Религия и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Рeлигия имеет сaмые прямые связи с политикой и правом. Ей всегда принaдлежала существенная рoль в жизни общества. Область междунaродных отношений нередко привлекала особое внимaние церкви. Тaк, в теократических государствах Дрeвнего Востока религия, пoлитика и право были связаны вoедино. В Европе вершины своего влияния цeрковь достигает в период срeдневековья. Если государственная власть – «от бога», значит она должна быть равной ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует из христианской религии.

Содержание работы

Титульный лист 1
Введение 2
Основная часть
а) Место религии в системе возникновения права 3
б) Мусульманское право как реализация религиозного права 4
4. Влияние права на религию 12
4. Заключение 15
5. Литература 16

Файлы: 1 файл

Религия и право.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

6.

источники права.

         Среди их следует отметить так именуемую иджму: согласованное мнение древних правоведов, знатоков ислама, получившее смысл юридической истины,об обязанностях правоверных, извлеченной из Корана либо Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного способа, средства, восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Сунна, ни Коран, не имеют дать  убедительного ответа на вопросы появляющиеся.

        При выработке иджмы античные знатоки права и богословия неизменно исходили из 2-ух непоколебимых догм - постулатов: 1)непогрешимость и единство мусульманского сообщества, которое «не примет ошибочного решения», а 2)верность и чистота мусульманской веры, исходящей от Аллаха. «Он – Аллах – един. Аллах вечный; не родил и не был рожден. И не был Ему равным ни один». Эти две догмы признать дозволили юридическую и религиозную силу юридических авторитетов, решений богословских и согласованных мнений , конкретно не вытекающих из Сунны либо Корана.

Источником мусульманского права  издревле считается еще суждение в области права по аналогии под  названием «кияс». Сущность кияса содержится в использовании тех либо других установленных Сунной либо Кораном, иджмой предписаний к новым, не предусмотренным данными источниками права, случаям.

В научной литературе применительно  к мусульманскому праву вполне оправданно указывалось на ограниченный характер аналогии. При помощи суждения сообразно  по аналогии, резонно подмечал Р. Давид, решение найти можно чаще всего, исходя из имеющихся норм права, только применительно к данному частному случаю. Надеяться невозможно однако приспособить при помощи этого метода всю систему мусульманского права  к современности.

К тому же отметить следует, что задача схожая никогда не ставилась, не могла  ставиться юристами и богословами, исходя из религиозно-догматической  базы данной правовой системы. Мусульманское  право «не желает быть отображением действительности. Это скорее свет, который должен вести верующих к  религиозному идеалу, так как нередко  они не видят подходящего направления. Идея приспособления права к эволюции фактов совсем чужда данной системе.

        Согласно теории мусульманского права государство в лице суверена-монарха либо же во время более позже – парламента не может право творить, законодательствовать. Суверен в исламистском осмысливании является слугой права, а не господином.

 

8.

Мусульманское право формируется самим Аллахом  и его пророком и послаником Мухаммедом. Что же касается суверена, то он, следуя праву, только издает акты административные и смотрит за безошибочным осуществлением правосудия.

        Произнесенное в особенности относилось к ранним этапам развития и становления мусульманского права. Сохранилось очень много документальных материалов, свидетельствующих о полной обусловленности и подчиненности нормотворческой и деятельности судебной требованиям шариата, т. о. свода мусульманских теологических и правовых нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установленний.

        Властитель  либо суверен, в мусульманском мире большой властью постоянно владел. Издаваемые им акты постоянно имели большое для жизни страны значение. Однако все его акты и деяния никогда не должны были нарушать и противоречить традиции и требования ислама.

Суд также исполнялся в рамках требований и на базе признанных канонов ислама. Теоретически он вершился именем либо от имени Аллаха. Фактически же –  специально избранным лицом(кади), которому властитель поручал исполнение судебных функций.

Невзирая на то, что институт судейства  считался очень важным в сообществе и играл в мусульманском мире гигантскую роль, отношение среди  населения к нему и к самой  судейской должности было не постоянно  однозначным.

В «Книге о судьях», дошедшей по нас  с X в. , говорится, что к примеру, с  одной стороны о том, что судейская  должность – дело Божье, возвышает  человека, сулит ему уважение и  почет; быть судьей – означает выполнять  по отношению к общине верующих долг. А с иной стороны, судейская должность  вызывает у людей чувство смятения и страха. Исполнение её воспринимается ими как истинное, подлинное «испытание и бедствие».

Считалось, что, человек вступает на очень страшный путь, приняв должность, потому что  он может допустить просчет в  собственных деяниях, выразить высокомерие  и тщеславие либо же очутиться  замешанным во взяточничестве, мздоимстве, свершить неверный поступок(так как  познание правды принадлежит лишь Аллаху),. За это все, согласно канонам исламским, ждет его в «будущей жизни» возмездие  суровое.

