Транформация института семьи и брака в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить основные тенденции развития института семьи и брака в современном Китае.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Попова Юлия РГ-71.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

    Разделение  власти внутри семьи, кажется, происходит все чаще. На этой почве возникает много конфликтов, иногда принимающих драматический оборот. По данным одного опроса, проведенного в Шанхае, из 68 зафиксированных разводов 5 были вызваны разногласиями между свекровью и невесткой25. И хотя известны случаи жестокого обращения свекрови с невесткой26, зачастую эти разногласия отражают новое соотношение сил. По данным журнала «Шэхуэй», они возникают преимущественно из-за вопроса о распоряжении семейным бюджетом27, так как с тех пор, как молодая женщина стала полностью участвовать в производстве, она все чаще требует и своего участия в решении финансовых вопросов. Более того, в этих спорах муж не принимает автоматически сторону матери28, а последняя часто делает домашнюю работу, что дает возможность невестке работать вне дома.

    Что касается супружеских отношений, то можно сказать, что с течением времени и в силу проводимых реформ увеличивается ориентация молодёжи на личностные, а не статусные характеристики в ситуации брачного выбора. В условиях борьбы с традиционно существовавшими принудительными формами брака любовь и взаимопонимание становятся основными мотивами брака для подавляющего числа брачных пар. К характерной черте современного матримониального поведения китайцев относится также откладывание вступления в брак. В значительной мере это обусловлено изменением взглядов на семью: семейные ценности перестают быть абсолютными, оттесняясь иными ценностями. Для пореформенного общества характерно неуклонное уменьшение регистрируемых браков и увеличение разводов. Снижение коэффициента брачности связано с сокращением общей численности населения, повышением возраста вступления в брак и увеличением количества консенсуальных брачных союзов.

    Особенностью  пореформенного периода является быстрое уменьшение размера семьи, сведение её к ядру родители – дети (нуклеаризация семьи). Значительные изменения претерпела структура внутрисемейных отношений – главными стали отношения между мужем и женой, которые характеризуются переходом от авторитаризма, основанного на подчинении жены мужу, к равноправию. В результате этого современная модель семьи отличается существенным перераспределением власти и обязанностей между супругами, повышением требований к своим взаимоотношениям. При этом меняется соотношение функций семьи - возрастает значение функций, удовлетворяющих эмоциональные потребности людей. Необходимо особо подчеркнуть, что указанные изменения наиболее ярко представлены в городской семье.

    2.2.    Угрозы стабильности института семьи в КНР

 

    Китайский институт семьи и брака, так же как и в других странах, подвержен  ряду угроз его стабильности. После  образования КНР наряду с новыми формами создания семьи, когда молодые вправе свободно выбирать себе пару, продолжают существовать и старые обычаи, которые связаны с соглашением между двумя семьями и объясняются, прежде всего, бедностью, например замужество девочек (тунъянси). Данная «традиция» является одной из причин нестабильности института семьи и брака. Этот обычай восходит, по крайней мере, к XI в., т. е. времени правления династии Сун. Семья, слишком бедная, чтобы вырастить дочь, отдает ее в более обеспеченную семью, которая воспитывает девочку и выдает замуж за одного из своих сыновей, не тратя на это ни гроша29. Многие браки заключаются еще тогда, когда будущие супруги — просто дети, и свадьбы играются задолго до достижения законного возраста30.

    После Освобождения первый закон о браке  требовал, чтобы выдача девочек замуж была запрещена. Тем не менее, в наше время, тридцать лет спустя, в некоторых коммунах девочки были отданы замуж. Эти девочки были обручены и отправлены в семьи их женихов еще в детстве. Многие из них не остались девственницами — их принуждали без затей ложиться спать с мужчинами. Некоторые рожали в 16 лет. Те, кто не мог более сносить унижения и жестокости, требовали развода или убегали.

    Эти браки наносят серьезный ущерб  здоровью подростков и вредят их развитию. Их участь в глазах других девочек очень печальна. С самого детства они, несчастные, «учатся без удовольствия, работают без оживления, скрепя сердце, около очага».

