Компенсация морального вреда как мера Гражданско-правовой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2010 в 21:36, Не определен

Описание работы

Конституция РФ ставит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и возмещение причиненного вреда. Российская Федерация, провозгласив себя правовым государством должна соответствовать этим критериям.
Одним из видов вреда, который может быть причинен личности, в законодательстве выделяется моральный вред, т.е. страдания, вызванные различными неправильными действиями(бездействием). Однако гражданское законодательство России до 1990 г. не предусматривало ни самого понятия морального вреда, ни соответственно возможности его возмещения. Судебная практика в соответствии с господствующей доктриной отличалась стабильностью в этом вопросе, и суды неизменно отказывали в изредка предъявлявшихся исках о возмещении морального вреда в денежной форме.

Файлы: 1 файл

ГП Курсовая работа.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

нравственные  страдания. В совокупности нравственные и физические страдания составляют моральный вред, который при наличии  других необходимых условий должен быть в соответствии со ст. 151 ГК компенсирован  в денежной форме.

  Чтобы  поддерживать свое существование и вести достойный человека образ жизни, потерпевший обращается за такими платными услугами, к каким вынуждает его состояние увечья, и совершает иные связанные с этим состоянием расходы. По терминологии ст. 15 ГК, он несет расходы для восстановления своего нарушенного права (на полноценную и достойную человека жизнь). Такие расходы составляют реальный ущерб потерпевшего. Теряя прежнюю работу, он утрачивает прежний доход (упускает выгоду), который не утратил бы, если бы его здоровье не было нарушено. В целом он несет убытки, которые подлежат возмещению в полном объеме.

  Этот  пример показывает, что органический  вред возмещается путем компенсации  морального и возмещения имущественного  вреда, вызванных повреждением  организма, иными словами, происходит опосредованное возмещение вреда.

  Неправильное  разграничение видов вреда может  иногда привести к неверным  выводам. Так, А.М. Белякова  считает, что моральный вред  может проявиться в ограничении  возможности лица свободно передвигаться  из-за ампутации ног, видеть или слышать при потере зрения или слуха.[5]

  Однако  отмеченные ограничения - это  проявления именно органического  вреда, а собственно моральный  вред - это переживания потерпевшего  по поводу наличия указанных  ограничений. Если бы инвалиду были компенсированы расходы на приобретение автомобиля и изготовление высококачественных протезов, позволяющих самостоятельно передвигаться, это являлось бы возмещением органического вреда, опосредованным через возмещение имущественного вреда. Подлежащий компенсации моральный вред в таком случае выражался бы в виде переживаний лица по поводу неустранимых последствий состояния увечья.

5. Белякова  А.М. Гражданско - правовая ответственность  за причинение вреда (теория  и практика. Автореф. дис. д-ра  юрид. наук. М., 1987. С. 51 - 52.

 

                                                       

                                                        14

Oпосредованное  через возмещение имущественного вреда возмещение органического вреда выражается, как и компенсация морального вреда, в денежной форме, возникает вопрос о разграничении этих правовых институтов.[6] 

  Основная  трудность такого разграничения  состоит в единстве формы компенсации  морального вреда и возмещения  имущественного вреда, так как  деньги - универсальный имущественный эквивалент, дающий возможность приобретения необходимых благ.

  Oпосредованное  через возмещение имущественного  вреда возмещение органического  вреда направлено на устранение  или ослабление дисфункций организма  или их внешних проявлений, в то время как компенсация морального вреда направлена на устранение или сглаживание переживаний и страданий, связанных с причинением вреда организму человека.

   В ст. 150 ГК законодатель устанавливает  принцип неотчуждаемости и непередаваемости  иным способом личных неимущественных прав и других нематериальных благ и предусматривает возможность их защиты. Из этого следует, что законодатель считает личные неимущественные права одним из видов нематериальных благ. Так, в открытый перечень таких прав и благ в ст. 150 ГК включены:

- в качестве  личных неимущественных прав - право  свободного передвижения, право  выбора места пребывания и  жительства, право на имя, право  авторства;

- в качестве  нематериальных благ - жизнь и  здоровье, достоинство личности, личная  неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна.

  В  этой же норме законодатель  говорит об осуществлении и  защите личных неимущественных  прав и других нематериальных  благ.

  Tермин  "осуществление" применим только к личным неимущественным правам как разновидности нематериальных благ - можно осуществлять, реализовывать путем соответствующего поведения право, но вряд ли

возможно "осуществить благо". Поскольку  нематериальные блага являются

6.Малеина М.Н. Компенсация за неимущественный вред // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. N 5. С. 27.

                                                                       

                                                                          15

неотчуждаемым достоянием лица, следует сказать, что лицо имеет право обладать личным неимущественным благом. Это право имеет абсолютный характер, и ему корреспондирует обязанность всех остальных воздерживаться от его нарушения, которое одновременно являлось бы причинением вреда не только праву на обладание благом, но и самому благу. В принципе лицо может и распорядиться по своему усмотрению принадлежащим ему нематериальным благом, но в ограниченных пределах (изменяя качественные или количественные характеристики блага), поскольку запрет на отчуждение или передачу их каким бы то ни было способом исключает эти блага из числа объектов гражданского оборота. Поэтому законодатель делает акцент именно на гражданско - правовой защите этих благ.