Особенно предупреждения суровые, согласно обычаям установившимся, звучали  в адресок тех людей, сами какие  добивались для себя должности судьи  и занять устремлялись её. Предание гласило, что человеку такому будет  особенно туго, потому что помощи и  поддержки Аллаха он не достигнет  и во всем должен лишь на себя

9.

полагать.

Для того чтобы не произошло этого и Аллах направлял непрерывно судью на  путь праведный, кандидат в судьи должен был всеми способами отвращение проявлять к занимаемой должности и показывать по этому поводу неудовольствие свое.

Источники свидетельствуют, что, следуя традиции на видное избежание от занятия  судейской должности, намеченные для  судейства благочестивые мусульмане отрешались сначала, отвращение  показывая, колебались потом и изъявляли  в конце концов свое согласие. На ранних и на наиболее поздних стадиях  развития сообщества мусульманские  судьи в большей степени руководствовались  канонами религиозными, толкованиями ученых богословов, однако никак не другими источниками права, включая  законы. Последние в современном  им понимании, как акты, высшыми органами государственной власти изданные, в мусульманском праве не признавались длительное время вообще. Но практика и теория применения мусульманского права не отвергали всякого рода обычаи, соглашения, регламенты. Строго говоря, они не входят и не входили в содержание мусульманского права, как бы вблизи находятся, за пределами этого права. Однако даже при таком положении дел все они, в первую очередность обширно распостраненный обычай, совсем не отвергаются и не осуждаются правом.

Мусульманское право, констатирует в  связи с этим Р. Давид, по отношению к обычаю занимает позицию, «схожую с отношением нашего западного права к оговорке о полюбовной или мировой сделках, в некоторых случаях которые признаются судьей». Заинтересованным лицам разрешено в таких случаях организовать отношения между собой и урегулировать свои разногласия без вмешательства права.

Само собой разумеется, что не все одинаково обычаи освящаются и воспринимаются мусульманским правом. Некоторые из них категорически отвергаются им. Однако те, которые согласуются с ним, расширяют фактически сферу его приложения и его дополняют. В числе такого рода обычаев назвать обычаи можно, касающиеся способов и размеров выплаты приданого; наряду осуждающие с мусульманским правом обогащение необоснованное или получение «финансовых преимуществ без взаимного вознаграждения»; регулирующие использование совместное различными землевладельцами одних и тех же водных источников и другое.

        Наряду с признаваемыми обычаями практическое значение важное для функционирования мусульманского права и его фактического приспособления к действительности изменяющейся имеют соглашения. Также как и обычаи, они не являются источниками права, однако важную роль играют в его эволюции.

10.

Огромная возможность использования  обычаев и соглашений в мусульманском

праве предопределяется, прежде всего, тем, что оно при  всей своей строгости религиозной и ортодоксальности оставляет для самостоятельной деятельности широкое поле субъектам правоотношений, для проявления ими инициативы. «Нет никакого преступления в заключении соглашений с учетом того, что закон предписывает», – говорится в одном из актов-обычаев, из которых у ряда мусульманских народов обычное право формировалось.

Зачастую благодаря соглашениям значительные изменения вносились в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не всегда обязательными считались. В силу этого практика судебная ряда мусульманских стран раньше допускала и сейчас допускает, например- при заключении браков или при решении других семейно-бытовых вопросов, отступления некоторые от существующих правил (возможность расторжения брака по инициативе жены, а не мужа только; расторжение брака в случае нарушения единобрачия мужем и пр.).

Приспособление мусульманского права  к изменяющимся условиям не только производилось, с помощью актов суверена, соглашений и обычаев, но и с помощью, так называемых, юридических фикций и стратагем. Суть их заключается в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике многих мусульманских стран традиции, прежде всего, учитывать букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не мотивы побудительные, обходить всякого рода оговорками и приемами действующие нормы мусульманского права. Например, запретительную норму на аренду земли обходят, не нарушая законодательства, путем замены ее на разрешенный законом договор товарищества. Запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем толкования ограничительного круга лиц, распространяется на который он. Утверждается, что запрет данный лишь распространяется на частных лиц, но не на банки и другие соответствующие им институты.

Всякого рода ограничительные и запретительные нормы в мусульманском праве обходятся также с помощью использования и учета того обстоятельства, что данное право, в основе которого лежат догмы и положения ислама, лишь распространяется на

мусульман. Например, запрет на договор страхования между  мусульманами, обходится путем заключения его между не мусульманином и мусульманином .

