Документоведение в Великом княжестве Литовском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2009 в 01:53, Не определен

Описание работы

История развития понятия

Файлы: 1 файл

к защите.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Исторический  факультет

    Документоведение  и информационное обеспечение управления

                     Кафедра источниковедения

 
 
 
 
    Познякевич Лилия Николаевна

    «Документ»  в Великом княжестве Литовском: история развития понятия

    Курсовая  работа студентки 2 курса, 7 группы

                     Научный руководитель:

                  кандидат  исторических наук, доцент Козак К. И.

    Минск, 2008 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Изучение  организации документирования в  канцелярии Великого княжества Литовского является одним из важнейших направлений исследований по развитию делопроизводства Беларуси, поскольку именно документы являются основным источником исторических сведений значительного отрезка истории.

    Таким образом, бесспорная актуальность и  имеющаяся теоретическая и практическая значимость данного исследования обусловили выбор темы курсовой работы, ее цель и задачи.

    Цель  настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы на основании литературных источников и исторических документов исследовать истоки зарождения и дальнейшего развития понятия «документ» в Великом княжестве Литовском.

    Достижение  цели исследования предопределило обязательность разрешения следующих задач:

    исследовать общую характеристику понятия документ;

    рассмотреть документ и совокупность правил его  оформления в канцелярии Великого княжества Литовского;

    определить, какие правила и приёмы применялись  для систематизации документов;

    выявить систему и структуру государственной  канцелярии Великого княжества Литовского;

    изучить разновидности документов;

    сделать выводы по результатам исследования.

    Объектом  исследования являются документы, правила  и приёмы работы с ними периода  Великого княжества Литовского.

    При написании курсовой работы использовались общенаучные методы исследований (диалектика, единство исторического и логического, индуктивный и дедуктивный, анализ и синтез, системный подход), специальные приемы исторической науки.

    При написании курсовой работы были использованы различные по характеру и содержанию источники, в том числе статьи периодических изданий, специальные исторические источники, научные работы, исторические документы.

    Исчерпывающих характеристик рассматриваемых  нами явлений в историографии  нет. В работах различных авторов  раскрыты отдельные вопросы, касающиеся эволюции понятия «документ» и института  канцелярии в Великом княжестве Литовском. Так, С.Л. Пташицкий в своих работах приводит наиболее общую схему изготовления документов. Организацию и функции государственной канцелярии Великого княжества Литовского в период до Люблинской унии 1569 г. первым исследовал М. К. Любавский. Отдельные стороны организации и деятельности канцелярии и ее работников рассматривал Э. Д. Баненис.

    Одним из наиболее сложных является вопрос о принципах формирования и ведения  копийных книг канцелярии. Анализ книг государственной канцелярии проводили различные исследователи, такие, как С. Л. Пташицкий, М. К. Любавский, Н. Г. Бережков.

    В некоторых работах были  предприняты  попытки изучения формуляров документов. Например, А.Е. Рыбаков подробно рассматривает  систему делопроизводства в центральном аппарате государственного управления Великого княжества Литовского в XVI в. Его исследования охватывают период с конца XV – начала XVII вв.

 

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ  ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ

 

    Современное понимание содержания понятия «документ» сформировалось не сразу, а имеет достаточно длинную историю. В этой связи глубокое и всестороннее раскрытие данного понятия в исторической динамике приобретает большое значение.

    В толковых словарях даются разные определения  понятия «документ», подчеркивающие различные аспекты этого понятия: «Письменное официальное понятие удостоверение, свидетельствующее о личности предъявителя»; «Исторические документы – летописи, хроники, записки и т. п., свидетельствующие о каком – либо историческом событии, лице, эпохе и т.п.»; «Вещественное доказательство; остаток старины, являющийся материалом к истории» [5, с.9]. Термин «документ» происходит от латинского слова «documentum». Появление документов связано с необходимостью дополнения звуковой речи в процессе общения людей. Это обеспечивает, прежде всего, закрепление, а также передачу той или иной информации. Носители, материальные предметы, на которых фиксировалась информация, выполняли в древние времена главным образом функцию свидетельства. Поэтому латинское слово «documentum» означало образец, доказательство, свидетельство. Этот термин в свою очередь произошел от глагола «docere» – учить, обучать. На базе этого слова были образованы слова «doceo»– учу, обучаю, «doctor» – ученый, «doctrina» – учение, и, наконец, «documentum» – то, что учит, поучительный пример. В этом значении слово документ использовалось Цезарем и Цицероном. Позднее оно приобрело юридическое значение и стало означать «письменное доказательство», «доказательство, почерпнутое из книг, подтверждающих записей, официальных актов». В качестве письменного свидетельства понятие «документ» употреблялось от средневековья до XIX в.

