Куликовская битва и ее роль в русской истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:02, Не определен

Описание работы

И когда, наутро, черной тучей
Двинулась орда,
Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
А. Блок. На поле Куликовом.

Файлы: 1 файл

Куликовская битва.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Войско подразделялось на конницу и пехоту. Преоб-ладающим родом войска на Руси издавна была конница, позволяющая быстро преодолевать значительные расстоя-ния и действовать сосредоточенными силами.

Однако преобладание конницы над пехо-той было скорее не количественное, а качественное. Каж-дый феодал должен был выставлять вооруженный отряд, состоявший при великокняжеском дворе, и отряды, фор-мируемые на случай войны. В великокняжеский отряд входили «бояре и дети боярские и все их вой». Крупное значение в рассматриваемый период получила пехота («пешцы»). В условиях Руси пехота играла роль само-стоятельного рода войск, в то время как в западных стра-нах она была лишь придатком к коннице.

На вооружении русского войска состояло оружие дальнего и  ближнего боя. К первому типу относились луки со стрелами, самострелы (арбалеты) и рогатки. Это оружие было способно поражать противника на расстоя-ния от 50 до 100 шагов. Ко второму типу относились ко-роткие и длинные копья, мечи, сабли, топоры, сулицы (дротики), палицы, кинжалы, бердыши, шестоперы и засапожные ножи. Это вооружение предназначалось для ближнего боя на коротких дистанциях и для рукопашных схваток (7, с.217).

Кроме того, на вооружении находились предохрани-тельные, или  защитные, средства - деревянные и метал-лические щиты, шлемы, кольчуги, латы и наколенники. Как правило, кольчуги, латы и наколенники надевались перед боем. Во время переходов защитное вооружение транспортировалось на повозках, следовавших за каждым полком.

Конные дружинники имели из защитного вооружения металлические  щиты, шлемы, латы и наколенники и были вооружены луками, копьями, мечами или саблями, бердышами и шестоперами. Пехота же вооружалась деревян-ными щитами, обтянутыми кожей, кольчугами, шлемами, луками и оружием ближнего боя - копьями и мечами. Нередко простые воины приходили с топорами и дуби-нами.

Кроме легкого ручного  оружия, использовалось тяже-лое оружие, предназначенное для обороны  и осады кре-постей. В этих целях  применялись камнеметные и сте-нобитные машины.

Во второй половине XIV в. появляется также огне-стрельное  оружие (пищали и пушки), но оно еще не по-лучило широкого распространения. Таким образом, воо-ружение русского войска стояло на высоком уровне и не уступало средствам борьбы противника.

Вооружение определяло тактическую организацию войска. В XIV в. она имела пятичленный походный и боевой порядок. Походный порядок включал пять полков непостоянной величины: Сторожевой, Передовой, Боль-шой, Правой и Левой руки. Иногда выделялся резервный полк, прикрывавший войско с тыла во время движения. От Сторожевого полка в стороны выдвигались отдельные отряды для разведки. В походе войско обеспечивалось продовольствием, которое имел при себе каждый воин, а также получало из запасов, сосредоточенных в укреп-ленных пунктах по направлению движения войска. Спе-циального обоза с продовольствием войско не имело.

Для ведения боя  войско принимало боевой порядок. Он варьировался от одной до трех линий. При построении в одну линию центр  боевого порядка занимал Большой  полк, на флангах которого располагались  полки Правой и Левой руки. Для  крупного сражения войска строились в три линии: передовую линию составляли Сторожевой и Передовой полки, главную линию - Большой полк, а также полки Правой и Левой руки, в третью линию входил резервный полк, формируемый перед сражением. Он выполнял функции подвижного резерва. Как правило, центр боевого порядка занимала пехота, подразделявшая-ся на сотни и десятки.

В боевом порядке пехота действовала сомкнутым стро-ем глубиной в 15-20 рядов. При этом учитывалось  на-личное вооружение. Главную массу  составляли копейщи-ки - они-то и осуществляли «сступ» с противником. Лучники выводились в отдельные отряды и располагались либо впереди Большого полка, либо на флангах копей-щиков в зависимости от обстановки и характера местно-сти. Кавалерия сосредоточивалась на флангах (9, с.113).

В тактическом отношении  отряды подразделялись на «копья», но в отличие от рыцарской организации, приня-той на Западе, где действующей  единицей в «копье» был рыцарь, которого обслуживали его слуги, русское «копье» представляло собой  звено, в котором все воины прини-мали активное участие в бою.

Управление боем осуществлялось посредством знамен и труб. Каждый полк имел свое знамя. Великокняжеский  стяг располагался в центре Большого полка. Деление на полки обеспечивало управление войском и делало его подвижным.

Таким образом, ко второй половине XIV в. русское войско в тактическом  отношении прошло путь от одно-членной  «стенки», принятой в древнерусском  войске; к пятичленному боевому порядку, обеспечивающему глубокое построение и возможность активного маневра в открытом поле. Такая организация требовала единства действий и единого командования. Она исключала воз-можность проявления сепаратизма действий отдельных войсковых частей.

