Князья Черкасские на Государственной российской службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:18, реферат

Описание работы

Глубокое духовное родство и взаимное проникновение интересов издавна обусловили сближение народов Кабардино-Балкарии с Россией. Уже в ХVI веке при дворе великих князей московских выходцы с Кавказа, представители знатных родов.
Потомки кабардинского князя Идарова (Темрюковичи, Камбулатовичи, Сунчалеевичи) с середины XVI в. составили ядро княжеской группировки, которая ориентировалась на Москву.

Содержание работы

Введение
1.Основная часть
1.1 О князьях Черкасских
.2 Князья Черкасские на Государственной российской службе
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

князя черкасские.docx

— 75.71 Кб (Скачать файл)

В первом Закубанском походе, имевшем целью отвлечь силы неприятеля, участвовал двухтысячный отряд кабардинской конницы во главе с лидерами Баксанской партии Магомедом Кургокиным и Кашкатавской - Асланбеком Кайтукиным. Из них около 100 человек приняли участие в осаде Азова и его взятии.

В следующем, 1737 г., в связи с разразившейся эпидемией чумы, кабардинцы не смогли участвовать в боевых действиях. Однако Кизлярское Казачье войско в этот год трижды ходило в походы на крымцев под командованием Эльмурзы Черкасского. Русско-турецкая война закончилась поражением Турции. Кабардинцы в этой войне активно участвовали на стороне России.

В то время вновь активизирует свою деятельность в Прикаспии Персия. Обстановка на Северном Кавказе становится тревожной. Надир-шах, усилив свои позиции в Закавказье, обращает взоры на территорию севернее Терека и на Кабарду. В связи с этим в Кабарду срочно был направлен «для политических сношений с горцами и кабардинцами» грузинский царевич, генерал-поручик Бакар Вахтангович, племянник кабардинских князей Кончоко и Адильгерея Гиляхстановых. Полковник Эльмурза Бекович-Черкасский вместе с группой офицеров сопровождает его в Большую и Малую Кабарду и участвует в переговорах с владельцами Кабарды. Пропаганда среди последних в пользу России шла настолько успешно, что в том же году они прислали в Москву Магомеда Сидакова, одного из представителей рода Мисостовых, для участия в коронационных торжествах императрицы Елизаветы Петровны.

В 1744 г. Эльмурзе Бековичу-Черкасскому было присвоено звание генерал-майора. В этот период в Кизляре побывал шотландец Джон Кук, он встречался с генералом Эльмурзой Черкасским и другими кабардинцами, которых тогда в Кизляре было довольно много. Он даже назвал его «столицей Черкесии». Говоря о кабардинцах, он писал: «Те, которые находятся под защитой русских, управляются собственными князьями, главный из которых называется Бекович. Он генерал-майор иррегулярных войск русской армии; но он никогда не получал приказа покинуть Черкесию, где, как думают, он может принести большую пользу империи» [178]. Присвоение звания генерала Эльмурзе Черкасскому вызвало чувство гордости у его родственников. Его родные племянники - Мисост и Джанхот Татархановы, Инал и Кази Кайсиновы, а также двоюродный племянник - Хамурза Асланбеков (Кайтукин) в письме, отправленном в Петербург в 1744 г., писали, что «до окончания жизни... обязуемся... по присяжной нашей должности верно служить» России, «так как родственники наши князь Александр Бекович и генерал-майор Эльмурза Бекович... службу свою верно и беспорочно продолжали» и далее сообщали, что «родственник» их Кургоко Татарханов «службу свою показал, как верноподданному надлежит» и с отрядом генерала де Медема участвовал в боях на Кубани при отражении набега крымцев [179]. Таким образом, пример братьев Бековичей, верно служивших России, способствовал тому, что представители этого рода шли по их пути.

В начале 1760 г. из Петербурга в Кизляр пришло предписание сформировать из северокавказских горцев ополчение и вместе с терскими казаками под общим командованием генерала Эльмурзы Бековича-Черкасского отправить в русскую армию, действовавшую в Пруссии против Фридриха II. Ополчение уже было на марше, дошло до Черкасска (на Дону), но в связи с прекращением военных действий, последовавших со смертью Елизаветы Петровны, вернулось назад .