    В белорусском языке этот термин почти  не использовался. В XIII – начале XIV вв. все документы, которые создавались на территории Беларуси, именовались «грамотами». Начиная с XIV в. постепенно начинают использоваться названия «привилей» и «лист». Данные наименования становятся доминирующими в последующих веках. Они обозначали и законодательные акты, и акты управления государством и его территориями, и распорядительные документы, и частноправовые акты, и переписка и пр [20, с. 372]. Для обозначения частноправовых актов (купчие, продажные, меновные, «дельчие», «дарчие» и пр.) использовался также термин «запис».

    Специальные исторические дисциплины, изучающие  исторические источники, особое внимание уделяют группе письменных источников – документов. То есть, термин «документ» историческая наука рассматривает  как важнейший исторический источник. Изучением документов в их ретроспективном качестве занимаются главным образом такие науки, как история и организация, теория и практика архивного дел – архивоведение.

    Свои  истоки история развития делопроизводства в Беларуси берет еще в IX-X вв. Дошедшие до нас письменные источники (летописи, свидетельства иностранцев), а также данные археологических раскопок позволяют проследить время и истоки возникновения предпосылок документирования и пути их развития. Возникновение документирования обусловлено двумя основными факторами:

  • образованием государства, когда возникает потребность в документальном оформлении отношений между верховной государственной властью и населением, различными социальными группами, частными лицами, между государствами;
  • возникновением и распространением письменности, которая создает средство для записи мыслей человека на различных материалах письма — камне, дереве, бумаге, пергаменте – и обмена мыслями на расстоянии и во времени[16, с. 21].

    Первые  государства на территории Беларуси, как свидетельствуют источники, возникают уже в VIII в. вместе с формированием кривичского, дреговичского и радимичского племенных союзов. В X в. наиболее известны Полоцкое, Смоленское, Туровское княжества. Среди них самым мощным в экономическом и политическом плане было Полоцкое княжество. К IX-X вв. относится распространение письменности у восточных славян (азбука Кириллы и Мефодия, созданная в 863 г.) Однако есть свидетельства, что восточные славяне задолго до кириллицы пользовались «чертами и резами» (болгарский писатель Храбр). На развитие русской письменности указывают договоры киевских князей с Византией 911, 944, 971 гг. [1, с. 9]. Самые ранние памятники белорусской письменности, сохранившиеся до наших дней, относятся к X-XV вв. Это надпись «Гороушна» на глиняной посуде, найденной археологами под Смоленском, и надпись на печати полоцкого князя Изяслава. Данный факт указывает на высокий уровень документирования на территории Беларуси уже в Х в. В XI в. на территорию Беларуси приходит летописание, создается Полоцкая летопись. В это же время в Полоцком и Турово-Пинском княжествах получает распространение такой известный памятник права, как «Русская правда» – сборник постановлений уголовного и процессуального права, составленный на основе древних славянских обычаев. С XII в. сохранились  надписи на печати Ефросиньи Полоцкой, на кресте работы Лазаря Богши, многочисленные сочинения  Кириллы Туровского на религиозные темы (проповеди, молитвы, поучения, каноны). XII в. не оставил нам более документальных памятников белорусской письменности, однако документы, сохранившиеся в соседних с Полоцким княжеством землях позволяют утверждать о распространении в этот период на Беларуси таких видов документов, как жалованные, рядные, договорные грамоты и др.[9, с. 345].

    Таким образом, письменность получила достаточно широкое распространение на территории Беларуси в X-XII вв. Она использовалась в документировании всех сфер общественной и частной жизни людей. Кроме того, письменность использовалась и как средство создания документов, и как средство обмена информацией.

    Важные, исторически значимые преобразования на белорусских землях приходятся на XIII-XIV вв. Развитие экономики, необходимость  отражения внешней агрессии и  отстаивания торговых интересов  ведет к созданию централизованного  государства — Великого княжества Литовского (ВКЛ). Все это предопределяет возрастание роли документирования. Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался с конца XII в. с объединения некоторых белорусских и литовких княжеств, и продолжался в XIII-XIV вв., когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Институт создания документов, сформированный в XV-XVI вв., практически не изменялся в XVII-XVIII вв. до ликвидации государственности [10, с. 32].

