Проблема бедности в России и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка изучить российскую бедность в экономическом аспекте, ее особенности и способы преодоления. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности Российской бедности.
Определить критерии бедности.
Рассмотреть Российский подход к измерению уровня бедности.
Проанализировать структуры населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Рассмотреть пути решения проблемы бедности и проанализировать результаты социологического исследования.
Рассмотреть уровень жизни в ХМАО – Югре.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Уровень бедности……………………………………………………...6
Особенности Российской бедности…………………………...6
Определение критериев бедности…………………………….14
2. Измерение уровня бедности….........................................................19
2.1 Российский подход к измерению уровня бедности.…….……19
2.2 Величина прожиточного минимума……………………………20
2.3 Анализ структуры населения с доходами ниже величины прожиточного минимума……………………………………………….21
2.4 Потребительские расходы как индикатор бедности. Структура потребительских расходов………………………………………………25
2.5 Потребительские расходы по группам населения…………….27
2.6 Межрегиональная дифференциация……………………………29
2.7 Субъективные оценки бедности в России………………………33
2.8 Пути решения проблемы бедности и дифференциации населения по доходам (результаты социологического исследования и их интерпретация)………………………………………………………34
Уровень жизни в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре……………………………………………………………………37
Выводы и предложения…………………………………………………45
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.57 Кб (Скачать файл)
e-height:18pt">Ханты-Мансийский АО — единственный в России пример автономного округа, экономически более  развитого и имеющего большую  численность населения по сравнению  со своей "материнской" территорией  — Тюменской областью. Такое положение  сложилось только в 1990-е годы, когда  нефтедобывающий округ смог использовать преимущества самостоятельного распоряжения финансовыми ресурсами. Доля ХМАО в  суммарном ВРП субъектов РФ в 2007 г. достигла 10,2%, округ уступает только Москве. Объем ВРП Ханты-Мансийского АО в 8 раз больше, чем Тюменской области (без автономных округов), в 1,5 раза превышает ВРП всего Дальнего Востока и практически равен Южному федеральному округу. Но большая часть произведенного продукта перераспределяется федеральным центром, поэтому фактическое конечное потребление домохозяйств ХМАО составляет только 15% ВРП (в среднем по субъектам РФ - 61%). При этом инвестиции в развитие экономики округа очень велики: по объему инвестиций в основной капитал ХМАО уступает только столице страны, причем почти 70% инвестиций приходится на частных собственников. В отраслевом разрезе доминируют инвестиции в промышленность (64–74% в последние годы), так как крупные нефтяные компании вкладывают значительные средства для обеспечения роста нефтедобычи.

По объему промышленного производства округ  занимает устойчивое 1-е место среди субъектов РФ, его доля за 2004 - 2008 гг. выросла с 7,9 до 20,1% (без дооценки на неформальную деятельность). ХМАО - моно отраслевой регион, где добывается более 55% российской нефти, поэтому в отраслевой структуре экономики доминирует топливная промышленность (88%), еще 7% приходится на электроэнергетику. Спад промышленного производства в первой половине 1990-х гг. был в округе менее сильным, чем в среднем по стране, поэтому уровень производства в 2007 г. составил 72% от показателя 1999 г. (в среднем по РФ — 63%). По сравнению с другими нефтегазодобывающими регионами ХМАО по динамике промышленного производства отстает не только от более устойчиво развивавшегося Ямало-Ненецкого АО, но также от Самарской области и Татарстана, которые отличаются более диверсифицированной экономикой и поэтому смогли легче пережить переходный период. Но в последние годы монопрофильность стала способствовать ускоренному росту промышленного производства в ХМАО, так как высокие цены на нефть стимулируют рост нефтедобычи.

Среди муниципалитетов ХМАО по объему промышленного производства, представленного в основном добычей нефти, выделяются крупнейший город округа Сургут и Сургутский район, на долю которых приходится 43% производства всего округа.

Округ является крупнейшим донором федерального бюджета, куда уходит до 80% налогов, собираемых на территории ХМАО. В консолидированном  бюджете ХМАО очень высока доля регионального  бюджета. Проще говоря, региональная власть забирает себе 69% всех доходов  консолидированного бюджета округа, а муниципалитетам остается 31% (в среднем по стране - 50 : 50). Практически все изъятые у муниципалитетов бюджетные доходы затем возвращаются к ним через систему трансфертов, на эти цели идет 45% всех расходов регионального бюджета! Казалось бы, зачем нужно гонять деньги "туда-обратно"? Но этому есть объяснение. В округе не используется формализованная процедура перераспределения, поэтому принятие регионального бюджета на каждый год сопровождается согласованием, а точнее — торгом за трансферты муниципалитетам. Такая политика позволяет региональным властям жестко контролировать "вольницу" муниципалитетов, разделенных между отдельными нефтяными компаниями. Однако следствием сложившейся политики перераспределения стало очень значительное неравенство душевых расходов муниципальных бюджетов (рис. 4). Явно выигрывают районы и столица округа, а в остальных городах ХМАО душевые расходы муниципальных бюджетов намного ниже. Наиболее проблемны крупные города — Нефтеюганск и Нижневартовск. На долю Нижневартовска в 2002 г. приходилась почти половина дефицита бюджета всех муниципальных образований ХМАО, город тратил на 13% больше, чем имел доходов, залезая в долги.

