Князья Черкасские на Государственной российской службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:18, реферат

Описание работы

Глубокое духовное родство и взаимное проникновение интересов издавна обусловили сближение народов Кабардино-Балкарии с Россией. Уже в ХVI веке при дворе великих князей московских выходцы с Кавказа, представители знатных родов.
Потомки кабардинского князя Идарова (Темрюковичи, Камбулатовичи, Сунчалеевичи) с середины XVI в. составили ядро княжеской группировки, которая ориентировалась на Москву.

Содержание работы

Введение
1.Основная часть
1.1 О князьях Черкасских
.2 Князья Черкасские на Государственной российской службе
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

князя черкасские.docx

— 75.71 Кб (Скачать файл)

Вместе с Ходжой Нефесом от мыса Тюб-Караган на разведку в сторону Амударьи были отправлены несколько членов экспедиции.

Сам же Александр Черкасский отплыл в сторону залива Красные воды, производя по пути картографические съемки. У южной части полуострова Мангышлак находился мыс Песчаный, омываемый с юга водами залива (этот залив был еще в 1718 г. назван заливом «Александр-бай» по имени князя Бековича - ныне залив Александра Бековича-Черкасского). Проплыв около 300 верст, корабли Бековича стали у входа в залив Кара-Богаз-Гол (Черная Пасть). Несмотря на предупреждения туркменов, что еще никто из тех, кто пытался пройти в залив, не возвращался обратно, туда смогли проникнуть русские мореплаватели во главе с князем Черкасским. Потом пройдя на юг еще около 150 верст, флотилия Бековича вошла в Красноводский залив.

Тем временем Ходжа Нефес и его спутники добрались до земляного вала, находившегося в нескольких верстах от Амударьи, он и был принят за плотину, которой, как считалось, хивинцы отвели реку от ее старого русла. Отправившись в обратный путь, они добрались до залива Красные воды.

Александр Бекович послал вторую группу на разведку от залива Красные воды к долине, уходившей к Амударье, о которой сообщили Ходжа Нефес и его спутники. Через несколько дней посланные люди вернулись, так как проводники-туркмены не захотели двигаться дальше, опасаясь хивинцев. Но они сообщили, что видели долину, идущую от Каспия в сторону Амударьи.

Бекович был убежден в том, что им найдено старое русло реки Амударьи. 4 августа 1715 г. он доносил Петру: «На сей стороне Каспийского моря сыскали несколько гаваней, которых в других картах не описуют; только рек мало. Сего августа 3 числа доехал на места званием Актом, где текла Аму-Дарья-река в Каспийском море. Ныне в том нет воды, понеже ни в ближних местах; для некоторых причин оная река запружена плотиною на урочище Харакас, от Хивы в четырех днях езды. От той плотины принуждена течь оная река в озеро, которое называется Аральское море».

Александр Черкасский морем проплыл еще далее на юг до персидского побережья, производя по пути необходимые наблюдения. От берегов Персии, посчитав, что задача экспедиции выполнена, взял курс на Астрахань. Пройдя за все время плавания более 3000 верст, 9 октября 1715 г. флотилия возвратилась в Астрахань.

Воспользовавшись имевшимися у начальника астраханской морской команды «чертежами» западного побережья Каспия и советуясь со специалистами, плававшими ранее в тех местах, Бекович наносит на свою карту «Кавказский берег». В результате его самоотверженной работы на свет появилась первая карта Каспийского моря, данные которой соответствовали действительности или же приближались к ней.

Эта карта Бековича-Черкасского впервые в истории географии дала правильные очертания Каспийского моря и, прежде всего, его восточной части, что стало громадным шагом в картографировании Каспия.

Получив донесение и материалы экспедиции, Петр I вызвал к себе Александра Бековича. Их встреча состоялась в Либаве, где в феврале 1716 г. находился царь. Высоко оценив результаты экспедиции князя Черкасского и воздавая должное его заслугам, Петр I производит его в чин капитана гвардии.

