Общественные блага: виды, производство, проблемы распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются общественные блага. Цель работы заключается в рассмотрение роли государства в обеспечении предложения общественных благ.
Задачи работы:
рассмотрение сущности и классификации благ;
рассмотрение возможностей рынка и государства в обеспечение общественными благами;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа общественных благ 5
1.1. Структура благ 5
1.1.1. Блага различных видов 5
1.1.2. Общественные блага 7
1.2. Проблема производства и распределения благ 11
1.2.1. Предоставление общественных благ посредством рынка 11
1.2.2. Предоставление общественных благ государством 12
1.2.3. Границы предоставления общественных благ 13
1.2.4. Перспективные тенденции в развитии общественных благ 14
Глава 2. Высшее образование в российской экономике как общественное благо 16
2.1. Образовательный бум 16
2.2. Высшее образование как норма 20
2.3. Доступность высшего образования 22
2.4 Высшее образование как общественное благо 31
Заключение 33

Файлы: 1 файл

Курсовая_ЭТ_Общественные блага.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

времена) доля приходящих в вузы молодых людей  учится плохо или вообще не учится.

  Рассмотрим  зависимость между уровнем образования  и средним заработком. Как показали данные исследования, две трети (67%) молодых людей 15—35 лет считают, что на рынке труда существует большое количество рабочих мест для окончивших вуз и что на этих местах у работников могут быть хорошие заработки. В условиях, когда именно нехватка средств является в понимании россиян самой главной проблемой их жизни, наличие такой перспективы и ее реальная, по мнению респондентов, достижимость производят очень сильное действие на общественные настроения.

  На  каких именно рабочих местах хотят  и собираются трудиться молодые люди, получившие «современное» высшее образование? Из 23 предложенных профессий и занятий только 6 были отмечены более чем 15% опрошенных как те, которые молодыми респондентами считаются сегодня «наилучшими для молодого человека». Среди тех, которые они считают «наилучшими для себя лично», выбор был еще уже. Еще меньше уверенности в ответах школьников старших классов о том, кем они станут лет через 10, «если все будет идти так, как сейчас» (см. табл. 1).

  Все предпочитаемые занятия, как можно  отметить, относятся к сфере новой экономики в России. Они появились как реальные места приложения труда около 10 лет назад и тут же стали предметом острого влечения со стороны молодых людей. Не только заработки, которые были существенно выше, чем в традиционном госсекторе, но и многие качественные атрибуты этих профессий оказались очень привлекательны в молодежной среде. Сфера высшего образования достаточно оперативно от реагировала на возникший спрос. Многие вузы открыли подготовку по соответствующим направлениям.

 

  Таблица 1

  Престижные  профессии и занятия (опрос молодежи, % к числу опрошенных в группе)

  Как показывают данные табл. 2, переход от старой парадигмы профессий и занятий (врач — учитель — рабочий — военный) к новой (бизнесмен — менеджер — юрист) совершает все общество.

  Таблица 2

Профессии и доход (опрос молодежи, % к числу  опрошенных)

  Прежняя экономика, имевшая точкой отсчета  интересы военно-промышленного комплекса, как известно, разрушена. Разрушена соответствующая система рабочих мест, а в результате и структура спроса на кадры с высшим специальным образованием. Однако создана новая система, связанная и с иной формой хозяйствования, и с иным производством. Последнее теперь связано главным образом с производством услуг. К менеджериальному аппарату данной сферы предъявляется совершенно иной набор требований, нежели к организаторам производства в ВПК, а также сферах, его поддерживавших и обслуживавших.

  Мотивации и устремления, принадлежавшие к нормативным и наиболее одобряемым в классическом институте, сместились в рамках нового института высшего образования в позицию маргинальных. Именно этим можно объяснить то, что ценность высшего образования как таковую, на чем построен новый институт, признают 60—80% молодых людей, а получение «настоящего» высшего образования, на чем построена суть классической высшей школы, делают приоритетом 6—8%.

  Высшее  образование действительно превращается в своего рода социальную норму, но отнюдь не является обязательным в том смысле, в каком обязательно среднее. Более того, в значительном числе случаев вузы воздвигают барьеры (фильтры) на пути абитуриентов. Их преодоление требует от абитуриента и (или) его семьи больших интеллектуальных, нервных или материальных затрат. Жалобы преподавателей на демотивированность студентов возросли одновременно с жалобами родителей на возросшую цену поступления в вузы. При этом, насколько позволяют судить собранные отрывочные данные, доля высокомотивированных студентов в так называемых «элитных» вузах несколько выше, чем в считающихся «слабыми». Но доля немотивированных студентов и в дорогих заведениях достаточно велика: «Поступив за большие деньги, они все равно ничего не делают, им ничего не надо».

