Ведовские процессы в XVI-XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2017 в 21:58, доклад

Описание работы

Ведовские процессы – инквизиционные процессы в Западной Европе XIV-XVII вв, проводившиеся по обвинению в преступлениях против веры и христианского сообщества людей, якобы одержимых демонами. В XVI-XVIII вв. следствия и суды над ведьмами велись отнюдь не инквизицией, а светскими или местными властями. На процессах XVI-XVIII вв. уже не шло речи о принадлежности обвиняемых к какому-либо типу ереси, поскольку ведовство оказалось ересью само по себе.

Файлы: 1 файл

ведовские процессы в новой англии, печать.docx

— 52.67 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев дело об Энн Коул, можно сделать вывод, что во время процесса ее поведение было весьма странным, многие называли это «одержимостью Дьяволом». Более того, те же симптомы часто встречались среди молодых девушек. Такое поведение иногда характеризовалось тем, что человек впадал в конвульсии, выкрикивал, что его мучают невидимые существа. Случалось и такое, что он мог впасть в парализующий транс, в полное беспамятство. Эти муки пытались объяснить какими-нибудь физическими недугами. Невольная одержимость напоминала эпилепсию или истерию, по крайней мере, во внешних своих проявлениях, которые обычно сводились к следующему:

    1. Судорожное сокращение мышц лица и всего тела;
    2. Аллотриофагия (отрыгивание посторонних предметов), присущее сумасшедшим или истерикам и часто приводящее к смерти;
    3. Изменение голоса, который становится низким и грубым.

Способами излечения больного от вышеперечисленных приступов могли быть следующими:

    1. кровопускание было опасным и рискованным, когда речь шла о пациенте, находящемся на гране жизни и смерти;
    2. молитвы;
    3. контрмагия.

Следует отметить, что иногда те, кто находился под воздействием сверхъестественных сил, наносили сами себе увечья вовремя своих припадков, поэтому за больными требовался постоянный присмотр, где бы они ни находились.

Другой примечательный ведовской процесс произошел в Гротоне в 1671 г., и снова в дело оказалась замешана полубезумная девушка-подросток, шестнадцатилетняя Элизабет Кнап: «Она страдала очень странными припадками, иной раз она плакала, то, наоборот, смеялась, то кричала страшным голосом, дергаясь и сотрясаясь всем телом… ее язык по много часов подряд оставался загнутым в кольцо у нее во рту, да так крепко, что никто не мог сдвинуть даже пальцами. Иной раз на нее находило такое, что шестеро мужчин едва могли удержать ее на месте, она вырывалась и скакала по дому с жуткими воплями и устрашающим видом». Позднее, не шевеля ни языком, ни губами, она производила странные звуки, оскорбляя священника. «Иногда во время припадков она кричала, что некая женщина (соседка) является ей и причиняет эти страдания». Однако женщина, на которую пало это подозрение, пользовалась большим уважением в округе и сумела найти достаточно свидетелей в свою защиту. Элизабет Кнап затем поправилась и предположила, что ее донимал сам дьявол в облике порядочного человека. Преподобный Сэмюэл Уиллард, который позднее будет фигурировать в Салемском процессе, был в то время пастором в Гротоне и отметил этот случай одержимости.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в числе обвинений по ведовству, караемых повешением, прежде всего, были: убийство человека, детей (соседских или иногда даже собственных), падеж или болезни скота, причинение людям физических страданий или околдовывание кого-то, наведение порчи и болезней.

Так, например, в Кембридже некую миссис Кендал судили за то, что она заворожила маленького ребенка, отчего тот умер. Нянька, которая ходила за младенцем, подтвердила, что миссис Кендал качала ребенка на руках и вообще уделяла ему много внимания, но после этого младенец изменился в цвете и умер. Родителей ребенка даже не вызвали в суд, хотя они позднее подтвердили, что тот умер от переохлаждения из-за небрежности няньки, оставившей его без присмотра. Когда это выяснилось, нянька уже сидела в тюрьме за прелюбодейство; там она и умерла, после чего и разгорелся скандал.

