Военно-политические отношения Германии и СССР в 1922-1933 годах и их изучение в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2017 в 01:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Изучение истории международных отношений и внешней политики СССР является одной из наиболее актуальных проблем исторической науки. Германо-советские отношения 1922 - 1933-х гг. занимают особое место в политической истории ХХ века. После мировой войны Веймарская республика и Советская Россия оказались в сходных условиях. Путь интенсивного сотрудничества, открытый Рапалльским соглашением, способствовал росту авторитета сторон на мировой арене, экономическим успехам. Впоследствии СССР и Германия становятся одними из главнейших участников мировых событий.

Файлы: 1 файл

diplom_Bubnova.docx

— 264.80 Кб (Скачать файл)

21 августа 1926 года был  заключен советско-германский договор о проведении совместных аэро-химических испытаний. Станция приступила к работе в конце сентября. «Было произведено около сорока полетов, во время которых с различных высот разбрызгивалась нейтральная жидкость, обладавшая аналогичными иприту физико-химическими свойствами»130. Уже к концу 1926 года «было проведено 40 авиаполетов, сопровождавшихся разбрызгиванием ядовитых жидкостей, ОВ с различных высот и заражением местности» 131. Весной 1927 года, во время проведения опытов, разбрызгивали уже иприт, а также проводились испытания противогазов и защитной одежды на пригодность, испытания по воздействию ОВ на организм животных. И. С. Уншлихт, в докладе от 31 декабря 1926 года, сообщал И. В. Сталину о том, что опыты с применением авиацией боевых ОВ с воздуха против живых целей, для заражения местности и населенных пунктов показали положительные результаты132.

Первые результаты работ и экспериментов, проведенных в школе, были очень положительно восприняты советской стороной. В 1928 году начальник Разведупра Я. К. Берзин писал наркому обороны К. Е. Ворошилову, что опыты в «Томке» дали положительные результаты и продолжение этих опытов является целесообразным. В письме, также, отмечено и то, что расходы по опытам были оплачены поровну 133. Однако, позднее, согласно записям беседы Ворошилова от 5.09.1929 г. с представителями рейхсвера генералом Гаммерштейном и полковником Кюлленталем, Ворошилов, ссылаясь на былую славу химической промышленности Германии, был сильно раздосадован «скромностью и бедностью технических средств и аппаратуры», которые были доставлены немцами в «Томку», подозревая в этом «или недоразумение или нежелание вводить нас в курс новых и старых средств химических средств борьбы, которые рейхсвер имеет»134. Эта запись свидетельствует о подозрениях советского руководства относительного того, что немцы что-то скрывают от представителей РККА.

Правительство Веймарской республики и командование рейхсвера, в свою очередь, испытывали некоторые опасения на счет целесообразности технической помощи химическим войскам РККА, так как это, в итоге, могло обернуться и против самой Германии. Руководствуясь этими соображениями, во время обсуждения вопроса в Берлине о проведении в СССР совместных учений с широкомасштабным применением OB, министр рейхсвера О. Гесслер сделал в итоге, все, чтобы стороны не пришли к взаимному соглашению, предпочитая провести их тайно в Германии; вследствие этого разгорелся конфликт между германским МИДом, опасавшимся санкций, могущих последовать из-за столь серьезного нарушения Версальского договора и военным министерством135.

Несмотря на то, что Германия выражала явное недовольство сложившейся ситуацией, инициатива об отказе от совместных работ на «Томке» исходила именно со стороны Советского Союза. Немецкий персонала и наиболее ценное оборудования начали эвакуировать 26 июля, а полностью эвакуационные работы были завершены к 15 августа 1933 года. На этом «объект Томка» полностью прекратил свое существование.

Работы, которые были проведены в «Томке» за годы ее существования, имели большое значение для развития химических войск обеих стран. Важнейшее значение имел обмен информацией о состоянии средств химической защиты и нападения у обеих сторон, что проявилось в дальнейшем, входе Второй мировой войны когда Гитлер заявил о том, что в случае перехода вермахта к стратегии «тотальной войны», он оставляет за своими войсками право применять ОВ «в случае необходимости» 136. В свою очередь, СССР ответил тем же предупреждением.

Договор о создании совместной бронетанковой школы в Казани объект «Кама») был подписан X. фон дер Лит-Томзеном и Я.К. Берзиным 2 октября 1926 года137. В этом договоре был также определён срок её действия, который составлял 3 года со дня подписания договора, в том случае, если ни одна из сторон не заявляла о намерении расторгнуть данный договор, то срок работы продлевался еще на один год.

