Экологические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 20:36, Не определен

Описание работы

статья

Файлы: 1 файл

экологические конфликты.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Система эколого-правовой конфликтологии

Она расширяется  за счет теоретико-методологических, методических и исторических проблем эколого-правовой конфликтологии.

Рассмотрим подробнее  некоторые составляющие предмета эколого-правовой конфликтологии.

А. Экологический конфликт.

1. Конфликтность.  Это, возможно, не самое лучшее  понятие здесь избирается и  используется по некоторой аналогии  с понятиями "правонарушаемость", "преступность", "деликтность". Оно отражает онтологическую  составляющую эколого-правовой конфликтологии и имеет вначале диагностическую, а затем оценочную направленность.

Здесь необходимо исследовать: а) единицу наблюдения или исходную эмпирически наблюдаемую  и фиксируемую данность, т.е. конфликт, его признаки (причем признаки наблюдаемые); вместе с тем нужно иметь в виду, что понятие конфликта конвенционально и в тексте следует всякий раз оговаривать, что под ним понимается; б) участников конфликта, их субъектный состав; в) конфликтность как состояние общества, группы, личности. Несколько слов об этом.

Онтологическая  характеристика

Экологические конфликты - одна из наиболее часто встречающихся  разновидностей или  групп социальных конфликтов, возникающих  практически на протяжении всей истории существования  человечества. Определение того, что есть конфликт, основано на двух допущениях. Первое: экологические конфликты имеют сущностные черты и механизм развития, присущие любому социальному конфликту. Второе: эти конфликты обладают собственной составляющей, существенной спецификой. Своеобразны предмет и причины экологических конфликтов, процессы их возникновения, протекания, разрешения. Особыми являются последствия этих конфликтов, весьма опасна их неосознанность, непонятность. Своеобразны и внешние условия динамики экологических конфликтов.

Поэтому вначале  нужно указать на то, что экологические конфликты представляют собой социальный феномен, некоторую данность, определяющую потребность в правовом регулировании и служащую объектом действия права. Лишь на этой основе можно рассматривать некоторые вопросы, связанные с оптимизацией правового регулирования экологических конфликтов. Для констатации этого используется информация, получаемая в ходе изучения различных сторон механизма действия экологического права, экологически значимого поведения людей и причин экологических правонарушений в различных сферах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов <*>.

--------------------------------

<*> См.: Дубовик  О.Л. Механизм действия права  в охране окружающей среды. М.: Наука, 1984; Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М.: Наука, 1988; Иконицкая И.А. Проблемы эффективности в земельном праве. М.: Наука, 1979; Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М.: Наука, 1985. Здесь отметим, что лишь в последнее время вновь возникает интерес к этой проблематике, но публикаций достаточно представительного характера пока нет.

Первая  специфическая черта  экологических конфликтов, определяющая как методику их распознавания и оценки, так и способы правового и иного регулирования, состоит в их имманентности обществу. Экологические конфликты, будучи в принципе порождены самим взаимодействием общества и природы, отражают содержание процессов жизни людей в существующих природных условиях, специфику сложившихся экологических ниш. Как известно, в работах по конфликтологии спорят о существовании полезных конфликтов; возможно, нужно четче различать такие оценки конфликтов, как нормальность, объемность и полезность, и уточнить понятие полезности. Экологический конфликт есть объективное явление и необязательно негативное. Общество, люди вынуждены жить в условиях экологических конфликтов, считаться с ними, а также с возможностью их возникновения и необходимостью их преодоления. Взаимодействие общества и природы осуществляется на принципиально ограниченной базе и связано с расходованием объективно ограниченных, трудно восстанавливаемых или вообще невосстанавливаемых ресурсов. Это обусловливает характер экологического конфликта. Действительно, проблема выбора между различными вариантами поведения, которая присуща всему социальному развитию, особенно сказывается в ограниченной нише и при ограниченных возможностях. Ведь по мнению специалистов, человечество живет в долг у природы, так как уровень потребления природных ресурсов превышает способность природы к их пополнению или восстановлению, воспроизводству.