Существование многочисленных приемов и путей обхода канонов мусульманского права, использование для этого обычаев, соглашений и иных форм со всей очевидностью о том свидетельствует, что жизнь всегда была и остается гораздо разнообразнее и сложнее, чем она представляется в юридических, религиозных или этических

11.

догмах. Не случаен  поэтому тот факт, что ни в одной  стране мусульманского права, в том  числе в арабских странах, где  господствующей религией традиционно  является ислам, данная система правовая никогда не существовала в чистом виде, и всегда изменялась и дополнялась с помощью соглашений, договоров, обычаев,  административных решений и других актов, содержащих нормы позитивные.

По мере развития общества дуализм  правовых систем мусульманских стран  не только не ослабевал и не сокращался , а наоборот, все более возрастал и расширялся . Это объясняется многими причинами, в первую очередь усложнением политических и социально-экономических, и иных отношений внутри самого общества, которые на определенном этапе не могут уже регулироваться только с помощью догм, религиозных норм. Это объясняется также углублением, расширением связей между разными, в том числе неисламскими, исламскими, странами- объективно требующими развития не столько религиозного, сколько нормотворчества светского. Наконец, далеко не второстепенными причинами усиления правового дуализма в странах мусульманских являются факторы объективного «врастания» мусульманского права в правовые семьи и системы других стран, факторы вестернизации, влияние на правовые системы мусульманских стран западного права.

Есть и другие причины усиления дуализма и приспособления систем правовых, существующих в мусульманских странах, к изменяющейся в мире социально-политической и экономической среде. Их много, они разнообразны весьма. Но все они вместе и каждая в отдельности обусловили в ряде мусульманских стран радикальную модернизацию правовых систем, проведение во многих из них прозападных правовых реформ, реорганизацию судебных систем, кодификацию законодательства, и пр.

 

 

3. Влияние  права на религию

 

С разделением религиозных и  правовых норм возникают коллизии права  и религии. Верующий человек может  оценивать право с точки зрения норм своей религии, а гражданин  законопослушный оценивать может  нормы той или иной религии  с точки зрения господствующего  права. И не всегда эти оценки позитивны. Между правом и религией в светском государстве складываются взаимоотношения  сложные. Влияние права на религию  в известной мере специфично. Так, конституция Российской Федерации, федеральный закон «О свободе  совести» гарантируют свободу совести  и 

12.

вероисповеданий, возможность для  верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой, равноправие  концессий. В то же время, становится сегодня очевидным, что право  не должно быть безучастно к «причудливым»  формам пользования свободой совести, и в частности, к тоталитарным сектам и окультным религиям, подавляющим личность и путём зомбирования превращающим её в слепого исполнителя воли «учителя» , «гуру» и стоящих за ними тёмных сил. Право в этой ситуации должно быть настороже, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». 20-й век возродил движения религиозные, содержащие в себе основания для своеобразного понимания справедливости.

Прежде всего речь , идёт о различных  формах оккультизма. Оккультизм - общее  название учений, признающих существование  скрытых сил в космосе, человеке , недоступных для общего человеческого  опыта, но доступных для людей, прошедших  через посвящение особое и тренировку специальную. Оккультизм - это преимущественно  западная традиция, которая с большой  охотой, однако пользуется достижениями восточной религиозно-философской  мысли. К оккультизму относится  целая группа учений, практически  каждое из которых, с древности до 20 века, формировалось либо представителями  Западной культуры, либо непосредственно  на Западе. Название этой группы учений происходит от латинского occoltus - тайный.

Суть всех разнообразных строго оккультных теорий к следующему сводится: в мире принцип властвует справедливого  воздаяния, осуществляемый силами таинственными. Тот факт, что в жизни нашей  справедливость осуществляется далеко не всегда и человек достойный, часто, по заслугам не получает, находит в  оккультизме следующее оправдание: воздаяние осуществляется за самые  незначительные и даже незаметные для  человека черты, согласно взаимосвязи  таинственной всех в мире вещей, поэтому  всегда найдётся что-либо, что человеком  не учитывается, но может быть сменено  ему в вину и является причиной его бедствий. Знать же и учитывать  все тайные моменты, определяющие судьбу человеческую, могут избранные только, так называемые «посвящённые». Именно они могут растолковать человеку движущие силы, тайные «пружины» его  жизни и направить его на «правильный  путь». Оккультизм представляет собой  достаточно широкое движение общественное, в разных странах распространение. В недрах этого движения сформировались определённые взгляды относительно государственного устройства. Оккультная теория государства предполагает придание этой идеологии официального статуса. Все граждане оккультистского государства должны будут соблюдать неуклонно предписанные им ритуалы, абсолютно регламентирующие

Информация о работе Религия и право