Лжедмитрий I и проблема самозванчества в России в XVII- XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

Как многим известно, самозванцев в России хватало испокон века. Власть, разумеется, боролась с негативным явлением по мере сил. Святые, князья, цари, да и просто выдающиеся полководцы – люди узкого круга, массовому тиражированию не подлежащие. Народ в свою очередь придерживался своего мнения. Лучше всего его отражает поговорка «хорошего человека мало не бывает». Один царевич Дмитрий – хорошо, два царевича Дмитрия – еще лучше. Одних царевичей Дмитриев во время смуты появилось в России чуть ли не пятнадцать человек. При этом самозванцы в большинстве своем оказались людьми тактичными, удивительно умными, и как не странно хитрыми, занимали подобающее им место только после смерти предшественника.

Содержание работы

Введение…..……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Феномен самозванство в России………………………………………....5
Глава 2.Самозванчество в России в XVII в. ……………………………………..7
Лжедмитрий I. Восхождение на царский престол………………………………......7
Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I…………………………………....10
Заговор и убийство Лжедмитрия I…………………………………………………...12
Царевич Пётр Федорович…………………………………………………………….15
Лжедмитрий II………………………………………………………………………...17
Лжедмитрий III………………………………………………………………………..19
Глава 3.Самозванчество в России в XVIII в. ………………………..………....21
Емельян Пугачёв «царевич ПётрIII»………………………………………………...21
Пугачёвское восстание 1773-1775 г. и его крах.……………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………......24
Список литературы и источников………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по истории который я точно сдам ).doc

— 859.00 Кб (Скачать файл)

От имени царя Дмитрия Ивановича по всей Московской земле рассылались грамоты. Весной 1608 года, как только просохли дороги, из Москвы на самозванца двинулась царская рать под началом брата царя, Дмитрия Ивановича Шуйского. Войско Лжедмитрия II, стоявшее по разным городам, собралось в Орле и выступило навстречу московской рати. Битва состоялась 10 мая в десяти верстах от Болхова. Болховская победа необычайно подняла авторитет Лжедмитрия II. Армия самозванца, увеличившаяся за счет влившихся в нее сдавшихся московских служилых людей, двинулась на Москву через Козельск, Калугу, Можайск, Звенигород. Сопротивления нигде не было. Везде люди выходили с хлебом – солью встречать Дмитрия – законного царя, возвращающегося на престол.

1 июня рать самозванца увидела  Москву, но брать штурмом полководцы самозванца не решились и отвели войско в село Тушино, где устроили обширный лагерь. Отныне и навсегда Лжедмитрий II вошел в историю под прозванием «тушинский вор». В Тушино непрерывно подходили все новые и новые полки. Города Московского государства один за другим присягали царю Дмитрию: Великие Луки, Невель, Псков, Переславль – Залесский, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Вологда, Владимир, Шуя, Балахна, Муром, Арзамас, Касимов. Только Нижний Новгород, Рязань, Смоленск и Коломна отказались признавать новоявленного царя.

Не спешила признавать Лжедмитрия II и Москве. Но в Москве не любили и Василия Шуйского. Поэтому многие бояре и люди знатных фамилий  увидели, что в этой ситуации можно  поживиться, и стали охотно «бегать» из Москвы в Тушино, где самозванный царь охотно жаловал их вотчинами и казной.

Вдова убитого Лжедмитрия I Марина Мнишек и ее семейство, задержанные  во время убийства царя Дмитрия, находились в ссылке в Ярославле. 11 сентября Марину Мнишек торжественно доставили  в Тушино. С помощью убеждения и денег она согласилась участвовать в этом театре.

К тому времени в Тушинском лагере скопилось огромное войско: около 20 тысяч поляков, около 30 тысяч запорожских  казаков, 15 тысяч донских казаков  и, по разным оценкам, от 20 до 60 тысяч  московских дворян, детей боярских и стрельцов. Во главе всего этого буйного сообщества стоял «тушинский вор». Марионетка в чужих руках, он был всего лишь носителем священного царского имени. Донские и запорожские казаки, поляки и русские «воры» грабили, насиловали, убивали, врывались в села и города, потехи ради вытаптывали посевы, оскверняли церкви, обдирали иконы, кормили собак в алтарях. Не прошло и трёх месяцев после признания Дмитрия, как русские люди возненавидели его царство.