Именно  данные экологического мониторинга  показывают, что практически каждое крупномасштабное решение в сфере  взаимодействия с природой порождает  противоречия между, по меньшей мере, субъектами и адресатами этого решения, является началом конфликта либо попыткой его решения, так как связано с выбором между реально непримиримыми или плохо примиримыми альтернативами. Самые разнообразные процессы поведения, казалось бы, признанные обществом и осуждаемые им, в части, обращенной на потребление или переделку природы, чреваты возможностью возникновения конфликта и связаны с его преодолением. Широко известны конфликты по поводу проекта переброски северных и сибирских рек на юг (80-е годы), строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург (середина 90-х годов, ввоза радиоактивных отходов в страну (2000 - 2001 гг.)) и др.

Из сказанного можно сделать как минимум  два предварительных вывода. Первый состоит в том, что объектом экологического права должны быть конфликты как имманентное свойство экологического поведения и экологических процессов, существующее латентно или открыто, т.е. конфликтогенные и конфликтные ситуации различной зрелости. Второй вывод связан с необходимостью настройки экологического мониторинга на выявление и анализ экологических конфликтов как на нормальную и повседневную функцию <*>.

--------------------------------

<*> Здесь понятие  "экологический мониторинг" употребляется  в более широком смысле, чем это принято в экологическом законодательстве, и подразумевает систему слежения не только за состоянием, изменениями в окружающей среде, воздействиями на нее и их источниками, но и выявление и учет иных факторов (социальных, социально-психологических и проч.) по аналогии с используемым и в социальных науках, и в криминологии понятиями социального мониторинга, финансового мониторинга, мониторинга преступности и иными.

Следующая специфическая черта экологических  конфликтов состоит в их социальности, общественной природе и значимости.

В сущности, экологические  конфликты в принципе невозможно представить себе как столкновение людей и окружающей среды, общества и окружающей среды <*>. Это всегда столкновения между людьми. Любой выигрыш одного участника взаимодействия с окружающей средой, природой может оказаться проигрышем для другого, хотя "понятно, что никто не страдает оттого, что Волга или Миссисипи стали действительно чище. Но уж во всяком случае любой действительный экологический проигрыш одного участника есть проигрыш и всех остальных. Это означает, что в принципе невозможно нанести ущерб окружающей среде так, чтобы не задеть интересы третьих лиц.

--------------------------------

<*> Такой подход  базируется на понимании окружающей  среды как операционного базиса, многообразной деятельности человека, как первичного, предшествующего человеку явления, существующего вне и независимо от его сознания но в то же время неразрывно с человеком связанного, как необходимой предпосылки, условия существования и развития человека и человечества. Немаловажно и то, что окружающая среда существует как целое, взятое в разных масштабах и разных сочетаниях, а не только как совокупность элементов. Указанная позиция основывается на многочисленных работах экологов и философов - В.И. Вернадского, И.П. Герасимова, Е.К. Федорова, С.С. Шварца, А.Н. Яблокова и др.) и должна учитываться при определении сферы и последствий проявления конфликтов.

Следовательно, человечество заинтересовано в разрешении конфликта, даже если это не осознается при анализе данного конфликта. Разумеется, в конкретной ситуации разрешения конфликтов могут быть лучше или хуже учтены интересы группы населения или страны, но в целом последствия экологического конфликта связаны с сохранением или нарушением общего и единственного базиса жизни людей. Экологические конфликты имеют не просто социальный, но экзистенциальный характер и относятся к проблеме жизни, существования людей. Возможно, выбор политической власти, политический конфликт менее значим для людей, чем экологический, ибо первый может и не подрывать условия жизни, тогда как экологические конфликты на деле соотносятся именно с ними.

Это положение  значимо как для выявления  действительных участников экологического конфликта, так и для выбора способов и определения возможностей его разрешения. Экологические конфликты должны решаться не в пользу одной из сторон, а в пользу окружающей среды или природных объектов как таковых, т.е. признаком конфликта является наличие общего выигрыша.

