Идеология современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2010 в 17:10, Не определен

Описание работы

Монография

Файлы: 1 файл

Идеология современной России.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)
 

СЕВЕРО-КАКВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 
 
 
 

   Серия: Актуальные проблемы современной науки 
 
 
 
 

   В.С.ПОЛИКАРПОВ,

   В.А.ПОЛИКАРПОВА 
 
 
 

   ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

   (эссе) 
 
 
 

   Издательство СКНЦ ВШ

   Ростов-на-Дону

   2002 
 
 

   ББК 66.0(2)

   П 49 

   Рецензенты: доктор философских наук, профессор В.Е. Давидович

                     доктор философских наук, профессор Е.Е. Несмеянов 
 

   ISBN 5-8327-0083-Х 
 

   Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Идеология современной России (эссе). Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2002 – 5,5 печ. л.

    В монографии рассматривается одна из актуальных проблем современной науки – идеология, которая необходима современной России, чтобы она смогла стать сильной и процветающей державой. Авторы на основе богатого материала предлагают совершенно новый подход к идеологии нашего отечества, который состоит в том, что она рассматривается на основе идеи В.И. Вернадского о России как государстве-континенте, культурных традиций страны и сформулированного Сергием Радонежским принципа «единства неслиянного, но и неразъединенного».

   Рассчитана на научных работников, государственных деятелей, преподавателей вузов, аспирантов и студентов. 
 

   ISBN 5-8327-0083-Х  © Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. 

   ПРЕДИСЛОВИЕ

   Первые годы XXI столетия показывают целый ряд событий, которые свидетельствуют об происходящем кардинальном изменении облика современной цивилизации. Цифровая революция, показывающая масштабность развивающегося информационного общества, развернувшийся процесс глобализации мировой экономики и культуры, вызвавший в качестве своей противоположности рост культурной самобытности и регионализации, бурная экспансия транснациональных корпораций – все признаки перехода глобальной системы общественного устройства, основанной на капиталистической мировой экономике, к новой глобальной системе. Все это воспринимается многими аналитиками на Западе и некоторыми политиками в России как начало беспрецедентной в истории человечества эпохи процветания.

   Вместе с тем фундаментальный факт развития информационного общества (его иногда квалифицируют как постиндустриальное общество) на Западе, которому якобы сопутствует резкое сокращение влияния национального государства, показывает наступление некоего сложного переходного периода к новой глобальной общественной системе1. Несомненным здесь является то, что данный переход окажется весьма трудным для всех его современников (достаточно вспомнить проклятие китайцев: «чтобы жить тебе в эпоху перемен!»). Данный переход вдвойне будет трудным для России, которая все еще является слабой и никак не выберет адекватный вызовам XXI столетия путь общественного развития.

   В связи с о всем этим значительно актуализируется такая одна из проблем современной научной мысли, имеющая громадный практическое значение, как поиск национальной идеи нашего отечества, или общенациональной, государственной идеологии современной России. Сейчас многие специалисты и мыслители стремятся найти эту идеологию, о чем свидетельствует весьма обширный список статей и монографий, посвященных будущему нашей страны. Так, анализируя драматическую ситуацию, сложившуюся в России, и увязывая ее со вступлением человечества в эру информатизации, философ И.Л. Андреев следующим образом характеризует дилемму поиска национальной идеи: «Действительно ли национальной идеей России является несбыточная мечта о волшебном превращении в «Запад»? Или ей по силам и по интересам другой маршрут в мировое информационное сообщество, а значит, и иной формат международного сотрудничества? Одна из ключевых задач отечественной науки – поиск оптимальной и перспективной формулы российского пути к вершинам цивилизации. Это тем более актуально, поскольку нередко оправдывавшее себя в прошлом «догоняющее» развитие в жестко конкурентном многополярном мире заведомо ставит нашу страну в невыгодное положение»2. К этому следует прибавить четко обозначившийся в последнее время американский синдром, который проявляется в стремлении Америки выиграть любую войну после событий 11 сентября 2001 года и установить свое абсолютное господство в мире, что тоже требует оснащения внутренней и внешней политики России соответствующей государственной идеологией. Ведь без этой идеологии наше государство подобно кораблю без руля и ветрил в бурном и опасном море современного международного сообщества со всеми его перипетиями и противоречиями, которому ко всему прочему угрожает международный терроризм.

