Культурное значение памятника «петровского барокко» в Санкт-Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть и охарактеризовать с точки зрения культурного значения памятники «петровского барокко» в Санкт-Петербурге.
Задачи:
- выявить специфику стиля барокко в России и влияние на него Западноевропейских традиций;
- дать общую характеристику стиля «петровское барокко»;
- проанализировать архитектуру «петровского барокко» в Санкт-Петербурге с точки зрения ее знаково-символического содержания, способности хранить и передавать культурные смыслы и ценности эпохи туристам;
- рассмотреть влияние памятников «петровского барокко» на культурное пространство Санкт-Петербурга.

Файлы: 1 файл

Moya_gotovaya_kursovaya.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Стиль «петровского барокко» условно ограничивают 1697-1730 годами (время Петра и его непосредственных преемников).  В нем слились воедино

влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской  архитектуры и ряда других стилей и направлений. «Петровское барокко» не является стилем барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он, безусловно, отражает архитектурную тенденцию Петровской эпохи и помогает объяснить дальнейшую   эволюцию русской архитектуры» [3, 86].

Для «петровского барокко» характерны симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует выделения центра композиции. По оси здания располагается главный вход, за ним самый большой и нарядный зал. Особо представительные в градостроительном отношении здания (например, Кунсткамера и другие) акцентируются башней. Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически – портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками.

Стилю свойственны  простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Для украшения фасадов применялись вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.

Плоскостной подход к пластическому убору зданий обусловлен кирпичной конструкцией стен, ее рельеф исполняли в ходе кладки и избегали сильных выносов пилястр, карнизов.    «Петровское барокко» - это красочная, многоцветная архитектура. Ввиду отсутствия в то время производства лицевого кирпича, стены требовали оштукатуривания и окраски.

Предпочитали  активные красные, зеленые, синие тона: на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки. Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы выполнялись с обрамлениями, часто это был плоский наличник с характерными расширениями по углам. Использование декоративных элементов было сдержанным по сравнению  с европейским барокко.

К концу жизни  Петра в архитектуре наблюдается  тяготение к более нарядным, праздничным  формам французского барокко. Точнее было бы сказать, что в архитектуре  Петербурга шло слияние европейских стилистических приемов: рационального северного барокко – через Трезини (симметрия и уравновешенность композиции, сдержанность декора), и изящного, придворно-аристократического – через Леблона (изысканность, приверженность к высоким, «мансардным» кровлям) – с традициями древнерусскими, сказавшимися, например, в многоцветной окраске зданий.

Смена вкусов заметна  на примере творчества первого архитектора  Петербурга Д. Трезини, создателя стиля  «Петровское барокко»: от строгих  и лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости, которые сейчас так привлекательны для туристов и экскурсантов.

Отличительные черты «Петровского барокко»:

- «петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением;

- строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность;

- вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом;

- плоскостная трактовка пластического убора зданий. Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов;

- многоцветная  архитектура;

- оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам - «ушами»;

- сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов;

- мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.

Итак, стиль архитектуры Петербурга первой четверти XVIII века получил название «петровское барокко». Термин нужно понимать как очень условный. В Петровскую эпоху существовали зачатки всех стилей – и барокко, и рококо, и классицизма. Город как бы примерял на себя разные одежды. Иностранные мастера, помимо стилевого разнообразия, принесли разнообразие национальных манер, школ, различие в качестве исполнения. Решающими для формирования стиля были личные вкусы Петра, а также особенности ландшафта нового города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Памятники «петровского барокко» в Санкт-Петербурге

2.1. Искусствоведческий  анализ памятников

Санкт-Петербург  поражает туристов и экскурсантов своей  архитектурой. Одним из замечательных  объектов туристического показа является Дворец Меншикова.

Меншиковский дворец на Васильевском острове – первое монументальное жилое каменное здание в Санкт-Петербурге. Оно было построено для светлейшего князя А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I.

