Николай I – император и человек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:58, Не определен

Описание работы

Введение
Глава 1. Великий князь Николай Павлович
1.1 Родители
1.2 Воспитание и образование
1.3 Черты характера
1.4 Молодая семья
Глава 2. Император Николай I
2.1 Слуга Отечества
2.2 Рыцарь Европы
2.3 Буржуа в быту
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Отечественная история.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

    Идеальное общество представлялось Николаю построенным  по модели патриархальной семьи, где  младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все  отвечает глава семьи — отец, с которым он отождествлял самодержавного государя9. Идеологическим оформлением этого идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления. 

    Это же стремление лежало в основе настойчивых  попыток властей поставить под  свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени. Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению. Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения была направлена на преимущественное развитие специальных технических учебных заведений; именно при Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. В то же время университеты были поставлены под строгий административный контроль, количество студентов в них было ограниченным. Активное насаждение сословного принципа в системе образования консервировало.

    Усиление  и централизация бюрократического аппарата достигли при Николае I невиданных масштабов. Расходы на чиновников и  армию поглощали почти все  государственные средства. Казарменные  порядки господствовали во всех учреждениях, гимназиях, университетах. За малейшее непослушание чиновники отправлялись на гауптвахту, студенты отдавались в  солдаты. Все должно быть подчинено  дисциплине. Такой метод управления государством казался ему верхом совершенства: "Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так  как каждый служит"10. Вместе с тем Николай I понимал, что должен быть закон, который оправдывал бы неограниченную власть монарха и придавал бы ей видимость законности. Поэтому одним из предметов особой его заботы являлось улучшение судоустройства и судопроизводства. Для упрочения и упорядочения государственной власти Николай I повелел провести кодификацию законов. С этой целью в 1826 году было создано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии для кодификации российского законодательства, а непосредственное исполнение поручено М.М. Сперанскому. Благодаря его энергии, проведенной под его руководством работе, в 1830-1832 годах издаются 45 томов Полного собрания законов Российской Империи. Затем по указанию царя отбираются действующие законы, осуществляется их классификация и публикация 15 томов нового Свода законов Российской империи, одобренного и утвержденного Государственным советом и царем и введенного в действие с 1 января 1835 года. 

    Николай всячески подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 году вышел цензурный  устав, прозванный его современниками "чугунным". Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку. В 1828 году вышел  еще один цензурный устав, несколько  смягчавший предыдущий. Новое усиление цензуры было связано с европейскими революциями 1848 года. Созданное в  первый же год царствования Николая I печально известное Третье отделение стало высшим органом политической полиции. Руководитель этого отделения и корпуса жандармов генерал А.X. Бенкендорф делал императору ежедневные доклады и сопровождал его во всех поездках. Функции этого отделения были чрезвычайно широки. Ему было поручено наблюдение за иностранцами и подозрительными лицами, раскольниками, местами ссылки и заключения, сбор сведений обо всех происшествиях, случаях неповиновения властям, ведение дел о разбоях и фальшивомонетчиках, контроль за чиновниками, дабы не допускали превышения власти, и т. д. Но главным был контроль за "направлением умов", т.е. наблюдение за антикрепостническими и антисамодержавными настроениями в обществе.

    Император Николай I был убежденным противником  крепостного права. С самого начала царствования он добросовестно пытался  разрешить вопрос о его отмене, создав несколько секретных комитетов  по крестьянскому вопросу, но в 1842 году пришел к выводу: "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом, еще более гибельным"11. Он одобрил начало реформы государственной деревни, в 1840-е годы издал ряд указов, расширявших личные и имущественные права крепостных крестьян. Но так и не решился на полную крестьянскую реформу, считая, что Россия еще не готова к этому.  
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Рыцарь Европы

