Крестьянский вопрос в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:11, реферат

Описание работы

Заглядывая немного вперед, могу сказать, что вторая половина XIX века явилась для России временем радикальных изменений не только в экономической, но и в политической, и в социальной сторонах жизни государства. Это была эпоха реформ, организованных правительством, и естественных изменений внутри самого общества. Поиск путей дальнейшего развития оказался очень сложным, противоречивым, со сменой приоритетов, с возвратами и постоянным переосмыслением произошедших преобразований и их результатов. Весь мир постоянно ищет новые пути развития, и Россия не стоит в стороне от этой проблемы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Категории крестьянства в I половине XIX в. …………………...……...5
1.1. Государственные крестьяне ………………………………...……...……...5
1.2. Удельные крестьяне………………………………………………………..6
1.3. Частновладельческие крестьяне…………………………………………...7
Глава 2: Положение крестьянства в первой половине XIX века.................…….9
2.1. При Александре I………………………………………………………..….9
2.2. При Николае I…………………………………………………...……..….13
2.3. При Александре II………………………………………………………...16
Глава 3: Итоги крестьянской реформы…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...…20
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

крестьянский вопрос в первой половине XIX века.docx

— 65.66 Кб (Скачать файл)

Наибольшее значение и как направление  государственного правового регулирования  взаимоотношений помещиков и  крестьян, и как основа правового  положения частновладельческих  крестьян имело владельческое право  помещиков на личность, труд и имущество  крестьян. Оно не было застывшим, а  испытывало на себе то расширяющее, то ограничивающее воздействие правового  регулирования. Оно простиралось в  весьма широких пределах, ограниченных:

   1) запретом любых сделок, объектом которых выступали крестьяне без земли;

   2) рядом правовых норм, касавшихся эксплуатации помещиками крепостного труда;

   3) изъятием из сферы вотчинной юстиции дел о государственных и тяжких уголовных преступлениях;

   4) юридическими гарантиями личного неимущественного права крестьян "отыскивать свободу из помещичьего владения" на законных основаниях через суд.

 Важный момент в новой системе правового регулирования взаимоотношений помещиков и крестьян, а именно: в первой половине XIX века законодатель впервые за время существования крепостного права предоставил помещикам и крестьянам право заключать между собой договоры, закрепляющие за крестьянами, в случае выполнения обязательств перед помещиком, личную свободу и право собственности на землю (Указ 20 февраля 1803 г., "Положение..." 19 июля 1849 г.) или их переход в "обязанное состояние" (Указ 2 апреля 1842 г.).

Законодательство предусматривало  для помещиков как владельцев крестьян определенные обязанности. Обязанности  помещиков, по мнению В. В. Блатковой, заключались в следующем:

1) контроль за выполнением крестьянской общиной государственных повинностей: подушная подать, рекрутская повинность и др.; снабжение крестьян в неурожайные годы хлебом до новой жатвы; недопущение крестьян до нищенства под угрозой штрафа за каждого нищего;

2) воздержание крестьян "от всяких  пороков, ссор, драк и тому подобных  непорядков"[1] с помощью права "домашнего исправления" крестьян (в данном случае помещик представал, по меткому выражению императора Павла I, даровым полицеймейстером»);

3) наделение приобретенных или  переселенных безземельных крестьян  узаконенным количеством земли  (4,5 десятины на ревизскую душу) в течение года под угрозой  санкционированного государством  перехода крестьян в звание  государственных крестьян (с водворением  на казенные земли по распоряжению правительства) или в городское сословие.

В свою очередь, правовой статус частновладельческих  крестьян как подданных самодержца и объектов общегосударственной  юрисдикции выразился в законодательном  регулировании источников приобретения и прекращения крепостного состояния  крестьян, а также путей личного  освобождения крестьян посредством  взятия их в казну.

Положение частновладельческих крестьян как субъектов писаного с обычного права определялось на основе законодательства и юридических обычаев, действовавших  в крепостной деревне. В сфере  писаного права его главными чертами являлись зависимость от воли помещика (которой крестьяне должны были повиноваться "... во всем том, что непротивно общим государственным узаконениям..."[2]; в качестве обязанности крестьян государственной властью закреплялось следующее: они должны были "... быть послушными помещикам своим в оброках, работах и всякого рода ... повинностях... ")[3], а также слабость и недостаточность юридических гарантий предоставленных крестьянам имущественных и личных неимущественных прав, которые в силу указанных причин были скорее правовыми возможностями, а не правами. Самостоятельными субъектами писаного права частновладельческие крестьяне не выступали.

