся культурными центрами и играют значительную роль в образовании сибиряков.

Л.С. Соболева в статье «Концепт «культурное гнездо»: возврат из забвения» обращает внимание на одновременное существование в Тобольске нескольких художественных традиций, взаимодействующих друг с другом: «В Тобольске просветительская традиция поддерживается и творчески воплощается коллективом авторов “Иртыша, превращающегося в Ипокрену” и другими журналами, по-прежнему активен Софийский митрополичий дом, историческая летописная работа, камнерезная мастерская»28.

Появление в 1789 г. первой частной типографии купца Василия Корнильева стало настоящим культурным событием для Тобольска. Исследователи неоднократно подчеркивали значение тобольской типографии в истории Сибири29. С ее деятельностью связаны первые литературные и журналистские опыты сибирских авторов. С основанием типографии начал выходить журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», редакцию которого составили преподаватели открытого в этом же году Главного народного училища Тимофей Михайлович Воскресенский, Иван Борисович Лафинов, Василий Яковлевич Прутковский и Иван Андреевич Набережнин. В предисловии к первому номеру журнала говорилось, что он издается с целью «доставить учителям свойственное званию их упражнение»30. Активно участвовали в издании журнала ссыльный поэт П.П. Сумароков, губернский прокурор И.И. Бахтин, учителя народного училища Т.М. Воскресенский, И.Б. Лафинов, Н.А. Набережнин, воспитанник народного училища И.Л. Трунин и др. Как отмечает Ю.М. Лотман, в группе «тобольских поэтов» объединяющими условиями служат «принадлежность к одному, в достаточной мере расплывчатому культурному «гнезду», и деятельность в журнале «Иртыш…»31.

Принявший от отца права владельца типографии Дмитрий Корнильев издает «Исторический журнал, или Собрание из разных книг любопытных известий, увеселительных повестей и анекдотов». Первая часть «Исторического журнала…», вышедшего сразу же после прекращения «Иртыша…», в январе 1792 года, открывалась обращением к А.В. Алябьеву, в котором издатель и редактор сообщал, что он «за долг себе поставил выбрать из разных исторических и географических книг краткие, любопытство заслуживающие известия, как-то: о Сибири, Камчатке, Америке, Азиатских народах; о произрастании удивительных в Китае дерев; о разных родах зверей, рыб, птиц; о знатнейших городах, островах, берегах и о коммерции оных с приобщеним увеселительных повестей и анекдотов»32.

Журнал задумывался как краеведческий. Об этом свидетельствуют помещенные в первой части небольшие статьи: «О Сибири», «О казачестве Сибири», «О бурятах и телеутах», «Известие о старинных татарских князьях в Сибири и о введении Кучумом в Сибири махометанской веры», «Описание прежде бывшей крепости Сибири» и т.д. Внимание Корнильева привлекли и соседние с Сибирью земли и страны. После статьи он помещал занимательный («увеселительный») рассказ. В журнале было и немало переводов из солидных европейских журналов и книг. Д. Корнильев сообщал, что им собран материал для нескольких частей (выпусков) журнала, однако вышли только два его номера. Издание прекратилось.

В 1793–1794 гг. П.П. Сумароков самостоятельно выпускал журнал «Ученая, Економическая, Нравоучительная, Историческая и Увеселительная Библиотека в пользу и удовольствие обоего пола и всякого звания читателей». Издательский энтузиазм Сумарокова поддерживала мысль о приобщении «непросвещенного» сибирского читателя к «свету» европейской и отечественной культуры.

Культурно-исторические традиции, сложившиеся в Тобольске в XVII - XVIII веках нашли продолжение и получили свое развитие в следующем столетии. В XIX в. в Тобольске появляются деятельные личности и творческие объединения (общественные, религиозные, научные, художественные), способствующие формированию самосознания провинциального жителя и приобщению его к европейской духовной культуре. Немаловажную роль в становлении регионального самосознания сыграли «Тобольские губернские ведомости», которые стали выходит в 1857 г. благодаря усилиям властей и местных авторов, сплотившихся вокруг редакции первой печатной сибирской газеты. В творчестве областников во второй половине XIX в. развиваются идеи регионального патриотизма

Культурная преемственность обнаруживается в творчестве знаменитых просветителей Тобольска. Воспитаннику Тобольской духовной семинарии, вышедшему впоследствии из духовного звания и посвятившему себя делу просвещения Сибири и изучению истории тобольской земли, П.А. Словцову принадлежит исторический труд - "Историческое обозрение Сибири", краеведческие работы "Прогулки вокруг Тобольска", "Письма из Сибири" и другие. Этот интерес к истории родной земли ему удалось передать и П.П. Ершову, в беседе с которым он как-то сказал: "Ни одного дня в своей жизни не бросил я в жертву праздности. Не выгоды, а бескорыстное чувство долга и любви к родине побуждало к тому".

Общаясь с П.А. Словцовым, П.П.Ершов заинтересовался его описанием местности Сузгун, связанной с легендой о царице Сузге. Он разыскал татарскую рукопись с легендой, перевел ее на русский язык и сделал из нее поэму М.С. Знаменский сделал ряд иллюстраций к ней, опубликованных в альбоме (1881), посвященном 300-летию присоединения Сибири к России. В него вошли следующие акварели: «Сузге упрашивает Кучума построить царский терем на высоком холме», «Гора Сузгун», «Атаман Гроза возле умирающей Сузге». Много работ М.С. Знаменского посвящено истории Тобольска, например, "Знамя Ермака", "Искер" и другие.

