Органы местного управления в России в XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2017 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы узнать какие же органы местного управления были, и какие появились новые на протяжении всего XVIII века.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть государственные реформы направленные на изменения управления на местах;
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать местные органы управления на протяжении до начала XIX века;
проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………..……………........2

Глава 1. Местное управление при Петре I (1682 – 1725)………..................…4

1.1 Бурмистрские палаты 30 января 1699 г.…………...…………………4

1.2 Губернская реформа (1708 - 1710)………….……………………..…..12

Глава 2. Органы местного управления в эпоху дворцовых переворотов.....17

2.1 Екатерина I (1725-1727)……………………………...……………..…17

2.2 Анна Ивановна (1730 – 1740)…………………………………...……..19

2.3 Елизавета Петровна (1741 – 1761)…………………………..............19

2.4 Екатерина II (1762 – 1796)……………………………….....................20

2.5 Павел I (1796 – 1801)…………………………………………………...26

Заключение………………………………………………………….27

Список используемой литературы…………………………...….31

Файлы: 1 файл

Органы местного управления в России в XVIII в.docx

— 63.02 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………..……………........2

 

Глава 1. Местное управление при Петре I (1682 – 1725)………..................…4

 

1.1 Бурмистрские  палаты 30 января 1699 г.…………...…………………4

 

1.2 Губернская реформа (1708 - 1710)………….……………………..…..12

 

Глава 2. Органы местного управления в эпоху дворцовых переворотов.....17

 

2.1 Екатерина I (1725-1727)……………………………...……………..…17

 

2.2 Анна Ивановна (1730 – 1740)…………………………………...……..19

 

2.3 Елизавета  Петровна (1741 – 1761)…………………………..............19

 

2.4 Екатерина II (1762 – 1796)……………………………….....................20

 

2.5 Павел I (1796 – 1801)…………………………………………………...26

 

Заключение………………………………………………………….27

 

Список используемой литературы…………………………...….31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В конце XVII в. наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было перестроить систему управления страной. Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция.

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

Цель работы состоит в том, чтобы узнать какие же органы местного управления были, и какие появились новые на протяжении всего XVIII века.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть государственные реформы направленные на изменения управления на местах;
  • изучить процессы централизации государственного аппарата;
  • охарактеризовать местные органы управления на протяжении до начала XIX века;
  • проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Объектом исследования является реформы на местном уровне вовремя Петровских реформ и также реформы на местах в эпоху дворцовых переворотов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I (1682 – 1725)

    1. Бурмистрские палаты 30 января 1699 г.

Бурмистрская Палата — учреждена была Петром Великим в Москве указом 30 янв. 1699 г. "для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадскими людьми, также для управления казенными сборами и градскими повинностями". Вместе с тем гости и посадские люди были исключены из ведомства воевод и приказов. 17 ноября того же года Бурмистрскую Палату было велено называть Ратушей. Остановимся на этом подробнее.

Начальным моментом реформы следует считать указы 30 января 1699 г. Процесс ее происхождения, предшествовавший этим указам, остается для нас скрытым. Стоит, прежде всего, обратить внимание на одно, по-видимому, случайное обстоятельство в издании этих указов: они появились 30 января, ровно через неделю после указа о гербовом сборе, изданного 23 января 1699 г. Отсюда возникает предположение, не был ли этот день недели назначен для докладов и законодательства по финансовым делам. Необычайна и самая внешняя форма этих законодательных актов, указа о гербовой бумаге, с одной стороны, и указов о городской реформе - с другой. Все эти указы, написанные, как вообще писались именные указы, были закреплены не одним, как это было обыкновенно, а несколькими думными дьяками [...].

Содержание этих двух указов 30 января. Начнем с указа о выборе бурмистров в Москве. Он обращен к Московскому посаду как высшим - гостям и гостиной сотне, - так и низшим - дворцовым и черным сотням и слободам: «Великий государь указал гостям и гостиные сотни, казенные, и бронные и дворцовых и конюшенных и иных всех черных сотен и слобод всем посадским и купецким и промышленным людям сказать свой, великого государя, указ». Мотивы указа: они, посадские люди, ведомы судом и сборами в разных приказах, и великому государю известно учинилось, что им в их торгах и промыслах от многих приказных волокит чинятся большие убытки и разоренье, так что иные из них от торгов своих и промыслов отбыли и оскудали, и от этого казенным и окладным доходам учинилась недоимка, а неокладным сборам большие недоборы. Поэтому милосердуя о них, - и далее следуют цели указа и его основная идея - для того, чтобы им, посадским людям, не было в разных приказах волокиты, и убытков, и разорения, и чтобы великого государя казне - прямым податям - не было недоимки, а косвенным сборам не только не было недобору, но и было бы пополнение, великий государь указал: впредь судом и сборами их…ведать Московским посадским людям – бурмистрам.