      Во всей своей внешней политике император Николай Павлович был вынужден выполнять договоры, подписанные во время предыдущего царствования. Министр иностранных дел граф К.В. Нессельроде, австриец по отцу, не любил русских, но преклонялся перед немцами, ему были чужды интересы России. Прежде всего Николай заявил о своем намерении "положить конец восточному вопросу", который заключался в борьбе с Турцией за обладание побережьем Черного моря и в конечном итоге за проливы Босфор и Дарданеллы, а также за освобождение балканских народов от турецкого ига. Победоносные военные действия (1828-1829) против турецких войск позволили значительно ослабить Турцию и присоединить ряд территорий к России на побережье Черного моря, в Закавказье, укрепить Черноморский флот. В 1829 году генерал Дибич взял Андрианополь, а граф Паскевич - Карс и Эрзерум. Была провозглашена независимость Греции и автономия Сербии, Молдавии и Валахии. Но в 1830 году началось кровавое восстание в Польше, которое хотя и было подавлено этими же генералами, по сильно ослабило результаты Турецкой войны. Польское восстание, так же как и европейские революции 1848 года, снова заставили отложить освобождение крестьян.  
       В октябре 1853 года снова началась война против Турции. Начиная эту войну после подавления революций в Европе 1848-1849 гг., император полагал, что имеет авторитет "жандарма Европы"12. Он рассчитывал на некую "благодарность" за это от других монархов, а также на мнимо мощную военно-политическую силу России, и думал, что теперь можно без боязни приступить к решению "восточного вопроса". На деле же царизм оказался в политической изоляции. Николай I не смог предотвратить возникновения мощной антирусской коалиции в составе Англии, Франции и других держав. В ходе этой войны произошел знаменитый Синопский бой адмирала Нахимова, а вскоре, разбив в нескольких сражениях турецкую армию и флот, Россия могла одержать внушительную победу, но... либеральная Европа не могла допустить такого триумфа православного государя. Как только начались успешные военные действия русских войск против Турции, сразу же на ее стороне выступили Англия и Франция, позднее к ним присоединилось Сардинское королевство. Даже, как казалось, близкие союзники Австрия и Пруссия заняли недружелюбную политику в отношении России. Николай I был вынужден убрать войска с задунайских территорий и оказался один против враждебной Европы. Англия и Франция высадили войска в Крыму и осадили Севастополь. В осаде, длившейся 11 месяцев, погибли адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин. С весны 1854 года война, хоть и названная позднее Крымской, на самом деле носила мировой характер, ибо в ней участвовали крупнейшие государства, а военные действия велись по всему миру - в Крыму, на Кавказе, в Европе, в Баренцевом море и даже на Камчатке. Боевые действия в Крыму, оборона Севастополя стали примером высочайшего героизма русского народа.  
       Поражение в Крымской войне нанесло сильнейший удар по всей внешнеполитической системе Николая I, убедившегося, что его положение европейского и азиатского властелина есть фикция. Рушились ближневосточные позиции России; резко упал ее международный авторитет. Страна вынуждена была пойти на позорный Парижский мирный договор (март 1856), по которому Черное море объявлялось нейтральным, империя лишалась возможности иметь здесь военный флот и строить военные сооружения на его берегах, а также уступала значительные территории и свое влияние на Балканах и в Армении в пользу Турции, что перечеркивало все усилия Николая в "восточном вопросе".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Буржуа в быту

    В быту Николай Павлович был достаточно прост и непритязателен, что, впрочем, не стало помехой для создания им одного из наиболее роскошных дворов в Европе, для возведения блистательных  дворцовых ансамблей в пригороде  столицы, не считаясь ни с какими затратами. Современникам, со слов лиц из ближайшего окружения Николая, он запомнился тем, что чуть ли не всегда спал, укрывшись  поношенной шинелью гвардейского офицера, на набитом свежим сеном (соломой) тоненьком  тюфячке, положенном на узкую железную походную кровать. При этом Николай I отличался исключительной чистоплотностью. Как пишет его дочь Ольга, он каждый день менял белье, перчатки и шелковые носки13.

    Ел, как подтверждают все мемуаристы, с величайшим воздержанием и преимущественно  простые русские кушанья - котлеты  с картофельным пюре, щи, каши в горшочках (особенно любил гречневую). По их дружным отзывам, был исключительно умерен в пище, чего не отрицает и сам Николай: "Без еды или с едою самою скудною я могу, пожалуй, обойтись хоть пять дней кряду, - пишет он, - но спать мне необходимо, и я свеж и готов явиться на службу только тогда, когда высплюсь по крайней мере семь или восемь часов в сутки, хоть бы и не вдруг, а с перерывами"14. Ужинал Николай редко, ограничиваясь чаем. Этому есть самое прозаическое объяснение: как его отец и бабушка, Екатерина II, Николай I страдал наследственной "тугостью на пищеварение". Заметим, что то же было и у наследника престола Александра, уже в бытность царем лечившегося от фамильного недуга усердным курением кальяна.

        В одежде исключительное предпочтение Николай Павлович во все времена отдавал военным мундирам и потому имел в своем гардеробе мундиры всех полков и часто - до пяти-шести раз на дню - менял их в зависимости от обстоятельств, затягиваясь порой до полуобморочного состояния, - так они по уставу были узки.

        Николай органически не любил вошедшие тогда в моду (в виде протеста против осточертевшего всем единообразия) пуховые шляпы с широкими полями, цветастые кашне, пальто, пиджаки, "штаны штатские" на любой вкус. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к концу первого десятилетия его царствования была проведена генеральная реформа гражданских чиновничьих мундиров. Отныне для чиновников предусматривалась форма одежды на все случаи жизни - парадная, будничная, особая, дорожная, летняя и т.д.  