февраля 1716 г. царь подписал именной указ Сенату о направлении князя Александра Черкасского в новый Каспийский поход. Летом того же года Бекович, выполняя указ Петра I выехал в Астрахань. Здесь он убедился, что корабли для экспедиции необходимо делать заново. Постройку судов он поручил поручику Александру Ивановичу Кожину. Было построено 69 парусных судов различных типов и размеров .

В море вторая экспедиция Черкасского вышла в сентябре 1716 г. Заложив по пути две крепости (одну на Мангышлакском полуострове, вторую - в заливе, известном впоследствии как Александр-бай). Александр Бекович прибыл в конце октября к Красноводскому заливу и заложил здесь крепость. К февралю 1717 г. он вернулся в Астрахань. Главную задачу - закладку крепостей на восточном берегу Каспия - он выполнил.

Александр Черкасский собирал сведения о странах Средней Азии: ведь вынашивался план по открытию «водного пути» в Индию. Посланцы Бековича-Черкасского должны были обследовать огромные пространства между Аральским и Каспийским морями и Хивой, «какие здесь есть реки», куда текут; им предписывалось узнавать о местах добычи золота на Амударье. Все это было очень трудно, их жизням угрожали опасности, но каждая из таких групп приносила ценные географические сведения о Средней Азии, и организация таких групп - заслуга Александра Черкасского.

После возвращения в феврале 1717 г. Бековича-Черкасского в Астрахань сразу же начинается подготовка к самому главному итоговому этапу всей экспедиции - сухопутному походу в Хиву. В то время Александр Бекович получил неблагоприятные сообщения от послов, находившихся в Хиве. Предвидя, что воинственный хан Шир-Газы может не пойти навстречу мирным предложениям Петра I, он написал письмо царю, в котором спрашивал, как ему поступать в таком случае. Петр ответил: «Трудись неотложно, по крайней мере, исполнить по данным вам пунктам, а ко мне не отписывайся для указов, понеже как и сам пишешь, что невозможно из такой дальности указу получать». Это говорит о том, что царь полностью доверял Александру Черкасскому и полностью на него полагался, раз давал такую самостоятельность.

В марте 1717 г. подготовка к экспедиции была закончена. Александр Бекович морем добрался до Гурьева, куда пешим путем подошли пехотинцы и казаки - участники экспедиции, и отсюда в июне 1717 г. отряд вышел в путь. Перед самым выступлением в поход, Бекович узнал страшную весть - утонули его жена и две дочери, провожавшие его на судне в море, а затем возвращавшиеся в Астрахань.

Отряд Черкасского насчитывал около двух тысяч человек. 18 августа, когда они стояли лагерем на реке Карагачи, подошло хивинское войско до 20 тыс. человек. Спешно были построены укрепления и удалось отбить атаки. Почему хивинцы напали на русский отряд? Впоследствии одной из причин этого назвали то, что хан Аюка как будто бы дал задание своим людям, которые тайно ушли из русского лагеря, сообщить хивинцам, что под видом посольства русские якобы идут завоевывать Хиву.

Хивинцы нападали на лагерь, а хан Шир-Газы присылал послов и приглашал Александра Бековича-Черкасского к себе на переговоры, уверяя при этом, что нападения произошли без его повеления. На третье приглашение Бекович ответил согласием. Он отправился в хивинский лагерь в сопровождении офицеров, 700 драгун и казаков. После переговоров хан целовал Коран, заявляя, что князю Черкасскому и его людям гарантируется безопасность.

Затем Бекович-Черкасский по приглашению хана направился в Хиву. В двух днях пути от Хивы хан Шир-Газы вторично встретился с Александром Черкасским и сообщил, что русский отряд с целью определения на постой и снабжения провиантом необходимо разделить и направить в разные селения Хивинского ханства. Александр Бекович, поверив Шир-Газы, опрометчиво на это согласился.