Казанская школа занималась подготовкой офицеров-танкистов. Материальная часть т.е. легкие и средние танки, изготавливалась немецкими фирмами «Крупп», «Рейнметалл» и «Эрхарт» под грифом «секретно», затем, в разобранном виде, их доставляли в Казань. В преподавательский состав входили исключительно немцы. Всего, за все время работы учреждения было подготовлено в районе 250 танкистов 138.

В 1929 г. начальником школы был подполковник В. Мальбранд, в 1930 г. – Р. фон Радльмайер с 1931 по 1933 г. школу возглавлял полковник И. Харпе в 1945 г. – генерал-полковник вермахта). По аналогии с Липецкой авиашколой, помощником руководителя школы являлся представитель Красной Армии, который отвечал за взаимодействие с государственными органами и руководил советским персоналом139.

В раздел теории входили такие направления как: изучение танкового вооружения, средств связи и основных тактических принципов ведения танкового боя, материальной части танков. Практический раздел включал в себя стрельбу из танка, управление танком на различной местности, действия в составе танкового взвода и взаимодействие с другими родами войск, использование методов маскировки. Программы обучения для немецких и советских слушателей отличались друг от друга140.

Следует упомянуть о способе, при помощи которого главные «учебные пособия» доставлялись на советскую территорию, так как он очень интересен. Сохранился уникальный документ - письмо К.Е. Ворошилова И.В. Сталину, в котором он просит оказать содействие в следующем деле: «С открытием навигации немцы транспортируют в Казанскую танковую школу 10 танков. Танки изготовлены в Германии. В деле транспортировки немцы просят нашего содействия, которое должно выразиться в следующем: мы заключаем фиктивный договор с фирмой «Рейнметалл» о покупке этих танков для РККА. По прибытии танков в СССР договор этот немедленно уничтожается»141.

Танковая школа «Кама» была ликвидирована в начале 30-х годов, также как и остальные объекты рейхсвера на территории СССР. Тем не менее, немецкие учебные центры на территории Советского Союза от момента создания до момента их закрытия являлись важнейшим звеном германо-советского военного сотрудничества в «рапалльский период».

 

 

 

    1. Окончание военного сотрудничества между СССР и Германией

 

1929 год в истории связан с началом «Великой депрессии», охватившей США, Канаду, Великобританию Германию, Францию. Из европейских стран наиболее сильно кризис отразился на Германии, в экономику которой согласно плану Дауэса было инвестировано более всего американских долларов. Немецкая марка стремительно теряла курс что породило обнищание населения и разорение предприятий. В связи с этим, Германия настояла на очередном пересмотре сумм репараций и других экономических положений Версальского договора. В 1932 году для разрешения этой проблемы открылась Парижская конференция. На ней в соответствии с «планом Юнга» была окончательно определена сумма репарационных выплат - 113,9 млрд. золотых марок которые предполагалось взыскать в течение 59 лет а размер ежегодных взносов был снижен, по сравнению с «планом Дауэса» на 20%142. 20 июня 1931 года президент США Э. Гувер по просьбе Гинденбурга объявил всеобщий мораторий на выплату германских репараций а через год, на Лозаннской конференции, их вообще аннулировали.

Внешнеполитический курс Германии все больше отходил от дружественных отношений с СССР. Это было связано, во-первых, с приходом к власти канцлера фон Папена, который был яростным ненавистником большевизма и сторонником сближения с Антантой. Во-вторых – рост влияния НСДАП в германских политических кругах. С приходом к власти Гитлера, ситуация окончательно изменилась в худшую сторону - последовательный антибольшевизм и антисоветские лозунги стали главным политическим направлением.

С 1 апреля 1933 г. во всех германских посольствах в крупных государствах были учреждены должности военных атташе. Военным атташе Германии в Москве был назначен полковник О. Хартман, которого 3 апреля 1933 г. посол Г. фон Дирксен представил первому заместителю наркома иностранных дел СССР Н. Н. Крестинскому. Крестинский заявил военному атташе: «Тесное сотрудничество между рейхсвером и Красной Армией продолжается уже более 10 лет. Я был у колыбели этого сотрудничества, продолжаю все время ему содействовать и хорошо знаком со всеми этапами развития этого сотрудничества со всеми моментами улучшения и ухудшения отношений и я должен сказать <...> что никогда эти отношения не осуществлялись в столь тяжелой общеполитической атмосфере, чем сегодня»143. В отчете полпредства СССР в Германии от 31 декабря 1933 года говорится, что «приход фашистов к власти поставил в порядок дня германской внешней политики осуществление давнишних антисоветских планов Гитлера и Розенберга. Конечная цель этих планов состояла в создании антисоветского блока стран Западной Европы под руководством Германии для похода на СССР и его расчленения...»144. В связи с этим, в Москве совершенно определенно был взят курс на поиск новых союзников и в первую очередь, были сделаны шаги к разрядке напряженности в отношениях с Польшей и Францией.