    Заключение

    Смерть  Николая была абсолютно неожиданной. То был 58-летний мужчина, громадного роста, демонстративно презиравший всякую изнеженность и спавший на походной кровати под шинелью. Он управлял Россией 30 лет, и как будто не собирался  прекращать этого. Правда, близкие к  Николаю I люди знали, как потрясли его  поражения в Крымской войне.                        Умер император Николай Павлович в разгар тяжелой для России Крымской войны; в своем скромном, обставленном мебелью из красного дерева рабочем кабинете, на узкой походной кровати, в окружении семьи и придворных.

    Его смерть до сих пор таит загадку. По официальной версии император простудился, заболел гриппом и, не вполне выздоровев, потянулся к любимым игрушкам: поехал на смотр войск. Снова слег 11 февраля 1855 г. А 18 февраля над Петербургом  поплыл заунывный колокольный звон... Над Зимним дворцом наполовину приспустили  императорский штандарт - это означало, что император умер.

    Однако  широко распространена несколько иная версия. Согласно ей, император Николай  не смог пережить поражения генерала Хрулёва под Евпаторией. Он счел это предвестием поражения в Крымской войне - войне за владычество в Европе и на Востоке, - а значит, и полного краха своего величия. Он призвал своего личного медика Мандта и буквально заставил дать такой яд, "который бы позволил расстаться с жизнью без лишних страданий, достаточно быстро, но не внезапно" (чтобы не вызвать кривотолков). Когда порошок начал действовать, Николай попросил противоядия. Мандт молча поклонился и развел руками...15

    Личность и политика Николая I не укладываются в привычное понятие «самодовольная посредственность с кругозором ротного командира». Император был достаточно образован, неплохо знал русскую и западную живопись, но был, по словам искусствоведа Н.Н. Врангеля, категоричен,  как и во всем, в оценках школ и художников. 

      При решительности и жесткости суждений Николай I, особенно впервые годы своего правления, шел на компромиссы, чувствовал время. Реформа государственных крестьян, явившаяся в известной степени прообразом отмены крепостного права, небезуспешные усилия по развитию отечественной промышленности и техническому образованию, попытки экономического освобождения от иностранной зависимости страны, размышления по управлению ее азиатскими окраинами подтверждают эту мысль. Революция, воспринимавшаяся Николаем I как свидетельство неблагополучия государства, вызывала у него открытое неприятие. В ней он видел силу, разрушавшую порядок в обществе, к которому он стремился. Вместе с тем Николай I был доверчив. Слово, данное правителем, считалось им равным делу. Так, отвергая конституционный строй, отозвав в ходе греческой революции 1843 г. российского посланника из Афин, Николай I был убежден, что греческий король не может нарушить данное своим «неверным подданным» слово о введении конституции. Развивая свою мысль, царь заметил: «Королевское обещание никогда не может быть дано зря, неважно, какими средствами оно получено»16. Эта верность слову как черта характера императора при уверенности в правоте своих действий наряду с другими факторами многое объясняет в отношении Николая I к Англии. Последняя в глазах царя олицетворяла стабильность и могущество – качества, которые особенно ценил император

    В 1857 г. был заложен памятник Николаю I. Комиссия по возведению памятника  долго решала, какие слова будут  написаны на пьедестале. Среди многих поступивших предложений было одно анонимное: "Николаю Первому за 18 февраля 1855 года". Ни современники, ни ближайшие наследники, ни далекие потомки не сумели дать однозначной опенки роли, сыгранной императором Николаем I в русской истории; не смогли точно определить, кем он был для России - злым гением или ангелом-хранителем. Во всяком случае, это была личность выдающаяся и неординарная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы

Источники:

Блудов  Д. Н. Последние часы жизни императора Николая Первого. М., 1992.

Греч  Н. И. Записки о моей жизни. М., 1990.

Долгоруков  П. В. Петербургские очерки. М., 1992.

Корф  М. А. Материалы и черты к биографии императора Николая и к истории его царствования. Рождение и первые двадцать лет жизни (1796–1817) // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 98. СПб., 1896.

Кюстин Астольф де. Россия в 1839 г.: В 2 т. М., 1996.

Николай I. Записки// 14 декабря 1825 года и его истолкователи (Герцен и Огарев против барона Корфа). М., 1994.

Николай Первый и его время: Документы, письма, дневники, мемуары, свидетельства современников и труды историков. В 2 т. М.,2000.

Исследования:

Выскочков Л. В. Император Николай I: Человек и государь. СПб.,2001.

Выскочков Л. В. Николай I. М., 2003.  

Капустина Т. А. Николай I // Вопросы истории. 1993. № 11–12.

Лакруа П. История жизни и царствования Николая I, импера-тора всероссийского. Вып. 1. М.,1877; Вып. 2. М., 1878.

Пресняков А. Е. Николай I: Апогей самодержавия // Пресня-ков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.

Тарасов Б. Рыцарь самодержавия // Москва. 2000. № 9.

Чулков  Г. И. Николай Первый // Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.

Шильдер Н. К. Император Николай Первый: Его жизнь и цар-ствование. В 2 т. СПб. 1903

Информация о работе Николай I – император и человек