Как только русский отряд был разъединен, хивинцы окружили каждую из его частей и неожиданно напали, уничтожив большую часть людей, а некоторых пленив. «И как разобрав служилых людей, отвели далее и пред шатром хивинского хана вышедши напред казнили князь Михайлу Зомонова (Симонова), да и астраханца же дворянина Кирьяка Економова, а потом вывели узбеки из палатки же господина князя Черкасского и платье с него сняли, оставили в одной рубашке и стоячего рубили саблею, и отсекли у них троих головы».

Из Хивы удалось вернуться только немногим участникам экспедиции. Гибель отряда Александра Бековича-Черкасского имела роковое значение для крепостей, построенных им на восточном берегу Каспийского моря. В сложившихся условиях удержать их было невозможно, и они были оставлены русскими.

Однако экспедиции Бековича-Черкасского имели огромное значение - в первую очередь как масштабная разведка среднеазиатского региона, что весьма впоследствии облегчило дальнейшие шаги российской политики в восточном вопросе. Большую роль экспедиции кабардинского князя Бековича-Черкасского сыграли в деле расширения научных сведений о странах Средней Азии, изучении Каспийского моря и развитии отечественной картографии.

Самый младший из сыновей Бекмурзы Джамбулатова, Эльмурза, как и его знаменитый брат Александр, бесповоротно встанет на сторону России и всю жизнь посвятит служению ей и защите интересов российского государства. Впервые увидев своего брата во время его приезда в Кабарду в 1711 г., он много интересного узнал о России, ее людях и до конца жизни старший брат был для него примером верности долгу, служения родине и России.

В 1719 г. Эльмурза Черкасский, давно желавший побывать в России, где многие годы жил Александр, выезжает в Москву. К этому времени ему было лет двадцать с небольшим. О его молодости говорит то, что ни на одном документе или письме нет подписи Эльмурзы и его имя не называется. Побывав в Москве у своих племянников - сыновей Александра Бековича, он отправился в Петербург и «2 июля 1720 г. в Коллегии иностранных дел пред министрами, на Алкоране, к шерти приведен был».

Здесь он впервые узнал подробности о гибели своего старшего брата Александра Бековича-Черкасского. Весной 1721 г. Эльмурза Бекович и прибывший после него в Петербург кабардинский посол Саадат-Гирей Салтаналиев (двоюродный брат Бековичей) вернулись в Кабарду. Они привезли с собой грамоту с заверениями о помощи России кабардинцам в борьбе с крымцами .

В январе 1722 г. Эльмурза Черкасский вновь приезжает в Москву с целью поступить на военную службу. Ему удалось получить аудиенцию у Петра I, который пожаловал младшему Бековичу звание поручика российской армии.

К этому времени победоносно завершилась Северная война и царь принял решение готовиться к Персидскому походу. 13 мая 1722 г. Петр I выехал из Москвы и водным путем двинулся к Астрахани. В свите царя находился и поручик Эльмурза Черкасский. По прибытии флотилии в Астрахань в июне был «опубликован» манифест, который предназначался для распространения среди народов Северного Кавказа - «для показания причин сего военного похода всем народам, до каковых то писалось».

В Кабарду с манифестом был отправлен Эльмурза Бекович - с наказом кабардинским князьям прийти со своими людьми для службы в русском войске. В своих «Материалах для новой истории Кавказа» П. Г. Бутков писал: «Кабардинские владельцы ознаменовали преданность свою к государю тем, что два владельца их, один Большой Кабарды, князь Эльмурза Черкасский (меньшой брат князя Александра Бековича, рода Жамболатова, фамилии Бекмурзиной) и Малой Кабарды, Таусолтанова рода, Асламбек Кеметов [Келеметов], добровольно предстали к государю 6 августа с людьми своими и служили».