 И   моральный, и физический  вред  после нанесения по существу своему являются необратимыми и в гражданско-правовом смысле возмещению не подлежат. Используя уголовно-правовую терминологию (ст. 76 УК РФ), они лишь могут быть «заглажены».[7] Таким образом, понятие морального вреда предполагает возможность его компенсации, а не возмещения. Но принципы компенсации физических и нравственных страданий не могут быть одинаковы. Поскольку физические страдания вызываются физическим вредом, причиняемым в материальной сфере, они поддаются гораздо более объективированной оценке, т.е. по своему смыслу компенсация физических страданий может приближаться к возмещению. Совсем по-другому обстоит дело с компенсацией нравственных страданий, вызванных вредом, причиненным в идеальной сфере. Они не могут быть оценены с позиций столь обобщенных, как физические, и для того, чтобы они могли быть компенсированы исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости, необходимо тщательное и всестороннее изучение обстоятельств причинения вреда личности причинителя вреда и лица, которое испытывает страдания.[8] Cловом, важен максимально индивидуализированный подход к оценке нравственных страданий.

 Можно  ли считать, что потеря руки  в результате причинения увечья 

7. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

(ред.  от 09.11.2009)

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2009. -п. 2 ст.151

                                                                             

                                                                              16

квалифицированным рабочим и выдающимся скрипачом  вызывает у них разной степени  физические страдания? Признать такое, даже если эти люди обладают различным  болевым порогом, означает признать, что у одного человека тело стоит дороже, чем у другого. Вряд ли такой подход будет соответствовать идеям демократичного общества и конституционным принципам. Но можно ли будет упрекнуть в предвзятом подходе суд, который в такой ситуации сочтет, что нравственные страдания человека, добившегося большего успеха и признания, могут быть острее?[9] Существует и еще одно важнейшее обстоятельство, позволяющее настаивать на необходимости отграничения нравственных страданий от физических как самостоятельных видов   вреда - морального  и физического. Следует всемерно поддерживать право лица на компенсацию морального вреда, причиненного ему в результате любого правонарушения, от которого оно претерпело. Действительно, ведь умаление такого нематериального блага, как достоинство личности, должно неизбежно сопровождать нарушение гарантированных прав и свобод. Но при этом не следует забывать, что любое правонарушение, в том числе и не причинившее физического вреда, обязательно сопровождают лишь нравственные страдания лица, в отношении которого это правонарушение было совершено. Если же физического  вреда  не было причинено, то не могли возникнуть и физические страдания, а значит, говоря о «презумпции   морального вреда» при совершении любого правонарушения в виду можно иметь лишь нравственные страдания.

 Подобное  деление может быть весьма  полезно при разработке методик  исчисления причиненного физического  и   морального  вреда. Разумеется, при произведении такой оценки  крайне важна и свобода судейского  усмотрения, коль скоро законодательство предоставляет суду право определять размер компенсации  морального   вреда   (ст. 1101 ГК РФ). Однако вряд ли даже самые квалифицированные представители судейского корпуса при решении такой сложной задачи, как оценка   морального вреда, отказались бы от использования разумных методик хотя бы в качестве ориентира.

9.Гаврилов  З. Как определить размер компенсации  морального вреда? - Российская юстиция. – 2000. - № 6.

 
 

                                                                         17

Классическое  же определение морального вреда, данное в Постановлении Пленума ВС РФ, следующее:  под  моральным  вредом  понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.[10]

 Статьей  151 первой части Гражданского  кодекса Российской Федерации,  которая введена в действие  с 1 января 1995 года, указанное положение  сохранено лишь для случаев  причинения гражданину  морального  вреда   действиями, нарушающими  его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

 Следует  полагать, что данное определение,  таким образом, включает в себя  два аспекта: собственно моральные  страдания (они же моральный  вред) и физические страдания,  причиненные в результате противоправного поведения. Такой подход законодателя и судебной практики упрощает принятие судебных решений, но при этом не нужно забывать двойственную«структуру» морального вреда.

 Он компенсируется по статьям 151 части 1-ой и 1099-1101 части 2-ой ГК РФ в денежной форме. При определении ее размера суд должен учитывать характер физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, а также индивидуальные особенности потерпевшего и степень вины причинителя, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

10.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" Бюллетень ВС РФ. – 1995. - № 3 [ред.] от 6 февраля 2007 г. № 6;"Российская газета" от 08.02.1995г

                                                                           

 

                                                                        18

 

Глава 2.  Компенсация  морального вреда.

 

  Компенсация  морального вреда применяется  не только при нарушениях чести,  достоинства и деловой репутации.  Вот почему проблему компенсации  морального вреда следует отличать от проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации. Это – разные проблемы, хотя они частично пересекаются.

 Иски  о защите чести, достоинства  и деловой репутации – это  самостоятельный вид гражданских  исков, в то время как иски  о компенсации морального вреда, как стало очевидным после принятия части второй Гражданского кодекса РФ (ГК), являются разновидностью исков,  основанных на обязательствах вследствие причинения вреда.

  Человек  претерпевает страдания во множестве  случаев, в том числе и в  результате неправомерных действий других лиц, но это не означает, что он во всех случаях приобретает право на компенсацию морального вреда. Такое право возникает при наличии предусмотренных законом условий, или оснований ответственности законом условий, или оснований ответственности за причинение морального вреда.

 

2.1  Условия возникновения  ответственности  по компенсации  морального вреда

 

 В  соответствии с пунктом 1 статьи 1099 ГК, основания и размер компенсации  гражданину морального вреда  определяются правилами, предусмотренными главой 59 “Обязательства вследствие причинения вреда” и статьей 151 ГК.

  Поскольку  абсолютно все нормы, содержащиеся  в статье 151, повторены – хотя  и в несколько иной редакции, но без изменения их сути, –  в статьях 1099 и 1101 ГК, следует считать, что компенсация морального вреда полностью регулируется общими положениями главы 59 ГК – “Обязательства вследствие причинения вреда”.

Информация о работе Компенсация морального вреда как мера Гражданско-правовой ответственности