Внешнеэкономический потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

1. Основные цели внешнеэкономической деятельности.
2. Основные направления и возможные масштабы использования экспортного потенциала
3. Конъюнктура внешних рынков и тенденции её изменения на экспортную продукцию Дальнего Востока

Файлы: 1 файл

Экономика ДВ - Внешнеэкономический потенциал.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

В туристско-рекреационном комплексе Дальнего Востока будут сформированы массовый и эксклюзивный сегменты. Массовый сегмент будет связан с посещением туристами таких уникальных природных объектов, ландшафтные комплексы южной части тихоокеанского побережья России, бальнеологических комплексов и историко-культурных объектов. Спрос на массовый туризм на Дальнем Востоке будут формировать жители Дальнего Востока и Байкальского региона, Европейской России, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Привлечение туристов из европейской части России и жителей Дальнего Востока будет достигаться за счет повышения качества туристического продукта в регионе и пропаганды преимуществ внутреннего туризма за счет его ценовой привлекательности перед зарубежными туристическими поездками. В долгосрочной перспективе акцент в развитии рекреационного комплекса предполагается сделать на более высокий ценовой сегмент туров, сравнимых с отдыхом на курортах севера Китая и Республики Корея. Особые условия экономической деятельности в сфере туризма будут созданы также на Камчатке.

Важнейшими  секторами туристско-рекреационного комплекса Дальнего Востока станут бизнес-туризм, событийный и культурно-исторический туризм с высоким потенциалом  спроса на исторический туризм со стороны  жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим следует ожидать развития гостиничного бизнеса в крупнейших агломерациях Дальнего Востока и Байкальского региона, а также на приграничной территории. Развитие въездного культурно-исторического туризма на территории Дальнего Востока и Байкальского региона станет важным механизмом формирования образа России как страны, благоприятной для туризма, обладающей уникальными природными ресурсами и богатой историей. Межрегиональная интеграция, в том числе инфраструктурная, будет содействовать развитию внутреннего туризма. Сформируются межрегиональные туристические маршруты "Восточное кольцо России" (Республика Бурятия, центральная часть Республики Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область).

Развитие  туристической сферы, в частности  различных форм сельского туризма, будет иметь высокую значимость с точки зрения формирования системы  расселения в приграничных районах  Дальнего Востока и снижения интенсивности эмиграции.

В рамках новой градостроительной и архитектурно-планировочной  политики вокруг агломераций и крупных  городов Дальнего Востока будут  формироваться пригородные зоны отдыха.

Механизмы содействия развитию туристско-рекреационного комплекса Дальнего Востока и включают совершенствование нормативно-правового обеспечения, формирование системы финансовой поддержки, а также совершенствование транспортной и коммунальной инфраструктуры, формирование кадровой и информационной политики.

Конкурентоспособность ключевых для Дальнего Востока рекреационных зон (Камчатка, бассейн р. Амура, Приморье, центральная часть Республики Саха (Якутия)) будет повышена за счет субсидирования авиационных предприятий, осуществляющих перевозки из европейской части России.

Важным  фактором развития туризма в прибрежной зоне Дальнего Востока являются наличие  единого порядка согласования круизных маршрутов и возможность организации  высадки туристов в местах, не оборудованных  для стоянки судов, а также  создание системы регулирующих правил осуществления круизов под иностранным флагом на Дальнем Востоке, в частности в океанических зонах опережающего развития. Условием развития въездного туризма является оптимизация работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе изменение статуса уже существующих таких пунктов (перевод с грузовых на грузо-пассажирские, с сезонных на круглогодичные, перевод на круглосуточный режим работ) и создание новых. Раскрытие туристического потенциала уникальных природных объектов Дальнего Востока и Байкальского региона связано с необходимостью установления возможности использования отдельных участков особо охраняемых природных территорий для экологического туризма. На территории Дальнего Востока будут созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, определяющие особый правовой режим для благоприятного ведения экономической деятельности, и обеспечено формирование необходимой для них инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства.