Специфические черты конфликтов

Далее существенной чертой экологического конфликта, характерной, возможно, и для иных конфликтов, можно считать гносеологические трудности их оптимального решения. Это относится не только к экологическим  конфликтам в целом, но едва ли не к  каждому экологическому конфликту в отдельности. Объясняется это тем, что выбор в сфере взаимодействия с природой ограничен уровнем человеческих знаний, которые в принципе недостаточны, их переоценка уже много раз приводила к неверным решениям, к выбору худшей модели снятия конфликта. Известно, кроме того, что внешние и внутренние факторы принимаемых решений изменчивы; человечество в целом, равно как и его отдельные представители, в сущности, не имеют достаточных возможностей просчитать и предвидеть последствия того или иного решения конфликта. Так, конфликт, связанный с колебаниями уровня Каспийского моря (и требовавший выбора одного из способов решения в определенный период), как будто разрешился; но впоследствии оказалось, что принятые решения принесли огромный экологический вред. Сторона, настаивавшая на щадящем подходе к регулированию Каспия, проиграла, хотя была права. Затем возник конфликт вокруг дамбы в Финском заливе в районе Санкт-Петербурга. Не видно, чтобы кто-то из участников этого конфликта, как и мировая экологическая мысль, мог показать, каким путем следует его решать.

Из этого вытекает необходимость достаточно осторожного  отношения к возможностям человеческого  мышления, науки, а соответственно - государственного регулирования экологических  конфликтов правовыми средствами. Стремление к осознанию и разрешению экологических конфликтов должно сочетаться с пониманием ограниченности человеческих возможностей и необходимости их непрерывного приложения к процессам, происходящим в сфере взаимодействия с окружающей средой, в самой окружающей среде. С собственно правовой и государственно-правовой точек зрения этим ограничиваются возможности императивного регулирования и подчеркивается потребность в расширении начала диспозитивности и шире - альтернативности правовых предписаний.

Таким образом, экологические конфликты и конфликтогенные  ситуации имманентны экологическим  процессам и экологическому поведению, имеют жизненное значение для  человечества, должны постоянно быть предметом социального контроля (мониторинга).

Конфликт  и общественное сознание:

теоретические и методические предпосылки  изучения проблемы

Понятие, равно  как и природа, виды, т.е. типология конфликтов, по вполне понятным причинам были всегда в центре внимания российской и зарубежной общественной мысли. Как и в других случаях, проблематика конфликтов систематизируется, подвергается изучению с позиций различных наук и профессионализируется, превращаясь постепенно в более или менее самостоятельную отрасль знаний - конфликтологию. Но надо отметить, что самостоятельность конфликтологии признается не всеми, и считаться с тем, что ее понятийный аппарат, содержательные суждения весьма полемичны. В литературе высказано множество различных точек зрения, соответствующих разным парадигмам, или случайных. Это требует предварительного определения собственной позиции, формулирования некоторой системы необходимых для последующего изложения положений.

Начнем с осознания  обществом конфликта как ситуации межличностных отношений на различных  уровнях.

Изучение того, что понимается в данном обществе под конфликтом, связано с тем, что любое понятие, в том числе и понятие "конфликт", будучи признанным в качестве словарной единицы и введенным в языковый оборот, формирует представление о том или ином явлении, а не только его отражает. Понятие, термин, языковая конструкция могут рассматриваться участниками межличностного общения как достаточные, неполные, определенные, не вполне определенные, ясные и т.п. Однако во всех случаях понятие образует некоторое множество значений, которые на конвенциональной основе, в ходе дискурса признаются или отрицаются.

При этом связь  между набором значений и онтологической характеристикой того или иного  явления, состояния, предмета, т.е. отражаемого  объекта, может быть различной. Более  того, тип и содержание этой связи во многих случаях остается для личности и общества непроясненным, хотя и отвечающим некоторым прагматическим целям, в основном целям адаптации, выживания, развития. Главное в данном случае, что субъект обладает установкой на отношение и конфликт. Это соображение имеет принципиальное значение применительно к экологическому конфликту. В сущности, реально социальное развитие происходит так, что конфликты осознаются в сфере экологической деятельности и самой социальной истории человека, существуя объективно.

Информация о работе Экологические конфликты