 

Как и  во всех северных регионах, уровень  экономической активности населения  округа значительно выше среднего по стране. В период экономического роста (2005–2008 гг.) доля экономически активного населения достигала 71–75%, в то время как в среднем по России — 64–65%. Округ — индустриальная "рабочая лошадка" российской экономики, его структура занятости сильно смещена в сторону отраслей материального производства и транспорта при более скромной занятости в торговле и бюджетных услугах . После кризисных явлений на рынке труда в начале 2000-х гг. Тюменский Север вновь стал напоминать по структуре занятых типичный регион нового освоения советских времен, куда потоком идут инвестиции. Но такая структура очень уязвима: в годы резкого падения цен на нефть численность занятых в промышленности была ниже на треть по сравнению с современной (222 тыс. человек в 2003 г. и 416 тыс. человек в 2008 г.). Из-за монопрофильности экономики рынок труда ХМАО более сильно реагирует на любые изменения, как негативные, так и позитивные, его легче "раскачать". Поскольку ХМАО уже стал обжитой территорией, в которой жизнь обустраивается "всерьез и надолго", ему крайне необходимо наращивать постиндустриальные функции для стабилизации развития. Структура занятости должна меняться в сторону сервисной экономики, развития деловых и потребительских услуг, а для этого нужны инвестиции и бюджетные ресурсы. Иначе при новых потрясениях на мировом рынке нефти социальные проблемы в ХМАО будут намного более острыми, чем в стране в целом, а полтора миллиона человек "на материк" не отправишь.

Несмотря  на быстрый рост экономики, уровни общей  и зарегистрированной безработицы  в ХМАО были и остаются худшими  по сравнению со средними по стране. Проблемы безработицы в ХМАО острее и по сравнению с "соседом" - Ямало-Ненецким АО (рис. 6). Причины в продолжающемся росте численности трудоспособного населения при ограниченных возможностях трудоустройства в нефтяной отрасли, которая не относится к трудоемким, и в пока еще недостаточно развитом секторе услуг. ЯНАО же как более северный регион имел меньший приток мигрантов в последнее десятилетие, но важнее то, что "Газпром", оставаясь фактически государственной компанией, проводит менее жесткую политику оптимизации занятости по сравнению с частными нефтяными компаниями. Новые рабочие места в обоих автономных округах создаются реже, чем в более освоенных районах страны: если в среднем по РФ на одну вакансию в 2008 г. приходилось 4,1 безработных, то в ХМАО — 7,4, а в ЯНАО — 7,0 человека. Только за 2008 г. нагрузка безработными на одну вакансию в обоих округах выросла почти вдвое.

Рис. 6. Динамика общей и зарегистрированной безработицы 

 

Более благополучным  положением на рынке труда отличаются крупные города и столица округа: в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске  на одну вакансию приходится не более 1 - 2 безработных, в Нефтеюганске - 5. Почти во всех районах (за исключением Сургутского и Нефтеюганского) и в меньших по численности населения городах ситуация на рынке труда очень напряженная, на одну вакансию претендуют от 14 до 80 безработных. Проблема трудоустройства молодежи - общая для всех муниципалитетов, хотя в крупных городах она все же решается легче. В небольших городах и поселках, расположенных в основных районах нефтедобычи, существует традиция передачи рабочего места "по наследству" - от уходящих на пенсию родителей детям. При этом, как показывают социологические опросы, местное население довольно лояльно относится к вахтовым бригадам, которые привлекаются нефтяными компаниями из других регионов страны, особенно из Поволжья и Предуралья, для добычи нефти и транспортировки грузов.

Социально-экономическое  положение домохозяйств. Принято  считать, что в России есть только три субъекта с относительно высоким уровнем жизни населения - Москва и автономные округа Тюменской области. Это подтверждают и данные статистики: по соотношению доходов и прожиточного минимума столица и нефтегазовые округа значительно оторвались от остальных регионов страны, и этот разрыв не сокращается (рис. 7).

