Красота исторических будней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2009 в 13:46, Не определен

Описание работы

Закономерности и особенности развития культуры Руси в XVI веке.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

     Важной вехой в истории русского  просвещения  XVI в. стало появление   на Руси книгопечатания.

     Книгопечатание изобрел в середине XV в. немецкий ученый Иоганн  Гуттенберг. В г. Майнце он отпечатал  сокращенный вариант Библии. Через  сто лет первую попытку печатания книги сделал русский мастер Иван Федоров. Он выпустил новым способом книгу «Апостол»9 – своеобразный сборник, содержащий наиболее популярные в то время тексты Евангелия и Библии. Затем напечатал еще несколько книг. Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в еретическом занятии, колдовстве. В их понимании религиозные тексты можно было переписывать только от руки. Благодаря их подстрекательству толпа разгромила первую русскую типографию. Иван Федоров переехал в Литву. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатаньем, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Священного Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг.10

      Печатные книги ни в XVI, ни  в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только  богослужебные книги, летописи, повести,  жития оставались рукописными.  К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания книг состояли не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при переписывании. 

      

ЛИТЕРАТУРА

     В  40-х гг. митрополит Макарий создал  «Великие Четьи-Минеи» - сборники  литературных  произведений, предназначенных для ежедневного чтения. Они включали весь круг чтения, дозволяемого церковь.

     Под руководством митрополита Макария, а потом и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых приводились мысли о преемственности власти  византийских императоров и русского царя, идеи самодержавной власти. Ими был наполнен Лицевой свод, или Никоновская летопись, в которой кроме того, было шестнадцать тысяч цветных миниатюр-иллюстраций, или «лиц»12. Вся русская история неукоснительно вела, по мысли ее авторов, к власти Ивана IV. Идея самодержавия, божественного происхождения  царской власти видны также в «Степенной книге»13, где шаг за шагом показаны все степени династии Рюриковичей (отсюда и название «Степенная»14), а также «Казанской истории»15, рассказывающей о взятии Казани.

     В начале XVI века старец Филофей выдвинул теорию «Москва – третий Рим». Первый Рим пал из-за отступлений от христианства, второй Рим – Константинополь – из-за флорентийской унии, третий же Рим- Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать. Теория Фелофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного, отношения ко всему иностранному, иноверному.

     Написанные во второй половине XVI века исторические повести и сказания сообщают о важнейших событиях времен Ивана Грозного, о присоединении Новгорода к Москве, деяниях царя, борьбе с окрестными государствами. Так, «Повесть о Молодинском сражении» описывает блестящую победу над Крымским ханством в 1572 г.17, «Повесть о происхождении Стефана Батория на Псков»18 – героическую оборону этого города. 

ПУБЛИЦИСТИКА

     Для будущих  поколений XVI  век оставил и образцы такого вида литературы, как публицистика. Одним из них – челобитная, поданная служилым человеком, выходцем из Литвы Иваном Пересветовым самому царю. Он призывал молодого монарха к решительной борьбе за укрепление его власти и ограничению власти бояр. При этом Пересветов в качестве образца приводил Турцию, где все подданные являлись слугами султана. Такой же самодержавной страной автор хотел видеть и Россию.    

     В то время уже началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего, это выразилось в распространении рационалистических взглядов.

     В XVI сохранились традиции  русских реалистических ересей. Наиболее известными вольнодумцами того времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосий Косой, усомнившийся  даже в богочеловеческой природе Христа. По мнению Феодосия, Христос был просто человеком. Феодосий проповедовал отказ от монашества и самой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего христианства. Судьба еретиков была нелегкой. Башкин был арестован, подвергся жестокой пытке и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь, Косой бежал от преследований  Литву.

    Важнейшей темой публицистики становятся поиски «правды».19 Слово «правда» в данном случае следует понимать расширительно только как истину, но, главным образом, как справедливость. Дипломат и государственный деятель Федор Карпов писал о необходимости в государстве законности. Власть, в его понимании, должна быть сильной и справедливой. «Милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть».20 

     О «правде» рассуждал и Иван  Пересветов. По его словам, «Бог  не веру любит – правду».21 Противопоставление веры «правде» было смелым шагом, означавшим близость к религиозному вольнодумству. Пересветов считал, что «правда» может быть введена в государстве только «грозой».22 Но в тоже время он выступал против холопства и писал, что государь силен «воинниками»23, т. е. служилыми людьми. 

         Иначе понимал «правду» Иван  Грозный, который в переписке с Андреем Курбским и посланиях духовным лицам выступил как яркий талантливый писатель и публицист, «правда» заключается в служении царю. Перед  лицом государя все подданные – холопы. Ивану IV  принадлежат слова, ярко и лаконично выразившие суть деспотизма: «А жаловати есмя своих холопей, а и казнити вольны же».24 Их переписка стала достоянием общества.

     Иван Грозный оказался единственным  писателем средневековой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, ввести в сочинения просторечные обороты. 

АРХИТЕКТУРА

    С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Масштабы каменного строительства значительно возросли. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.