Германия перестала нуждаться в сотрудничестве с Советским союзом, поскольку появилась возможность произвести ревизию военных статей Версальского договора на легальной международно-правовой основе, отпала необходимость в тайной военно-промышленной базе и в секретных военно-учебных центрах. 15 июля 1933 года Германия Франция, Англия и Италия подписали в Риме так называемый «пакт четырех» предусматривавший, в том числе фактическую нейтрализацию «военных статей» Версаля и постепенное достижение Германией равенства в вооружениях со всеми остальными европейскими государствами.

В это время, по сообщению источника НКВД из Берлина от 4 сентября 1933 г., решался вопрос о будущем отношений Германии с СССР, в котором говорилось, что решающей в этом вопросе будет позиция, которую займет Советский Союз на конференции по разоружению. «Можно уже теперь сказать что на конференции по разоружению Германия будет начисто отрицать военное сотрудничество с СССР если возникнут разговоры об этом сотрудничестве»145. Однако, в силу различных причин, «пакт четырех» так и не был ратифицирован подписавшими его державами. 19 сентября 1933 года министр иностранных дел Германии фон Нейрат пишет Генеральному секретарю Лиги наций Авеолю: «От имени Германского правительства имею честь сообщить вам настоящим, что Германия заявляет о своем выходе из Лиги наций согласно п. 3, ст. 1 Статута»146. Таким образом, выход Германии из международной организации породил наращивание в стране военной мощи в нарушение международных договоров таких как Версальский.

В «раппальский период» между двумя странами осуществлялось достаточно тесное военно-политическое сотрудничество в различных формах, были реализованы совместные военные и военно-экономические проекты, что имел важное значение для обеих стран. Во многом благодаря советско-германскому военно-техническому сотрудничеству были заложены основы ВПК СССР: в последствии производилось ракетное химическое и атомное оружие. С предоставления концессий «Юнкерсу» началось становление советской авиационной промышленности. Благодаря немецкой помощи в СССР была успешно проведена военная реформа в 1925 году, когда руководители Красной Армии повысили свой профессиональный уровень, изучая германский военный опыт. Военно-промышленный аспект сотрудничества положительно сказался и на развитие советской экономики. Помимо практического значения, военно-техническое сотрудничество оказывало непосредственное влияние на внешнеполитическую ситуацию.

Таким образом именно военно-политическое сотрудничество начавшееся еще в период польско-советской войны, явилось основной опорой «рапалльской политики», вокруг которой группировались все политические и экономические взаимоотношения СССР и Германии.

 

  1. ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ «ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ И СССР В 1922-1933 ГОДАХ В БАЗОВЫХ ДОКУМЕНТАХ И УЧЕБНИКАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 

Тема «Военно-политические отношения Германии и СССР в 1922-1933 годах» в общеобразовательной школе входит в раздел международных отношений 20-30-х годов и изучается в рамках курса Всеобщей истории и истории России. Рассмотрим, как эта тема отражена в базовых документах и учебниках средней школы.

Изучение данного курса в школе позволяет учащимся получить знания об основных этапах развития СССР и стран зарубежья (в частности Германии) в различных сферах (социальной, политической, культурной; развить способности анализировать информацию, находить взаимосвязи между историческими событиями предшествовавшими Рапалльскому договору и происходивших после его подписания; показать рост и укрепление Германии и СССР благодаря этому договору. Учащиеся смогут выделять факторы, которые в дальнейшем способствовали укреплению военной мощи Германии.

В 2015 году Минобрнауки России была утверждена концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории147, направленная на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, а также развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего полного образования и формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Реализация данной Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса учебника, методических пособий книг для учителя комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт который представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Раздел «Внешняя политика СССР в 1920-1930-е годы» затрагивает проблему договора в Рапалло и выхода СССР из международной изоляции. Помимо этого в ИКС входят обязательные темы для изучения события и персоналии, понятия и термины, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории» которые вызывают дискуссии в обществе.

Информация о работе Военно-политические отношения Германии и СССР в 1922-1933 годах и их изучение в школе