Еще большие  различия дают душевые показатели ВРП  — в округе они в 14,8 раза выше среднероссийских (с учетом стоимости  жизни в регионе). Можно подумать, что жители ХМАО уже обитают в  Кувейте. Но нужно сравнивать не душевые  показатели ВРП, а только ту его часть, которая реально потребляется населением, — конечное потребление домохозяйств, включающее расходы домохозяйств в своем регионе и социальные трансферты государства. С учетом различий в стоимости жизни (прожиточный минимум в ХМАО на 58% выше, чем в среднем по стране) душевое конечное потребление домохозяйств ХМАО лишь на 11% выше среднего по России. Разумеется, здесь учтены не все расходы — немалую часть средств жители ХМАО тратят за пределами округа, это расходы на образование детей, отдых, приобретение недвижимости и автомобилей. Но это частные расходы домохозяйств на социально значимые цели: восстановление трудоспособности, социализацию детей, решение проблемы жилья после выезда с Севера, которые население финансирует само, не обременяя государство. Более того, такие траты поддерживают платежеспособный спрос на услуги и способствуют развитию экономики других регионов. Обычное, ежедневное потребление жителей ХМАО отличается от средних показателей по стране несущественно (табл. 2). Не стоит забывать и то, что жители более южной Тюменской области имеют возможность получать дополнительные доходы от личного подсобного хозяйства, которое в ХМАО не развито из-за более суровых климатических условий.

 

Таблица 2. Душевое конечное потребление  домохозяйств отдельных 

 

Душевое конечное потребление домохозяйств (ДКПД), тыс. руб.

Отношение прожиточного минимума (ПМ) к среднерос-сийскому, раз

ДКПД с учетом стоимости жизни, тыс. руб.

Отношение к среднему ДКПД для регионов России, %

Регионы РФ, в среднем

33,2

1

33,2

100

ХМАО

58,4

1,58

37,0

111

Тюменская область

35,1

1,05

33,4

100

 

Как и  во всех ресурсно-экспортных регионах, в ХМАО очень велики отраслевые контрасты  в уровне оплаты труда, заработки  в промышленности в 2–2,5 раза выше заработной платы в бюджетных отраслях. Особенность  округа — высокие заработки в  науке и высшем образовании, эти  отрасли финансируются из регионального  бюджета как приоритетные для  привлечения квалифицированных  кадров. Благодаря такой политике начался приток научных и преподавательских  кадров из Новосибирского Академгородка, Томска, Екатеринбурга, Тюмени. Помимо заработной платы, значительные средства тратятся и на научное оборудование. Приведем только два примера. Для  Югорского НИИ информационных технологий Ханты-Мансийска приобретен один из двух закупленных в США суперкомпьютеров, второй находится в Москве. В новом Югорском университете действуют 6 мультимедийных аудиторий, а в МГУ им. Ломоносова таких аудиторий нет вовсе.

Различия  в оплате труда в большинстве  муниципалитетов настолько четко  показывают роль нефтяной промышленности в их развитии и состояние самих  нефтедобывающих предприятий, что  мы привели показатели по всем муниципальным  образованиям. Экономическое отставание западной части округа проявляется  в более низких заработках в Кондинском, Советском, Березовском и Октябрьском районах. Еще одна особенность ХМАО в том, что его столица не является лидером по заработкам из-за преобладания занятых в бюджетных отраслях. В округе не сформировались типичные для России центро-периферийные различия в уровне жизни, столица ХМАО уступает крупнейшим нефтедобывающим городам и районам. А поскольку Ханты-Мансийск не воспринимается жителями других городов, особенно Сургута, как полноценный центр, приоритетное бюджетное финансирование столицы кажется многим несправедливым.

Уровень бедности в тюменских округах  — самый низкий в стране: в  ХМАО — 12%, в ЯНАО — 7% (2002 г.). Даже богатая  Москва имеет гораздо более высокую  поляризацию доходов, бедных в столице 21% населения. В абсолютных цифрах численность  живущих за чертой бедности в ХМАО составляет 170 тыс. человек, и эта "северная" бедность более опасна, она быстрее  перерастает в маргинальный образ  жизни с алкоголизмом, социальными  болезнями, асоциальным поведением бомжей. Из такого состояния намного  труднее вывести, чем из обычной  российской бедности, связанной с  низкой заработной платой в бюджетных  отраслях и сельском хозяйстве.

Округ имеет  наиболее широкую систему мер  социальной защиты населения, финансируемой  из бюджета ХМАО: выплаты в размере  до 3,5 тыс. руб. неработающим матерям  по уходу за детьми до 3 лет; бесплатное лекарственное обеспечение семей с детьми до 6 лет, организация оздоровления и летнего отдыха детей; доплаты пенсионерам-бюджетникам, льготы для ветеранов ХМАО; программы обеспечения жильем молодежи через софинансирование. Можно спорить об эффективности многочисленных категориальных льгот, но система уже создана, и население к этим выплатам привыкло. В соответствии с принятым федеральным законом о передаче полномочий автономных округов их "материнским" регионам, в 2005 г. большая часть налоговых доходов округа будет идти в бюджет Тюменской области, которая должна финансировать большую часть социальных расходов. В Тюменской области уровень жизни населения значительно ниже и нет такого широкого спектра социальных программ. Можно предполагать, что изменение законодательства создаст серьезные проблемы по финансированию сложившейся системы социальной защиты в ХМАО. Проблему усугубляет предстоящий переход на денежные выплаты вместо льгот, в рамках которого возрастают расходные обязательства регионов, которым придется финансировать детские пособия, жилищные субсидии, северные надбавки к заработной плате и др. 

Информация о работе Проблема бедности в России и пути ее решения