После осады Троице – Сергиева монастыря войсками Сапеги и Лисовского от Лжедмитрия II один за другим стали отпадать русские города. Ближайшее окружение самозванца начало переговоры с королем Сигизмундом, прощупывая почву для перехода к королю. От него отреклись служившие ради подачек русские бояре, от него отреклись поляки, которым он еще недавно был нужен в качестве ширмы.

Вечером 27 декабря 1609 года Лжедмитрий II переоделся в крестьянское платье и бежал из Тушинского лагеря. Свое бегство самозванец объяснял тем, что  король польский Сигизмунд якобы потребовал от него Северскую землю, желая обратить ее в католичество, но, получив отказ, склонил тушинское войско к измене. Вскоре до Тушинского лагеря докатились слухи о том, что Лжедмитрий II находится в Калуге. Первыми к нему ушли казаки. 10 февраля 1610 года из Тушино в Калугу бежала и Марина Мнишек.

Вокруг самозванца снова скопилось  большое войско, но положение «вора» несколько изменилось: люди, окружавшие его, искренне хотели возвести его на престол, так как связывали с  ним своё будущее. Подавляющую часть войска Лжедмитрия II теперь составляли социальные низы – казаки, горожане, холопы, бродяги – многие из которых в свое время служили под знаменами Болотникова, «царевича Петра», князя Шаховского.

Между тем, шедший к Москве король Сигизмунд в битве под Клушином разгромил московскую рать Василия Шуйского. В Калуге решили, что время действовать пришло. Армия «вора» остановилась у стен Москвы, в селе Коломенском. А в Кремле бояре сводили счеты с Василием Шуйским. С одной стороны, на Москву шел король Сигизмунд, с другой – «вор». Сил для сопротивления не было – все сколько-нибудь боеспособные войска полегли под Клушином.

Во имя восстановления порядка  в государстве решено было пойти  на «нулевой вариант»: Москва низложит Шуйского, в Калуге низложат Лжедмитрия II, а затем все вместе выберут нового царя. Василий Шуйский был низложен, однако сторонники Лжедмитрия II отказались низложить своего «царя».

Москва растерялась: надежды на «нулевой вариант» рухнули. Оставалось только идти на поклон к польскому королю. Одновременно гетман Жоклевский от имени короля Сигизмунда начал переговоры со служившими у Лжедмитрия II поляками.  «Тушинский вор», узнав о намерении Жоклевского во что бы то ни стало схватить его, бежал с отрядом донских казаков. Фактический переход Московского государства под руку польского короля вызвал восторг далеко не у всех. И так получилось, что в эти дни символом сопротивления польским оккупантам стал лжецарь «Дмитрий Иванович».Воспрянув духом, Лжедмитрий II начал тайно посылать послов в Москву, пытаясь найти сторонников среди бояр. Но, увы, «тушинскому вору» явно не под силу было встать во главе патриотов – он мог быть только предводителем «воров», чьи интересы были ему гораздо ближе.

10 декабря 1610 года Лжедмитрий II отправился на Оку на прогулку. Его сопровождал небольшой отряд русских и татар. Внезапно ехавший рядом с санями крещеный татарин князь Петр – Араслан Урусов ударил Лжедмитрия II саблей и рассек ему плечо. Скакавший с другой стороны саней его младший брат вторым ударом отсек голову самозванцу. Считается, что татары убили Лжедмитрия в отместку за то, что он убил касимовского хана Урмамета.

Иван, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек, родившийся через несколько  дней после смерти отца и попавший на страницы истории под прозвищем  «Воронок», был казнен в 1614 году как особо опасный государственный преступник: четырехлетнего ребенка повесили.

 

 

Лжедмитрий III.