    2.2. Высшее образование  как норма

  Факторы значимости высшего образования (не вполне совпадающие с собственно мотивами обучения в вузе) практически едины для всего общества и не различаются в тех или иных группах: главный среди них имеет вполне тривиальный и общеизвестный характер — «без образования не найдешь хорошо оплачиваемой работы» (53%), «не станешь хорошим специалистом в выбранной области» (40%), а соответственно, «не сделаешь карьеры» (37%). По существу, эти формулировки — разные выражения одного и того же представления о связи образования с заработком и статусом, базовое социальное утверждение конститутивных принципов организации современного общества и его социальной структуры. Но акцентируется этот принцип в разных социальных средах и группах по-разному.

  Действительно, по данным опроса молодежи, абсолютное и подавляющее число молодых  людей уверено, что высшее образование  необходимо (89%). Наиболее высокие показатели дают выпускники вузов — специалисты  с высшим образованием (99%). Однако цифра нигде не опускается ниже 80%, в том числе у квалифицированных (84%) и неквалифицированных (82%) рабочих, у работников в сфере услуг (85%).

  Установку на высшее (а не какое-либо иное) образование и его связь с «хорошей» работой наглядно иллюстрируют данные опроса молодежи. Так, возможность хорошо устроиться после школы в своем городе со средним образованием видят только 17%, со средним специальным — уже 45%, а с высшим — 67%. Эту точку зрения особенно поддерживают предприниматели и менеджеры (77%), специалисты с высшим образованием (80%), люди с высоким доходом (77%), т.е. «реализовавшиеся».

  «Хорошо оплачиваемая работа» — главная  причина, по которой нужно получать высшее образование (60%). В наибольшей степени в этом уверены неквалифицированные рабочие (70%) и служащие со средним образованием (63%). Последние также уверены, что без высшего образования «не сделать карьеры» (49% при среднем значении 42%). Не получившие высшего образования представители молодежи считают, что при наличии вузовского диплома они «работали бы на другом предприятии» (63%), «выполняли бы другую работу» (68%), «получали бы другую зарплату» (71%). Для сравнения: из тех, кто получил высшее образование, 74% считают, что оно им необходимо для выполнения работы; 64% окончивших вуз довольны тем, как сложилась их профессиональная жизнь, карьера (29% недовольны).

  На  вопрос о том, какое образование  дает ныне наилучшие возможности  в жизни, молодыми людьми чаще всего (39%) давался ответ — «вуз». Еще  больше в сумме  составили ответы «два вуза» и «вуз за рубежом».

  Образование рассматривается прежде всего как средство получения хорошо оплачиваемой работы (см. табл. 3). 
 

  Таблица 3

Мотивы  получения высшего образования (опросы населения и молодежи, % к опрошенным контингентам; ранжировано по левому столбцу)

    2.3. Доступность высшего  образования

  Любые серьезные и масштабные исследования указывают на сам факт взаимосвязи получения высшего образования и социального или экономического, точнее, материального, положения семьи в России. И данные госстатистики, и данные крупномасштабных бюджетных обследований семей, и материалы социологических исследований указывают на зависимость между величиной расходов на образование в семье и среднедушевыми доходами семьи.

  Как видно из табл. 4, абсолютная величина общих расходов на образование в полярных доходных группах различается почти в 20 раз, хотя в структуре потребительских расходов эти различия не так значительны (в три раза). При этом расхождения в затратах связаны именно с затратами на получение высшего образования — разброс в расходах на среднее образование (хотя и они заметно различаются в разных группах) отчасти компенсируется институционально: обеспечением условий для всеобщего среднего образования. Семьи, где родители ориентированы на получение высшего образования для детей, начинают расходовать на подготовку к вузу и обучение в вузе заметно большие средства.

  Таблица 4

Расходы домашних хозяйств на оплату услуг  в системе образования (2004 г., по квинтильным  группам населения с разным уровнем  среднедушевого дохода)

