Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных форм безработицы и их эволюции в трансформационной экономике России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

◦Раскрыть понятие и причины безработицы;
◦Исследовать формы безработицы;
◦Изучить опыт в развитых странах
◦Проанализировать динамику безработицы;
◦Рассмотреть изменение трансформационных форм в экономике России;
◦Исследовать политику занятости в России.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Сущность безработицы 5

1.1. Понятие и структура безработицы 5

1.2. Формы безработицы 8

1.3. Динамика и формы мировой безработицы 14

Глава 2. Формы и регулирование безработицы в трансформационной

экономике России 18

2.1. Динамика безработицы в России 18

2.2. Эволюция трансформационных форм в экономике России 22

2.3. Регулирование занятости в России 26

Заключение 29

Список литературы 31

Файлы: 1 файл

К.Р. ПО БЕЗРАБОТИЦЕ.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

     В связи с изменением отраслевой структуры  занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 17 субъектах Федерации уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель в 2 раза и более. Максимальный уровень безработицы -  в Республике Ингушетия (31,5%), Кабардино-Балкарской Республике (9,8%), Корякском автономном округе (9,5%), Республике Тыва (7,9%), Таймырском (Долгано-Ненецком)   автономном округе (6,7%). [13, с. 39]      

       Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.

       Таким образом, по составу безработных  можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране.

       В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

       Первая  группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собираются. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов.

       Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.

     Третья  группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

     Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.

       Итак, в России острая безработица имеется  в регионах двух типов.

       Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

       Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием  наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.

       Важен также вопрос сельской безработицы  в России. В прогнозах начала 2003 года ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 2004 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томской области и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городской показатель. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).

     В настоящее время в России сохраняется  достаточно высокий общеобразовательный  уровень экономически активного  населения. Почти треть населения, занятого в народном хозяйстве, имеет высшее и среднее специальное образование. Образовательный уровень трудоспособных контингентов  населения представляет действенный стратегический ресурс. 
 
 
 

       2.2. Эволюция трансформационных форм в экономике России  

       Трансформационная экономика – это эволюционное преобразование общественно-экономических систем, форм и способов, изменение целевой направленности деятельности.

       Фрикционная безработица существует во всех странах  с рыночной системой хозяйствования. Также она имеет место и  в России, но в особых формах, подчеркивающих ее вынужденность, а не добровольность.

       Во-первых, первоначально известная у нас  формулировка «уволен по собственному желанию» очень часто не является результатом свободного выбора, скрывая  в себе принуждение. [8, с. 205]

       Во-вторых, те, кто решился поменять место  работы, как правило не увольняются  без зондирования других вариантов  и без предварительной договоренности с новым работодателем. Только те люди, которых по тем или иным причинам все-таки не взяли на другое место (обманутые), составляют в России костяк фрикционной безработицы, - они часто возвращаются на прежнее рабочее место.

       В-третьих, фрикционная безработица зачастую не фиксируется в России, поскольку  перерыв в работе до 1-2 месяцев  не воспринимается работниками как повод для обращения в службу занятости.  [8, с. 205]

       Таким образом, если серьезно говорить о фрикционной  безработице в России, то только как о вынужденной, вызванной  не столько желанием самих работников, сколько экономическими обстоятельствами. [8, с. 205]

       Специфика структурной российской безработицы  в последние годы состоит в  том, что структурные изменения  очень редко связаны с технологическими изменениями (исключение – повальная  компьютеризация многих управленческих и банковских функций, требующая, как  правило не переквалификации, а лишь дополнительных к основной профессии навыков). Структурные изменения в России – это замена рыночно неэффективных или «нерыночных» сфер деятельности высокоприбыльными или рентабельными, то есть замена планового хозяйствования рыночным. В этом случае костяк структурной безработицы составляют люди не с устаревшими профессиями, а с «устаревшими» методами работы, способом мышления. [8, с. 205]

