Последние годы существования СССР (1985- 1991 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Перестройка в общественно-политической жизни

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

    Глава І. Последние годы существования СССР (1985- 1991 гг.)

    1. . Перестройка в общественно-политической жизни

    В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей  началось обновление экономических  основ, политического устройства и  духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечавшиеся перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетий советской жизни.

    Инициатором «перестройки» - «революции сверху»  являлся М.С. Горбачев, который 11 марта 1985 был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости  качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы.

    Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально –  экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить социальные вопросы. Прежде всего, жилищный и продовольственный.

    Сама  по себе идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей и одновременно – реформа политической системы.

    Вообще  известно, что социально-экономические  явления очень часто выступают  в качестве основы политических изменений. Диалектику этих взаимосвязей учитывало  партийное руководство страны, начиная в 1985-1986 гг.  «перестроечные» процессы, тесно увязывая развитие экономики с активизацией «всей системы политических и общественных институтов», углублением социалистической  демократии, самоуправлением народа. Причем имелось в виду, что этот процесс должен обеспечиваться, прежде всего, усилением партийного руководства всеми звеньями политической системы. Это явилось аксиомой при принятии решений на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК и XXVII съезде КПСС. Под этим углом зрения могли показаться несколько странными высказывания М.С. Горбачева о революционном характере перестройки. Ведь для советских людей коренным вопросом любой революции был вопрос о власти. Но достаточно быстро прояснилось, что озадачившее многих слово «революция» имело лишь пропагандистское значение, в целях мобилизации широкой поддержки масс.  В своей книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» инициатор перестройки писал: «Разумеется, советскую власть мы менять не собираемся, от ее принципиальных основ отступать не будем. Но изменения необходимы, причем такие, которые укрепят социализм, делают его политически богаче и динамичнее».1

    В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А.Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е – начале 50-х годов граждан.

    Демократизации  общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей в партийных организациях.

    В конце 80-х годов преобразования коснулись  структуры государственной власти.

    Начало  им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразования политической системы общества. Конференция утвердила на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализации этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

    Утверждался новый орган власти – Съезд  народных депутатов СССР. Из числа  его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

    Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).

    В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе – Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю.Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М.С. Горбачев.

    Продолжая тему реформенных преобразований  политической системы середины 80-х годов XX века, не могу не отметить такое новое явление, как создание политических партий и движений.

    В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции  СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации – Крестьянская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия Российской федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ. Многие партии признавали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства новых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осуществить требуемые реорганизации сверху.

    Раскол  в рядах КПСС привел к возникновению  нескольких партий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологи (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.

    Начали  действовать партии социал-демократического направления. За возрождение национального самосознания и сильного государства – но в разных формах – выступали партии и движения национально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.).

    Возвращаясь к теме демократизации общества, хочу сказать, что ее  важнейшим средством с первых шагов «перестройки» стала провозглашенная политика «гласности», которая состояла в том, чтобы сделать народным достоянием людей то, что до сих пор скрывалось, о чем многие думали, знали и говорили – только в своем кругу. Впервые многое из того, что содержалось в неопубликованных материалах мартовского и апрельского Пленумов ЦК, о чем говорилось «в закрытом порядке» в партийных верхах, было «выплеснуто на всех». Считалось, что снятие запретов на открытое обсуждение проблем «перестройки» поможет обществу осознать глубину кризиса, выработать новые пути его преодоления, поставить под контроль деятельность властных структур в лице всего партийно-государственного аппарата. Гласность предполагала смягчение цензуры и облегчение доступа к различной информации, свободу слова. Однако на первом этапе реформ границы гласности не были безграничными. Они определялись Генеральным секретарем, руководством КПСС в целом, ограничивались «социалистическим выбором». Разрешалась лишь здоровая критика существующих недостатков, но ни в коем случае она не должна была затрагивать основ социализма и его ценностей.

