Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2010 в 23:40, Не определен

Описание работы

Вопросы правового регулирования положения несовершеннолетних В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Файлы: 1 файл

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних (ТИЭИ).doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

     В процессе изучения и  анализа работ  указанных авторов  были сформулированы основные концептуальные представления о существовании гражданско-правового института опеки и попечительство и определены основы правового регулирования его деятельности.

     Нормативную основу работы составили  международные договоры, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативные акты субъектов России, а также иные источники права, относящиеся к правовой регламентации прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения.

     Полученные  результаты исследования могут быть использованы в моей дальнейшей практической деятельности в сфере обеспечения гражданско-правового положения несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством.

     Структура дипломной работы обусловлена предметом настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, а также заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. ОСНОВЫ Гражданско-ПРАВОВОГО положения НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ в России.

    1. Понятие несовершеннолетних

     Прежде  чем рассматривать вопросы правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц, тем более что оно не относится к числу однозначных и неоспоримых.

     В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией РФ и другими законами страны1.

     Отечественное законодательство, как и международные  акты, широко использует термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. В частности, гражданское законодательство, не давая официального определения понятию несовершеннолетний, все же использует два термина: "малолетний" - в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет - и "несовершеннолетний" - в возрасте от 14 до 18 лет. Это обусловлено различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.

     В то же время в российском праве  существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном). Так, например, согласно ст. 87. УК РФ  несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет2.

     Общим ориентиром для понимания несовершеннолетия  в отечественном праве могли  бы стать соответствующие положения  Конституции, однако в главном законе страны они отсутствуют.

     Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

     Правила ООН, принятые в 1990 г. и затрагивающие  вопросы защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, не содержат никаких уточнений относительно возрастного порога несовершеннолетия3. Минимальные стандартные правила ООН, принятые в 1985 г., касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), не устанавливая их конкретный возраст, тем не менее указывают, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой ко взрослому (Правило 2.2.а). Текст Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (приняты в Эр-Рияде в 1990 г.)4 также не содержит конкретного определения возраста несовершеннолетнего.

     Представляется, что если в международных документах отсутствует указание на возраст, с достижением которого наступает совершеннолетие, то выбор (из имеющихся в международной практике стандартов) при его определении должен быть сделан в пользу верхней возрастной границы. В большинстве случаев, несомненно, основанием для определения возрастных рамок несовершеннолетия должны стать положения Конвенции ООН 1989 г.

     Анализируя  основные отрасли отечественного права, я прихожу к выводу, что верхнюю возрастную границу несовершеннолетия следует установить на уровне 18 лет поскольку начиная именно с этого возраста физическое лицо практически становится полноправным членом общества. Это вовсе не означает отсутствия исключений из этого правила. Так, например, зачастую для занятия определенной должности, а также для привлечения к уголовной ответственности за некоторые категории преступлений физическим лицам необходимо обладать иными, более высокими, возрастными характеристиками. Например, для привлечения лица к уголовной ответственности

    1. Понятие правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации

     Рассмотрение  правового положения несовершеннолетних, на мой взгляд, следует формулировать  с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и  отраслях юридической науки при  определении правового статуса и правового положения личности вообще.

     Термины «правовой статус» и «правовое положение» часто употребляется в законодательстве и научной правовой литературе. Их обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристике состояния того или иного субъекта правового общения, например органа государства, организации, отдельной личности5. При этом за редким исключением не  делается каких-либо различий между указанными терминами.

     Такой подход используется в работах по общей теории государства и права при определении и характеристике общетеоретической модели правового положения личности. В отраслевых же юридических науках чаще употребляется термин "статус" - личности, гражданина - в сочетании с отраслевой принадлежностью, например: административно-правовой статус, гражданско-правовой, семейно-правовой и т.д. Понятие «правовой статус» в общетеоретическом смысле или с учетом его отраслевой принадлежности может и должно быть определено с ориентацией на содержание правовых норм и институтов, имеющихся в той или иной отрасли права и предопределяющих потенциальные возможности абстрактной личности в ее взаимоотношениях с различными субъектами права.

     Понятие "правовое положение" различных  категорий физических лиц следует  определять с учетом их фактического социального положения и реализованных ими норм права о конкретных правах, свободах и обязанностях6. С учетом сказанного каждый конкретный отраслевой статус гражданина РФ или иного физического лица можно определить как совокупность норм соответствующей отрасли права (гражданского, административного, семейного и др.), закрепляющих его конкретные отраслевые права, свободы и обязанности.