    Не следует забывать также того фундаментального обстоятельства, что в настоящее время человечество вступило в полосу кардинальных трансформаций, которые сопровождаются целым рядом значительных угроз и опасностей для него. Прежде всего следует обратить внимание на весьма опасную тенденцию для существования земной цивилизации – резкое возрастание количества природных катастроф в мире, в первую очередь тропических штормов, наводнений, землетрясений и засух, вместе с тем следует принимать во внимание и возможность катастроф космического характера. Наряду с природными катастрофами современный период развития человечества характеризуется целым набором катаклизмов, угроз и опасностей, носящих социальный характер и имеющих качественно иную природу. Эти угрозы и опасности присущи как глобальному, так и региональному и локальному уровням, а именно: проблема новой бедности, угроза демографического взрыва, экологические опасности, агрессивный этнонационализм и сепаратизм, ведущие в ряде случаев к развязыванию вооруженных конфликтов, распространение ядерного оружия и пр.3

   Теперь ученые и политики обсуждают вопросы политической, социальной, экономической, военной, информационной, концептуальной, психологической, культурной и пр. безопасности, которые следует решать, исходя из той или иной идеологии Весь этот круг вопросов имеет непосредственное отношение к проблеме национальной безопасности России, ее общества, государства и личности. Сама концепция национальной безопасности нашего отечества должна принимать во внимание спектр новых угроз, вызовов современности, выступающих в форме новых видов оружия и технологии войн.

   Все это свидетельствует о том, что в обеспечении безопасности России существенную роль играет идеология (или национальная идея). Известный исследователь феномена идеологии Ю.Г. Волков считает, что нашей стране необходимо придерживаться идеологии гуманизма, ибо «для нормального развития и функционирования российского общества необходима идеология, безусловно, правильная»4. Поскольку Россия нуждается в общенациональной идеологии, постольку ей следует решить, какую идеологию она должна положить в качестве государственной – неолиберальную, неоконсервативную, социал-демократическую, социалистическую или какую-то другую. Однако здесь возникает противоречие: с одной стороны, в Конституции России имеется статья 13, которая запрещает существование государственной идеологии России, так как ни одна идеология не может быть государственной, что является полнейшим абсурдом, с другой стороны – ни одна страна, ни одно общество в мире не может существовать без идеологии.

   Анализ существующих монографических исследований и научных статей, посвященных жгучим проблемам идеологии, показывает, что в подавляющем числе трудов авторы исходят из старых клише и шаблонов мышления, которые неадекватны реалиям современной эпохи. Исследования актуальных проблем идеологии российских авторов свидетельствуют о том, что изложение этих проблем либо сознательно запутано с целью дезориентировать читателя, особенно молодых людей (школьников, студентов, аспирантов и др.), либо ведется на таком уровне абстрактных рассуждений, что теряется связь идеологии с реальным миром жизнедеятельности человека, социальных групп, государства и общества. Авторы данной небольшой монографии своей задачей поставили дать четкое и ясное изложение ряда актуальных проблем современной идеологии, ее значимости для развития нынешней России. В связи с этим они предлагают совершенно новый подход к идеологии нашего отечества, который состоит в том, что она рассматривается на основе идеи В.И. Вернадского о России как государстве-континенте, культурных традиций страны и сформулированного Сергием Радонежским принципа «единства неслиянного, но и неразъединенного», единства жесткой и мягкой составляющей программы развития общества, где жесткая составляющая исходит из фундаментальных геополитических, геоэкономических и геокультурных факторов и осуществляется государством, тогда как мягкая составляющая представляет собою спектр идеологий, выражающих интересы и цели различных социальных групп и слоев. Данный подход позволяет совершенно по-иному увидеть протекающие на глобальном и локальном уровнях социальные процессы, что дает возможность обеспечить безопасность нашей Родины. Авторы благодарят за обсуждение ряда проблем, которые имеют отношение к идеологии современной России, член-корреспондента РАН, профессора Ю.А. Жданова, доктора философских наук, профессора В.Е. Давидовича, доктора философских наук, профессора Е.Е. Несмеянова, кандидата философских наук М.С. Алёшенкова. Данные эссе не претендуют на исчерпывающее решение весьма сложных проблем идеологии, их цель заключается в том, чтобы привлечь внимание к проблеме, имеющей жизненно важное значение для развития России.

 

1. ПРИРОДА ИДЕОЛОГИИ

   В современном западном обществе достаточно успешно функционирует миф о том, что оно является неидеологичным. Ведь в свое время американский политолог Ф. Фукуяма в своем приобретшем всемирную известность эссе «Конец истории?» постарался обосновать тезис о конце истории, когда мир оказывается лишен идеологии и когда в нем доминирует экономический расчет, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя5. Этот фукуямовский тезис о «конце истории» на место идеологической борьбы ставит соперничество за наиболее эффективное удовлетворение потребностей человека. Иными словами, в мире теперь нет стран, придерживающихся принципиально различных «идеологий», они отличаются друг от друга только стратегиями устройства общества потребления, т.е. фактически речь идет о разнообразии экономических идеологий6.  Таким образом осуществляется маскировка значимости идеологии для нормального развития общества, что влечет за собой весьма существенный социальный эффект.