    Чем объясняются браки девочек в таких коммунах?

  1. Экономическая отсталость. Нет ни разнообразия культур, ни ремесленных промыслов. Многие за целый год работы практически ничего не получают. Некоторые семьи из-за финансовых затруднений не могут вырастить детей. Вот почему они отдают девочек замуж.
  2. Сохранение феодального мышления. Еще частое явление брак из-за денег, и преобладает традиционное презрение к девочкам по сравнению с мальчиками. Многие, полагая, что девочки все равно рано или поздно выйдут за кого-нибудь замуж,  считают  их товаром,   предназначенным оставаться «у печи». Их не посылают в школу или прерывают их обучение на половине срока. Как только найдена «подходящая» семья, родители как можно раньше обручают их или выдают замуж.
  3. Отношение местных властей. Кадровые работники закрывают глаза на замужество девочек. Они прекрасно знают, что это явление имеет место, но не вмешиваются. Они также  не принуждают молодых людей, находящихся в браке, но не достигших брачного возраста, разойтись31.

    Торговля  девушками-подростками также представляет собой обычай, продиктованный нуждой, и является одной из причин нестабильности семейно-брачных отношений. Эти продажи часто выглядят как  некое развитие системы брака за деньги. Родители   девушек в этой корреспонденции не упоминаются, но они, вероятно, имеют свою долю в этих сделках. Ведь неизвестно, кто же другой мог бы получить большую часть сумм. Мошенники получают только процент от продажной цены, которых обвиняли не в том, что они лишали девушек свободы или принуждали их, а только в том, что они их «обманывали», предлагая им мужей в других провинциях. Они, следовательно, представляют собой просто особую категорию посредников, устраивающих браки между семьями, живущими на большом расстоянии друг от друга. Что определяет преступную природу их сделок, так это не торговый акт сам по себе (власти временно  отказались от запрета таких актов), но перемещение «невесты» (большей частью с согласия женщины или ее семьи) в отдаленную провинцию. Происходит переселение из горных или полупустынных провинций (Сычуань, Гуанси или Шэньси) в равнинные: в одном случае это Аньхой, в других — Хэнань, Гуандун, район Тяньцзиня, Хубэй, Шаньдун. Часто речь идет также о переселении из горной в равнинную часть одной и той же провинции. Продажная цена, указанная в документах, варьируется, но, видимо, весьма скромна — от 500 до 1500 юаней. Другие источники часто указывают цену гораздо ниже 1000 юаней. Цены тем более умеренные, что, возможно, брак с женщиной из другого региона позволяет экономить на брачной церемонии. Создается, таким образом, впечатление, что побудительным мотивом для такой торговли служит притягательная сила равнинных зон, менее удаленных, более урбанизированных, где жизнь может быть не столь тяжелой, что компенсирует в глазах родителей этих девушек низкую продажную цену. Бедные же крестьяне с равнин (особенно из районов, подвергшихся бедствиям) или рабочие второй зоны центральных городов могут таким путем достать себе дешево жену, которую они не в состоянии найти на месте32.

    Следующей угрозой является повторное замужество вдов. В случаях, когда в китайских семьях затрагивается деликатный вопрос о повторном браке вдовцов и особенно вдов, подтверждается важное значение денежной проблемы.

    С одной стороны вдовы надеются на возможность счастья для себя, а с другой — они боятся суждений соседей и особенно противодействия взрослых сыновей, у которых есть свое мнение, одновременно единодушное и радикальное. Самый важный мотив - материальные расчеты.

    Правильность  такого объяснения подтверждает журнал «Шэхуэй», полагая, что сопротивление семьи возрастает по мере увеличения соответствующего имущества:

    Если  дети сопротивляются тому, чтобы их родные вновь вступали в брак, так это, вероятно, потому, что «феодальный» образ мыслей еще жив, но прежде всего из соображений, связанных с собственностью. Когда у родителей мало имущества или его вообще нет, дети чаще всего не имеют никаких «замечаний» по поводу нового брака, а если они и возражают, то беззлобно. Когда же у родителей есть значительное имущество, ситуация меняется. В этом случае дети гораздо чаще высказывают свое неодобрение и делают это в гораздо более резкой форме. Следовательно, должно говорить скорее не о том, что дети противятся новому браку, а о том, что они противятся разделу имущества33.

