Влияние циклов на современную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение современных циклических кризисов в странах с развитой рыночной экономикой.
Задачи работы:
Рассмотреть циклы мировой экономики и финансовые кризисы;
Изучить экономический кризис 1974-1975 годов;
Рассмотреть антикризисное регулирование;
Определить текущие фазы цикла кризиса 2008 года;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Цикличность мировой экономики и развитие стран с развитой рыночной экономикой
Циклы мировой экономики и финансовые кризисы
Экономический кризис 1974-1975 годов
Антикризисное регулирование
Глава 2. Влияние циклов на современную экономику
2.1 Определение текущей фазы цикла
2.2 Современное антикризисное регулирование
2.3 Перспектива развития мировой экономики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Захаренков Влад.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Цикличность мировой экономики и развитие стран с развитой рыночной экономикой

    1. Циклы мировой экономики и финансовые кризисы
    2. Экономический кризис  1974-1975 годов
    3. Антикризисное регулирование

Глава 2. Влияние циклов на современную экономику

2.1 Определение текущей фазы цикла

2.2 Современное антикризисное регулирование

2.3 Перспектива развития  мировой экономики

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время в нашей стране. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для сглаживания этих циклов, дабы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику.

Цель данной работы – изучение современных циклических кризисов в странах с развитой рыночной экономикой.

Задачи работы:

    • Рассмотреть циклы мировой экономики и финансовые кризисы;
    • Изучить экономический кризис  1974-1975 годов;
    • Рассмотреть антикризисное регулирование;
    • Определить текущие фазы цикла кризиса 2008 года;
    • Рассмотреть современное антикризисное регулирование для кризиса 2008г;
    • Изучить перспектива развития мировой экономики.

Предмет исследования - экономические кризисы.

Объект исследования - глобальные экономические процессы в России и на мировом опыте.

Нормативная база курсовой работы основана на изучение широкого круга законодательного и иного нормативного материала.

Теоретическую основу курсовой составляют труды, таких известных отечественных ученых, как К.С. Айнабек, И.А. Шумпетер, Э. Хансен, Л. Абалкин, Т.А. Агапова, Е. Борисов, и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цикличность мировой экономики и развитие стран с развитой рыночной экономикой

    1. Циклы мировой экономики и финансовые кризисы

 

Глобальная экономика представляет собой новую историческую реальность, которая существенно отличается от традиционной мировой экономики индустриальной эпохи. По определению М. Кастельса, «глобализация характеризует экономику, способную работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты» [1]. Это определение «схватывает» наиболее существенное в становлении глобальной экономики – то, что отличает ее от предшествующего этапа. Действительно, применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволило создать своеобразный электронно-виртуальный двойник мировых экономических потоков. Оперативный мониторинг в глобальном масштабе и практически мгновенная передача производственно-коммерческой и управленческой информации, а также финансовых ресурсов создали мощные предпосылки для синхронизации экономических колебаний, по крайней мере, в ведущей группе наиболее развитых и новых индустриальных стран (НИС), образующих ядро современной мировой экономики.

Однако существенной особенностью процессов глобализации, в решающей степени обязанных своим рождением информационно-технологической революции, является ярко выраженная доминирующая роль финансового капитала. Благодаря информационно-финансовым сетям, современный финансовый капитал практически покончил со своей зависимостью от реального хозяйственного потенциала национальной и мировой экономики. Аналогично тому, как машины в эпоху промышленной революции явились наиболее адекватной формой основного капитала, так и глобальные информационные и телекоммуникационные сети, возникшие во второй половине ХХ – начале ХХI вв., предоставили финансовому капиталу невиданные ранее возможности практически беспредельного накопления и господства. Невидимые, стремительные и вездесущие электронные импульсы, заключающие в себе все многообразие финансовой информации, – это все, что нужно финансовому капиталу, чтобы превратиться в глобальную, самодовлеющую силу.

