Обретение Казанская икона Божией Матери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Размышляя о судьбе нашей родины, нельзя не заметить, что в трудные моменты ее истории только помощь Свыше спасала наше Отечество. Небесной Заступницей и Хранительницей нашей земли является Пресвятая Богородица. Как толь¬ко люди, вознося горячие молитвы, обращались к Ней с верою, помощь являлась незамедлитель¬но. Знамение этого небесного покрова - чудотвор¬ные иконы Божией Матери, прославленные в Русской земле.

Файлы: 1 файл

Казанакая Икона Божией Матери РЕЛИГИЯ.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

      Собственностью  царской семьи являлся увеличенный список с Казанской иконы, сделанный еще в конце XVI века. Перед ним молилась супруга Михаила Феодоровича о даровании младенца мужского пола, поскольку рождались только дочери. Царь Алексей Михайлович, родившийся по этим молитвам, возвел празднования Казанской иконе во всенародные, поскольку у него самого родился наследник 22 октября 1648 года, в день „осенней” Казанской. Впоследствии этот образ, находившийся в Кремлевских палатах, стал благословением для новой столицы Российского государства, основанной Петром I на берегах Невы.

      Существует  мнение, что святитель Митрофан, епископ Воронежский, которого царь Петр почитал как духовного наставника, благословил принести в новую столицу образ Казанской Божией Матери, предсказав, что она станет хранительницей города.

      Чтимую  Казанскую икону из Кремлевских  царских палат привезла в Петербург в 1708 году царица Парасковья Феодоровна, вдова царя Иоанна Алексеевича,  старшего брата

      Петра I. Вначале икона была помещена   в небольшой „светличке” - деревянной часовне у Невки, затем, по мере строительства города, она находилась в храмах близ Петропавловской крепости, всюду являя труждающимся и обремененным благодать и помощь, за что стала почитаться чудотворной.

      Когда на престол взошла дочь Иоанна Алексеевича - императрица Анна Иоанновна, она не оставила без внимания семейную святыню, ставшую покровительницей Санкт-Петербурга. Для чтимого Казанского образа на Невской першпективе (Невском проспекте) в 1733-1737 годах была построена величественная каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 13 июня 1737 года в присутствии Анны Иоанновны. Императрица днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ при перенесении его в этот храм.

      К Казанской иконе, которая стала  более доступна для жителей Петербурга, поскольку к ней теперь не нужно было переправляться на ялике или шлюпке на другой берег Невы, припадали все - от простого люда до царской фамилии. О ее великом почитании свидетельствуют следующие установления.

      Со  времен Анны Иоанновны началась традиция отмечать в храме Рождества Богородицы, именуемом чаще Казанским, „высокоторжественные и торжественные дни”, то есть дни коронаций, рождений и тезоименитств членов императорской семьи, вознося молитвы перед чудотворным образом. Сюда же из Троицкого Петровского собора была перенесена традиция церковно отмечать победы русского оружия, к которой особенно ревностно относился Петр I.

      Вскоре  установилась традиция начинать из церкви на Невском самый большой в  городе крестный ход. Государыня Елизавета Петровна 29 августа 1743 года повелела объявить Священному Синоду, что „есть Ея Императорского Величества намерение для украшения службы Божией и обрядов церковных установить крестное хождение в Невский монастырь от церкви Казанския Пресвятыя Борогодицы и оному учинить завтра на праздник перенесения мощей Св. Благовернаго князя Александра Невскаго”. Синод счел, что это „Восточному благочестию весьма пристойно”, и предложил „церемонии... быть так, как в Москве бывает”. Так в столице появился первый общегородской крестный ход, который стал главным и совершался ежегодно (впоследствии от Исаакиевского собора) до начала 1920-х годов.

      При Екатерине II храм Рождества Богородицы стал центром всей православно-общественной жизни столицы: здесь отмечались теперь, кроме вышеперечисленных, и новые гражданские установления. В частности, 1 ноября 1768 года императрица приезжала сюда молиться после удачного привития ей оспы, что тогда считалось рискованным. Если по такому поводу царица приносила благодарение, можно представить, как молитвенно праздновались русские победы над Швецией и Турцией.

      Побывав в Казани, в Богородицком монастыре, Екатерина II возложила на Казанскую икону, явленную в 1579 году, новые великолепные украшения: она украсила венцы чудотворной иконы Богоматери и чтимого образа Спасителя бриллиантовыми коронами. При ней же решено было построить здесь новый соборный храм, поскольку простоявший двести лет собор пришел в ветхость. Прежний храм был разобран, и заложен новый в 1798 году, для сооружения которого было выдано по повелению императрицы двадцать пять тысяч рублей. Он был закончен и освящен в 1808 году.

