Преступное нарушение правил дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

В конце XIX - начале XX веков в России возникают новые проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Это было связано с тем, что помимо традиционных видов транспорта и уже ставших привычными велосипедов и автомобилей, появился новый вид - трамвай. Вслед за Киевом, где трамвайное движение открыли еще в 1892 году, Казанью (1894 год), Нижним Новгородом (1895), Москвой (1899), с 1907 года началось курсирование трам¬вайных вагонов и в Санкт-Петербурге.

Файлы: 1 файл

ПРЕСТУПНОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

При конструировании диспозиций, помещенных в гл. 27 составов преступлений был сделан целый ряд нововведений. Наиболее существенным из них следует  считать прямое указание на форму  вины (ст. 263, 264, 266-269 УК РФ), которое определено словами: «деяние (нарушение) повлекло по неосторожности причинение...» или «нарушение (деяние), повлекшее по неосторожности причинение...». Уголовный закон в конструкции перечисленных статей прямо говорит о том, что это преступления неосторожные и квалификация по этим статьям деяний, совершенных с прямым или косвенным умыслом в отношении наступивших последствий исключена.

Следует отметить, что понятие  «дорожно-транспортного преступления»  не получило еще четкого определения  в теории российского уголовного права. Поэтому и терминологический аппарат, которым оперируют разные авторы, весьма многообразен и включает такие понятия, как «преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта», «автотранспортные преступления», «дорожно- транспортные преступления».

И.Г. Маландин к автотранспортным преступлениям относит «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий».8 Это определение с некоторыми модификациями воспроизводит в своей работе и A.C. Кузьмина.

В.В. Лукьянов, подчеркивая известную неточность термина «автотранспортные преступления» (им не охватываются преступления, совершаемые с использованием целого ряда других механических транспортных средств), и предложил ввести в научный оборот понятие «дорожно-транспортные преступления», т.е. правонарушения, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой уголовную ответственность.9 Примерно так же определяет дорожно-транспортное преступление Н.В. Якубенко.10

В.И. Жулев и С.И. Гирько к дорожно-транспортному преступлению относят «совершенное виновно дорожно-транспортное происшествие, в результате которого наступили последствия, ответственность  за которые предусмотрена Уголовным кодексом».11

С учетом того, что в уголовном  законе нет легального определения  дорожно-транспортных преступлений, исследование этой проблемы в теории уголовного права следует признать оправданным. Изучение данных противоправных деяний на уровне философских категорий отдельного и единичного способствует созданию общего подхода к рассматриваемому понятию.

Действительно, в настоящий  момент сложилась такая ситуация, что любое дорожно-транспортное преступление одновременно рассматривается в качестве ДТП, фиксируется в карточке учета и входит составной частью в статистические данные, характеризующие положение с уровнем обеспечения безопасности дорожного движения в стране. В то же время, разумеется, что далеко не всякое ДТП «поднимается» до уровня преступления. Речь идет, прежде всего, о ДТП с последствиями ниже того уровня, который установлен для уголовно наказуемых деяний. Кроме того, по многим фактам ДТП даже с тяжкими последствиями в возбуждении уголовных дел отказывается в связи с отсутствием события преступления либо по возбужденным уголовным делам выносится решение о прекращении расследования за отсутствием состава преступления. Например, в случае наезда на пешехода это означает, что нарушение Правил было допущено самим потерпевшим, а водителем нарушений не допускалось. При наличии всех признаков, образующих состав преступления, вопрос о наличии в действиях предполагаемого виновного нарушений Правил и является в подавляющем большинстве случаев основным. Отрицательный ответ на этот вопрос влечет прекращение уголовного дела.

Правда, в последнее время  в качестве основания для прекращения  уголовного дела все чаще и чаще выступает другое обстоятельство - смерть лица, подлежащего уголовной  ответственности. Это, как правило, те случаи, когда водитель, допустивший  нарушение Правил и совершивший ДТП с тяжкими последствиями, погибает и сам. За непривлечение к уголовной ответственности он как бы «расплачивается» собственной жизнью.

Для определения понятия  дорожно-транспортных преступлений важно  учитывать, что «эти преступления посягают на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств. Безопасность функционирования транспорта включает в себя довольно широкий круг общественных отношений, связанных не только с осуществлением безаварийной работы транспортных средств, но и с охраной жизни и здоровья людей, ценного имущества, окружающей природной среды».12

Естественно, такие посягательства совершаются путем нарушения  установленных правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Итак, на наш взгляд, дорожно-транспортное преступление — это противоправное общественно опасное деяние, выразившееся в нарушении правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенном в условиях аварийной обстановки и повлекшем по неосторожности последствия, предусмотренные уголовным законом.

Статистика  свидетельствует, что дорожно-транспортные преступления в Российской Федерации  составляют 20-23% в общей структуре  преступности. По количественным показателям после преступных посягательств на собственность и личность нарушения установленных правил безопасности дорожного движения являются одними из наиболее распространенных преступных деяний.

За прошедший 2010 год в России произошло 199 431 ДТП, что на 2,1% меньше, по сравнению с годом 2009. В них погибло 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения различной тяжести.

11 845 (-3,9%) ДТП  произошли по вине водителей,  находившихся за рулем в состоянии  алкогольного или наркотического опьянения. В результате этих ДТП 1 954 (-15,4%) человека погибли, а 17 280 (-4,6%) человек получили ранения.

20 262 (+1,5%) ДТП  произошло с участием детей,  в которых 898 (-1,8%) детей погибли,  а 21 149 (+1,7%) детей получили ранения.

