Особенности возбуждения уголовного дела об изнасиловании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2010 в 19:44, Не определен

Описание работы

Дела об изнасилованиях без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.131 УК РФ) возбуждается по заявлению потерпевшей. При наличии отягчающих обстоятельств поводом для возбуждения уголовного дела может быть заявление родственников потерпевшей, сообщение медицинского учреждения, непосредственное обнаружение признаков преступления следователем или органами дознания и т.д. Однако проведенное обобщение показало, что и в этих случаях поводом и основанием к возбуждению уголовного дела почти всегда также является заявление самой потерпевшей и реже – её родственников .

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КРИМИНАЛИСТИКА 1.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

3. Анализ законности  повода и основания  при возбуждении  уголовного дела.

     Поводом для возбуждения рассматриваемого уголовного дела явилось заявление потерпевшей (лист дела №2), что соответствует п.1 ч.1. ст.140  УПК РФ.

Заявление сделано в устном виде, занесено в протокол, который подписан заявительницей и лицом, принявшим данное заявление, что соответствует ч.1, 3 ст. 141 УПК РФ. Протокол содержит данные о заявителе, однако отсутствуют данные о документах, удостоверяющих личность заявителя, что необходимо согласно ч.3 ст.141 УПК РФ. Заявительница предупреждена об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем сделана отметка, которая удостоверена ее подписью, что соответствует требованиям ч.6 ст.141 УПК РФ.

      Согласно  ч.2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Так в заявление потерпевшей содержится сообщение о совершении деяния, имеющего все признаки преступления, предусмотренного п.в ч.2 ст.131 УК РФ, а именно: половое сношение, совершенное с применением к потерпевшей угрозы убийством («под угрозой ножа увез меня на такси в район дач, в одном из дачных домиков совершил насильственный половой акт»). Задержание подозреваемого через небольшое время после совершения изнасилования в дачном домике, на который указала потерпевшая, частично подтверждают указанные ей обстоятельства (рапорты дежурных сотрудников Октябрьского РОВД, листы дела 3,4). «При анализе оснований к возбуждению уголовного дела вовсе не обязательно, чтобы в материалах были полностью установлены все обстоятельства изнасилования. Главное, чтобы в них были достаточные основания, говорящие о наличии признаков изнасилования»15. В подтверждение заявления говорит и обстановка в месте совершения преступления, в том числе вещественные доказательства изъятые с места преступления, а именно простынь со следами похожими на сперму. До возбуждения уголовного дела возможно проведение таких следственных действий по закреплению следов преступления как осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы (ч.4 ст. 146 УПК РФ). Однако из материалов дела не явствует, что осмотр места происшествия был произведен до возбуждения уголовного дела, поскольку ему предшествовали, по крайней мере, допрос подозреваемого и потерпевшей (листы дела 5-14) – следственные действия, производимые после возбуждения уголовного дела. С точки зрения законности основания возбуждения уголовного дела, а именно достаточности данных, указывающих на признаки преступления, целесообразно осмотр места преступления производить до возбуждения уголовного дела.

4. Характеристика первоначальной следственной ситуации после возбуждения уголовного дела.

      На  момент поступления заявления от потерпевшей следственная ситуация следующая: правоохранительные органы получили информацию от потерпевшей об изнасиловании ее незнакомым ей лицом сразу после совершения преступления. Потерпевшей причинен легкий вред здоровью. Потерпевшая смогла указать на место совершения преступления, что позволило задержать преступника на месте, где было совершено преступление. Что также способствовало сохранению следов преступления (простынь со следами спермы, бутылка из под вина и т.п.).

      К моменту возбуждения  уголовного дела: подозреваемый задержан, личность его установлена. Потерпевшая дала подробные показания о произошедшем преступлении. В частности, в показаниях потерпевшей содержались данные, характеризующие неизвестного преступника, о которых она узнала из разговора с ним (зовут Константин, был судим, проживает по ул.Карбышева).

      Подозреваемый отрицает свою вину, считает, что половой акт произошел по взаимному согласию. Хотя его показания этому противоречат, т.к. он не отрицает, что говорил Гавриковой, что если она не согласится совершить с ним половой акт, пусть пеняет на себя, что у него в кармане нож и что он уже сидел за убийство.

5. Динамика изменения  первоначальной следственной  ситуации с момента возбуждения уголовного дела до предъявления обвинения.

