Учение о государстве Т. Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. Одним из таких гениев был Томас Гоббс.
Т.Гоббс осуществил грандиозную попытку создать такую теорию общества и государства, которая базируется на точномнаучном знании. Рациональный компонент политической теории Гоббса основывается на представлении о государстве как о гигантском «искусственном человеке», а мифологический на библейском образе жуткого чудовища Левиафана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (ПЛАН)
1.Биография Т.Гоббса……………………………………………………………4
2.ГосударствоЛевиафан - Томаса Гоббса…………………..…………………..9
2.1 Концепция «естественного права»…………………………………………..9
2.2 Концепция государства-левиафана………………………………………...11
2.3 Богословская сторона «Левиафана»……………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..20

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КонтрольнаяWord.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

Английская  революция  середины  XVII  в.  (она  же -  мятеж  и  гражданские  войны  в  Англии,  Пуританская  революция,  Великий мятеж,  восстание  джентри  против  короля  и  знати,  Английская  буржуазная революция,  Бунт  провинций,  от  которой  Гоббс  был  вынужден  так  долго  скрываться  во  Франции,  позволяла  обнаружить  реальность  этого  логического  предела,  сделав  его  отправным  пунктом  теоретического  построения,  поверенного  практикой.  Уместно  напомнить,  что  потери,  понесённые  в результате гражданских войн 40-х гг. XVII в. только в Англии  и  Уэльсе,  составили  примерно  190  тыс.  человек,  из  которых  около 84 тыс. - полегли на полях сражений. И это без учёта Ирландии,  которую  сторонники  О.  Кромвеля  буквально  залили  кровью.  По  отношению  к  общей  численности  населения  Британских островов  (около  5  млн.  человек)  показатель  убитых  и  раненных  оказался  выше,  чем  число  лиц,  пострадавших  в  Первой  мировой  войне.

Для реализации своего естественного права на самосохранение человек нуждается в средствах. О том, какие именно средства ему для этого необходимы, может судить только он сам. Поскольку же потенциально в качестве средства самосохранения человек может претендовать на всё, что угодно, из права на самосохранение вытекает право каждого на всё.

Однако естественное право каждого на всё противоречит самому себе и само упраздняется, ибо право на всё одного означает полное упразднение этого права всех других. Стало быть, естественное состояние человека, как состояние естественного права на самосохранение, одновременно является состоянием отсутствия права и поэт Долг человека, по Гоббсу, – выйти из естественного состояния и учредить состояние гражданское, состояние мира всех со всеми. По логике рассуждений Гоббса именно в гражданском состоянии право человека на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью, коренящееся в естественном праве на самосохранение, должно получить позитивное закрепление и быть гарантировано. Однако, как известно, именно Гоббсова концепция государства, в силу того, что суверен понимается в ней как legibussolutus, а отчуждение прав граждан в его пользу посредством акта вхождения в политический союз – как  необратимое, не позволяет согласиться с тем, что гражданское состояние, как  его мыслит Гоббс, дает такую гарантию и потому внутренне противоречиво.

 

2.2 Концепция государства-левиафана

Пагубность "состояния войны всех против всех" понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право - свобода делать все для самосохранения; естественный закон - запрет делать то, что пагубно для жизни). Самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремится к миру и следовать ему (чтобы прекратить войну всех против всех).

Производным от этого закона является второй естественный закон. Отказ каждого от своих прав в той, мере в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Отказ от права совершается перенесением его по договору на определенное лицо или группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий естественный закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они регулируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

В естественном состоянии законы, как нравственные предписания разума не носили обязательный для исполнения характер. Чтобы естественные законы стали всеобщими и обязательными, они должны были приобрести статус законов гражданских. Преобразование естественных законов в гражданские возможно только с помощью силы государства. Абсолютная власть государства - вот гарант мира и реализации естественных законов.

Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу. Однако по содержанию они одинаковы, так как гражданские законы суть естественных законов, только подкрепленных силой государства. Их нельзя отменить или изменить простым волеизъявлением государства.

Следовательно, возникает необходимость в особом "искусственном теле" - государстве, появление которого автор "Левиафана" связывал с переходом от естественного к общественному состоянию бытия людей, чтобы покончить с "войной всех против всех".

Согласно представлениям Гоббса, переход к общественному, государственному состоянию совершался с помощью общественного договора, но он допускал и возможность "естественного способа происхождения государства", то есть завоевания власти с помощью силы. Однако предпочтительнее для него был общественный договор. Отказываясь от естественного права (то есть свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого определялась как "единое лицо, ответственным за действие, которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства все их, так как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты". Таким образом, общественный договор заключался не между народом и носителями верховной власти, а между людьми (каждый соглашается с каждым) по поводу вручения государством их естественных прав (за исключением права самозащиты). Общественный договор предполагал, что люди доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой и обязуются признавать все решения действия государства. Более того, верховная власть не могла быть "уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была восстановлена".

Согласно общественному договору государство становилось абсолютным носителями всех властных отношений, независимых от своих подданных и требующих от них полного и беспрекословного подчинения. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы. Прерогативы суверена неделимы и непередаваемы никому: "Делить власть государства - значит разрушать его". Государство, по образному выражению Гоббса, превращалось в Левиофана - мифическое чудовище, которое благодаря своей невероятной силе подчиняло себе всех. Левиафан символизирует всемогущество и вездесущность, это «смертный бог». Таким образом, государство есть «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромного множества людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты»

Главный довод в пользу наделения государство такой властью в том, что отсутствие такой власти (оборачивающейся непрерывной "войной всех против всех") чревато значительно худшими последствиями. Из этого вытекает главное предназначение государства в поддержании с помощью гражданских законов и государственных институтов власти мирных отношений, которые желали люди. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не только полицейско-охранительные функции. Его задача "поощрять всякого рода промыслы, как судоходства, земледелие, рыболовство и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки"; силы принуждения к труду физически здоровых людей.