По сравнению с 1964 г. масштабы мирового рынка евровалют возросли к началу 90-х гг. с 20 млрд до 6 трлн долл., т.е. в 300 раз. К началу 2000-х гг. мировое сообщество, благодаря революции в информационных технологиях, «получило» финансовый рынок, операции которого идут 24 часа в сутки. Из рук в руки ежедневно переходят гигантские ликвидные ресурсы – от 1,3 до 1,5 трлн долл. Иначе говоря, более триллиона долларов ежедневно бродит по миру в поисках прибыли. Считается, что только около 10–12% всех мировых финансовых потоков обслуживает международную торговлю и реальные инвестиции. Остальная финансовая масса приходится на спекулятивный капитал, ориентированный на краткосрочные сверхрентабельные вложения.

Разумеется, деньги как таковые никогда не были и не будут экономическим ресурсом. Поэтому независимость глобальных финансов от реального сектора экономики носит весьма относительный характер. Но вместе с тем, именно эти финансовые потоки, путешествуя по миру, систематически провоцируют финансовые, а вслед за ними и экономические кризисы в различных странах и регионах мира. Поэтому Кастельс явно преувеличивает системное качество глобальной экономической целостности. Страны, регионы, мировые отраслевые комплексы, захваченные глобальным процессом, развиваются крайне неравномерно, что придает неустойчивость и непредсказуемость мировой конъюнктурной динамике. И важнейшим фактором, порождающим и усугубляющим кризисные явления в мировой экономике, являются глобальные финансы. В этом, пожалуй, заключается наиболее характерная особенность современного экономического цикла. Не финансы идут за экономическим спадом, но экономический кризис следует «по пятам» за финансами, иногда «забегая вперед», но чаще всего выступая следствием финансовых потрясений, вызываемых неуправляемой миграцией финансового капитала.

Однако еще Н.Д. Кондратьев доказывал, что общеэкономическому кризису предшествует финансовый. Противоречит ли это предыдущему утверждению? Полагаем, что нет. Финансовое опережение в индустриальную эпоху вызывалось не самодовлеющим могуществом неуправляемых финансовых потоков, но более чутким реагированием финансовых рынков на приближающееся нарушение макропорций (существенную роль здесь играет кредитная экспансия и, как следствие, рост недоверия к кредитным институтам). В глобальной экономике ответственными за финансовые потрясения и последующие экономические спады очень часто бывают «горячие деньги». Суммы спекулятивного капитала, перемещаемого из одной страны в другую, вполне сопоставимы или превышают объем ВВП даже очень богатых стран. Если экономика какой-либо страны является привлекательной для инвесторов, то поток мигрирующего капитала способен сначала вызвать перегрев принимающей экономики, а затем, при первых же признаках неизбежного, как правило, падения рентабельности вложений, начинается паническое бегство инвесторов, которые руководствуются в своих решениях только соображениями доходности и риска.

Освобожденный от материальных потоков денежный капитал находится в свободном плавании, имея ежесекундные биржевые операции на миллиарды долларов, обеспечив их возрастание за последние 20 лет на два порядка. Это нестабильное финансово-виртуальное образование, уже десятки лет «взаимодействуя» с производственными мощностями реальной международной экономики, периодически поглощает финансовые рынки в том или ином регионе мира через механизмы финансовых кризисов, наиболее известными из которых за последние годы стали мексиканский кризис 1994–1995 гг., кризис в странах Юго-Восточной Азии 1997–1998 гг. с существенным его влиянием на мировые финансовые рынки и кризис 1998 г. в России, который ударил также по экономике стран СНГ.

Недавний финансовый кризис 27 февраля 2007 г. в Китае не только получил отклик в разных уголках мира, но и обозначил ряд существенных аспектов, которые необходимо учитывать также России в ее экономической политике, прежде всего готовности к работе в условиях мирового экономического кризиса. Последний финансовый кризис спровоцировали действия инвесторов и правительства на перенасыщенном рынке недвижимости, что откликнулось падением котировок на Шанхайской бирже до 10%. Из 300 акций, которые входят в индекс Shanghai and Shenzhen, 249 подешевели на 10% – уровень, при котором торги на биржах уже должны прекращаться. Это падение сразу повлияло и на состояние фондовых рынков и бирж не только Азии, но и Америки и Европы, хотя падение котировок там не было таким обвальным.