    Во  главе державы стоял государь (господарь), который назывался великим князем, реже – королём. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооружёнными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и издавал правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельности державы. Однако следует отметить, что власть великого князя была ограничена радой (паны-рада), в которую входили высшая светская и духовная знать, высокопоставленные должностные лица. Во время отсутствия господаря рада полностью управляла государством, функционировала в качестве исполнительно-распорядительного, законодательного, судебного и контролирующего органа. В первой половине XVI в. господарь часто выбирался одновременно и королем польским, что приводило к его длительному отсутствию в Великом княжестве Литовском.

    Господарская  рада и сейм являлись высшими органами государственной власти в княжестве. Специальных центральных учреждений по управлению различными сферами жизни страны, создано не было. Сложившаяся ситуация была связана с тем, что значительными автономными правами в княжестве пользовались некоторые области (земли Полоцкая, Витебская, Жмудская и др.), и большинство вопросов, возникавших в них, решалось местной администрацией. Это значительно ограничивало поток документов и дел, направлявшихся в центр. Все вопросы, требовавшие вмешательства центральной государственной власти, решались господарем и панами-радой непосредственно или через специально назначавшиеся для этого комиссии или отдельных лиц, а также систему должностей (урядов, или врядов). Наделение в 1566 году земских судов (действовали в каждом повете) официальным статусом главных учреждений на местах по решению дел частноправового характера и закон о свободном владении имениями, принятый Берестейским сеймом 1566 года, ограничили поток в центр не только государственных дел, но и дел частного характера [13, с. 109].

    В итоге подготовка всех документов, создававшихся в центральном аппарате управления ВКЛ, а также работа с документами, поступавшими в центр, была возложена на государственную канцелярию – технически-исполнительное учреждение при господаре и панах-раде.

    Государственная канцелярия первоначально сформировалась как личная канцелярия великого князя Витовта в XIV в и находилась в Вильно. С течением времени великокняжеская канцелярия приобрела значение государственного учреждения [6, с. 32]. Однако следует отметить, что никаких самостоятельных функций в управлении государством и решении судебных дел канцелярия не выполняла, но оказывала большое влияние главным образом на законодательную деятельность в ВКЛ [12, с. 3].

    Основной  задачей канцелярии являлось документирование решений господаря, рады и сейма. Во главе ее стоял канцлер, должность которого известна с 1429 г. В обязанности канцлера входило докладывать великому князю и Раде о государственных делах. Он вел переговоры с зарубежными странами, руководил штатом служащих канцелярии, следил за правильным оформлением документов, а также хранил их копии. Канцлеру доверялась подготовка наиболее важных государственных документов. В 1566 г. в связи с расширением делопроизводства в великокняжеской канцелярии и необходимостью постоянного нахождения хранителя печати при дворе государя для утверждения документов была введена должность подканцлера (вице-канцлера) – заместителя канцлера, хранителя малой государственной печати, который должен был сопровождать великого князя во время его отъездов из столицы [17, с. 9]. С появлением должности подканцлера связано разделение государственной канцелярии на главную (лат. cancellaria major), и меньшую (лат. cancellaria minor), однако организационно это разделение закреплено не было. Оно сводилось к распределению книг между канцлером и подканцлером в процессе их ведения. По поручению печатаря документ изготавливался любым из находившихся при нем писарей, скреплялся печатью, и его копия вносилась дьяком именно в ту книгу, которая всегда была при этом печатаре и им хранилась. Таким образом, в одни книги записывались копии документов, создававшихся по распоряжению канцлера, а в другие - подканцлера [19, с. 46]. Канцлер и подканцлер являлись хранителями не только тех книг, которые велись при них, но и вообще всех книг, сформированных при этих должностях.

    За  канцлером и подканцлером закрепилось  название «печатари», так как ни один официальный документ не имел юридической силы без приложения большой или малой государственной  печати, которыми они распоряжались. Канцлер и подканцлер принимали  участие в подготовке проектов законодательных актов и их окончательном редактировании. Это, а также право канцлера и подканцлера на отказ в подписании и утверждении печатью официальных документов, если они противоречили действующим законам, обеспечили этим служащим весомое положение и влияние в центральном аппарате управления ВКЛ[6, с. 32].

Информация о работе Документоведение в Великом княжестве Литовском