Компенсация морального вреда как мера Гражданско-правовой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2010 в 21:36, Не определен

Описание работы

Конституция РФ ставит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и возмещение причиненного вреда. Российская Федерация, провозгласив себя правовым государством должна соответствовать этим критериям.
Одним из видов вреда, который может быть причинен личности, в законодательстве выделяется моральный вред, т.е. страдания, вызванные различными неправильными действиями(бездействием). Однако гражданское законодательство России до 1990 г. не предусматривало ни самого понятия морального вреда, ни соответственно возможности его возмещения. Судебная практика в соответствии с господствующей доктриной отличалась стабильностью в этом вопросе, и суды неизменно отказывали в изредка предъявлявшихся исках о возмещении морального вреда в денежной форме.

Файлы: 1 файл

ГП Курсовая работа.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)
fy">произошел перелом. Вначале в специальных  нормативных актах,

рассчитанных  на отдельные случаи, а затем и  в актах кодификационного характера  категория морального вреда была узаконена.

 Следует  учесть, что компенсация морального вреда применяется не только при нарушениях чести, достоинства и деловой репутации. Вот почему проблему компенсации морального вреда следует отличать от проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации. Это разные проблемы, хотя и частично пересекающиеся.

 Иски  о защите чести, достоинства  и деловой репутации – это  самостоятельный вид гражданских  исков, в то время как иски  о компенсации морального вреда,  как стало очевидным после  принятия части второй Гражданского  кодекса, являются разновидностью исков, основанных на обязательствах вследствие причинения вреда.

 Но  появилось еще больше вопросов  в этой сфере в связи с  применением других нормативных  правовых актов: ФЗ «О защите  прав потребителей» от 7 февраля  1992 года № 2300-I, ФЗ «О статусе  военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, ФЗ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1, «Правил возмещения работодателями  вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» и др.

 Таким  образом, вопросы компенсации  морального вреда в сфере гражданских  правоотношений регулируются рядом  законодательных актов, введенных  в действие в разные сроки,  нормы которых по-разному трактуются  судами, так что практика не выработала единого подхода к этой проблеме.

 Название «моральный вред» вряд ли может быть признано удачным, принимая во внимание установленное законодателем содержание этого понятия - нравственные и физические страдания, точнее, физические или нравственные страдания[3], поскольку понятие «мораль» применительно к личности означает совокупность представлений об идеале, добре и зле, справедливости и несправедливости.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2009. статья 151 ГК РФ,

                                                                           8

Однако  существует и другое определение  морали, в соответствии с которым  она отождествляется с нравственностью, а нравственность, в свою очередь, определяется как правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе[4]. Применительно к такому определению морали и нравственности название «моральный вред» является достаточно корректным, хотя легко заметить, что физические страдания в этом случае выпадают из покрываемой таким определением сферы человеческого существования. Название «моральный вред» как устойчивое лексическое сочетание, имеющим вполне определенное содержание; ведь еще в начале века под моральным вредом, подлежащим возмещению, подразумевались страдания и лишения физические и нравственные, причиненные потерпевшему неправомерной деятельностью правонарушителя.

 Например, А.М. Эрделевский, подчеркнув, что  установление четкой терминологии  представляется очень важным  для правильного разграничения отдельных видов   вреда  и их последующего возмещения, а неправильное разграничение  вреда  по его видам может привести к неверным выводам, сначала указал на то, что любой телесный  вред  в целях его возмещения распадается на моральный вред и имущественный  вред, а потом сразу же отметил, что «вред» как общее понятие должно подразделяться на«имущественный, телесный или психический  вред  (выражение

 «психический  вред» использовано А.М. Эрделевским  для обозначения морального  вреда)».  В такой ситуации следует говорить уже о невозможности верных выводов, ибо приведенное разграничение вреда  по его видам просто непоследовательно[5].

 
 
 
 
 
 
 

4.Большой  энциклопедический словарь. - С-Пб.: Большая российская энциклопедия, 1998. - С. 755.

5.Эрделевский А.М., «Компенсация морального вреда»; М.,1997.с25

                                                                             

                                                                              9

1.2. Соотношение морального  с другими видами вреда в российском праве.

 

 А  по каким основаниям в гражданском  законодательстве проводится объединение  морального   (нравственного) вреда   и собственно физического (телесного)  вреда? Оба они причиняются  непосредственно личности и оба  вызывают страдания - естественную форму последствий причинения вреда личности потерпевшего. Однако для оценки   вреда, причиненного личности, и установления порядка его компенсации важнее должно быть отличие между  моральным   и физическим   вредом, которое и не позволит их объединить. Причиненный моральный и физический  вред   отражается в разных сферах человеческой жизнедеятельности: соответственно, идеальной (духовной) и материальной (телесной), что предполагает и различие используемых принципов оценки причиненного  вреда  и его компенсации.