Кизляр был местом удивительного смешения народов, где в мирном соседстве и взаимопонимании жили русские, кабардинцы, ногайцы, кумыки, чеченцы, ингуши, армяне, грузины. Все это способствовало установлению между ними дружеских отношений и веротерпимости; они вместе участвовали в борьбе против общих врагов. Во главе этого многоязычного войска стоял кабардинец, командир Кизлярского иррегулярного войска генерал-майор Эльмурза Бекович-Черкасский. Российское правительство, заинтересованное в службе князя и его узденей, как и других горцев, щедро наделяло его землей. Эльмурза Черкасский имел на реке Кизлярке «пашенной земли - 1831 четвертей, сенных покосов - 40 четвертей». Эльмурза Бекович-Черкасский, как и его старший брат, капитан лейб-гвардии Преображенского полка Александр Бекович, всю свою жизнь служил России, много сделал в деле ее сближения с народами Северного Кавказа.

Эльмурза Бекович-Черкасский имел восемь сыновей. Самые младшие Алмас, Прусхан и Бекмурза после смерти отца были взяты родственниками в Россию и их судьба неизвестна. Остальные пятеро пойдут по стопам своего отца и станут военными.

В 1763 г. генерал Эльмурза Черкасский выехал в Россию, чтобы засвидетельствовать свое «почтение» новой императрице Екатерине II и заверить ее в дальнейшей верной службе, а главное - попытаться обеспечить будущность своих многочисленных сыновей. В этот приезд в Москву он последний раз встретился со своими племянниками - сыновьями Александра Бековича-Черкасского - Александром Александровичем (старшим) и Александром Александровичем (младшим) Бековичами-Черкасскими. Так же, как и отец, они стали офицерами. Впоследствии Александр Александрович (Большой) получит чин полковника. Его младший брат Александр Александрович (Меньшой) вышел в отставку в чине бригадира.

Александр Александрович (старший) сыновей не имел. У бригадира Александра (младшего) было четыре сына, но только второй сын Петр выбрал военное поприще и в чине полковника умер бездетным. Сын Дмитрия Александровича (третьего из сыновей Александра) Петр Дмитриевич Бекович-Черкасский, родившийся в конце XVIII в., достиг высокого положения - был Симбирским губернатором, имел чин действительного статского советника (генерал-майора). Два его двоюродных брата, Василий и Федор Николаевичи, продолжали традицию Бековичей-Черкасских, служба в русской армии. Эти доблестные офицеры участвовали в Отечественной войне 1812 г. и в заграничном походе русской армии, дойдя до Парижа в 1814 г.

В тот приезд в Россию в 1763 г. Эльмурза БековичЧеркасский из Москвы отправляется в Петербург, где будет принят в Военной коллегии и получит аудиенцию у императрицы. Весной 1764 г. генерал Черкасский вернулся в Кизляр, а осенью 1765 г. он получил Указ Екатерины II, касавшийся дальнейшей судьбы его детей. Теперь Эльмурза Черкасский мог быть спокоен за будущность своих сыновей.

В конце 1765 г. генерал-майор Эльмурза Бекович-Черкасский умер. Похоронен он был на родовом кладбище Бекмурзиных, находившемся в Кабарде, близ нынешнего селения Чегем II.

Старшие из его сыновей уже прочно стояли на ногах. Темир-Булат был капитаном иррегулярных войск в Кизляре, самый старший Давлет-Гирей (незаконнорожденный - тума, т. е. Эльмурза «прижил его с простою черкесскою девкою») - имел чин ротмистра. Еще в 1756 г., когда началась Семилетняя война, императрица Елизавета издала указ, чтобы из кумыков, кабардинцев и других горских народов собрать «до 500 охотников, которые были по их обыкновению к воинским действиям исправны...» и их «отправить к войскам нашим, к Смоленску». Коменданту Кизляра приказывалось поручить формирование отряда «находящемуся в Кизляре нашему генерал-майору» князю Эльмурзе Черкасскому и сыну его Темир-Булату, которому и командиром у них быть» [184]. Третий сын Эльмурзы Инал также состоял на военной службе и имел чин поручика.