      К   концу   XVIII   века  заметно   обветшала и церковь Рождества  Богородицы на главной улице Санкт-Петербурга. Император Павел I  решил воздвигнуть на ее месте величественный Казанский собор, что было блестяще осуществлено в 1801-1811 годах. Вплоть до падения монархии Казанский собор пользовался постоянным вниманием государей и всей императорской фамилии, ведь здесь находился образ небесной Заступницы России, ее столицы и династии: перед ним государи молились до и после священного коронования (совершавшегося по традиции в Московском Кремле), уезжая из столицы и при возвращении, отправляясь на войну и по ее окончании.

      В благодарность Божией Матери к Ее чудотворной иконе в Казанский собор царями и простолюдинами всегда приносились драгоценные дары, бывшие сокровищем не столько материальным, сколько духовным, потому что приносимы были от полноты благодарного сердца. На окладе из чистого золота весом десять фунтов (4,5 кг) сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, 1440 жемчужин и т.д. Перед революцией (1917 года) убранство иконы оценивалось в восемьдесят тысяч рублей, поэтому она находилась в иконостасе в особом киоте за толстым стеклом.

      В Казанский собор 11 августа 1812 года помолиться перед иконой приехал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армией в начавшейся войне с французами. Всегда отличавшийся набожностью полководец после молебна возложил чудотворный образ себе на грудь, вверяя себя, воинство и всю страну покровительству Божией Матери. Через десять месяцев со славою и почестями, достойно воздаваемыми победителю Наполеоновской армии, в Казанский собор вернулся... уже только прах великого Кутузова, скончавшегося во время заграничного похода в апреле 1813 года в Польше. И в северном приделе собора он нашел свое вечное упокоение.

      15 июля 1814 года вернувшийся из Франции  после окончательной победы над  Наполеоном император Александр I, получивший наименование Благословенный, горячо благодарил Спасителя у чудотворной иконы за дарованное торжество над „двунадесятью языками”. Как известно, он отказался от сооружения в его честь триумфальных ворот, „приписывая единому Богу победу”. В царствование Николая I победы русского оружия также отмечались в Казанском соборе.

      Необходимо  отметить, что установленные благочестивые традиции   являлись   следствием глубокого личного почитания государями Казанского образа: ведь перед ним молились они Царице Небесной, „яко Тебе Самей сущей”.

      Император Александр II сразу же после покушения на него Каракозова (4 апреля 1866 года) направился в Казанский собор, „для излияния благодарности перед иконою Заступницы Усердной”; и это был не единственный такой случай. Здесь же молился император перед началом, в продолжение и по окончании Русско-турецкой войны 1877-1879 годов.

      Как правило, по прибытии в Петербург  государи прямо с вокзала ехали к чудотворной Казанской иконе. Так император Александр III и его семья после спасения при катастрофе царского поезда в Борках, прибыв в столицу, тотчас направились в Казанский собор для благодарственного молебна.

      14 ноября 1894 года из церкви Зимнего  дворца, где совершилось венчание императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны, „Его Величество с Государыней Императрицей... проехал в парадной карете, в русской упряжи, в Казанский собор... Их Величества вошли в собор, где у чудотворной иконы было совершено краткое молебствие, и митрополит благословил иконами Богоматери Царя и Царицу”. Императорская чета снова была в соборе 22 июня 1896 года, вернувшись из Москвы после священной коронации.

      Царствование  последнего русского императора - царя-мученика Николая II ознаменовалось особым почитанием петербургского чудотворного Казанского образа, ставшего воистину всероссийской святыней.

      Летом 1904 года все православные люди были поражены дерзким и неслыханным святотатством: из Казанского женского монастыря в ночь на 29 июня была похищена явленная в 1579 году Казанская икона Божией Матери, а также чтимая икона Спасителя, обе в драгоценных ризах. „Весть о невероятно гнусном, ужасном преступлении глубокой скорбью отозвалась во всей православной России. Потому что в Казанской иконе Пресвятая Богородица явила Свое покровительство не над Казанью только, а над всей Русской землей... Попущением Божиим злой человек похитил у нас наше сокровище и, быть может, истребил. Но мы крепко надеемся, что Пресвятая Дева не лишила нас Своей милости”, - сказал архиепископ Казанский Димитрий (Ковальницкий) в осиротевшей обители в день празднования явления иконы.