      На  момент возбуждения уголовного дела подозреваемый отрицает свою вину в  совершении насильственного полового акта. В своих показаниях при первом допросе (лист дела 14) он излагает, что говорил «просто так» о том, что сидел за убийство, о том, что Гаврикова легко согласилась на его предложение, отрицает факты принуждения Гавриковой к совершению полового акта в извращенных формах, а также отрицает, что ударил Гаврикову по лицу. В этом показания потерпевшей и подозреваемого расходятся.

      Во  время проведения очной ставки (листы дела 27-29) подозреваемый Еркулев уже не отрицает, что угрожал потерпевшей якобы ножом, говорил, что сидел за убийство, и своими действиями хотел запугать потерпевшую с целью подавления ее сопротивления; не отрицает, что потерпевшая, просила, не совершать с ней полового акта, что он удерживал ее и не давал уйти. Однако настаивает, что половой акт был совершен по взаимному согласию, поскольку потерпевшая сама разделась, легла в кровать и сама ввела его половой член во влагалище, как он ей говорил.

      Заключения  судебно-медицинских экспертиз потерпевшей  и подозреваемого, судебно-биологической  экспертизы следов спермы на простыни, изъятой с места преступления подтвердили совершение полового акта подозреваемым с потерпевшей (листы  дела 32-34,37-38,41-49).

      В заключении судебно-психиатрической экспертизы (листы дела 53,54) установлена вменяемость подозреваемого, однако поставлен диагноз – психопатия возбудимого круга.

      На  допросе свидетель - жена подозреваемого показала, что Еркулев выпивал, не ночевал дома, любил бродяжничать (листы дела 55,56).

      На  момент предъявления обвинения Еркулев  полностью признал свою вину (протокол допроса обвиняемого, листы дела 58,59).

6. Оценка правильности  постановки и решения  задач на первоначальном  этапе предварительного  расследования.

      Поскольку к моменту возбуждения уголовного дела личность подозреваемого уже установлена, то задачей первоначального этапа предварительного расследования должно является установление события преступления16.

      С этой целью на начальном этапе предварительного расследования рассматриваемого дела разрешаются две частные задачи:

1) выявление  следов совершенного полового  сношения;

2) установление  следов насилия при совершении  полового сношения.

      Для разрешения первой задачи в процессе предварительного расследования рассматриваемого преступления были произведены: осмотр места происшествия, изъятие вещественных доказательств со следами совершения полового акта (простынь со следами  спермы), назначена судебно-биологическая экспертиза данных следов биологического происхождения, назначены судебно-медицинские экспертизы потерпевшей и подозреваемого. Не было произведено необходимой также выемки одежды подозреваемого и потерпевшей с целью исследования ее на наличие следов биологического происхождении (спермы и вагинальных выделений), а также для возможного выявления контактного взаимодействия одежды при обнаружении соответствующих волокон.

      Для решения второй задачи для установления применения угроз к потерпевшей были проведены допросы потерпевшей и подозреваемого, в ходе которых было установлено, что потерпевшая воспринимала угрозы подозреваемого как реальную угрозу убить ее. Также были произведены судебно-медицинское освидетельствование, судебно-медицинская экспертиза потерпевшей, в ходе которых была установлена свежая ссадина на внутренней стороне губы потерпевшей, подтверждающая факт применения к ней физического насилия.

7. Перечень отдельных  следственных действий, выполненных с  момента возбуждения  уголовного дела  до предъявления  обвинения. Оценка  их полноты и  целесообразной последовательности  производства.

      До  возбуждения уголовного дела неизвестный  подозреваемый был задержан  сотрудниками милиции Октябрьского РОВД «по горячим следам» на месте, где было совершено преступление, установлена его личность (о чем свидетельствуют рапорта дежурных сотрудников Октябрьского РОВД – листы дела 3,4). Заявление потерпевшей передано по подследственности в прокуратуру Октябрьского района г.Красноярска. С момента возбуждения уголовного дела были произведены следственные действия в следующей последовательности:

1) Допрос подозреваемого (протокол от 14.09; допрос произведен с 9ч. до 9.45; листы дела 12-14);

2) Допрос потерпевшей (протокол от 14.09; допрос произведен с 10ч. до 10.45; листы дела 7-10);

3) Назначение  судебно-медицинской экспертизы  потерпевшей, подозреваемого (постановления  о назначении экспертиз от 14.09; листы дела 30,35);

4) Судебно-медицинское  освидетельствование потерпевшей  (заключение эксперта от 14.09; листы  дела 32-34);

5) Судебно-медицинское освидетельствование подозреваемого (заключение эксперта от 14.09; листы дела 37-38);

