Различия между частными и общественными благами. проблема Фрирайдера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2016 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Общественные блага – это товары или услуги, которые потребляются коллективно всеми членами социума, вне зависимости от того, насколько каждый индивидуум заплатил за их использование. Они изначально производятся как предназначенные для эксплуатации всеми представителями группы. К примеру, к таким относятся законы, национальная оборона, коллективный порядок, общественные блага: государственные парки и монументы, светофоры, маяки и прочие полезности подобного характера.

Файлы: 1 файл

МОЯ контрольная.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть. Одни считали, что государственная власть должна функционировать на принципах единоначалия. Этот принцип обосновывался тем, что при единоначалии обеспечивается устойчивое централизованное государственное управление обществом, устраняется сепаратизм. Так в частности Томас Гоббс в «Левиафане» отмечает: «существует только один способ создать сильное государство - это единство власти. Тот, кто является ее носителем, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью».

Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король-воин, князь-предводитель дружины, епископ-рыцарь, глава ордена и т. п.).

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.

Этому способствовало то, что христианство в средневековье превратилась в доминирующую религию, возникло общество, управляемое двумя «правительствами» - государством и церковью, и каждый член общества был подвластен этим двум институтам. Наиболее ярким учением того времени было учение Геласия о двух властях. Он утверждал, что обе власти даны от Бога и, следовательно, являются одинаково легитимными. Это учение утверждало, что власти имеют различные задачи: церковь - духовные, а государство - земные и, обе власти должны поддерживать друг друга. Однако это учение не получило широкого распространения, так как таило в себе двусмысленность и порождало между ними соперничество и вражду. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как на Востоке, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) - в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало, в конце концов, одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, и одновременно связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Она была направлена на критику теории единоначалия, которая вела к деспотии.

Феодальная организация власти с объединением в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций включала функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII-XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в России после петровского периода, когда из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии - Долгоруких и Голицыных. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы разделения власти. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры.

Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:

1) происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);

2) укреплялась и совершенствовалась  центральная правительственная  исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;

3) завершилось формирование возникшей  в феодальном средневековье системы  надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от  властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам».

Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

 


Информация о работе Различия между частными и общественными благами. проблема Фрирайдера