     В последней четверти  XV в. начались  большие строительные работы  в Московском кремле. В 1475-1479 гг. приглашенной из Италии знаменитый  архитектор Аристотель Фиоравани  выстроил новый величественный  Успенский собор. Новый храм  должен был превзойти величием древние соборные церкви Новгорода и Владимира, подчеркнуть могущество Москвы. Образцом для нового сооружения является Успенский собор во Владимире, но Аристотель Фиоравани, не нарушив традиций русского зодчества, создал совершенно оригинальное произведение. Владимирский собор – белокаменный, московский – кирпичный. Во владимирском соборе три апсиды и четырнадцать столпов, а в московском – пять апсид и шесть столпов.25 Иную форму имеют купала. Стены и столпы собора значительно тоньше, чем в русских храмах подобного размера. Этого удалось достичь за счет применения новой строительной техники. Успенский собор стал митрополичьим кафедральным. По его образцу на протяжении XVI в. было сооружено много монастырских и городских храмов.

     В 1484-1489 гг. псковские мастера построили нарядный Благовещенский собор – великокняжескую домовую церковь.26

     В 1485-1516 гг. под руководством итальянских  мастеров были сооружены кирпичные  стены Московского Кремля взамен  обветшавших белокаменных. Эти стены сохранились до сих пор. В 1487-1491 гг. итальянскими зодчими Марко Руффо и Антонио Солари была построена Грановитая палата. В 1505-1508 гг. Алевиз Новый возвел пышный Архангельский собор, ставший усыпальницей великих князей и царей, а Бон-Фрязин – колокольню «Иван Великий». 27

     В XVІ в. градостроительные работы  продолжались за пределами кремля, Новые укрепления опоясывались  быстро растущий город. В 30-х  гг. были сооружены стены Китай-города (по Бульварному кольцу), а в  1591-1592 гг. были возведены деревянно-земляные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Скородом.27

     На протяжении XVI в. Мощные крепостные  стены и башни были построены  в Нижнем Новгороде, во многих  подмосковных городах и монастырях (к югу от столицы).

     Продолжалось и храмовое зодчество. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее строились только деревянные). Выдающимся образцом каменного шатрового храма является церковь Вознесения в Коломенском под Москвой, построенная в 1532 г.28 По соседству с ней расположена церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сочетающая традиционную пятикупольную композицию с приемами шатрового зодчества. Пять приделов тесно расположены вокруг мощного высокого центрального столпа. По сравнению с легкой, напоминающей башню церковью вознесения, храм в Дьякове выглядит более тяжеловесным и торжественным.

     В 1555-1561 гг. на красной площади  в Москве был возведен знаменитый шедевр русской архитектуры – собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).29 Собор строился в ознаменование взятия Казани. Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Покровский собор – уникальное произведение. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII в., первоначально он был белым. 

ЖИВОПИСЬ

     Формирование национальной архитектуры  сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. Еще в первой четверти XV в. он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица»31, написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи.

     Крупнейшим представителем московской  школы живописи конца XV – начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, – Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

     В период правления Ивана IV все чаще в религиозную живопись  включались сюжеты, отражающие реальные  исторические события.

     В середине XVI в. в Москве была  написана огромная, четыре метра  длиной, икона-картина «Церковь воинствующая»32, посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном  IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре – фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с младенцем. Вполне очевиден замысел произведения – истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».33  

РЕМЕСЛО – ГЛАВНОЕ ЗАНЯТИЕ ЛЮДЕЙ

     В XVI в. большими успехами отмечены ремесла и прикладное искусство, в частности оружейное дело.

     Служилый человек, отправляясь  в поход на коне, не мог обойтись  без саадака – лука с налучником  и колчана, в котором хранились  стрелы. Стрелки из луков иногда решали исход сражения: «И полетеша стрелы, аки дождь».36

     Оружием ближнего боя всаднику  служила сабля, которая в XVI в. окончательно вытеснила меч.  Искривленным клинком русские  сабли походили на турецкие  и татарские. Продолжали широко применяться копья с длинным древком и железным наконечником, метательные копья, железные клинки, кинжалы.

     Наряду с саблей пехотинец  использовал бердыш – особый, применявшийся только в России  боевой топор. Его лезвие в  виде полумесяца прикреплялось к длинному, достававшему до плеча древку с острым железным наконечником. Бердыш был также орудием стражи.

     Щиты в  XVI в. почти полностью  исчезают, зато новое качество  обретают доспехи. Голову война  защищал «шелом»37, отличавшийся высоким навершием. Шлемы имели «бармицы»38 – кольчужные сетки, укрывавшие уши и затылок. Тело защищали кольчуги – рубашки из железных колец. Кольца стали делать более прочными и толстыми. Другой вид кольчужных рубашек – панцири, их изготовляли из мелких и тонких «плосковатых»39 колец. С середины  XVI в. распространились доспехи смешенного типа – кольчато-пластинчатые: юшманы, бехтерцы, которые сверху надевались на кольчугу. Поверх кольчуги также надевались зерцала – круглые или прямоугольные пластины, скрепленные между собой. Назывались они так потому, что по форме напоминали зеркало и имели блестящую поверхность.

Информация о работе Красота исторических будней