Весной 1611 года в Ивангороде появился еще одни человек, называвший себя царем  Дмитрием. Его источники обычно именуют  «вором Сидоркой», хотя по другим сведениям, это был московский дьякон Матвей из какой-то церкви за Яузой. Из Москвы этот «вот» сначала перебрался в Новгород, где на рынке попытался выдать себя за царевича, но был опознан и с позором изгнан. Из Новгорода он убежал в Ивангород и там 23 марта объявил, что он – спасенный Дмитрий. Лжедмитрий III вступил в переговоры со шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом, однако король послал к Лжедмитрию III своего посла, который узнал в нем самозванца(см.приложение 5). После этого шведы прекратили всякие контакты с ним. Между тем «вор», собрав вокруг себя войско из всевозможных «партизан», 8 июля подошёл к стенам Пскова. В стан Лжедмитрия III стали перебегать некоторые псковские жители. В это время до самозванца дошли слухи, что к Пскову приближаются шведские войска. Испугавшись «вор» ушел со своей ратью в Гдов, где шведы все же настигли его.

Шведский генерал Горн отправил Лжедмитрию III послание, в котором  писал, что не считает его настоящим  царем, но так как его «признают  уже многие», то шведский король даёт ему удел во владение, а за это пусть он откажется о своих притязаний в пользу шведского принца, которого русские люди хотят видеть своим царем. Лжедмитрий III, играя в «законного царя», с негодованием отверг это предложение. Под его предводительством казаки сделали удачную вылазку и прорвались через шведское окружение. В бою «вор» был ранен. Его отвезли в Ивангород, где он узнал о том, что московские казаки признали его своим царем. Вдобавок казаки прислали ему на подмогу Ивана Лизуна – Плещеева и атамана Казарина Бегичева с казачьим отрядом. Плещеев, знавший в лицо Лжедмитрия II, публично признал в «воре Сидорке» царя Дмитрия Ивановича.

Псковичи отправили Лжедмитрию III в Ивангород о готовности принять  его. Но его царствование в Пскове длилось недолго и оставило у жителей города самые тяжелые воспоминания. Добравшись до власти, «вор» начал распутную жизнь, совершал насилия над горожанами и обложил население тяжелыми поборами. Отстали от «вора» и стоявшие под Москвой казаки .Псковичи уже готовы были восстать и низвергнуть очередного «Дмитрия», но «вор», смекнув, что дело его худо, в ночь на 18 мая бежал из города. За ним бросились в погоню, привезли в Псков и посадили в тюрьму. 1 июля 1612 его повезли в Москву. По дороге на обоз с «вором» неожиданно напал польский отряд Лисовского , в результате чего Лжедмитрий III был убит .Есть и другое свидетельство. Лжедмитрия III все-таки доставили в Москву и там казнили.

 

 

Глава 3.Самозванчество в России в XVIII в.

Емельян Пугачёв «царевич ПётрIII».

Емельян Иванович Пугачёв (1742— 1775) был  родом из донских казаков станицы Зимовейской на Дону. Юношей он помогал отцу обрабатывать пашню. Затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже в русско-турецкой войне. Особенно хорошо он знал артиллерийское дело. В армии за провинность бит плетью, за храбрость повышен в чин хорунжего. Заболев, просился в отставку. Не получив ее, бежал и стал бродяжничать.

Сбежавши из армии, Пугачев испытал  немало превратностей судьбы, его неоднократно арестовывали, он бежал и скрывался. Иногда с помощью охраны – «слово знал». По его словам, «всю землю ногами исходил». Пугачев решил выдать себя за чудесно спасшегося императора Петра III. Он говорил: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения». В Беларуси, среди раскольников, он слышит вести о «Петре III» (одном из самозванцев, появившемся тогда), о восстании на Яике. Солдат Логачев, видевший Петра III, сказал Пугачеву, что они похожи. Смелый, умный и обладавший немалыми авантюристическими наклонностями, Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III . Надо сказать, что за несколько лет до появления «Петра Федоровича» были волнения среди яицких казаков. В январе 1772 года здесь вспыхнуло восстание. Восстание было жестоко подавлено - это было эпилогом восстанию Пугачева. Казачество ждало случая, чтобы снова взяться за оружие. И случай представился. 22 ноября 1772 года Пугачев с попутчиком приехал в Яицкий городок и остановился в доме Дениса Степановича Пьянова. Там Пугачев по секрету «раскрывается» Пьянову в том, что он Петр III .