     В гражданском праве, в отличие от других отраслей права, наряду с терминами "общий (конституционный) статус" и "конституционно-правовой статус" часто употребляется понятие "основы правового положения личности". Его применение обусловлено спецификой данной отрасли права, и это выражается в том, что в данном понятии сосредоточены основополагающие элементы, которые являются исходными для любого отраслевого статуса личности и соответственно учитываются в нем.

     В области регламентации отношений  государства и личности Конституция РФ устанавливает исходные начала. Другими словами, она закрепляет лишь основы правового положения личности в обществе. В этих основах содержится то общее, что конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои) по профессиональному, возрастному, социальному и прочим признакам (например, в правовом статусе несовершеннолетних). В данном случае общее - основы правового положения личности - конкретизируется в особенном, т.е. правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только по принадлежности к российскому гражданству, но и по другим специфическим признакам.

     Правовой  статус - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, "в жизни нередко встречаются примеры ложно понятного или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения"7.

     Существует  несколько подходов к определению правового статуса личности. Я разделяю точку зрения, предложенную Е.А. Лукашевой: "Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности"8.

     Правовой  статус индивида законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативных юридических актах (внутригосударственных и международных). Права и обязанности - основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. "Система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем"9.

     В правах и обязанностях не только фиксируются  образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Правовой статус как ключевое понятие правовой науки привлекает пристальное внимание юристов. В структуру правового статуса включается различный набор элементов: гражданство, общая правоспособность, гарантии, законные интересы10, юридическая ответственность11, принципы правового положения личности и др. Учитывая такой большой набор, следует согласиться, во-первых, с Е.А. Лукашевой, которая выделяет предпосылки, определяющие правовой статус индивида (предстатусные элементы), и элементы, вторичные по отношению к основным (послестатусные элементы)12, а во-вторых, с Н.В. Витруком и В.А. Кучинским, которые предлагают предстатусные и послестатусные элементы включать в понятие "правовое положение личности"13. Напомним, что мы тоже различаем понятия "правовой статус" и "правовое положение".

     Обобщая сказанное, можно предложить такую теоретическую конструкцию. Правовое положение личности составляют:

  • предстатусные элементы (правовые принципы, гражданство, общая правоспособность, законные интересы);
  • правовой статус (права и обязанности);
  • послестатусные элементы (система гарантий, юридическая ответственность).

     Поясню, почему элементы распределены таким образом. Принципы правового положения личности - это основополагающие начала, идеи, охраняемые и защищаемые государством и положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина (т.е. это предстатусный элемент). Гражданство как определенное политико-юридическое состояние - предпосылка, определяющая правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо изъятий. Известно, что проживающие в данном государстве иностранцы, а также лица без гражданства могут тоже обладать правовым статусом в ограниченном объеме (такого рода ограничения определяются Конституцией либо законодательством). В.С. Нерсесянц определяет правоспособность как "абстрактную способность (возможность) субъекта права иметь соответствующие права и обязанности, предусмотренные действующим правом"14 (предстатусное состояние). А.В. Малько, сравнивая категорию законных интересов с субъективными правами, отмечает, что законные интересы отражают лишь разрешенность действий как своего рода правовое стремление15. Законные интересы, т.е. те, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, не обязательно выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства (т.е. это предстатусный элемент).

     Юридическая ответственность потому оказалась за рамками правового статуса личности, что она вторична по отношению к обязанностям: без обязанности нет ответственности. И, наоборот, за неисполнение обязанности наступает ответственность, таким образом, это послестатусный элемент. Гарантии могут быть социально-экономическими, политическими, духовно-психологическими (нравственными) и организационно-техническими. Во всех этих случаях речь может идти об определенных условиях и средствах, призванных обеспечивать, гарантировать нормальное, установленное законом функционирование того или иного общественного и правового института16. Обязанность гарантировать права и свободы - основная функция государства, его органов и соответствующих должностных лиц. В установленных законом случаях эти функции возлагаются и на общественные объединения (ст. 46 Конституции РФ). Вот почему мы их тоже вынесли за пределы правового статуса личности.

Информация о работе Гражданско-правовое положение несовершеннолетних