Создание системы прямой финансовой поддержки развития туристско-рекреационного комплекса связано с разработкой механизмов стимулирования предпринимательской активности в сфере туризма. Одним из таких механизмов станет разработка и внедрение системы кредитования предпринимателей без образования юридического лица на инвестиционные и текущие нужды, связанные с развитием туризма (особенно в Южно-Курильской зоне опережающего развития). В целях развития выездного туризма из Дальнего Востока будут разработаны и внедрены механизмы конкурсного финансирования некоммерческих организаций, предлагающих культурно-исторические и познавательные туры в европейскую часть России, в частности, для детей и молодежи, граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи.

Развитие въездного туризма из зарубежных стран в значительной степени определяется состоянием приграничной и таможенной инфраструктуры. В связи с этим будут проведены работы по реконструкции портов в местах организации высадки туристов и стоянок туристических поездов. Важным направлением развития транспортной инфраструктуры станет развитие малой авиации, модернизация аэропортов, вокзалов и строительство дорог к ключевым объектам туристического показа, а также к центрам активного отдыха.

К значимой для развития туристско-рекреационного комплекса инфраструктуре федерального значения относятся евразийские транспортные коридоры из Китая, Японии и Республики Корея, а также интермодальные авиакомплексы и обустроенные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации на побережье для круизных маршрутов, ориентированных на Японию, США и Канаду.

Для различных  территорий Дальнего Востока характерны ограничения развития туризма, связанные с инфраструктурой, в частности для Камчатки - это пассажирские таможенные терминалы и пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации для круизных маршрутов, для Амурской области - развитие пограничных переходов, автомобильных дорог, мостовых переходов через р. Амур с ориентацией туристических потоков на гг. Благовещенск, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.

Снижение  издержек на развитие инфраструктуры будет достигнуто за счет комплексного подхода и строительства инфраструктуры межотраслевого характера (например, для обеспечения потребностей населения, сельского, лесного хозяйства, туризма, горнодобывающей промышленности и др.).

Будет сформирована система подготовки кадров в сфере туризма на базе средних специальных и высших учебных заведений Дальнего Востока с особым вниманием к подготовке обслуживающего персонала.

Отдельным направлением станет рекламно-информационная и имиджевая политика. Повышение  интереса в области туризма к Дальнему Востоку на международном и внутреннем туристических рынках будет осуществляться посредством создания и развития информационного банка курортных территорий, формирования брендов курортных городов и туристических продуктов с четким определением адресатов маркетинговой политики. Особого внимания требует позиционирование бассейна р. Амура и Камчатки как мировых центров экологического туризма и эксклюзивного активного отдыха.

е) Рынок энергетических услуг

Для того чтобы существенно расширить круг местных потребителей природного газа и электроэнергии, предстоит соорудить тысячи километров магистральных и распределительных газовых сетей, а также существенно расширить сеть линий электропередачи (ЛЭП). Повышение качества жизни невозможно без существенного улучшения ситуации с обеспечением моторным топливом, что, в свою очередь, предполагает значительное увеличение нефтеперерабатывающих мощностей. Для производства широкого спектра продукции промышленного и бытового назначения в регионе предстоит также активно развивать нефтегазохимическую промышленность. Прогресс в другом важном направлении региональной энергетики – в угольной отрасли – должен быть связан с новым уровнем технологической оснащенности и безопасности условий труда. Это, в частности, будет содействовать решению проблем занятости на Востоке России и привлечения сюда трудоспособного населения.

Важной  составляющей развития энергетики в  восточных регионах нашей страны является расширение внешнеэкономической  деятельности в восточноазиатском направлении. Наиболее значительным и перспективным партнером в этой части света, безусловно, является Китай. В газовой отрасли КНР становится все более крупным нетто-импортером газа. В марте 2006 г. ОАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) подписали «Протокол о поставках природного газа из России в КНР», в котором зафиксированы основные договоренности по поставкам газа, включая принципы формирования формулы цены. Имеются перспективы взаимодействия в области создания подземных хранилищ газа, разработки и обустройства ряда китайских высокосернистых газовых месторождений, реализации проектов в области нефте- и газохимии. В нефтяной сфере помимо традиционных поставок российской нефти в Китай имеются также хорошие перспективы совместного освоения российских месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, строительства нефтеперерабатывающих заводов в Китае, создания там же сети АЗС.