В сфере хозяйственно-бытовых и семейно-имущественных отношений, регулируемых самой крестьянской общиной, действовали традиционные нормы обычного права. Применение обычая в случаях неурегулированных писаным правом стало правилом, однако оно не должно было противоречить существующему законодательству. В случае же прямого вмешательства помещика в сферу действия обычного права и присвоения им прерогатив последнего (помещичьи инструкции, "кодексы" по управлению имением) крестьяне окончательно теряли возможность самостоятельного волеизъявления

Законодательное закрепление крепостного  права в качестве основы регулируемых государством отношений между помещиками и крестьянами неизбежно определяло тот факт, что правовое положение  частновладельческих крестьян оказывалось  производным от прав помещиков.

     2.2. При Николае I

"Нет сомнения, - говорил Николай  I, - что крепостное право в нынешнем  его положении у нас есть зло для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным"[1]. Самодержавие стремилось не допускать гласное обсуждение и коллективную инициативу дворян в крестьянском вопросе, приобретшем особую остроту. Секретные комитеты, которые состояли из высшей бюрократии и влиятельных сановников и соблюдали в своей деятельности строжайшую тайну, стали местом, где обсуждались и разрабатывались правительственные планы ограничения крепостного права, изменения правового положения частновладельческих крестьян. Секретные комитеты подготовили, в частности, указы 2 апреля 1842 г., 8 ноября 1847 г.,        3 марта 1848 г. В целом во второй четверти XIX века правовая политика самодержавия развивала сложившиеся в предшествующий период направления. Что особенно важно, правовое положение частновладельческих крестьян было закреплено в главе VI "О людях крепостного состояния" раздела IV "О сельских обывателях" части "Законы о состояниях" тома IX Свода законов Российской империи.

В перекличку с продолжавшим действовать  Указом о свободных (вольных) хлебопашцах, указ 8 ноября 1847 г. предоставлял крестьянам тех имений, которые продавались  за долги с публичного торга, право  выкупаться всем обществом и таким  путем приобретать свободу и  право собственности на землю. В  отличие от хлебопашцев, получавших землю в личную (при желании  крестьян - подворно-участковую) собственность, по указу 3 ноября 1847 г. крестьяне получали название безоброчных государственных крестьян и землю на праве общинной собственности. "Положение о порядке описи, оценки и публичной продажи имущества" 19 июля 1849 г скорректировало указ 8 ноября 1847 г, введя обязательным условием согласие помещика и заключение с ним договора (а также согласие кредитных учреждений). Большие надежды возлагались самодержавием на Указ об обязанных крестьянах 2 апреля 1842 г., выработанный Секретным комитетом в 1839-1842 гг. на основе проекта графа П. Д. Киселева. Отдельные договоры, заключаемые помещиками и крестьянами, должны были послужить основой для составления общего и обязательного для всех помещичьих имений образца договора. Однако очень редкое применение указа похоронило эти планы. В указе 2 апреля 1842 г не затрагивался вопрос о личном освобождении крестьян, предоставляя его решение воле помещиков, и наделял крестьян правом только пользования землей, но за определенные по договору повинности. Право приобретать в собственность недвижимое имущество, в том числе землю, с согласия помещика, предоставил крестьянам указ 3 марта 1848 г.

Ограничению подверглось владельческое  право на использование крепостного  труда. В имениях помещиков Юго-Западного  района Российской Империи в результате реформы были введены инвентари, регламентирующие наделы и повинности крестьян. Что касается Великороссии, то в ней, несмотря на закон о трехдневной барщине, фактически не соблюдались нормы, устанавливающие максимальный размер барщины и оброка и минимальную площадь крестьянского земельного надела (4,5 десятины - "узаконенная пропорция земли" [1] на ревизскую душу - фигурировали в законодательстве второй четверти XIX века). Но в реальной жизни имело место обезземеливание крестьян.

В отношении личных неимущественных  прав крестьян отмечалось усиление юридических гарантий права крестьян отыскивать свободу из помещичьего владения на определенных законом основаниях судебным порядком. Также юридически уравнивались частновладельческие и государственные крестьяне в отношении удовлетворения за обиды.