    Я неслучайно обратила внимание на политику «гласности». Дело в том, что на рубеже 1987-1988 гг. многим уже становилось  ясно, что начинается борьба по главному вопросу: что же предстоит – «совершенствование социализма» или радикальный переход к иной общественной системе? Но позиция Генерального секретаря была четкой. На февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев говорил: «…От социализма, от марксизма-ленинизма, от всего, что завоевано и создано народом, мы ни на шаг не отступаем. Но мы решительно отказываемся от догматического, бюрократического и волюнтаристского наследства, ибо оно не имеет ничего общего ни с марксизмом-ленинизмом, ни с подлинным социализмом».2

    Но  такая позиция не устраивала ортодоксальное коммунистическое крыло в КПСС, которое открыто бросило вызов Горбачеву. 13 марта 1988 г. в газете «Советская Россия» была опубликована статья «Не могу поступаться принципами» Н.А. Андреевой – преподавателя химии одного из ленинградских вузов. В статье инициаторы перестройки критиковали за утрату классового подхода и попытку, под видом «улучшения социализма», насадить в стране чужую идеологию и строй. Автор выступала в защиту Сталина и проводившейся им политики, призывала остановиться, внести коррективы в процесс обновления общества, не копаться в прошлом, и исправлять нынешние ошибки высшего руководства КПСС.

    Статья  Н. Андреевой появилась в тот  момент, когда Горбачев находился  в зарубежной поездке, и явно застала сторонников перестройки врасплох. Поскольку «Советская Россия» являлась одной из газет ЦК КПСС, быстро распространились слухи, что в высших эшелонах власти страны вызрел заговор консерваторов во главе с Е.К. Лигачевым3 (от чего тот позднее всячески отказывался). После того как стало известно, что статья перепечатана в десятках областных газет, тревога сторонников перестройки сменилась паникой. В течение трех недель, поддерживающие реформаторский курс, пребывали в шоке, не решаясь вступить в полемику с газетой ЦК КПСС.

    И только 5 апреля в редакционной статье газеты «Правда» «Принципы перестройки: революционность мышления и действий»  решительно отвергались все положения  статьи Н. Андреевой. Автором правдинской  статьи был А.Н. Яковлев. В ней сталинской ортодоксии противопоставлялись принципы демократического социализма, освящавшиеся авторитетом В.И. Ленина. Смысл перестройки, разъяснила «Правда», заключается не в реставрации капитализма, а в том, чтобы «вернуться к ленинским принципам, сутью которых являются демократизация, социальная справедливость, хозрасчет, уважение к чести, жизни и достоинству личности». Статья  Андреевой была объявлена «манифестом антиперестроечных сил».

    Это было расценено в СМИ как внушительная победа антисталинистов над неосталинистами, сторонников перестройки над ее противниками. Но парадокс ситуации заключался в том, что обе «критические волны» не были направлены против перестройки, а преследовали в сущности одну цель, одну идею – сохранить в качестве гаранта перестроенных процессов КПСС и тем самым обеспечить социалистический характер ведущихся преобразований. Разница заключалась в том, что одни предлагали тактику упреждения зреющей вне КПСС оппозиции, возврата утрачиваемой инициативы путем мобилизации реформистски настроенных коммунистов; другие – тактику отпора оппозиции, перехвата инициативы посредством мобилизации всей партии и, прежде всего ее «здоровой», т.е. не «зараженной бациллами реформизма», части.

         Тем самым, подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы: во-первых, курс, взятый М.С.Горбачевым, на ускорение социально-экономического развития не принес желаемых результатов, а даже наоборот, усугубил общее положение и состояние центра Союза (РСФСР) как на внутреннем, так и на внешнем уровне; во-вторых, начавшиеся колебания в политической среде, неопределенность дальнейшего пути развития вызывали всеобщее ощущение потерянности и непонятности  судьбы великой державы. Поэтому, к концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М.С. Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности. В то время как консервативно настроенная часть политического аппарата стояла на принципах сохранения прежней экономической системы. 
 

     

      
 
 
 

    1.2. Экономическое положение СССР в последние годы существования 
 
 

    Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытаний турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков АЭС. Информация об аварии не сразу стала достоянием населения и мировой общественности. Первопричиной трагедии стало проведение эксперимента. Но истинные причины были более глубокими: с течением времени давали о себе знать непростительные недоработки, отсталые технологии, недостаточные меры безопасности, низкое качество труда и материалов, халатность, беспечность.

Информация о работе Последние годы существования СССР (1985- 1991 гг.)