Следует отметить, что не только российская сторона инвестирует в развитие высоких энергетических технологий – в данном случае, в нефтепереработку – в Китае. Так, ОАО «Газпром» в настоящее время прорабатывает с китайскими компаниями «Синопек» и СИТИК вопрос их участия в реализации нефте- и газохимических проектов в нашей стране, в том числе, в Восточной Сибири. Разумеется, сотрудничество, ориентированное на создание высокотехнологичного производства в России, устраивает нас значительно больше.

В части  сотрудничества в угольной сфере  следует отметить, что КНР наращивает объемы импорта угля и, в этой связи, проявляет значительный интерес к российской угледобыче. Для налаживания поставок угля в Китай предстоит ликвидировать «узкие места» в российской транспортной инфраструктуре, расширить сеть терминалов на сухопутных пунктах пропуска на границе и в портах Приморья. Также китайскую сторону могут заинтересовать проекты с российским участием по производству экологически чистого угля, использованию водоугольных смесей для транспортировки угля по трубопроводам, добыче и использованию шахтного метана.

Возможно  существенное увеличение экспорта электроэнергии из России в Китай с сопутствующим  строительством дополнительных трансграничных ЛЭП и прочей инфраструктуры. Определенные перспективы существуют и у сотрудничества в энергомашиностроении. Российское электрогенерирующее оборудование имеет свою нишу на китайском рынке работ по сооружению электростанций, хотя конкуренция на нем все усиливается. Определенные возможности для сотрудничества имеются в атомной энергетике. Здесь речь может идти о сооружении энергоблоков, о вопросах ядерной и радиационной безопасности, а также о научно-технической сфере. Сотрудничество в области экологии в части энергетики, в первую очередь, касается противодействия загрязнению пограничной реки Амур. Таким образом, существуют большие возможности привлечения китайских инвестиций в российскую, в том числе – в региональную, экономику либо реинвестирования в нее получаемых доходов от экспортной деятельности.

Энергетика  занимает одно из центральных мест в сотрудничестве России с Японией. Свыше 6 млрд долларов японских инвестиций вложено в российский ТЭК, прежде всего в сахалинские нефтегазовые проекты. Японцев также интересует участие в развитии трубопроводного транспорта Востока России в направлении Японии и, в первую очередь, нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Также они хотели бы получать российский коксующийся уголь и участвовать в освоении соответствующих российских месторождений. Существует определенный потенциал сотрудничества и в области мирного атома. Российская сторона, в свою очередь, заинтересована в привлечении японского капитала и высоких технологий в сооружение на Дальнем Востоке нефте- и газохимического производства, ориентированного, в том числе, и на внешние рынки, включая Японию.

Республика Корея представляет собой еще один крупный перспективный энергетический рынок. Южнокорейская экономика готова принимать ежегодно около 10 млрд куб. м российского газа. Кроме того, бизнес этой страны готов участвовать в освоении месторождений нефти западно-камчатского шельфа. Республика Корея заинтересована в поставках из России электроэнергии транзитом через КНДР, а также в поставках коксующихся углей. При этом южнокорейцы готовы вкладываться в сооружение необходимых для этого линий электропередачи и в разработку соответствующих угольных месторождений. Монголия традиционно закупает российские нефтепродукты, включая сжиженный газ и электроэнергию. Российские же компании заинтересованы в освоении монгольских месторождений коксующихся углей и урановых руд, а также в их переработке и обогащении. Определенные перспективы сотрудничества в сфере ТЭК имеются у восточных регионов России со странами Юго-Восточной Азии и даже с Индией.

Информация о работе Внешнеэкономический потенциал