   Знаток Запада А.А.Зиновьев пишет об этом эффекте данного идеологического феномена следующее: «Существование особой западной идеологии отрицается. Но это на самом деле есть одна из идей западной идеологии… Идеология спрятана, растворена, рассеяна во всем том, что предназначено для менталитета людей – в литературных произведениях, фильмах, специальных книгах, научно-популярных и научно-фантастических сочинениях, газетных и журнальных статьях, рекламе и т.д. Она слита с внеидеологическими феноменами настолько, что вторые просто немыслимы без нее. Это делает ее неуязвимой для критики. Она везде и во всем, и потому кажется, будто ее вообще нет… Люди там даже не замечают, что с рождения и до смерти постоянно находятся в поле действия идеологии. Они потребляют ее вместе со всем тем, что они потребляют для своего ментального питания. Делают они это без всякого усилия, без принуждения, свободно, без сборищ»7. Западное общество имеет свою мощную идеосферу, состоящую из множества индивидов, групп и организаций, чья задача заключается в постоянной поддержке единой имплицитной ему идеологии. Цель западных идеологов – формирование сознания членов общества таким, чтобы оно способствовало интересам самосохранения социума8. Иными словами, идеосфера, или идеологическая машина западного общества, нацелена на создание идеологически однородного социума со всеми вытекающими отсюда социокультурными последствиями.

   Существенным является то фундаментальное обстоятельство, согласно которому идеологические учения создаются профессиональными идеологами для потребления широкими слоями общества. Эти идеологические учения оказываются неоднородными в силу гетерогенного характера современного развитого западного общества, носят сознательно запутанный характер и вокруг самого понятия идеологии нагромождено множество мифологических конструкций.

   Действительно, когда речь идет об идеологии, то здесь сталкиваются различные, часто противоположные точки зрения. Согласно одной позиции, идеология представляет собою «ложное классовое сознание», определенного вида суеверие. Так считает, например, известный швейцарский философ Ю. Бохеньский. Одно из значений термина «идеология» носит обыденный характер (так говорят об идеологии просвещения, коммунистической или либеральной). Оно включает историософскую теорию о роли той или иной общности людей в человеческой истории и содержит программу освобождения человечества. С этим связано два суеверия: идеологией считается любое мировоззрение, идеологией называют также любую точку зрения, например, логику и математику. Другое значение трактуется в марксистском духе: идеология «охватывает все содержание духовной жизни человеческого общества, т. е. религию, искусство, политические взгляды»9. Следует отметить, что Ю. Бохеньским  здесь  усматривается  двойное  заблуждение: во-первых, идеология редуцируется исключительно к интересам класса; во-вторых, идеология Маркса оказывается разновидностью скептицизма и, вместе с тем, претендует на абсолютную истинность.

   Здесь следует заметить, что ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс не применяли термин «идеология» к своему учению и характеризовали его как научную теорию социализма. Затем В.И. Ленин расширил понятие идеологии, введя категорию «научная идеология», подчеркнув при этом, что в предшествующих марксизму системах идеологии имелись лишь научные элементы, но только марксизм в полном смысле этого слова является научной идеологией. Опираясь на это определение, авторы советской многотомной «Философской энциклопедии» определяют понятие идеологии следующим образом: «Идеология — совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению, развитию общественных отношений. Основой идеологического отражения действительности являются определенные общественные интересы»10. В принципе не отличается и определение идеологии, данное в энциклопедическом словаре «Политология». Здесь подчеркивается, что идеология как явление получила признание, что общество и человек существуют в «идеологическом пространстве»11. Так как мир многообразен, то имеются представления о разных по содержанию и целям идеологиях: прогрессивная, либеральная революционная, тоталитарная, консервативная, националистическая и пр. Такой подход в пониманию идеологии характерен и для новейшего издания «Философского словаря» под редакцией  И.Т.Фролова: «Идеология – некоторая совокупность идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности, отдельным ее проблемам и конфликтам»12. Сущность и общественное предназначение идеологии раскрываются посредством необходимых для общества ее функций. Основная из них – это социально-практическая, которая выражает состояние сознания той или иной группы людей (от небольшой группы до общества в целом), которое вытекает из ее экономических и политических интересов, порожденных конкретными условиями жизни, независимо от того, осознаются эти интересы или нет. Другая важнейшая функция состоит в том, что идеология позволяет людям удовлетворить потребность в социальных, нравственных и других духовных ценностях, выступающих средством ориентации в общественной среде, в формулировании жизненных целей и задач повседневной деятельности.

Информация о работе Идеология современной России