Немецкие дипломаты о подготовке Второй Мировой Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2017 в 14:24, доклад

Описание работы

В историографический работах уже не раз отмечалось, что присущее послевоенной советской литературе замалчивание отдельных тем и сюжетов, апологетический подход к оценке деятельности политического и военного руководства, ограничения на работу с архивными материалами и контакты с зарубежными учёными оборачивалось определенным снижением уровней исторических исследований. С течением времени все сильнее ощущалась необходимость преодоления зависимости исторических сочинений от объяснений и оценок, заимствованных их официальных партийно-государственных документов.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Немецкие дипломаты о подготовке Второй Мировой Войны……….5
3. 1941 год: чрезвычайные меры в СССР по предотвращению катастрофы………………………………………………………………..9
4. Беларусь в первые месяцы Великой Отечественной Войны………….13
5. Заключение……………………………………………………………….18
6. Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по ВОВ.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы скрыть от Советского Союза подготовку к операции «Барбаросса», 15 февраля Кейтель подписал директиву, определявшую меры, направленные на введение противника в заблуждение. Директива предусматривала два этапа проведения дезинформационных мероприятий. На первом этапе, который должен был проводиться до середины апреля, предусматривались мероприятия по зашифровке общих военных приготовлений, не связанных с перегруппировкой войск. Ставились задачи по усилению уже сложившегося впечатления о предстоявшем вторжении Германии в Англию, а также по преувеличению значения второстепенных операций «Марита» и «Зонненблюме». На втором этапе (апрель – июнь 1941 г.)6 необходимо было обеспечить маскировку сосредоточения и оперативного развёртывания войск у границ СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беларусь в первые месяцы Великой Отечественной войны

Изучение исторических событий первых месяцев Великой Отечественной войны в Белоруссии продолжает оставаться актуальной проблемой научной мысли и современного общественного дискурса. В исторической литературе белорусские, российские и немецкие исследователи уделяют начальному периоду войны самое пристальное внимание. Но, как показывает анализ современной отечественной военной историографии, до последнего времени отдельные аспекты истории начального периода Великой Отечественной войны, в том числе в Беларуси летом 1941 г., не выходили за рамки традиционных представлений, оставались в контексте общепринятых подходов и канонизированных оценок. В то же время новейшие отечественные и зарубежные специальные исследования, особенно работы, появившиеся в последние годы благодаря усилиям историков Белоруссии, России и Германии, приводят научную общественность к пониманию необходимости более критической оценки отдельных страниц начального периода военной истории Беларуси: идёт ли речь о ведении Красной армией оборонительных боёв на Западном фронте, или анализируются причины произошедшей на белорусской земле масштабной военной катастрофы, или определяется трагизм последствий проведения нацистской политики порабощения, эксплуатации и уничтожения в оккупированной Беларуси, или излагается ход всенародной партизанской войны на оккупированной территории в первые месяцы войны.

Новые архивные документы и материалы новейшей отечественной и особенно зарубежной историографии наряду с ранее известной эмпирической базой позволяют реконструировать историческую панораму трагических и героических событий первых месяцев войны в Белоруссии.

Готовясь к нападению на СССР, фашисты в конце 1940 г. разработали план «Барбаросса», по которому рассчитывали еще до наступления зимы разгромить основные силы Красной Армии и победоносно закончить войну. Германия постепенно перебрасывала свои войска на территорию Польши, ближе к границе СССР. На границе с Беларусью германское военное командование к началу войны сконцентрировало самую мощную группировку армий «Центр», которая насчитывала 50 дивизий, 1800 танков, 14300 орудий и минометов, 1680 боевых самолетов, 820 тыс. солдат и офицеров. С советской стороны этим силам противостояли войска Западного Особого военного округа, который с 22 июня 1941 г. стал называться Западным фронтом. Он имел в своем составе 44 дивизии, 3 бригады, 8 укрепленных районов и Пинскую военную флотилию, 2202 танка, 10087 орудий и минометов, 1909 боевых самолетов. Общая численность войск Западного фронта составляла 672 тыс. солдат и офицеров.

