Проблемы потребления и сбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

В классической теории предполагалось, что люди ведут себя аскетично: сперва принимают решение о сбережениях, а затем потребляют остаток располагаемого дохода. В классической концепции величина потребления зависит от текущего располагаемого дохода, соответственно текущее бюджетное ограничение представлено в виде: у - Т = С + S. В анализе распределения располагаемого дохода на потребление и сбережение ведущая роль принадлежит сбережениям.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты
1.1 Классическая и кейнсианская теории потребления
1.2 Теория межвременного выбора И. Фишера
1.3 Теория жизненного цикла Ф. Модильяни…………………………………………………………………………………
1.4 Гипотеза перманентного дохода М. Фридмана……………………………………………………………………………………………1.5 Гипотеза случайного блуждания Р. Холла
Глава 2.Проблемы потребления и сбережения
2.1 Методы
2.2 Анализ
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 78.44 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, модель жизненного цикла в экономической  теории по-прежнему остается мощным теоретическим  средством объяснения реального  сберегательного поведения, которая  со времени своего появления на свет претерпела значительные модификации  и усложнение как концептуального, так и формального аппаратов  анализа.

 

    1. Гипотеза  перманентного дохода М. Фридмана

Как и  модель жизненного цикла Ф. Модильяни, теория постоянного дохода М.Фридмана была призвана разрешить противоречие между динамическими рядами и данными одномоментных обследований. М. Фридман также предположил, что объяснять поведение населения в финансовой сфере можно, опираясь на неоклассическую экономическую теорию и исходя из допущения о рациональности индивидов, которые оптимизируют своё потребление, поддерживая предельную полезность расходов постоянной с течением времени.

Фридман согласился с Кейнсом в том, что доход является основным фактором, влияющим на потребительское и сберегательное поведение домохозяйств, однако, с его точки зрения, речь должна идти не столько о текущем уровне дохода, сколько о  некотором его среднем уровне, который люди воспринимают как «обычный», «нормальный». Именно «нормальный» для данного домохозяйства доход, для обозначения которого был введен термин «перманентный», определяет размер потребления семьи, поскольку, по мнению Фридмана, люди в основной своей массе стараются поддерживать относительно неизменным тот уровень жизни, который считают для себя приемлемым, исходя из общего объема располагаемых ресурсов семьи,  несмотря на взлеты и падения доходов от месяца к месяцу или от года к году. Склонность к сбережению или потреблению, рассчитанная как отношение перманентного сбережения/потребления к перманентному  доходу, по мнению Фридмана, одинакова для всех его уровней, поэтому она зависит не от уровня перманентного дохода, а от других переменных, таких как ставка процента, соотношение накопленного имущества и текущего дохода и т.п. Несмотря на эмпирически выявленную на данных одномоментных опросов населения положительную зависимость склонности к сбережению от размера дохода, она является иллюзорной, поскольку появляется благодаря тому, что сбережения используются в качестве инструмента «сглаживания», выравнивания уровня потребления в условиях колебания текущих доходов. Имея представление о том, какой уровень дохода является нормальным, домохозяйства в периоды относительно высоких текущих доходов делают сбережения, а в периоды относительно низких тратят накопленное или одалживают.

Фридман предложил рассматривать наблюдаемый доход как сумму двух компонент - перманентной и транзиторной. Перманентным доходом Фридман предлагает считать тот доход, который, семья, получает от своего труда и своих активов в течение жизни. Это некоторый средний доход, который, став привычным,  скорее всего, сохранится и в будущем.

Транзиторный доход «отражает все другие факторы, факторы, которые скорее могут быть отнесены домохозяйством к "несущественным" или "случайным" явлениям.  Хотя они могут, с другой точки зрения, быть предсказуемым следствием специфических сил, например, циклических колебаний экономической активности" и т.п.» Соответствующим образом текущее потребление также состоит из перманентных (регулярных) и транзиторных (спорадических) расходов. Разделение  случайных и постоянных факторов дохода проводится также с помощью выделения временного горизонта потребительской единицы. Фактор, действие которого распространяется на весь период, охватываемый горизонтом, считается постоянным, менее продолжительный – случайным.

Поскольку перманентный доход является латентной  переменной, ее непосредственное измерение  оказывается возможным только ex post, в результате наблюдения за тем, как домохозяйство тратит полученные доходы. Однако вполне реально оценить размер перманентного дохода, если принять допущения о некоррелированности транзиторного дохода и транзиторного потребления с соответствующими перманентными частями дохода и потребления, а также между собой, и предположить, что транзиторный доход в среднем равняется нулю.