  Одним из важных видов капитала, облегчающего доступ к высшему образованию, считается «социальный капитал». Это понятие обозначает ресурс социальных отношений и контактов, на который может опереться субъект при решении своих жизненных проблем, в частности — проблем, связанных с получением образования. В наших условиях этому социальному капиталу в наибольшей степени соответствует понятие «знакомств» и «связей». При перечислении важнейших ресурсов для поступления в вуз респонденты ставят «связи» на первое место. Явно преобладающее и в обществе, и в массе наших опрошенных мнение о неоспоримой значимости «связей», подчеркивание важности «совета родных» при выборе образовательной стратегии указывают на то, что очередной всплеск российской модернизации реализуется в среде, которая, наряду с ориентацией на универсалистические «современные» ценности, сохранила не менее сильную ориентацию на партикуляристические первичные социальные структуры, что характерно для архаических сред. (Для получения «хорошей работы» необходимо «хорошее профессиональное образование», считает 41% молодого населения России, но о необходимости иметь «связи, знакомства» заявляет 42%.) Еще важнее оказывается роль связей для быстрого движения по лестнице образования (без задержки между средней и высшей школой) (см. табл. 5). Ответы респондентов о значении связей в равной степени свидетельствуют и о важности этого ресурса, и о его дефицитности. Такие люди не располагают в желаемой мере деньгами и связями, высоко их при этом ценя. В возрасте около 26—30 лет более 35% мужчин и более 45% женщин из возрастного интервала 15—35 лет согласны с формулировкой «чтобы устроиться на хорошую работу, нужно заплатить большие деньги, иметь связи, знакомства, а у меня их нет».

  Таблица 5

Лица, имеющие наилучшие шансы поступить после школы в вуз (опрос молодежи, % к опрошенной группе, респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответов)

  Теперь  рассмотрим по отдельности несколько  признаков, составляющих культурный капитал семьи респондента. Как мы уже отмечали, это понятие означает сумму знаний, накопленных в семье и доступных ее представителю, а также, что становится все более важным, — сумму знаний о знаниях (воспитанное в ходе социализации умение отыскивать нужную информацию, осваивать новые понятия и подходы).

  Род занятий родителей, а также определяющее его образование, в значительной мере влияет на оценку детьми уровня доступности  для них высшего образования, в том числе — «хорошего». Это  означает, что положение и квалификация родителей выступают как род ресурса, культурного капитала для сегодняшних соискателей этого блага. Дети специалистов с высшим образованием, особенно гуманитариев, несколько чаще склонны считать доступным для себя качественное высшее образование.  Относительно благополучнее ситуация в семьях, где отец имел среднее специальное образование. В неполных семьях наблюдается резкий рост тех, кто считает, что высшее образование недоступно вовсе.

  Дети  высокообразованных родителей более  уверены в доступности для них высшего образования и в возможности устроиться на хорошую работу (75% в сравнении с 61% детей, чьи родители имеют лишь начальное образование). В сравнении с семьями, где у родителей есть лишь начальное образование, дети родителей, имеющих высшее образование, вдвое реже предпочли бы работать на государственном предприятии и, напротив, в полтора раза чаще — на зарубежном4.

  Дети  родителей с высоким уровнем  образования, демонстрируя базовые признаки «классической» установки семьи на образование, чаще учились в гимназиях или школах с усиленным преподаванием отдельных предметов, параллельно занимаясь при этом в музыкальных или художественных школах, изучая иностранные языки. Они чаще считают залогом успеха в жизни именно высшее образование, собственное умение учиться и работать, самостоятельную подготовку к будущей учебе и работе, предприимчивость и инициативность, умение контактировать с людьми, но сравнительно реже — деньги, высокое положение и богатство родителей. Показательно, что они не только больше ценят высшее образование как таковое, но и более высоко оценивают саму нынешнюю систему высшего образования, поскольку умеют извлекать из нее пользу, находить применение своим способностям и удовлетворение запросам.

  Материалы исследования позволяют сделать и обратный ход — показать, как представление о доступности или недоступности высшего образования сопрягается с оценками самой системы образования и возможностями трудоустройства в ближайшем будущем. Те, кто склоняются к первой точке зрения («доступно»), в качестве значимых факторов социального продвижения и успеха чаще называют качества, которые у них есть (собственные ресурсы, о которых они знают и которыми умеют распоряжаться) или которые следует приобрести собственными усилиями: умение работать, предприимчивость, социабельность, контактность, умение понимать и взаимодействовать с людьми, компетентность, образованность, ум. Сторонники же мнения о недоступности высшего образования чаще заявляют о коррумпированности преподавателей, невозможности продвинуться без связей и блата, выделяют в качестве решающих в жизни, напротив, такие ресурсы, которых у них нет (т.е. качества и владения «других», которые для них, как они полагают, заведомо недостижимы): деньги, связи, высокое положение родителей. Основной проблемой для россиян является дефицит собственных (семейных) ресурсов, а для обладающих соответствующим социокультурным капиталом — бедность всего общества, неразвитость его структуры в целом.

Информация о работе Общественные блага: виды, производство, проблемы распределения