Указ переходит, далее, к более детальной разработке этой мысли об изъятии посадского населения из ведомства многих приказов и о его самоуправлении через выборных бурмистров, намечая организацию этой выборной коллегии бурмистров, их обязанности, их финансовую и судебную компетенцию и ответственность за них их избирателей, причем видны двойственный характер и двойственное значение московских бурмистров: они выбираются из членов московского посада и ведают московским посадом, но они же имеют значение центрального всероссийского органа по управлению городами. Бурмистры выбираются ежегодно и на годовой срок из всех московских корпораций: гостей, гостиной сотни и изо всех сотен и слобод. Выбирать следует людей добрых и правдивых; одному из этих выборных бурмистров быть у них «в первых, сидеть по месяцу президентом». На обязанности бурмистров возлагается принимать меры, «смотреть и беречь накрепко», чтобы окладные (прямые) сборы собирались без недоимки, а таможенные, кабацкие и иные сборы (косвенные) с пополнениями, привлекая к платежу казенных сборов приезжих в Москву торговых людей, а также занимающихся торгами и промыслами. Московские бурмистры принимают окладные подати и неокладные сборы со всех посадов, хранят собранные деньги и выдают их в расход - «по его, великого государя, указу», отдавая оставшиеся за расходами суммы в приказ Большой казны. Всем приходам и расходам они ведут отчетность, которую должны ежегодно в сентябре по миновании срока своей должности представлять также в Большую казну. Таким образом, ведомство московских бурмистров получало значение центральной всероссийской кассы, куда должны были притекать окладные и неокладные, прямые и косвенные сборы со всех городов государства и откуда должны были идти ресурсы на разные государственные надобности. Ответственность за исправную деятельность бурмистров по финансовому управлению возлагается на их избирателей.

В таких общих чертах намечена в указе деятельность московских бурмистров по финансовому управлению. Другой обязанностью бурмистров должен быть суд над посадскими людьми по всяким их судебным делам: «челобитчиковым», т.е. по частным искам, «расправным», по которым привлекало к ответу государство и «купецким», так называемым коммерческим процессам.

Перейдем к другому указу 30 января, касающемуся местных органов. Он также начинается обращением к заинтересованному в реформе населению: «Великий государь указал: во всех городах посадским и всяких чинов купецким и его, великого государя, волостей, сел и деревень промышленным и уездным людям сказать свой, великого государя, указ». В городах различные посадские люди от «всяких чинов купецких людей». Посадские люди - это особое потомственное торгово-промышленное сословие; «всяких чинов купецкие люди» - это люди всяких иных сословий, например, крестьяне, служилые люди, занимающиеся торгами или промыслами в городе. Все население черных и дворцовых волостей, сел и деревень, а не одни только торгово-промышленные люди, живущие в этих волостях, селах и деревнях, выбирало бурмистров.

Мотивом реформы Петр I выставляет притеснения, которые торгово-промышленное население городов и население черных и дворцовых волостей терпит от воеводской администрации - многие воеводские и приказных людей обиды, налоги, поборы и взятки. Приказными людьми в этом случае назывались местные администраторы более низкого ранга, чем воеводы, бывавшие в очень малых городах, в черных и дворцовых волостях.

Отличительными особенностями местной реформы сравнительно с центральной, о которой говорил предыдущий указ, были две черты: ее факультативность и ее условность. Реформа центральная обязательна; реформа местная предоставляется на усмотрение самого местного торгово-промышленного населения. Если это население пожелает, то им предоставляется возможность выбирать для этой цели из своей среды людей «добрых и правдивых». Другая отличительная особенность местной реформы - условность - заключалась в том, что право избавиться от воеводской власти и управляться своими выборными в земской избе предоставлялось в случае желания городов безусловно, не даром. Они должны брать на себя обязанность платить окладные (прямые) налоги в двойном размере, привозя их сами, без воевод, в Москву, где будут их принимать московские бурмистры.