О намерениях Гитлера напасть на советский Союз предупреждали разведчики, перебежчики, которые называли точную дату фашистского нападения. Тем более удивительным было заявление ТАСС 14 июня 1921 г. о том, что слухи о предстоящем нападении на СССР лживы и провокационны. Именно в этот день Гитлер собрал в Берлине всех командующих группами армии, чтобы выслушать их доклады о завершении подготовки к войне. На этом совещании Г. Гудериан заявил, что ему потребуется 5-6 дней, чтобы дойти до Минска.

На рассвете 22 июня 1941 г. германские войска пересекли границу СССР. Пользуясь безалаберностью железнодорожников, командования Брестского гарнизона, немцы перебросили из-за Буга эшелон с опломбированными вагонами, в которых были вооруженные солдаты и офицеры, на станцию Брест-Западный. Они заняли станцию и часть города, оставив в тылу пограничников и военных в крепости.

Неспособность командования предвидеть ход военных действий проявилась и в размещении воинских соединений Западного фронта в Белостокском выступе. Из 26 дивизий первого эшелона здесь было сконцентрировано 19, в том числе все танковые и моторизованные. 10-я армия должна была держать оборону в центре - наиболее сильная. По флангам стояли 3-я и 4-я армии - более слабые. Немцы об этом хорошо знали и наступление начали с флангов. В первый день войны 4-я группа Гоппнера прорвала фронт 3-й армии и в прорыв ворвался корпус Манштейна, к вечеру 22 июня 3 дивизии Красной Армии были рассеяны, а 5 других понесли потери до 70% личного состава. 14 мехкорпус в районе Пружаны - Кобрин в этот же день был почти полностью уничтожен. Здесь погибло около14 тыс. советских солдат.

В ночь с 22 на 23 июня командующий фронтом Павлов пытался организовать контрнаступление, но это привело к огромным потерям живой силы и техники. 23 и 24 июня погибли 6-й и 11-й мехкорпуса. Командование фронтом предприняло попытки задержать наступление немцев в районе Полоцк - Витебск. И эта попытка была безуспешной.

25 июня к северо-востоку  от Слонима танки Гудериана  и Гота завершили окружение  частей, которые отходили от Белостока. 26 июня немцы захватили Барановичи, а 27 - большинство частей Западного  фронта попали в новое окружение  в районе Новогрудка. 11 дивизий 3-й  и 10-й армий были уничтожены.

26 июня 1941 г. немецкие механизированные  части подошли к Минску. Войска 13 армии удерживали рубежи до 28 июня. Героически сражались войска 100 стрелковой дивизии генерал-майора  И.М. Русиянова в районе Острошицкого  городка. К вечеру 28 июня немецкие  войска заняли Минск. Отступая  на восток, части Красной Армии  вели тяжелые оборонительные  бои. Все тяготы обороны страны  были возложены на плечи простых  солдат. Только 29 июня была дана  директива СНК СССР и ЦК  ВКП(б) партийным и советским организациям  прифронтовых областей, в соответствии  с которой проводилась дополнительная  мобилизация в Красную Армию. В июне - августе было мобилизовано  более 500 тыс. жителей Беларуси.

Для борьбы с вражескими диверсантами и парашютистами создавались истребительные отряды. В середине июля было создано 78 истребительных батальонов. Для помощи армии было создано более 200 формирований народного ополчения. В восточные районы СССР было эвакуировано более 1,5 млн. человек, вывезено оборудование 124 предприятий, 5 тыс. тракторов, 674 тыс. голов скота. В восточные районы страны были эвакуированы коллективы 60 научно-исследовательских институтов и лабораторий, 6 театров, более 20 высших и средних специальных заведений, 190 детских учреждений.

В начале июля 1941 г. советское командование предприняло попытку создания линии обороны вдоль Западной Двины и Днепра. Три дня шли бои в Борисове. 14 июля под Оршей впервые были применены реактивные минометы. Жестокие бои развернулись в районе Бобруйска. С 3 по 28 июля продолжалась оборона Могилева. Только во время 14-часового боя на Буйницком поле было уничтожено 39 танков и бронетранспортеров противника. Тяжелые бои 12-19 августа шли за Гомель. К началу сентября 1941 г. вся территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками.