Рассмотрев дело о Маргарет Джонс можно прийти к выводу, что обвинения в ведовстве имели место быть и что в основном это было дело рук злобных соседей, которые знали, как обернуть всё против своих врагов и действительно прилагали к этому большие усилия. Было много историй о необъяснимой смерти скота, загадочной порчи урожая, пищи. Но из всего этого можно вынести следующее: в отличие от общих рассуждений о преступлениях ведьмы, конечные обвинения сосредоточены в основном на болезни детей, людей или же падеже скота, в то время как данные о порче погоды и провоцировании неблагоприятных атмосферных явлений среди обвинений отсутствуют.

Иногда внезапное несчастье, болезнь или падеж скота мгновенно ассоциировался с ведовством. Особенно часто нечистую силу, ведьм винили в наведении порчи на домашний скот. Например, в Нью Хэвене миссис Торп клялась в том, что когда она отказалась отдать нескольких цыплят миссис Гудман, они умерли. Или дело о Мэри Джонсон, в котором упоминалось о свиньях, которых пугал домовой.

Что касается разновидностей окончательных вердиктов судей, то, помимо вынесения приговора о виновности человека в ведовстве и следующей за этим казни также в результате «испытания водой», встречались случаи осуждения за клевету и лжесвидетельство.

В то же время в источниках говорится о целесообразности в ряде случаев освобождения подсудимого с наложением на него денежного штрафа. Так, в 1649 году в Ипсвиче Джон Бредстрит был обвинен в «близком знакомстве с дьяволом». В качестве наказания был определен штраф в 20 фунтов или порка кнутом.

Согласно судебной статистике по делам о ведовстве, в качестве меры наказания приводятся примеры, когда обвиняемых в ведовстве изгоняли, приходилось покидать колонию, где они жили.

Так, в 1669 г. заключили в тюрьму Кэтрин Харрисон из Уэзерсфилда по подозрению в ведовстве: «Не имея страха перед Господом, ты вступала в сношения с сатаной, злейшим врагом Бога и человека». Присяжные в Хартфорде приговорили ее к смерти, но суд отклонил их решение и выслал ее из города «ради ее собственной безопасности». Или, к примеру, в 1673 г. в Бостоне судьи объявили Юнис Коул «по закону виновной» в совокуплениях с дьяволом и ограничились тем, что изгнали женщину за пределы юрисдикции Бостона. Интересен случай, произошедший в 1674 г. в Салеме судья вынес предупреждение Кристоферу Брауну за то, что тот вел беседы с дьяволом.

Встречались случаи, когда присяжные не были едины в своем мнении, тогда в приговоре значилось, что он неизвестен, но окончательный вердикт чаще всего выносился, и это была смертная казнь.

 

Необходимо сказать, что обвиняемых, которые смогли доказать свою непричастность к ведовству, отпускали, но за этими людьми еще некоторое время велась слежка, целью которой было убедиться в их невиновности.

Наиболее часто уязвимыми для обвинения в ведовстве являлись большей частью своей женщины среднего и старшего возраста, иногда мужчины, среди которых встречались мужья осужденных; слуги, вызвавшие гнев своих господ (например, дело о тетушке Гловер). Жертвами обвинений в ведовстве, конечно же, были индейцы, так как их языческие ритуалы пуритане связывали с Дьяволом. Но в подобных судебных разбирательствах обвинителями являлись не пуритане, а индейцы-христиане.

 