Чтобы закрепиться во вновь приобретенном крае, было принято решение построить здесь новую крепость Святой Крест. Петр I сам выбрал для нее место. Крепость строили в 1723 и 1724 гг. Сюда из Большой и Малой Кабарды переселяются к 1727 г. «до 300 фамилий, которые состояли в команде оного Эльмурзы Бековича».

В слободе, основанной в полуверсте от крепости, «населенной черкесами и другими горцами», начальство было поручено Эльмурзе Черкасскому.

Летом 1724 г. была выделена команда во главе с полковником Лицкиным из гарнизона крепости Святой Крест, которая была направлена «в Кабарду для принятия и препровождения Вахтанга». Вахтанг VI, царь Картли, терпел гонения от турок и персов и поэтому принимает решение уехать в Россию. Воинской команде необходимо было сопровождать Вахтанга VI до Святого Креста, что они и сделали, прибыв с ним в крепость в двадцатых числах августа 1724 г. Одним из помощников полковника Лицкина был Эльмурза Бекович-Черкасский.

В 1726 г. командующим войсками в Прикаспийских областях и на Кавказе был назначен фельдмаршал В. В. Долгоруков - бывший гвардейский командир Александра Бековича-Черкасского. Встретив в крепости Святой Крест младшего брата своего бывшего подчиненного, т. е. Эльмурзу, он отнесся к нему очень внимательно. По его протекции младший Бекович был произведен в подполковники «за верную службу его Российской империи». А вскоре - 21 января 1731 г.- Эльмурза производится в полковники - «отныне за нашего полковника надлежащим образом признавать и почитать его»,- говорилось в царском указе .

В сентябре 1731 г. крымское войско двинулось по направлению к Кабарде. Обеспокоенный комендант крепости Святой Крест направляет крымцам свое послание, требуя отказаться от нападения на кабардинцев. Послание это в Прикубанье отвез полковник Эльмурза Черкасский.

В 1732 г. скончался старший князь Кабарды Ислам Мисостов. На совете (хасэ) князей старшим князем Кабарды «Татархан-бек Бекмурзин сын определен по выбору всех кабардинских владельцев, по старшинству лет, по обычаю их, старшим владельцем на место умершего... владельца Ислам-бека Мисостова». Таким образом, старшим князем Кабарды становится Татархан Бекмурзин (Беков), родной старший брат погибшего Александра Бековича и полковника Эльмурзы Черкасского. Этим самым значительно укрепляются позиции сторонников России. При содействии генералов Д. Ф. Еропкина и Г. Дугласа русскому правительству удалось примирить кабардинских князей, и один из самых могущественных князей Кабарды Асланбек Кайтукин в 1732 г. вернулся со своими подвластными из Крыма в Кабарду. Следует отметить, что Татархан и Эльмурза Бековичи приходились Асланбеку Кайтукину двоюродными братьями. Способствовал примирению в междоусобице кабардинских князей и зять Магомеда Кургокина (Атажукин род) калмыцкий хан Дондук-Омбо.

В 1735 г. на основании Ганджийского договора все русские войска отводятся из Прикаспия. Была оставлена и срыта крепость Святого Креста, где тринадцать лет нес службу кабардинский князь Эльмурза Бекович-Черкасский. Генерал Левашов основал в том же году на Тереке новую крепость - Кизляр. Она находилась в 60 верстах от моря. Генерал Левашов стянул сюда драгунские и пехотные полки, а также направил сюда и терских казаков, которые были сведены в один корпус и названы Терским Кизлярским казачьим войском.

Это Терское Кизлярское войско, разноплеменное и разноязычное, поселено было у Кизляра, в его предместье, и подчинено на правах войскового атамана полковнику Эльмурзе Бековичу-Черкасскому.

Весной 1736 г. начинается новая русско-турецкая война. В ней на стороне России активное участие приняли кабардинцы. Бомат Мисостов из Атажукина рода и Кульчука Талостанов из Малой Кабарды со своими узденями находились в российских войсках при взятии Азова .

Информация о работе Князья Черкасские на Государственной российской службе