      Как выяснилось, целью чудовищного ограбления были украшенные множеством драгоценностей ризы, стоимость которых оценивалась не менее чем в сто тысяч рублей. Благодаря оперативным действиям казанской полиции вскоре грабители были задержаны. Один – закоренелый преступник Варфоломей Стоян (известный еще под именем Федора Чайкина), „специализирующийся” по церковным ценностям, другой, его сообщник, карманный вор Ананий Комов. Они успели изрезать золотые ризы, продать часть украшений... Что же стало с иконами, достоверно выяснить так и не удалось; но многие детали следствия свидетельствуют о том, что они были сожжены.

      Совершенное кощунство тогда трудно было осмыслить; но последовавшие события российской истории, ближайшие из которых - поражение в Русско-японской войне и революция 1905 года, чуть отдаленные - Первая мировая война, Октябрьский переворот и конец династии Романовых, а затем - безбожное время, - говорят о том, что утрата святыни была знамением наступавшей эпохи.

      Почитание Казанской иконы Божией Матери, в которой Она явилась для Руси державной Водительницей, было неразрывно со становлением русского государства, формированием русского самосознания. С ней всегда были связаны лучшие патриотические чувства и деяния...

      В день столетия со дня освящения Казанского собора в Санкт-Петербурге (13 сентября 1911 года), в праздничном слове  после Божественной литургии, в частности, было сказано: „...Здесь, в этом храме, сложены не только богатства, принесенные Ей (Казанской иконе Божией Матери - М. Е.) в дар, злато и сребро, - здесь сложены богатства, которым цены нет: богатства любви к своему Отечеству, здесь сложен высокий дух Патриотизма...”

      В Казанском соборе были сосредоточены церковные торжества, посвященные трехсотлетию Дома Романовых в 1913 году, прошедшие с особым великолепием. Прошло полтора года, и „летом 1914 года в столице стало остро чувствоваться приближение войны. Начиная с 16 июля в соборе прибавилось богомольцев: в нем целый день служили молебны, освящали образки и кресты, которыми напутствовали призванных на военную службу. 20 июля, через день после объявления войны, традиционный крестный ход из собора во Владимирскую церковь приобрел особый, патриотический смысл... С этого дня в соборе постоянно служились молебны: всенародные - о даровании победы и благодарственные - за благословенные Богом успехи нашего оружия”. Верующие люди вновь прибегали к заступничеству Божией Матери. Но время благоденствия Российской империи закончилось...

      Приход  богоборческой власти погрузил Россию в пучину неслыханных бедствий. Вслед за царской семьей взошли на голгофу сотни мучеников за веру. Последствия Октябрьского переворота всей русской жизни невозможно времени выразить словами.

      В начале 1918 года обстановка в стране была очень напряженной. В Казанском  соборе Петрограда перед чудотворной  иконой Божией Матери молились о прекращении междоусобиц и умиротворении страны.

      В мае 1918 года в Петроград приехал  святейший Патриарх Тихон. Когда он прибыл в Казанский собор, настоятель собора протоиерей Философ Орнатский сказал в приветственном слове: „Мы веруем, что в лице твоем найдем Патриарха Ермогена, который призвал православных к крепкому стоянию за веру и Святую Русь”. В ответной речи Патриарх высказал надежду, что по молитвам Заступницы Усердной и святителя Ермогена Господь спасет Церковь Православную.

      Летом 1918 года в Петрограде вспыхнула холера. По призыву духовенства Казанского собора „в ограждение себя от губительной болезни” с чудотворной Казанской иконой и ковчегом с частью мощей святителя Ермогена был совершен крестный ход вокруг прихода, „чтобы окружить его, как бы стеною крепкой, милостью Божией, чрез православные святыни подаваемою”. Так поступали прихожане и в XIX веке.

      Обстановка  вокруг продолжала обостряться, и преследования  духовенства не прекращались. 9 августа 1918 года были арестованы протоиерей Философ  Орнатский и два его старших  сына, вскоре они были расстреляны.

      В начале 1922 года Советская власть издала декреты о ликвидации церковного имущества и об изъятии церковных ценностей. Несмотря на заключения компетентных комиссий об историческом и художественном значении Казанского собора как выдающегося памятника, в мае 1922 года ценности из него были экспроприированы. Курсанты и матросы сдирали с иконостаса серебро, присланное в дар собору еще Кутузовым (отбитое у французов), снимали серебряные ризы с местных икон и царских врат. Вспомним здесь кощунственное похищение явленной Казанской иконы в 1904 году: ее риза была изрезана. Прошло всего восемнадцать лет - и вот уже русские люди громили Казанский собор.

Информация о работе Обретение Казанская икона Божией Матери