Особенно  важным для формализации гипотезы является  предположение о некоррелированности транзиторного дохода и транзиторного потребления. Фридман предположил, что если его интуиция об остаточном характере сберегательных действий верна, то предельная склонность к сбережениям из транзиторного дохода будет равна единице. В результате люди будут сберегать, если текущий доход превышает обычный для домохозяйства уровень. В обратном случае они будут тратить сбережения или одалживать деньги. Для того чтобы семья могла безошибочно определить, является ли увеличение дохода временным или постоянным, в модели Фридмана вводится предпосылка об отсутствии у людей неопределенности будущих доходов.

Таким образом, в модели Фридмана потребление в долгосрочной перспективе зависит не столько от текущего уровня дохода, сколько от уровня перманентного дохода, так как на большом промежутке времени колебания транзиторного дохода компенсируют друг друга, и зависимость между потреблением и доходом будет близка к задаваемой трендом, представляющим перманентный доход. В то же самое время на коротких отрезках времени (например, в течение года) сбережения становятся результатом отклонений текущего дохода от того, который считается перманентным. Этим объясняется как равенство средней и предельной нормы потребления в долгосрочном аспекте, так и превышение средней нормы потребления над предельной на данных одномоментных опросов населения (проблема, возникшая при тестировании гипотезы абсолютного дохода).

Фридман представил свою модель как теорию, совместимую с эмпирическими данными потребительского и сберегательного поведения домохозяйств. Модель также позволила Фридману дать чисто экономическое обоснование эмпирически наблюдаемой зависимости сбережений от уровня дохода домохозяйств. Автор продемонстрировал, что ни гендерные, ни расовые различия, ни уровень образования или профессионального статуса, ни место проживания не оказывают влияния на норму сбережений домохозяйств, рассчитываемую как соотношение текущих сбережений к текущему доходу, несмотря на статистически значимые влияния этих контрольных переменных на сбережения, которое наблюдалось при регрессионном анализе. Фридман показал, что при введении в модель показателя перманентного уровня дохода, влияние социальных переменных элиминируется, поскольку то, что считалось следствием социальных факторов, на деле объясняется скрытым влиянием дохода. Все люди сглаживают свое потребление в условиях непостоянства текущих доходов с помощью сбережений.

Эмпирические  оценки гипотезы перманентного дохода связаны с определенными трудностями. Дело в том, что перманентный доход  является латентной переменной и  не может быть измерен напрямую. Для его исчисления  применяются  различные подходы. Если исследователь  имеет дело с данными временных  рядов, то можно рассчитать средние значения дохода за ряд лет и использовать его в качестве перманентного. Однако все равно мы получим лишь приближенным значением, поскольку в этом случае не будет учтен уровень ожидаемого дохода в будущем. Причем, чем короче ряд и моложе домохозяйство, тем сильнее ошибка в вычислениях. Получить более точные оценки позволяет метод инструментальных переменных, основным требованием к которым является их тесная коррелированность с латентным признаком и некоррелированность с зависимой переменной. В качестве таких инструментов концептуально обосновываются переменные образования и накопленного материального или денежного богатства. Однако нет уверенности в том, что эти переменные (например, образование) не имеют самостоятельного влияния на сбережения, так, люди с высшим образованием не могут иметь иное отношение к сбережениям, долгам, риску, по сравнению с теми, у кого его нет.

Другое  направление критики гипотезы перманентного дохода основано на том, что модель предполагает отсутствие неопределенности доходов домохозяйств. Стал классическим пример Фридмана о том, что студенты-юристы будут тратить на потребление намного больше по сравнению со студентами других факультетов, уже  в студенческие годы, поскольку будут ориентироваться на более высокие заработки в будущем. Однако при наличии неопределенности на рынке труда, связанной с высокой безработицей или неопределенностью уровня оплаты, люди  скорее склонны экономить, нежели расходовать сбережения или брать в долг в периоды денежных затруднений. Более того, неопределенность затрудняет расчет уровня перманентного дохода для самого домохозяйства, ибо представления о том, что является обычным, средним уровнем размываются.

Наконец, ограничения  ликвидности, понимаемые как невозможность  взять деньги в долг или потратить  имеющиеся сбережения, также не принимались  в расчет при формулировании гипотезы перманентного дохода. Однако в жизни  эти ограничения часто оказывают  решающую роль, и тогда невозможность  заимствования или траты сбережений отклоняет реальное поведение домохозяйств от того, которое предсказывается  в модели перманентного дохода, ставя  под сомнение ее состоятельность.