 Охраняемые  законом неимущественные блага  перечислены в Конституции и  Гражданском кодексе РФ (далее  - ГК). Это жизнь, здоровье, честь,  достоинство, доброе имя, свобода,  личная неприкосновенность, неприкосновенность  частной жизни, личная и семейная тайна. Причем в Конституции подчеркивается, что это перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина[1]. Права и блага защищаются в предусмотренных гражданским законодательством случаях и порядке, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального блага и характера последствий этого нарушения.[2]

В ГК моральный  вред определяется как "физические или нравственные страдания"[3].

 Определение содержания морального вреда как страданий означает, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражение в

сознании  потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. При

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.93 г//Российская Газета-1993-25д (ч. 1 ст. 55)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2009. п. 2 ст. 150

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2009. ст. 151

                                                                        

                                                                          10

 этом  неблагоприятные изменения в  охраняемых законом благах отражаются в сознании человека в форме негативных ощущений (физические страдания) или переживаний (нравственные страдания). Содержанием переживаний может являться страх, стыд, унижение или иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние. Очевидно, что любое неправомерное действие или бездействие может вызвать у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишить его полностью или частично психического благополучия.

  Содержанию  морального вреда уделил внимание  Пленум Верховного Суда РФ  в своем Постановлении от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", указав, что "под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права гражданина.

  Моральный  вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.[4]

 Хотя  Верховный Суд РФ не дал  общего определения страданий,  из 

4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" [ред.] от 6 февраля 2007 г. № 6;"Российская газета" от 08.02.1995г

 

                                                                         11

приведенного  текста Постановления следует, что  суд попытался раскрыть содержание одного из видов морального вреда - нравственных страданий. Очевидно, что под нравственными страданиями суд понимает переживания.

  Из  указания на то, что моральный  вред может заключаться в переживаниях  в связи с болью либо в  связи с заболеванием, перенесенным  в результате нравственных страданий,  следует, что допускается возможность компенсации вторичного морального вреда. Например, если в результате распространения не соответствующих действительности порочащих сведений лицо испытывает переживания (нравственные страдания) и в результате этого переносит гипертонический криз с болевыми ощущениями (физические страдания), далее испытывает переживания в связи с заболеванием (вторичные нравственные страдания), то нет оснований не признать, что совокупный моральный вред находится в причинной связи с противоправным деянием в виде распространения не соответствующих действительности сведений. Аналогичная ситуация создается и в том случае, если первичный моральный вред выразится в виде физических страданий, которые повлекут за собой нравственные страдания.

  Следует  отметить, что понятие "физические страдания" не совпадает по своему содержанию с понятиями "физический вред" или "вред здоровью". Физические страдания - это одна из форм морального вреда в том его виде, как он определен в российском законодательстве (ст. 151 ГК), в то время как физический вред (который целесообразнее было бы называть органическим вредом) - это любые негативные изменения в организме человека, препятствующие его благополучному биологическому функционированию.

  Но  что представляет собой благополучное  биологическое функционирование организма? Это есть нормальное с медицинской точки зрения протекание всех психофизиологических процессов в организме человека.

  Физический (органический) вред является вредом  материальным с естественнонаучной  точки зрения и вместе с  тем неимущественным; негативные изменения происходят в организме, т.е. в материальной сфере потерпевшего, под влиянием определенных внешних воздействий. Эти

                                                                        

                                                                           12

изменения, в свою очередь, приводят или могут  привести к негативным изменениям в  состоянии психического благополучия или в имущественной сфере  личности.

  Негативные  изменения в состоянии психического  благополучия могут выражаться в обоего рода страданиях (моральный вред), а негативные изменения в имущественной сфере - в расходах, связанных с коррекцией или функциональной компенсацией недостатков в организме потерпевшего, и утрате дохода (имущественный вред). Следовательно, любой органический вред с точки зрения его возмещения распадается на моральный вред и имущественный вред.

К такому же выводу приводит анализ ст. 12 и 15 ГК. В ст. 12 отсутствует упоминание о  таком способе защиты гражданских  прав, как "возмещение вреда", но говорится о таком способе, как "возмещение убытков". Что касается ст. 15, то из нее можно сделать вывод, что термин "убытки" применим к случаям как договорных, так и деликтных обязательств, поскольку здесь под убытками понимаются:

1) реальный ущерб в виде расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;

2) утрата  или повреждение его имущества;

3) упущенная  выгода - неполученные доходы, которые  это лицо получило бы при  обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

 Такое  понимание убытков применимо  при причинении как органического,  так и имущественного вреда.

  Например, гражданин получает увечье в  результате дорожно - транспортного  происшествия. Собственно увечье (повреждение организма) представляет собой органический вред. Этот органический вред вызывает физические страдания у потерпевшего в момент причинения увечья и в процессе последующего лечения. Одновременно осознание своей неполноценности, невозможность вести равноценную прежней жизнь, утрата работы заставляют его испытывать переживания, т.е. претерпевать

                                                                        

                                                                          13

Информация о работе Компенсация морального вреда как мера Гражданско-правовой ответственности