Итак, если посадские и уездные торгово-промышленные люди «похотят» по финансовым и судебным делам управляться своими выборными и платить окладные доходы вдвое, то они выбирают для этого управления из своей среды кого и сколько человек пожелают, двух, трех или даже больше.

Избранных с «выбором за руками», т.е. с избирательным протоколом, скрепленным подписями выборщиков, надлежит присылать в Москву в приказы, где который город ведом. В Москве выборным людям по принятии у них протоколов будут даны грамоты «с прочетом», т.е. грамоты, удостоверяющие их полномочия, которые они должны будут представить для прочтения местной воеводской администрации. Когда будут являться в Москву в соответствующие приказы эти выборные, то о ходе выборов составлять доклад государю, в который вносить также сведения об окладных доходах, что прежде платили и что впредь платить доведется; этот пункт свидетельствует о том усиленном интересе, который выказывал к реформе сам Петр.

Таково в общих чертах содержание обоих законодательных актов 30 января. Уже при первом чтении их видно, что это не какие-либо развитые и детально разработанные уставные положения; это не более как наброски, лишь в самых общих и довольно неопределенных линиях.

В городах и государевых волостях, самоуправление торгово-промышленных людей и крестьян в виде выборных, заседали в земской избе, заменяя воеводу для посадского и волостного населения  и выполняя его финансовые и судебные дела. В Москве - коллегия бурмистров, как местный орган и в то же время имеющая значение центрального объединяющего органа для всего торгово-промышленного населения государства, заменяющего собой многие прежние приказы, - таковы приблизительные очертания новых учреждений.

Но вот интересный факт, в Москве избираются бурмистры, но то учреждение, которое они составляют, не получило еще в указе никакого названия. Точно так же выборные в городах не обозначены пока никаким специальным названием, - просто именуются мирскими выборными людьми; они стали называться бурмистрами уже потом. Срок службы московских бурмистров указан годовой; срок службы местных выборных не обозначен. Не указан срок вступления новых учреждений в действие.

Отношение местных органов самоуправления - земских изб - к центральному не развито и остается в значительной мере неясным и неопределенным. Введение новых местных органов самоуправления факультативно, предоставлено на волю населения городов и некоторых разрядов сельского населения; но не устанавливается, как быть с теми городами, которые не пожелают освобождаться от власти воевод, а предпочли бы оставаться по-прежнему под воеводским управлением, кому в этих случаях будут подчиняться воеводы: московским ли бурмистрам или по-прежнему приказам, ведающим города, нарушая, таким образом, идею объединения торгово-промышленного населения.

Возможно, что законодатель, проводя факультативность реформы, в то же время не представлял себе случаев отказа от нее на практике. Неясно далее и самое подчинение московским бурмистрам земских изб тех городов, которые пожелали бы ввести реформу. У московских бурмистров - центральная касса, куда местные мирские выборные люди свозят ежегодно местные сборы; но в какой степени местные выборные подчинены московским бурмистрам и ответственны перед ними, не установлено.

Иерархическое отношение между новыми органами местного самоуправления и московскими бурмистрами намечено и выражается, в привозе местных сумм в центральную кассу. Иерархии судебной монарх совсем не коснулся. Суд над провинциальными посадскими людьми производят московские бурмистры. Но становится ли центральный орган - московские бурмистры - высшей судебной инстанцией по отношению к местным земским избам и идет ли к ним перенос судебных дел из местных земских изб, не сказано, а если не к ним, то куда же такой перенос дел должен направляться? Нет ни слова о том, сохраняются ли в посадах прежние органы самоуправления: посадские сходы и земские старосты, и если сохраняются, то каково должно быть их взаимоотношение с новыми. Не сказано также ничего о прежних «верных» органах, заведывавших сборами, таможенных и кабацких головах, остаются ли они, и если да, то в какие отношения становятся к выборным людям, заседающим в земских избах; этот вопрос будет решаться впоследствии. Словом, видно, что законодатель стремился в указах 30 января набросать лишь основные идеи реформы и мало интересовался второстепенными подробностями, вопросы о которых должны были неизбежно возникать с первых же шагов при осуществлении реформы; но вопросы эти, видимо, не приходили на мысль законодателю в момент составления закона.

Информация о работе Органы местного управления в России в XVIII в