В ходе оборонительных боев войска Красной Армии потеряли 1,5 млн. человек, 10 тыс. орудий и минометов, 5 тыс. танков и 2 тыс. самолетов. Несмотря на тяжелые потери, советские воины самоотверженно сражались, совершали беспримерные подвиги. В районе Гродно застава пограничников отбивала атаки фашистов в течение десяти часов. До конца июня 1941 г. стойко сражался гарнизон Брестской Крепости. В первые дни войны экипаж капитана Н.Д. Гастелло направил свой подбитый самолет на скопление вражеской техники и живой силы. Таранили вражеские самолеты в первые часы войны летчики П.С. Рябцев над Брестом, А.С. Данилов в районе Гродно, С.М. Гудимов в районе Пружан, Д.В. Кокарев.

Катастрофа Красной Армии в начале войны была следствием существования в стране жесткого тоталитарного режима. Одной из причин этой катастрофы была некомпетентность, самоуверенность партийного, государственного аппарата в центре и на местах. Руководство БССР в первые дни войны призывало население сохранять спокойствие, убеждало людей, что враг не пройдет. Принимались постановления о борьбе с «паникерами». В это же время готовились эшелоны для эвакуации сотрудников ЦК и государственных органов. За три дня до оккупации, в трагический для народа период, руководители республики, не объявив общей эвакуации, тайно в ночь с 24 на 25 июня покинули город. Оборона западных военных округов оказалась неподготовленной. В результате репрессий военных кадров во второй половине 30-х гг. было уничтожено около 40% наиболее подготовленных, опытных офицеров, генералов, маршалов. Маршал А.М. Василевский впоследствии заявил, что без репрессий 1937 г., возможно, войны 1941 г. не было б вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, из выше написанного можно сделать вывод, что изучение истории Великой Отечественной войны относится к наиболее разрабатываемым исследовательским направлениям в современной российской историографии, что во многом объясняется ее значением для судеб страны и народа. Отразившись в историческом сознании общества, события военных лет и в последующем сказывались на его развитии, формировании определенного восприятия прошлого и современности у российских граждан.

Современная историографическая ситуация характеризуется переосмыслением или отказом от многих устаревших и мифологизированных положений в освещении различных событий и явлений прошлого. Переоценке подвергается изучение проблем Великой Отечественной войны, в их разработке проявляются новые подходы, хотя перемены в этой области научных знаний и не носят столь кардинального характера, как в исследовании ряда других сюжетов советской истории. Без критического осмысления накопленного историографического опыта невозможно понять современного положения науки, ее роли и задач в обществе. В то же время залогом дальнейшего успешного развития историографии является сохранение всего ценного, что создано историками предыдущих поколений.

Изданные в последнее десятилетие труды не просто обогащают историографию Великой Отечественной войны, но позволяют поднять военно-исторические исследования на качественно новый уровень. Созданы условия для многопланового научного изучения истории войны, исправления и дополнения, сложившихся ранее представлений. Кроме того, публикация архивных документов имеет и большую общественную значимость в качестве важнейшего средства разоблачения нередких в современной литературе недобросовестных истолкований и прямых фальсификаций фактов отечественной истории…

Список литературы:  

  1. Сиполс В.Я. Великая Победа и дипломатия. М.: «Новина», 2000.
  2. Великая Отечественная война. 1941 год: Исследования, документы, комментарии/Отв. ред. В.С. Христофоров – М.: Издательство главного архивного управления города Москвы, 2011. – 756 с.
  3. Мельтюхов М.И. Современная отечественная историография предыстории Великой Отечественной войны (1985 — 1995): дисс… канд. ист. наук. М., 1995. С.144; Мельтюхов М.И. Современная историография и полемика вокруг книги В.Суворова«Ледокол» // Советская историография. М., 1996. С. 497

 

 

 


Информация о работе Немецкие дипломаты о подготовке Второй Мировой Войны