Важную роль в военном  деле выполняли крепостные сооружения. Они подразделялись на две категории. Для охраны границ строились небольшие земляные и деревян-ные укрепления, от которых высылались вперед и в сто-роны сторожи (сторожевые отряды), наблюдавшие за приграничными районами.

Более сложной была система обороны важнейших центров княжества. Для защиты города строился Кремль, представлявший довольно мощное крепостное сооружение (деревянное или каменное). Так, для обороны Москвы Дмитрий Иванович приступил в 1366 г. к постройке ка-менного Кремля.

Сооружение Кремля имело не только оборонное, но и военно-политическое значение. Готовясь к борьбе с Ордой, Дмитрий Иванович обратил особое внимание на строительство пограничных крепостей. На юге в 1374 г. князь Владимир Андреевич заложил «град Серпохов» и укрепил Коломну, перешедшую во владение Московского княжества.

Крупную роль в обороне  Северо-Восточной Руси игра-ли монастыри. Каменная кладка стен превращала их в  значительные оборонительные сооружения. В последней четверти XIV в. на окраине  Москвы были построены Сретенский, Рождественский и Петровский монастыри. Сама Москва в это время размещалась в пределах Буль-варного кольца. Проживало в Москве от 30 до 40 тыс. человек. Крепости строились также в Твери (1369-1373 гг.), Новгороде (1384 г.), где в 1391 г. были под-готовлены костры каменные по обе стороны острога, Пскове (1380 г.), где была заложена новая каменная сте-на «по старой стенки», Порхове (1387 г.), Луге (1384 г.) и других городах. В целом строительство кре-постей достигло в этот период высокого уровня. В крепо-стях располагались кузнечные и оружейные мастерские, изготовлявшие вооружение для пехоты и конницы. По заказу князя оружие изготовлялось и про запас. Оно выдавалось воинам на время войны.

3. Собирание с силами

Итак, Тверь затихла, с Левонским Орденом был относительный  мир, Орда увязла в войне с хулагидами. На Русской земле наступала тишина. Казалось бы, судьба вручила Симеону в руки меч освобождения. Быть может, столкновение с Ордой случилось бы намного ранее, нежели Куликовская битва, но из Европы накатилась эпидемия чумы. Русь и Литва обессилили и обезлюдели. Симеон, умерший в ходе эпидемии, оставил завещание, в котором «приказал нам жить заодно». Московское княжество по наследству от Симеона перешло к его брату Ивану. Летописи ничем особым не отметили правление Ивана Ивановича - Русь залечивала раны, нанесенные чумой. Летописцы, опираясь, по-видимому, на народную молву, называют Ивана князем Милостивым, такого рода прозвища редко даются правителям без основания. Иван правил с 1353 по 1359 год, он спешил втихомолку укрепить свое княжество, поощряя переселение людей ремесел и промышленности поближе к Москве. Именно при Иване началась и деятельность Сергея Радонежского, одного из вершителей Куликовской победы.

Иван умер, оставив  княжество своему сыну, Дмитрию, которому исполнилось в этот год 9 лет. К 14 веку провозглашение великим князем владимирским зависело от воли хана. Соперники рода Калиты и московских князей иногда угадывали принципы ордынской политики и сочли, что со смертью Ивана создалось благоприятная обстановка для того, чтобы вырвать великое княжение у московских князей. Основным соперником Дмитрия можно считать Дмитрия Суздальского, долгое время соперничавшего с Дмитрием Ивановичем, но в 1362 году вынужденного бежать из Владимира. С 1362 года можно начать отсчет движения Руси к Куликовской битве, это год, когда на великом княжении утвердился Дмитрий Иванович и когда летописцы заметили в Орде темника Мамая. Никто тогда еще не мог предположить, что в будущем им предстоит столкновение - одно из крупнейших в истории средних веков, что один возглавит освободительную борьбу русского народа, другой выйдет на защиту царства, созданного Батыем. Дмитрий стремился к объединению Северо-Восточной Руси, Мамай - к прекращению феодальной усобицы и к восстановлению единодержавия. Весь вопрос состоял в том, успеет ли Дмитрий Иванович объединить вокруг Москвы земли Северо-Восточной Руси и русских людей прежде, чем Мамай сможет мобилизовать ордынские силы для подавления московской «крамолы».

В 1367 году Дмитрий  заложил в Москве каменный Кремль. Строительство велось очень быстро, каменные стены выросли на глазах.

В 1371 году Дмитрию  было всего 20 лет. Подготовить такое  войско, чтобы Орда считала его  опасным - дело не одного дня и не одного года. Несомненно, что в отрочестве и в юности Дмитрий был окружен мудрыми советниками, которых Симеон наказывал слушать. Одним из блестящих достоинств Дмитрия было умение слушать советников, выбирать нужное и полезное, не считаясь с амбициозными советниками. К Дмитрию Ивановичу Волынский явился на службу с двумя взрослыми сыновьями, стало быть, человеком в возрасте и с немалым военным опытом. После женитьбы на сестре князя, воевода стал еще более дорог князю.