       Когда говорят о структурных изменениях в российской экономике и структурной  безработице, часто упоминают конверсию ВПК. Действительно, ВПК – один из самых мощных «поставщиков» безработных на рынок труда. С одной стороны ВПК – структурные изменения. Так как, существование многих оборотных производств не вписывается в рыночную систему, отрывая огромный кусок от национального дохода и не производя продукцию, используемую в дальнейшем на личное или производственное потребление. С другой стороны, несмотря на предпринимавшиеся попытки реальной конверсии (перевод на гражданскую продукцию), «старый ВПК» так и не вписался в экономику, постепенно теряя свои позиции (за исключением производства конкурентоспособной на мировом рынке военной продукции). С этой точки зрения,   «конверсия» ВПК – это уже не структурные изменения, а стагнация, упадок, загнивание целой отрасли. Следовательно, в примере ВПК очень трудно отделить структурную безработицу от циклической, тем более, что профессии и специальности оборонной промышленности не устаревают, - им просто не находится применения.

       Вообще  в российской экономике очень трудно провести четкую грань между структурной и циклической безработицей. Если в развитых странах основу безработицы составляют ее фрикционный и структурный подвиды, то для России основная проблема – циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики (а не для экономики вообще). [8, с. 206]

       Сезонная  безработица является «естественной» и «нормальной» как в развитых странах, так и в России. сезонная безработица, характерная для сельского  хозяйства, туристического бизнеса, некоторых промыслов, вызвана природными факторами и достаточно легко прогнозируется. Реальную проблему сезонная безработица представляет только в тех регионах, где превалирующими являются указанные виды экономической деятельности.  [8, с. 206]

       Российская  «скрытая» безработица появилась  не сегодня. Она стала массовым явлением еще во времена плановой экономики, несмотря на заявления и утверждения: в СССР безработицы нет. [1, с. 145]

       Современная российская экономика имеет двойственный характер, т.е. является одновременно и социальным «амортизатором», и экономическим «тормозом».  [1, с. 145]

       В 1992 году большинство отечественных  предприятий столкнулось с отсутствием  финансирования, спадом производства, неплатежами потребителей и множеством других проблем. В качестве выхода из сложившейся ситуации российские предприятия стали вводить неполный рабочий день или неделю, неоплачиваемый отпуск, досрочный выход на пенсию и тп. [1, с. 145]

       Чтобы лучше разобраться в причинах скрытой безработицы в отечественной экономике, целесообразно рассмотреть российский феномен скрытой безработицы. Он обусловлен следующими причинами:

       1) особенность технологических процессов;

       2) наличием в течение длительного  периода социальной инфраструктуры  на предприятиях;

       3) характерным для СССР патернализмом  руководителей предприятий;

       4) сокращением трансакционных издержек  на рынке труда;

       5) низким уровнем затрат на оплату  труда в общих издержках производства. [1, с. 146]

       Таким образом, в определенной степени  скрытая форма безработицы в реформируемой российской экономике выполняла роль своеобразного социального «амортизатора», т.е. происходило искусственное сдерживание массового высвобождения рабочей силы. Эти можно объяснить наличие нелинейной связи между падением объемов производства и снижением численности занятых на предприятиях. [1, с. 146]

       Однако  неверно расценивать скрытую  форму безработицы в отечественной  экономике только в качестве позитивного  явления, препятствующего росту  социальной напряженности в обществе.

       Скрытая безработица породила развитие неуправляемых негативных процессов, таких как неполная занятость, принудительные отпуска, задержки и невыплаты зарплаты, применение натуральной оплаты труда вместо денежной. Работодатели стали часто нарушать элементарные социально – этнические права человека, перестали соблюдать требования по охране труда работников предприятия. [1, с. 146]

       Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики.

 

        2.3. Регулирование безработицы в России 

       Государственные меры по сокращению безработицы многообразны и весьма различны, в зависимости от того, какой тип безработицы имеется в виду. Поскольку безработица в современной экономике вызвана не только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих инструменты микроэкономической и макроэкономической политики. [5, с. 222]

       Макроэкономические  меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного  спроса (кейнсианскую безработицу, т.е. циклическую). Так, целенаправленная фискальная политика может увеличить агрегированный спрос в экономике по средствам увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате возрастает спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно снизить банковский процент, что приведет к росту склонности к потреблению, а значит – и к росту агрегированного спроса и занятости. [5, с. 222]

Информация о работе Безработица