Одной из задач государственной власти является обеспечение той собственности, "которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права". Частная собственность является условием общежития "необходимым средством к миру".

В произведениях Т. Гоббса говорится "об обязанностях суверена". Все они как считал философ, содержатся в одном положении: благо народа - высший закон. Долг суверена - хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. Но в рамках учения Гоббса о государстве они выглядят декларативно. В трудах Гоббса содержится понимание свободы, как права делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы, подобно изгородям на краю дороги, поэтому лишние законы вредят и не нужны. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных; таковы "свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать место пребывания, свою пищу, свой образ жизни и т.д.". Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии прав на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д.

Гоббс, как и его предшественники, рассматривал три основные форм государственного правления:

-  Монархию, где власть  принадлежит одному лицу. 

- Демократию, где власть  принадлежит собранию, и любой гражданин имеет в нем право голоса. 

- Аристократию, где власть  принадлежит собранию, но право  голоса в нем имеет лишь  определенная часть граждан. 

- Тирания, анархия, олигархия, по мнению Гоббса, не являются  самостоятельными формами, эти термины  могут быть использованы для  обозначения негативных проявлений  названных основных форм. 

Для Гоббса приемлема любая из трех форм государственного правления в том случае, если она носит абсолютный характер. Для Англии он считал монархию "удобнее остальных видов государств". Она с его точки зрения, наилучшим образом обеспечивает непрерывность возникновения верховной власти, внутреннюю концентрацию воли в государстве, единства всех ветвей власти. 

Он считал, что в абсолютном государстве все виды власти должны быть сосредоточены в одном верховном субъекте. Он доказывал, что стремление к разделению властей между королем, палатой лордов и палатой общин. 
Левиафану, как образу абсолютной власти, Гоббс противопоставил другое мифическое чудовище - Бегемота, как символ гражданской войны и революции. Необходимость в этом чудовище появляется там и тогда, где и когда абсолютная власть не в состоянии выполнить возложенную на него обязанность - защищать граждан от проявления их эгоизма и сохранять мирные отношения между людьми. Тогда народ имеет право на восстание против данной власти. Так же возможно восстание тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизнью опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен, иначе он рискует потерять власть.

Желанием поставить изучение государства на рельсы объективного научного анализа были обусловлены широко применявшийся Т. Гоббсом аналогии государства с человеческим организмом. Государство это великий Левиофан, искусственный человек или земной бог; верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память; законы - разум и воля; награды и наказания - нервы, благосостояние граждан - сила, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть. Основную методологическую нагрузку несут, однако, не эти биологические параллели. Главную роль играет подход к государству как к "искусственному человеку", т.е. как целесообразно, искусно сконструированному людьми механизму.

Таким образом, основным для Т. Гоббса было признание государства абсолютным сувереном. Возвеличивая мощное государство, он выступил одним из первых теоретиков диктатуры буржуазии, задачу которой видел в прекращении гражданской войны, развернувшейся в Англии. Учение Т. Гоббса о государстве оказало заметное влияние на последующее развитие общественно-политической мысли Европы XVII–XVIII вв.

 

2.3 Богословская сторона  «Левиафана»

Важно упомянуть богословскую сторону «Левиафана». Это рассуждения Гоббса о том, как надо правильно трактовать Священное Писание в отдельных его аспектах. Что такое христианское государство, каково место религии в государстве, как соотносится обещание спасения в христианстве с тем, что верховной властью на земле является суверен, светский властитель; как должен вести себя христианин, больше всего жаждущий именно спасения, по отношению к суверену, который может отдавать ему какие-то приказы, за невыполнение которых ему грозит смерть? Христианину смерть не страшна, потому что благочестивый человек может ожидать воздаяния, вознаграждения на небесах, и спасение души для него важнее, чем все, что может ему дать здесь, на земле, суверен.

Но именно эта позиция, по мнению Гоббса, влечет за собой раздор в государстве, гражданскую войну, самые опасные последствия. Мы можем легко представить, насколько ослаблен, бывает суверен, если люди ничего не боятся, если они идут на смерть, ожидая за это воздаяния и спасения.

Поэтому Гоббс считал очень важным обосновать такую богословскую концепцию, в которой было бы не только место абсолютному подчинению светским властям, но и объяснение того, почему никакого воздаяния на том свете за противостояние властям как светским, так и духовным на самом деле быть не может. И все, что человек может получить хорошего или плохого, он получает при жизни, в данном конкретном теле. А после того, как люди умирают, они умирают целиком и полностью. Никакого воздействия церковь и молитвы на судьбу их души, пребывающей, по учению Католической церкви, в чистилище, оказать не могут. То, что будет решено на Страшном суде, будет решено после тотального воскрешения и именно в ходе суда над воскресшими, а вовсе не в промежутке между земной кончиной и последующей загробной жизнью. Это очень важная концепция, то, от чего Гоббс никогда не хотел отказываться. Из-за этого он поссорился с церковниками.

Эта богословская сторона у Гоббса в последнее время актуализируется. Не нужно даже дополнительных рассуждений и сведений, чтобы понять, почему в наше время она снова оказывается настолько важной, почему о ней снова начинают говорить.

Информация о работе Учение о государстве Т. Гоббса