Строительство дворца было начато в 1710 году по проекту архитектора  Джованни Марио Фонтана и завершено в 1721 архитектором Иоганном Готфридом Шеделем. Архитектура дворца соответствовала стилю петровского барокко. Первоначально дворец состоял из основного корпуса, выходившего своим фасадом на Неву – главный проспект того времени, и нескольких флигелей, ограничивающих небольшой двор. На прилегающей к дворцу территории был разбит регулярный сад, ныне не сохранившийся. Его украшали многочисленные скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты и оранжереи с диковинными растениями. Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом.

Меншиковский  дворец – наиболее интересная постройка. «В ней сосуществуют как исконно русские, так и свойственные западноевропейской архитектуре строительные приемы. Так, например, поэтажное применение ордера в декоре фасада восходит к палаццо итальянского Возрождения, а целая "коллекция" сводов заимствована из арсенала древнерусского

Зодчества» [8]. Последнее доказывает, что в Петербурге работали мастера – выходцы из разных городов России.

Дворец выглядел довольно внушительно: его главный  фасад украшали три яруса пилястр  и резные каменные капители. Центральная  часть дворца завершалась аттиком  со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. В архитектурном убранстве дворца смешались разные стили: строго симметричная планировка и высокий сквозной вестибюль с аркадами, напоминающий палаццо, вызывают ассоциации с Италией, а раскрашенные кобальтом кафельные плитки, которыми облицованы стены, потолки и печи являются характерными элементами голландского стиля.

В отделке внутренних помещений  использовались золото, серебро, мрамор, самые дорогие сорта дерева, декоративная живопись и лепка, расписные голландские плитки, античная и современная итальянская скульптура, большие венецианские зеркала, хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые китайские обои. Мебельные гарнитуры были не менее роскошны – стулья и диваны с княжескими гербами на высоких спинках, столы на золоченых ножках. Во дворце хранились богатейшие для своего времени собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, нумизматики.

После смерти Петра I Меншиков помог Екатерине I взойти на престол, и в годы ее царствования был фактическим правителем России. Но в 1727 году Меншикова обвинили в государственной измене и хищении казны и сослали сначала в Раненбург, затем в Березов. В 1728 году все имущество светлейшего князя было конфисковано, а сам дворец был передан Сухопутному шляхетному (впоследствии - Первому кадетскому) корпусу. Для нужд этого учебного заведения возводились новые здания и флигеля, а в бывшем дворце были проведены значительные переделки. В 1888 году значительную часть дворца занял Музей Первого кадетского корпуса.

Революционные события начала 20 века пагубно сказались на внутреннем убранстве дворца: его залы были разграблены, а музей разорен и

закрыт. В советские  годы в здании размещались различные  учреждения, и лишь в 1967 году оно  было предано Государственному Эрмитажу.

После реставрации, осуществленной в 1970-х годах, во дворце разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, посвященная русской культуре начала 18 века. В 1981 году музей принял первых экскурсантов.

Дворец хорошо сохранился и имеет большую культурно-познавательную ценность для туристов.

Другое примечательное здание для туристического показа – это Здание Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М.Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Здание представляет собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. Главное административное здание – центр управления огромной страной – должно было поражать своим видом, внушать уважение к тому, что происходило в его стенах, и являться своеобразным памятником, прославляющим новую систему государственного управления, созданную Петром I. Огромных размеров постройку предполагалось сделать архитектурной доминантой главной площади Петербурга. Согласно проекту Д. Трезини, осуществлявшемуся с 1722 по 1742 год, вытянутый почти на 400 метров вдоль западной границы площади, прямоугольный в плане, объем сооружения был разделен на двенадцать частей; отсюда и условное название здания – Двенадцать коллегий. Одиннадцать из них имели равные размеры, и только первая от Невы, предназначавшаяся для Аудиенц-каморы (приемной царя), была несколько длиннее. Каждая из частей перекрывалась отдельной высокой с переломом (мансардной) крышей, а на фасаде по краям подчеркивалась сдвоенными пилястрами и более мощными пилонами с нишами для статуй. С большого расстояния казалось, что это не одно

протяженное здание, а вплотную приставленные друг к другу двенадцать отдельных корпусов, возведенных по "образцовому" проекту. Так во внешнем облике здания идеально воплощался основной градостроительный принцип петровского времени — застройка "единоюфасадою", одинаковыми домами.