Из приведенной статистики можно увидеть, как значительно уменьшилось число ДТП с участием пьяных водителей. Это результат летних изменений в законодательстве, когда отменили допустимую норму алкоголя в крови 0,3 промилле. Водители стали строже относиться к употреблению спиртного, садясь за руль абсолютно трезвыми. Получается, что ужесточение ответственности положительно сказывается на безопасности дорожного движения.

За первые шесть  месяцев 2011 года количество ДТП снизилось  по сравнению с аналогичным промежутком в 2010. Всего ДТП случались 79623 раза, что на 3,1% меньше. Однако, при этом погибших людей все-таки больше на 3,7%, что свидетельствует о том, что нынешний 2011 год в целом превосходит предыдущие по количеству трагедий на дорогах, да и в транспортной среде вообще.

Таблица 1.1

Общее количество ДТП, число погибших и раненых

 

ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть последствий  ДТП

абс.

% относ.

абс.

% относ.

абс.

% относ.

Российская Федерация

164015

-0,2

22636

4,9

206738

-0,1

9,9


 

По причинам ДТП можно сказать, что большинство несчастных случаев происходит по вине водителей, не соблюдающих скоростной режим. Так что, как мы видим, политика внедрения камер видеофиксации пока не приносит должного результата. А вот ДТП по вине нетрезвых водителей стало значительно меньше. На лицо тот факт, что автомобилисты стали строже относиться к этому вопросу и уже не позволяют себе садиться за руль, сомневаясь в своей трезвости.

Все большую  распространенность получает сознательное невыполнение требований правил участниками дорожного движения, выражающееся в управлении транспортными средствами лицами без водительских прав или не имеющими соответствующей категории.

Характеризуя  положение дел по предупреждению аварийности среди наиболее уязвимых участников дорожного движения, следует признать, что организация работы среди данной категории фактически выпала из поля зрения субъектов, осуществляющих свою деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это относится, прежде всего, к пешеходам. Ежегодно из-за их неосторожности происходит практически каждое третье происшествие. На их долю приходится до 40% погибших и раненых от общего числа пострадавших.13

По данным статистики, за десять месяцев 2011 года зафиксировано более 24 тысяч аварий по вине пешеходов, что на 1,8% меньше аналогичного показателя предыдущего года, причем на 16,4% сократилось количество дорожных происшествий по вине нетрезвых пешеходов.

Однако, несмотря на снижение числа аварий, погибших под колесами машин пешеходов по-прежнему много. Особую обеспокоенность вызывает гибель детей. Так, с начала года жертвами автоаварий стали 259 детей-пешеходов и были ранены 7,8 тысячи. В этих ДТП виноваты взрослые, которые не выучили с ребенком правила безопасного поведения на дороге, не отработали с ним на практике, как правильно переходить проезжую часть, садиться в общественный транспорт. Некоторые родители откровенно игнорируют эту обязанность, итог такой безответственности обычно предсказуем и весьма печален.

Рассмотрим общие положения, характеризующие дорожно-транспортные преступления, а также ответственность  участников дорожного движения за их совершение. Ключевым составом из всей гл. 27 УК в этом аспекте следует  выделить деяние, предусмотренное ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Содержание данной статьи неоднократно претерпевало изменения. В соответствии с Федеральным законом РФ № 92-ФЗ от 25 июня 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»14 такой признак, как причинение крупного ущерба был исключен из диспозиции части 1 статьи 264 УК РФ. А Федеральный закон РФ № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» декриминализировал причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью человека в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.15

Одним из основных понятий, необходимых для уяснения составов преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является понятие механического транспортного средства, водитель которого в случае нарушения им правил дорожного движения и эксплуатации признается субъектом данного преступления.

В диспозиции уголовно-правовой нормы, предусмотренной в ч. 1 ст. 264 УК РФ, названы автомобиль, трамвай и другие механические транспортные средства, а в примечании к этой статье указано, что под другими механическими транспортными средствами понимаются «троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства». Нетрудно заметить, что, несмотря на попытку перечислить типичные транспортные средства в диспозиции статьи и специальном примечании к ней, перечень не является исчерпывающим. Более того, данное законодательное определение явно тавтологично и не соответствует правилам законодательной техники.

Вопрос о перечне механических транспортных средств - это вопрос о  круге возможных субъектов ст. 264 УК, а поэтому он заслуживает подробного рассмотрения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»16 от 10 декабря 1995 г. определяет только «транспортные средства», а о механических транспортных средствах не упоминает и даже не называет основные типы дорожных транспортных средств. Наиболее полное определение понятия «транспортное средство» с прямым перечислением его типов дано в Правилах учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных приказом МВД РФ № 2 от 3 января 1996 года. Так, к числу транспортных средств отнесены: «автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных».17

При сопоставлении перечня  механических транспортных средств, которые названы в тексте ст. 264 УК и в примечании к ней, с тем, который приведён в Правилах учета, обращает на себя внимание тот факт, что в первом перечне в отличие от второго не упомянуты такие механические транспортные средства, как мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным двигателем и мотонарты.

Можно ли считать, что эти  транспортные средства относятся к  «иным механическим средствам» (примечание к ст. 264 УК), а управляющие ими  лица могут рассматриваться в качестве субъектов преступления, предусмотренного ст. 264 УК?

Обратимся к Правилам дорожного  движения Российской Федерации.18Термин «механическое транспортное средство» определяется в Правилах, как «транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные машины».

Принципиальное уточнение  к этому определению содержится в тех же Правилах в определении  понятия «мопед», которым признается «двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/час. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мотики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками». Отметим, что эта норма введена в соответствии с Конвенцией ООН по дорожному движению (Вена, 1968 г.), в которой дано определение понятия велосипеда с подвесным двигателем: «любое двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 см3 (3,05 куб. дюйма) и максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/час (30 миль/час)».

Информация о работе Преступное нарушение правил дорожного движения