Пугачев предлагает уйти от притеснений  властей в «турецкую область» . Пьянов поговорил с «хорошими  людьми» . Решили подождать до рождества, когда казаки соберутся на багренье. Тогда они и «примут» Пугачева. Но Пугачев был схвачен, его обвинили в том что он хотел увести яицких казаков на Кубань. Пугачев все категорически отрицал. Пугачева отправили в Симбирск, оттуда в Казань, где в январе 1773 года посадили в тюрьму. Откуда Пугачев, опоив одного солдата и подговорив другого, сбежал. В конце лета 1773 года Пугачев уже был дома у своего знакомого Оболяева. Пребывание Емельяна Пугачева у Оболяева и посещение им Пьянова не остается без последствий. Пошли слухи, что «государь находится у Пьянова в доме» . Власти посылали для поимки опасного беглеца «престойные команды» , но всё было безуспешно.

Надо сказать, что вообще-то казакам  было безразлично выступает ли перед  ними подлинный император Петр Федорович или донской казак, принявший его имя. Важно было, что он становился знаменем в их борьбе за свои права и вольности, а кто он на самом деле - не все равно ли? Смелость Пугачева, его ум стремительность, находчивость и энергия завоевали сердца всех, кто стремился сбросить с себя гнет крепостничества. Вот почему народ поддержал недавнего простого донского казака, а теперь «императора Федора Алексеевича» .

В самом начале войны при занятии  Илецкого городка Пугачев впервые  высказал своё мнение в отношении крестьян и дворян. Он говорил: «У бояр де села и деревни отберу, а буду жаловать их деньгами» . Чьей собственностью должны были стать отобранные у «бояр» земли, было совершенно очевидно -собственностью тех, кто жил в «селах и деревнях» , т.е. крестьян. Так уже в Илецком городке Пугачев заговорил о тех самых «крестьянских выгодах», которые привлекут на его сторону всю «чернь бедную» , а о ней он никогда не забывал. Пока что Пугачев компенсировал дворянство жалованьем, но наступит время, и он призовет крестьянство «ловить, казнить и вешать» дворян.

Пугачёвское восстание 1773-1775 г. и его крах.

Пугачёв очень стремительно начал  войну. В течение недели он захватил Гниловский, Рубежный, Генварцовский  и другие форпосты. Захватил Илецкий  городок, взял Рассыпную, Нижне-Озерную, Татищеву, Чернореченскую крепости.

Волна Крестьянской войны заливала всё новые и новые области. Война охватила Яик и Западную Сибирь, Прикамье и Поволжье, Урал и  Заяицкие степи. А сам «Третий император» сколачивал свою Главную армию, создавал Государственную военную коллегию. Во всем войске вводились казацкие порядки, каждый считался казаком.(см.приложение 6)

Можно сказать, что 22 марта начался  второй этап Крестьянской войны - начало конца армии Пугачева.(см.приложение 7).Этого числа в бою с войсками генерала Голицина под Татищевой крепостью Пугачев был разбит. В плен попали видные соратники Пугачева: Хлопуша, Подуров, Мясников, Почиталин, Толкачевы. Под Уфой потерпел поражение и попал в плен Зарубин-Чека. Через несколько дней войска Голицина вступили в Оренбург. Бой под Сакмарским городком 1 апреля закончился новым поражением Пугачева. С отрядом в 500 казаков, работных людей, башкир и татар Пугачев ушел на Урал. Но Пугачев не унывал, как он сам говорил: «Народу у меня как песку, я знаю, что чернь меня с радостью примет» . И он был прав. В сражении в городе Оса Пугачев получил поражение от войск Михельсона. Начался третий, последний этап крестьянской войны. «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием»9 .28 июля Пугачев обратился к народу с манифестом, в котором жаловал всех крестьян вольностью и свободой и «вечно казаками» , землями и угодьями, освобождал от рекрутской повинности и каких-либо налогов и податей призывал расправляться с дворянами, и обещал «тишину и спокойную жизнь» . В этом манифесте отразился крестьянский идеал - земля и воля. Всё Поволжье колыхало пожарищем Крестьянской войны. 12 августа на реке Пролейке войска Пугачева одержали победу над правительственными войсками - это была последняя победа восставших.

Информация о работе Лжедмитрий I и проблема самозванчества в России в XVII- XVIII вв