    Имеется много других случаев, когда семья  умершего супруга противится повторному браку вдовы по соображениям, связанным с «сохранением лица», или по финансовым соображения34. Низовые кадровые работники не всегда занимают твердую позицию в этом отношении35. В сегодняшнем Китае на вторичный брак смотрят плохо и в него трудно вступить36.

    Еще одним фактором, влияющим на институт семьи и брака, являются пожилые  люди. Конечно, цементирующей силой семейного единства является в значительной мере материальная сторона. В обществе, где крупные имущества редки, а государство владеет большей частью производственных факторов, частная собственность парадоксально приобретает существенное значение и идентифицируется с единственной ячейкой общества, противостоящей коллективизации, а именно с семьей. В городе такой собственностью являются обстановка, сбережения, а также жилище и работа: они передаются из поколения в поколение. В сельской местности значение семейной собственности, прежде всего дома, подчеркивается еще тем фактом, что в народных коммунах семья была единицей для распределения и стала производственной единицей после роспуска коммун.

    К собственности добавляется семейная взаимопомощь. Если эта традиция жива в современном Китае, то в значительной мере потому, что социальная защищенность остается недостаточной. Она развивается в неравной степени властями и крупными предприятиями в городе, но практически почти неизвестна в деревне. Для некоторой части городского населения и почти для всего сельского населения болезнь и старость суть катастрофы, которым может противостоять, только семейная взаимопомощь. Положение усугубляется постоянным ростом средней продолжительности жизни.

      В последнее время правительство как будто осознало эту проблему. Оно старается улучшать социальную защищенность и разработать специальную политику в отношении пожилых людей. Однако отсутствие средств вынуждает его поощрять семейную взаимопомощь столь же активно, как и в прошлом. Закон о браке 1980 г, как и аналогичный Закон 1950 г., обязывает детей «поддерживать родителей и помогать им» Кроме того, в законе говорится: «Родители, неспособные работать или находящиеся в затруднении, имеют право требовать от своих детей уплаты их расходов на содержание»37.

    Такая политика в целом является народной, потому что она согласуется с традиционными идеалами и практическими нуждами. Для престарелых родителей помощь детей означает ухоженную и защищенную старость. Молодые же нуждаются в родителях для затрат на свадебные расходы, для подыскания жилища и часто для решения трудной проблемы ухода за детьми поскольку ясли и детские сады не только дороги» но и весьма немногочисленны38. В подобных условиях политика поощрения семейной взаимопомощи представляется эффективной. На взгляд западного наблюдателя, материальная взаимопомощь — одна из самых характерных черт китайской семьи. Однако в обществе, где каждый беден, в семьях происходят многочисленные несообразности. Официальная китайская печать обеспокоена ростом числа тяжб, относящихся к содержанию стариков39.

    Кроме того, разница отношений разных поколений к семейной солидарности. В то время как старые родители упорно хотят смотреть за ребенком их дочери, сыновья «не видят, почему от них требуют деньги на присмотр за ребенком их сестры»; они сужают традиционное поле семейной солидарности.

    Действительно, многочисленные документы показывают, что молодое поколение толкует долг семейной взаимопомощи в свою пользу. Официальная печать часто разоблачает постыдные факты эксплуатации стариков их детьми.

    Насколько репрезентативны эти истории? Их много публикуется в печати с очевидной целью заклеймить нехватку солидарности, а может быть, и улучшить образ режима в глазах старшего поколения. Однако то, что такое дело развертывалось в семье достаточно высокопоставленных кадровых работников, указывает, что плохое обращение со стариками не может объясняться только бедностью.

    В другом случае дети пытаются контролировать, употребление родителями своей собственности, которая должна позже достаться детям и которую они, следовательно, считают собственностью семьи:

Информация о работе Транформация института семьи и брака в КНР