 

2.2. Живописные и театральные традиции в Тобольске как признак «культурного гнезда»

 

С середины XVIII в. местная иконописная школа выступает уже как самостоятельное направление. По своим художественным достоинствам сибирские иконы уступали иконописным школам других регионов России, традиции которых были более глубокими и устойчивыми, но при этом имели свои неповторимые традиции и особенности, выражавшиеся в специальных приемах наложения красочного слоя. Мастера XVIII в., как правило, имели основное ремесло, а иконописью занимались побочно, что можно объяснить нерегулярностью заказов. Обычно они заключали договоры с подрядчиками на роспись вновь выстроенных храмов. Тобольские живописцы были признаны лучшими в Зауралье, им удалось захватить рынок сбыта икон и лучшие подряды, а потому брали плату вдвое большую против положенной. Им же поручалось освидетельствование иных живописцев. Мастерство тобольских живописцев высоко ценилось, и их приглашали в самые отдаленные уголки для росписи храмов, написания икон.

Живопись в Сибири, представленная первоначально исключительно иконописными работами, преимущественно привозившимися из центральных регионов России, постепенно обрела своих мастеров, что затем переросло в создание местной школы. Представители этой школы не имели четко выраженных сословных границ, ими являлись и мещане, и ремесленники, и крестьяне. Нередко занятие живописью становилось наследственной специальностью. Но если к началу века это были лишь отдельные мастера, то к концу столетия меж ними возникает конкурентная борьба, которую выигрывают тобольские живописцы в силу более профессионального подхода. В тот же период происходит "обмирщение" русской живописной школы и разделение ее на церковную и светскую. Все жанры живописного искусства становятся неотъемлемой частью культурной жизни Сибири и входят в повседневный быт33.

Появление в Сибири первого церковного театра относится к началу XVIII века. Театральные представления в Тобольске начались почти одновременно с открытием духовной школы, во всяком случае не позднее 1705 г. В качестве актеров выступали преподаватели и ученики тобольской архиерейской школы, а ставились духовно-назидательные пьесы. Сцена устраивалась на площади вблизи архиерейского дома. При этом церковники стремились привлечь в качестве зрителей возможно большее число народа.

Первое официальное театральное представление давалось учениками Тобольской архиерейской школы по сценам из священного писания по прямому распоряжению Филофея Лещинского. У губернаторов М.П. Гагарина, Д. И. Чичерина, А. В. Алябьева имелись свои домашние оркестры.

Первым профессиональным театром в Сибири можно считать тобольский театр, где уже в 80-е годы XVIII столетия ставилась драма "Ермак" местного автора И.А. Флоровского. А.Н Радищев во время своего пребывания в Тобольске (1790 - 1791 гг.) в путевых заметках упомянул, что слушал в тобольском театре комическую оперу "Мельник-колдун, обманщик и сват". Представления давались в специально построенном для театра здании. Велика заслуга в развитии театрального дела тобольского наместника А.В. Алябьева, который не только собрал актерскую труппу, пригласил из Перми режиссера Виганта, поставил его на оклад, но и сам выписывал новые пьесы и ноты из других городов. На тобольской сцене ставились Мольер, и Гольдони, "Волшебная флейта" Моцарта, и Княжнин, и Фонвизин, и Аблесимов34.

Наличие в Тобольске в конце XVIII столетия профессионального театра со столь разнообразным репертуаром - явление незаурядное. Активность театральной жизни в удаленном от культурных российских центров городе стала возможна, прежде всего, благодаря инициативе местных правителей и достаточно высокому культурному уровню общественности, подготовлена всем ходом его развития. Зарождение театральных традиций есть один из важнейших показателей культурного развития общества в конце XVIII столетия.

 

2.3. Своеобразие  архитектурного облика Тобольска: формирование культурных стилей (конец XVIII в.– середина XIX в.)

 

После отмены указа 1714 г. Петра I (от 1714 г.) о повсеместном запрещении каменного строительства каменное строительство в Тобольске началось с закладки в 1735 г. Благовещенской церкви. В 1740 - 1780 гг. в городе возводят более десяти каменных церквей, в конце века за довольно короткий срок возводится соборная колокольня. Внутри Кремля строится Покровская церковь, здание консистории, трехэтажный архиерейский дом. Готовясь к открытию Тобольского наместничества, возвели трехэтажный наместнический дворец.

Новая эпоха принесла изменения не только в применении иного сырья для строительства, но стал преображаться сам облик города, его планировка. Еще Петром I издается ряд указов по типизации застроек и регулярной городской планировке. С У. Ремезовым выполнено несколько проектов "типовых" обывательских домов - как "каменных палат", так и из бруса. В своем начинании он на несколько лег опередил столичных архитекторов, которые подобные проекты подготовили значительно позже. Но, как выявлено нами, плановая застройка, как в Тобольске, так и во всей Сибири началась лишь со второй половины XVIII в., когда была введена в штат должность губернского архитектора. Указом Сената от 1782 г. им был назначен поручик А. Гучев.

Информация о работе Формирование культурных традиций Тобольска в конце ХVII в. – середине ХIХ в