Через несколько недель после Шанхайского финансового кризиса на мировом финансовом рынке, как казалось, наметилась определенная стабилизация. Но она не была продолжительной, и сейчас недооценивать дальнейшие угрозы, в том числе и для российской экономики, не следует. Ведь в отличие от мирового финансового кризиса 1997–98 гг., т.е. десятилетней давности, сегодня интегрированность отечественной экономики в мировой экономический процесс значительно выросла. Россия стоит на пороге вступления в ВТО, а с акционированием ее стратегических предприятий их акции увеличили свою долю и на мировом фондовом рынке. И соответственно, увеличилась и уязвимость экономики России от нестабильности глобализированных рынков, в которую она все больше встраивается.

Несмотря на неоднозначность факторов, которые в «серый вторник» (так окрестили аналитики день 27 февраля 2007 г.) непосредственно вызвали биржевую панику, просматривается логическая связь между этими событиями и теми, что имели место накануне кризиса 1997–1998 гг. Напомним, и тогда, и сейчас кризис начался в Юго-Восточной Азии, а потом перекинулся на всю мировую экономику. И в первом, и во втором случае речь идет о странах, в которых в результате перегрева экономик и соответствующей миграции капитала уровень фондовых котировок превысил критически допустимые границы.

По большому счету, обвальное падение акций на китайском фондовом рынке не стало неожиданностью. Его прогнозировали еще в предкризисном году, когда биржевой индекс вырос почти вдвое. Это означало, что всего лишь за 12 месяцев капитализация китайских компаний неестественным образом удвоилась. Интересна и официальная позиция правительства Китая относительно политики сдерживания экономической экспансии, провозглашенная еще в 2005 г. В ней акценты переносились из количественных на качественные параметры роста. Однако экономика Китая сейчас слишком глубоко интегрирована в структуры мирового фондового рынка, который в принципиальных вещах уже не определяется Пекином, а подчиняется циклическим закономерностям глобальной миграции капитала, согласно которым последовательность фаз «расширение» – «разбухание» – «обвальное сжатие» является неотвратимой.

10 лет, которые отдаляют  нынешний Шанхайский финансовый  кризис от мирового финансового  кризиса 1997–98 гг., вполне отвечают  признакам цикличности. Ведь мировому  финансовому кризису 1997–98 гг. предшествовал  финансовый кризис 1987–88 гг. Тогда  только за один день (19 октября 1987 г.) индекс Dow Jones упал на 22,6%. Не следует обнадеживаться тем, что интенсивность падения котировок в Китае не была продолжительной и уже на следующий день падение было прекращено. О полноценной стабилизации пока говорить рано. В таких потрясениях всегда наибольшую опасность представляют психологические факторы, которые развиваются стихийно и волнообразно. Кто при этом понесет наибольшие потери – инвесторы американского или европейского, или, возможно, азиатских рынков, и удастся ли мировой экономике в целом удержаться от падения, сейчас спрогнозировать абсолютно точно невозможно. Но говорить об определенных опасностях имеет смысл. Ведь так было и накануне кризиса 1997–98 гг. Сначала финансовый кризис вспыхнул в Таиланде с девальвацией национальной валюты – тайского бата в июле 1997 г. Уже через две недели паника перекинулась на другие страны центральноазиатского региона, и произошло обвальное падение индонезийской рупии, малазийского ринггита и филиппинского песо.

В августе курсы этих валют обесценились уже на 30–40%. В октябре кризисные процессы охватили Гонконг. В декабре признала неплатежеспособность Южная Корея. Позднее подверглись испытанию фондовые рынки Японии, Австралии, Новой Зеландии. В итоге география кризиса охватила большинство стран АСЕАН. Тогда потери российской экономики, которая была официально провозглашена неплатежеспособной, оценивались в 100–120 млрд долл. Имеются в виду потери банков, обесценивания ценных бумаг и взносов населения. Вместе с тем, последствия кризиса для России и других стран СНГ были достаточно противоречивыми. В частности, произошло резкое уменьшение импорта товаров, связанное с падением курса национальной валюты, и, как следствие, активизация деятельности национального товаропроизводителя и некоторый экономический рост – сначала в 1999 г. в России, а в 2000 г. – в странах СНГ. Как говорят: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Темп прироста ВВП в РФ в 2000 г. превзошел 6%, а в следующему 2001 г. – даже 9%. Хотя, справедливости ради следует признать, что исходная точка этого роста была предельно низкой, что не позволяет говорить о действительном подъеме экономики.

Информация о работе Влияние циклов на современную экономику