Первый этаж со стороны главного, восточного фасада первоначально имел открытую аркаду со сводами, опирающимися на рустованные  пилоны. Два верхних богато декорированных этажа объединены лопатками и  пилястрами большого ордера. Центры "корпусов", где находились залы заседаний, выделены слегка выступающими ризалитами. Над ними первоначально возвышались типичные для барочных построек фронтоны сложных криволинейных очертаний (позднее замененные завершениями более строгих форм). Тимпаны фронтонов были заполнены лепными картушами с эмблемами учреждений, а по сторонам размещались декоративные скульптурные композиции. На уровне второго этажа поместили балконы. Со стороны западного фасада, где была устроена открытая двухъярусная галерея, членения объема здания почти не ощущались. Здесь особенно сильное впечатление производила колоссальная протяженность постройки. Фасады здания имели типичную для барочных построек двухцветную окраску. Стены были оранжево-красные, а детали декора – белые. «Невиданный размах постройки, богатство декора, насыщенность цветовых соотношений – все придавало ее облику внушительный вид и подчеркивало главенствующее положение в ансамбле главной площади. Первоначальная отделка помещений здания Двенадцати коллегий до нашего времени не сохранилась. Уцелел только один Сенатский зал во втором "корпусе" (с 1830-х годов называвшийся Петровским). Это

один из лучших и типичных образцов парадного интерьера, созданного в 30-е годы XVIII века» [10].

Со времени  окончания постройки здание претерпело ряд изменений. Самые существенные из них произошли в 1834-1837 годах в ходе приспособления Двенадцати коллегий под университет. По проекту архитектора А. Ф. Щедрина двенадцать входов в здание с площади были заменены одним с парадной лестницей, что выделило центр сооружения, где устроили новые большие помещения – актовый зал и церковь. Их создание потребовало объединения под одну крышу трех "корпусов". Второй этаж западной галереи был превращен в гигантский коридор, одновременно служивший и хранилищем книг.

Следующий объект, привлекательный для туристического внимания, - Зимний дворец.

Ныне существующий, пятый Зимний дворец построен в 1754-62(арх. В.В Растрелли) на месте разобранного третьего. Здание решено в виде замкнутого каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 помещений) и его различно решённые, согласованные с окружением фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то, широко расставляя, обнажает плоскость стены) создают впечатление пластичной мощи, торжественности и великолепия. «Пышная отделка фасадов (сложная рельефная орнаментика, декор, скульптура над парапетами и многочисленными фронтонами, кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами интерьеров подчёркивает парадное назначение сооружения. Интерьеры Зимнего дворца неоднократно перестраивались. В 1892-94г.г. обветшавшие скульптуры из пудожского известняка заменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни» [6, 34-36].

В 1826 в Зимнем дворце открыта Военная галерея 1812 года. После катастрофического  пожара 1837 дворец в небывало короткие сроки (1838-39) восстановлен (все основные работы завершены в 1840). В конце 19 века

Зимний дворец окрашен в тёмно-красный цвет. В 1918-45 в части помещений Зимнего  дворца размещался Музей революции. В 1922г. большая часть Зимнего дворца передана Государственному Эрмитажу. В 1920-30-х гг. проведены широкомасштабные реставрационные работы. Во время блокады Зимний дворец повреждён попаданиями артиллеристских снарядов и авиабомб. Ремонтные работы начаты в мае 1942, в ноябре 1945 открыты для посетителей первые 69 залов (в том же году весь Зимний дворец передан Государственному Эрмитажу). В 1946 фасады Зимнего дворца окрашены в первоначальный бирюзовый цвет. Реставрация большинства залов и помещений осуществлена в 1940-50-х гг., интерьеров Большой церкви, Александровского и Малахитового залов – в 1960-х гг. В 1971 в составе Государственного Эрмитажа созданы Реставрационные мастерские, которые ведут работы по восстановлению и сохранению Зимнего дворца.

Информация о работе Культурное значение памятника «петровского барокко» в Санкт-Петербурге