Заручившись поддержкой своих старших братьев - «исправляющего должность начальника Кизлярского иррегулярного войска и аульных татар» секунд-майора Темир-Булата и поручика Инала,- Касбулат Эльмурзович в 1768 г. принял христианство. В крещении ему было дано имя Александр, а отчество - Николаевич (в честь Николая Алексеевича Потапова, генерал-майора, его крестного отца). После смерти в 1775 г. секунд-майора Темир-Булата, начальником над «аульными татарами» был назначен его брат Александр Николаевич Бекович-Черкасский (Касбулат Эльмурзович). Капитан Александр Бекович-Черкасский отличился в 1785 г. при обороне Кизляра от войск шейха Мансура и вскоре был произведен в чин подполковника. В 1790 г. ему присваивается чин полковника, и он назначается на должность, которую занимал его отец - командиром Терского Кизлярского войска. С этой должности, прослужив 35 лет в русской армии, Александр Николаевич в 1804 г. вышел в отставку.

Его старший брат - поручик Инал Бекович-Черкасский - недалеко от Моздока основал селение «Кожаковское», где со своими подвластными нес службу и «через... места кои... им заняты... не могли прорываться неприятельские партии» [185]. Мамет-Гирей, самый младший из сыновей Эльмурзы Черкасского, оставшихся в Кизляре, служил в российской армии и имел чин секунд-майора.

 

Заключение

      Род Черкасских еще с XVI в., со времен Ивана Грозного, вошел в число знатнейших родов в России.Потомки кабардинского князя Идарова (Темрюковичи, Камбулатовичи, Сунчалеевичи) составили ядро княжеской группировки, которая ориентировалась на Москву. Черкасские с момента выезда из Кабарды вплоть до угасания рода по своим родственным связям с правящим домом и крупными русскими княжескими родами, своим устойчивым положением в социально-экономической и политической структуре государства во многом обеспечили стабильность кабардино-русским взаимоотношениям.

    Около 12 представителей рода Черкасских в разное время входили в состав Боярской думы - высшего государственного органа, исполнявшего законодательные, судебные и военно-административные функции в течение определённого периода русской истории.

 
 

Использованная литература

 

1.Ронин В.К. Судьба знати - судьба этноса: германизация славянской  знати в Восточных Альпах и  между Эльбой и Одером (IX - XIII вв.)// Элита и этнос Средневековья. М., 1995.

2.Дзамихов К.Ф. «К вопросу  о социокультурном синтезе правящих элит адыгов и России». Тезисы международной конференции. Нальчик, 1996.

.Дзамихов К.Ф. «Адыги - вехи истории» Нальчик, 1994.

.Кабардинский фольклор (Вступительная  статья, комментарии и словарь  М. Е. Талпа)

.Хан-Гирей. «Записки о Черкесии» Нальчик, 1992.

.Интериано Дж. «Быт и страны зихов, именуемых черкесами». Нальчик, 1974. С. 49.

.Бгажноков Б.Х. «Образ жизни адыгской феодальной знати//Из истории феодальной Кабарды и Балкарии» Нальчик, 1980.

.Тихомиров В.Н. «Россия  в XVI столетии» М., 1962..

.Зимин А.А. «Формирование  боярской аристократии в России  во второй половине XV - первой  трети XVI века» М., 1988.

.Мордовина С.П. «Служилые  князья в конце XVI века», Московскоий государственный историко-архивный институт. М., 1970

.Маркевич А.И. «История местничества в Московском государстве в XV - XVII.» Одесса, 1888

.Духовное завещание князя  Дмитрия Мамстрюковича Черкасского. М., 1907;

.Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф. «Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством (середина XVI - конец XVIII века)». Нальчик, 1996.

.Данные сети Internet.

 


Информация о работе Князья Черкасские на Государственной российской службе