Заключение

Расправы над колдунами встречались на всём протяжении Средневековья, однако, можно выделить чёткую границу - примерно середину XV столетия, когда преследование ведьм оставалось стихийным, случайным, проводившемся по инициативе толпы. В последующие два с половиной века гонения на ведьм принимают систематический характер и проводятся при самом активном участии государственной власти и церковных институтов, таких как инквизиция. Изменяется не только характер преследований, но и само представление о типичной ведьме претерпевает существенные изменения. Ранее колдунья мыслилась как человек, обладающий некой силой, которую она может употребить по своему выбору во благо или во зло. Такова была вера народных масс. Что же касается учёных богословов, то они вообще отрицали возможность какого-либо колдовства. Со стороны большинства отношение к ведьме было сугубо прагматичным. Если она приносила пользу, к ней могли обращаться за помощью разочаровавшиеся в силе молитвы. Конечно, если кудесница наводила сглаз или порчу, причиняла вред самим людям, их скоту и урожаю, она заслуживала самого сурового наказания. Но каралось не само занятие колдовством, а лишь его вредоносные последствия - малефициум. Причём наказание должно было быть адекватным причинённому ущербу. Начиная же с вышеуказанного периода, мы наблюдаем значительные изменения. Во-первых, вера во вредоносную силу колдовства становится всеобщей. Если раньше это были сугубо простонародные и достаточно примитивные верования, публично осмеивавшиеся церковной и светской элитой, то теперь самыми активными пропагандистами беспощадной борьбы с ведовством становятся люди в достаточной степени образованные, представлявшие верхушку общества. Чего стоит пример одного лишь Якова I. Ведьма теперь представляется не одинокой и, в общем-то, безобидной старухой, максимумом возможностей которой является насылание порчи на соседское поле. Колдуны теперь мыслятся объединёнными в некую злонамеренную секту, которая ставит своей целью ни что иное, как уничтожение всего христианского мира. На первое место выходит связь каждой ведьмы с Дьяволом, от которого она черпает свою магическую силу. Без заключения договора с нечистой силой колдовство представляется невозможным. Любое использование магии теперь карается с наивысшей степенью жестокости, независимо от целей колдовства и его последствий.

В числе стран, которые охватила ведьмомания, оказалась и Новая Англия, где также верили в ведьм, как и жители Старого Света. Перебираясь в Новый Свет, люди были уверены, что там они найдут свой «Град на холме». Пуритане считали себя ближе к Богу, чем все остальные. Поэтому появляется вера в то, что Дьявол пытается помешать их великой цели. По их мнению, до приезда «богоизбранного народа» Америка была обителью Дьвола, а после их переселения стала полем битвы между силами света и тьмы. Во всех своих бедах первые поселенцы обвиняли Сатану и его приспешников – индейцев. И пуритане посчитали, что это кара господня за их грехи, и люди пытаются найти врагов внутри общества, которыми стали ведьмы. В то время как само общество «пуританских святых» характеризовала необыкновенная сплоченность во имя великой цели – построения богоугодной модели церкви и общества. Однако в 1660-е годы наступает эпоха исторического слома, период частых эпидемий, засух, не урожаев – пуритане находят в этом «знамения» божьей немилости.

Согласно законодательству Новой Англии, занятие ведовством считалось уголовным преступлением, однако для этого необходимо было доказать факт заключения договора с Дьяволом. Для проведения расследования по делам, связанным с ведовством. Существовали специальные свидетельства быть, чтобы обвинить кого-то в ведовстве. При этом необходимо было отличать «действительные свидетельства» от «ложных свидетельств» или заблуждений. К первой группе относились: «ведьмин знак», наличие показаний двух свидетелей, добровольное признание своей вины. В категории «недостаточных» свидетельств были: испытание водой или железом, показание колдуна и спектр ведьмы. Но рядовые колонисты Новой Англии полагали, что знали, как обезопасить себя от ведовских чар, использовали народные средства защиты от ведовства – контрмагию. Священники же считали, что единственное, что сможет спасти человека от козней Дьявола - это молитва.

Таким образом, можно констатировать несомненное расхождение во взглядах пуритан: теологов и массовых представлениях о природе ведовства, способах борьбы с «дьявольскими кознями», наказаниях для тех, кого заподозрили в связях с Сатаной.

 

Библиография:

  1. Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках. Пер. с англ. Н. Масловой. СПб., 2005.
  2. Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. Франклин Б. Автобиография. Памфлеты. Кревекер Сент Джон де. Письма американского фермера. М., 1987.
  3. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990.
  4. Ведовство, которого не было. Пер. с англ. Н. Масловой. СПб., 2005.
  5. Скотт В. Письма о демонологии и колдовстве. М.-СПб., 2002.
  6. Тухолка С. Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV-XVII веках. СПб., 1909.
  7. Я.Канторович «Средневековые процессы о ведьмах» М. 2001

 


Информация о работе Ведовские процессы в XVI-XVII вв