6) Осмотр места происшествия (протокол от 14.09; осмотр м.п. произведен с 12.35 до 13.00; листы дела 5-6);

7) Назначение  судебно-биологической экспертизы следов биологического происхождения (постановление о назначении экспертизы от 16.09; лист дела 39);

8) Дополнительный допрос потерпевшей (протокол от 16.09; время допроса 11.55-13.00; листы дела 19-24);

9) Очная ставка между потерпевшей и подозреваемым (протокол от 16.09; 15.40-16.15; листы дела 27-29);

10) Дополнительный допрос потерпевшей с использованием звукозаписи (протокол от 21.09; время допроса 9.15-9.50; листы дела 25-26 );

11) Допрос свидетеля (протокол от 23.09.; время допроса 14.10-16.55; листы дела 55-56);

12) Назначение  судебно-психиатрической экспертизы  подозреваемого (постановление о  назначении экспертизы от 23.09; лист  дела 51);

13) Судебно-психиатрическая экспертиза подозреваемого (акт № 356(д) от 23.09.; листы дела 53,54);

14) Судебно-биологическая экспертиза (заключение эксперта №583, экспертиза начата 15.10., окончена 04.11.; акт суд-мед. исследования №131, исследование начато 30.10, окончено 31.10.; листы дела 41-49).

15) Допрос обвиняемого (протокол от 31.10.; с 16.20 до 17.10;листы дела 58-59).

      Что касается полноты перечня произведенных  следственных действий – не было произведено  выемки, осмотра и судебно-медицинского экспертного исследования одежды и  обуви потерпевшей и подозреваемого, которые могли бы установить факт соприкосновения одежды потерпевшей и подозреваемого при обнаружении соответствующих волокон (КЭМВИ), факт совершения полового акта подозреваемым с потерпевшей при обнаружении следов биологического происхождения (спермы, вагинальных выделений) на одежде потерпевшей и подозреваемого.

      Что касается последовательности произведенных следственных действий, то целесообразнее проводить допрос подозреваемого «с учетом собранных по делу доказательств – допроса потерпевшей, осмотра места происшествия др.»17, т.е. после данных следственных действий.

     В остальном последовательность произведенных действий вполне оправдана: изъятие вещественных доказательств (простыни со следами похожими на сперму) при осмотре места происшествия повлекло назначение судебно-биологической экспертизы.

     Возникновение некоторых несовпадений в показаниях потерпевшей и подозреваемого (по поводу насильственного характера полового акта, по поводу принуждения к половому акту в извращенных формах) повлекли за собой дополнительные допросы потерпевшей, очную ставку между потерпевшей и подозреваемым.

      В ходе допроса свидетеля – жены подозреваемого было выяснено, что  подозреваемый состоит на учете  в психоневрологическом диспансере, вследствие чего была назначена судебно-психиатрическая  экспертиза подозреваемого.

8. Оценка качества  производства отдельных  следственных действий  с указанием недостатков  и ошибок процессуального  и криминалистического  характера.

  Допрос подозреваемого оформлен протоколом (листы дела 12-14). Протокол соответствует основным процессуальным требованиям: показания подозреваемого записаны от первого лица (ч.2 ст.190 УПК); указаны место, дата, время начала и окончания допроса с точностью до минуты; указаны должность, фамилия лица, составившего протокол (однако не указаны его инициалы, что необходимо в соответствии с требованиями п.2 ч.3 ст.166 УПК); указаны фамилия, имя, отчество подозреваемого и другие данные о его личности (ч.3 ст.166 УПК); по окончании допроса протокол прочитан подозреваемым, о чем сделана соответствующая запись (ч.6 ст.190 УПК); протокол подписан следователем и подозреваемым (ч.7 ст.166, ч.7 ст.190 УПК), подозреваемым также подписана каждая страница протокола (ч.8 ст.190 УПК). В соответствии с ч.10 ст.166 УПК протокол содержит записи о разъяснении подозреваемому его прав, однако отсутствуют записи о разъяснении ему его обязанностей, ответственности и порядка производства допроса, что необходимо огласно указанной статье. Из протокола также видно, что в соответствии с ч.1 ст.187 УПК допрос проведен по месту производства предварительного следствия (прокуратура Октябрьского района г.Красноярска). Соблюдены и временные ограничения допроса («не более 4 часов») – ч.2 ст.187 УПК. Допрос подозреваемого продолжался 45 минут (9.00-9.45).

Информация о работе Особенности возбуждения уголовного дела об изнасиловании