Владельческое право суда и наказания  подверглось регламентации (Свод законов  Российской империи, изменения и  дополнения к Уложению 1846 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.) с позиции принципов юридической  целесообразности и юридической  ответственности (была установлена  уголовная ответственность помещиков  за превышение власти, повлекшее за собой смерть крестьянина). Юридической базой вотчинной юстиции являлось простиравшееся в подсудности до "уголовных" преступлений помещичье право "домашнего исправления и наказания" крестьян, которое опиралось на закон, усмотрение помещика или обычай. При этом крестьяне не имели гарантий защиты от самоуправства помещиков.

Во второй четверти XIX века в правовой политике самодержавия по крестьянскому  вопросу более явным стало  увеличение количества дозволительных норм и ослабление ограничительных  запретительных норм, адресованных крестьянам как субъектам права, с одной  стороны, и увеличение числа норм, ограничивающих права помещиков (без  расширения прав крестьян), а также  расширение сферы действия и ужесточение  норм, карающих помещиков, - с другой стороны.

Законодательство объективно, в  силу исторической преемственности, подготавливало почву для будущей крестьянской реформы 19 февраля 1861 г.

Существующее законодательство, регламентировавшее деление российского общества по сословному признаку, обуславливало  дискриминацию крестьянства.

 

     2.3. При Александре II

19 февраля 1855 г. вступил на  престол новый император. Он  был известен как приверженец дворянских привилегий, и первые акты его царствования поддерживали в дворянском обществе это убеждение. Актами этими было выражено и подчеркнуто намерение нового правительства нерушимо охранять дворянские права. Вот почему желавшие развязки тяжелого вопроса мало ждали от нового царствования. При воцарении нового императора министром внутренних дел был Бибиков А. И., показавший себя приверженцем крестьянских интересов; тогда он выработал акты (инвентари), которыми определялось по каждому имению, сколько крестьяне должны платить или работать на помещика. В августе 1855 г., Бибиков А. И., всегда неприятный Александру II, был удален и на его место был назначен  Ланской С. С., человек, равнодушный к крестьянскому вопросу и считавшийся сторонником дворян.

3 января 1857 г. был создан секретный комитет по крестьянским делам. Комитету поручено было выработать общий план устройства и улучшения положения крепостных крестьян. Местные губернские комитеты, составленные для рассмотрения инвентарей Бибикова, решительно объявили, что не желают ни освобождения крестьян, ни перемены в их положении. Были разработаны три основных положения:

1) Крестьяне выкупают у помещиков свою усадебную оседлость; полевой землей они пользуются по соглашению с землевладельцем.

2) Дальнейшее устройство крестьян должно быть таково, чтобы оно обеспечивало дальнейшую уплату крестьянами государственных и земских податей.

3) Крестьяне, получив усадьбу и землю от землевладельцев, устраиваются в сельские общества, но остаются под властью помещика как вотчинного полицейского наблюдателя.

К середине июля 1858 г. во всех губерниях были открыты губернские комитеты. Они составились под председательством губернского предводителя из депутатов — по одному из уездного дворянства — и из назначенных особо местным губернатором помещиков. Эти губернские комитеты работали около года, выработав местные положения об устройстве быта помещичьих крестьян.

В феврале 1859г. секретный комитет по крестьянским делам получил огласку. При нем, по мере того как начали поступать выработанные губернскими комитетами проекты, были образованы две редакционные комиссии, которые должны были дать окончательную выработку губернским проектам. Одна из них разрабатывала общие положения об освобождении крестьян, а другая должна прорабатывала поправки для разных частей России, которые по своим условиям требовали изменения в общих положениях.

Эти две редакционные комиссии должны были, выработав общие и местные  положения, внести их на рассмотрение общей комиссии, состоявшей при главном  комитете, которая подвергала положения окончательному рассмотрению. Эти работы и шли в продолжение 1859—1860 гг. Губернские комитеты закончили свой труд к середине 1859 г.

В итоге проекты можно  было разделить на 3 группы. Одни были против всякого освобождения, предлагая только меры улучшения положения крестьян. Другие допускали освобождение крестьян, но без выкупа земли. Третьи настаивали на необходимости освобождения крестьян с землей. Первый губернский комитет, высказавший мысль о необходимости выкупа земли крестьянами, был тверской.

Глава 3

Итоги  крестьянской реформы

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Этот документ был назван манифестом «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В нем рассматривались вопросы освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  1. Крестьяне стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.
  2. Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
  3. Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
  4. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
  5. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.
  6. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  7. Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
  8. Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Информация о работе Крестьянский вопрос в первой половине XIX века