 

1.5 Гипотеза случайного блуждания Р. Холла

Гипотеза  постоянного дохода основана на модели межвременного выбора Фишера. Она  строится на том, что потребители, прогнозирующие ситуацию, принимают решения исходя не только из уровня текущего дохода, но и уровня дохода, который они предполагают получить в будущем. Таким образом, гипотеза постоянного дохода гласит, что потребление зависит от ожиданий. Недавние исследования потребления объединили эти взгляды с концепцией рациональных ожиданий. В соответствии с концепцией, при прогнозировании будущих событий люди оптимальным образом используют всю доступную информацию. Рациональные ожидания очень сильно влияют на издержки обуздания инфляции. Столь же серьезные последствия связаны с приложением этой концепции к анализу потребления. Экономист Роберт Холл первым применил концепцию рациональных ожиданий для анализа потребления. Он показал, что если теория постоянного дохода верна и если ожидания потребителей рациональны, то изменения в потреблении с течением времени должны быть непредсказуемыми. Для описания значений переменной, изменения которой непредсказуемы, экономисты используют термин случайное блуждание. По Холлу, сочетание теории постоянного дохода и рациональных ожиданий предполагает, что потребление следует траектории случайного блуждания. Холл строил свои рассуждения следующим образом. Согласно гипотезе постоянного дохода, потребители сталкиваются с колебаниями дохода и прилагают все усилия для того, чтобы сделать свое потребление на протяжении жизни более или менее равномерным. В каждый конкретный момент потребители выбирают уровень потребления на основании их текущих ожиданий в отношении будущего дохода. Получая новую информацию, они перестраивают свои планы и изменяют уровень потребления. Например, человек, получивший неожиданное повышение по службе, увеличивает потребление, а человек, неожиданно пониженный по службе, сокращает потребление. Если потребители оптимально пользуются всей имеющейся информацией, то пересмотр их ожиданий в отношении будущих доходов в течение жизни должен быть непредсказуемым. Поэтому изменения в их потреблении также непредсказуемы. Опыт показывает, что теорема случайного блуждания не  совсем точно описывает экономическую реальность. Изменения совокупного потребления в какой-то мере поддаются прогнозированию. Однако из-за того, что точность такого прогноза невелика, некоторые экономисты считают теорему случайного блуждания, а значит, и концепцию рациональных ожиданий хорошим приближением к реальному положению дел. Подход к потреблению с точки зрения концепции рациональных ожиданий имеет значение не только для прогнозирования, но и для анализа того, как экономическая политика влияет на экономику. Если потребители ведут себя так, как это предсказывается гипотезой постоянного дохода и их ожидания рациональны, то только неожиданные изменения политики могут оказывать влияние на потребление, и только в том случае, если они меняют ожидания. Например, представим, что Конгресс США сегодня примет закон о повышении налогов, вступающий в силу со следующего года. В этом случае потребители получают новую информацию о своих доходах в течение жизни после принятия этого закона Конгрессом (или даже раньше, если такой исход голосования предвиделся). Эта весть заставляет потребителей пересмотреть свои ожидания и сократить потребление немедленно. В следующем же году, когда закон вступит в силу, потребление не изменится, поскольку новой информации не

поступило. Итак, если потребители имеют рациональные ожидания, политики оказывают влияние на экономику не только своими действиями, но и через формирование у населения ожиданий таких действий. Однако непосредственно наблюдать ожидания невозможно, поэтому сложно узнать, когда и как изменения бюджетно-налоговой политики повлияют на совокупный спрос. 
 
 
 
 

 

Глава 2. Проблемы потребления  и сбережения

    1. Методы анализа

Потребление является основой существования общества, так как целью материального производства в любой экономической системе является удовлетворение потребностей. Вероятность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений сегодня. Отсюда следует, что сбережения — это отложенное потребление. Вместе с тем сбережения, произведенные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения - это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Валовое национальное сбережение есть  разность между валовым национальным располагаемым доходом и расходами на конечное потребление. Конечное потребление, или собственно потребление населения  (отражено в счете использования  доходов  СНС) представляет собой  расходы хозяйственных единиц  на продукты и услуги, используемые непосредственно для  удовлетворения  текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

Таким образом,  в  данной курсовой работе мы будем исследовать следующие показатели: национальное (валовое) сбережение, располагаемый доход, расходы на конечное потребление.

Основными  источниками информации, используемой в работе, и характеризующими потребление и сбережение населения послужили  данные  статистики и баланс  денежных  доходов  и  расходов  населения  по  данным  финансовой статистики (определяющий соотношение  в  расходах  населения  на  покупку товаров и услуг и на сбережения). Период исследования 1995-2008 год.

Далее рассмотрим методы обработки полученной информации. Применялись 2 основополагающих метода: 1) Статистический анализ  2) Сравнительный анализ.

Статистический  анализ

а) Метод средних  величин

Роль  средних величин заключается  в обобщении, т.е. замене множества  индивидуальных значений признака некоторой  средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений. Средняя величина обобщает качественно однородные значения признака и, следовательно, является типичной характеристикой признака в данной совокупности.

Информация о работе Проблемы потребления и сбережения