К 14 веку в Европе вполне оценили забытую в раннем средневековье  силу пехоты. Однако дело здесь не только в забвении. Феодалы всячески отстраняли плебеев от участия в военном деле из опасения, что вооруженные простолюдины поднимутся против их власти. Пехота возродилась в городах по инициативе городских властей и против феодалов.

Предкуликовская эпоха в русском военном деле была во многом реформаторской. Чтобы выработать тактику схватки с Ордой нужно было, прежде всего, знать ее тактику и взвесить, что противопоставить военному искусству Орды. Первая тактическая задача это, конечно же, отразить стрелковый удар борьбы, ее решили просто: против стрелков надо выставить стрелков же. Однако, вслед за стрелковым ударом, в случае не ослабевавшего сопротивления, Орда переходила к фронтальной атаке в конном строю; значит, нужно предотвратить конный бой и навязать Орде пеший. Конные полки выступали здесь в роли охранения флангов, сторожевого и резервного полков. Для отрабатывания всех тактических приемов Дмитрию требовалось время. Русь готовилась к свершению ордынского ига, и в Орде это не могло пройти незамечено. В 1373 году Мамай в разведывательных целях напал на Рязань. 1 сентября 1375 года была окончательно усмирена Тверь. Зимой 1377 года Дмитрий Волынский ходил в поход на Булгар. Все говорило за то, что решающее сражение уже близко. В зиму 1377-1378 годов Дмитрий нанес удар по мордовским князьям, союзникам Мамая. Благоприятно складывалась обстановка в Орде. У Мамая нашлись 2 сильных конкурента: Тохтамыш и Тамерлан (5, с. 73).

Для Мамая и Дмитрия  наступило время ответственных  решений, ждать далее было нельзя. Но Мамай все же недооценивал силы Москвы, иначе он поднял бы в поход  всю Орду, вместо того, чтобы сначала  посылать Бегича и еще пять темников, которые были разбиты на реке Воже объединенными силами Северо-Восточной Руси под командованием Дмитрия Ивановича. Как только Мамай узнал о поражении Бегича он сразу же собрал в поход все силы, которые находились в тот момент в его распоряжении.

4. Этапы Куликовской  битвы

Куликово поле лежало на Муравском шляхе. Местность представляла ровную поверхность, изрезанную небольши-ми речками. К югу поле постепенно повышалось и пере-ходило в господствующую высоту Красный Холм. Кули-ково поле являлось довольно хорошей оборонительной позицией. С запада и северо-запада его прикрывала р. Непрядва (приток Дона), в которую впадали Верхний, Средний и Нижний Дубяки. С севера позицию ограничи-вала р. Дон, а с востока - речка Смолка, за которой рас-полагался лес, носивший название Зеленая Дубрава. Ниже в Смолку впадала речка Курца. Таким образом, северная часть Куликова поля составляла четырехугольник, откры-тый с юга и защищенный с трех сторон естественными препятствиями, исключавшими возможность проведения обходных маневров. По фронту позиция русских имела протяженность 8 верст, в глубину - около 5 верст.

Лучшими возможностями  для развертывания войск обладал  противник. Войско Мамая могло быть расположе-но фронтом на северо-запад  на пространстве между Са-буровым  хутором и селом Даниловка. Однако эта позиция была для Орды неудобной, поскольку она исключала воз-можность свободного маневра конными массами, составившими главную ударную силу Мамая, и вынуждала атаковать русских в лоб. По фронту позиция, занятая Ордой, имела протяженность 10-12 верст, в глубину -- около 5 верст. В общем, площадь Куликова поля состав-ляла около 50 кв. верст, на которой было сосредоточено около 150 тыс. солдат (7, с.220).

Русские прибегли к  пятичленному боевому порядку, в  три линии. Главную линию заняли полки Правой руки, Большой полк и полк Левой руки. В передней линии расположились друг за другом Сторожевой и Передовой полки. Частный резерв стал за полком Левой руки. На-конец, в Зеленой Дубраве был сосредоточен Засадный полк. Сторожевой полк включал только конницу. Его задача состояла в определении направления главного удара Орды. Передовой полк, укомплектованный главным образом отрядами пехоты городовых полков (дружин), должен был принять удар основных сил Орды, чтобы измотать их до соприкосновения с Большим полком и этим облегчить действия полков главной линии.

Основу боевого  порядка составляли Большой полк и полки Правой и Левой руки. Эти полки имели в центре пехоту, а на флангах конницу. Засадный полк включал отборную конницу.

Учитывая возможность обходного маневра противника, который можно было осуществить путем массированных ударов по открытому левому флангу русского боевого порядка, князь Дмитрий уделил главное внимание этому направлению. Именно здесь были расположены частный и общий резервы. Плотное построение войск создавало глубину и таким образом обеспечивало упругость боево-го порядка, а его расчленение на отдельные полки позволяло маневрировать силами в ходе сражения.

Информация о работе Куликовская битва и ее роль в русской истории