Сравнительная характеристика теории познания Демокрита и теории познания Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:53, реферат

Описание работы

Развитие древнегреческой философии до Сократа было в целом историей возникновения и развития материализма - от Фалеса до Демокрита. В учении Демокрита (конец V-начало IV в. до н. э.) древнегреческий материализм достиг своей высшей формы, стал атомистическим материализмом в философии и одновременно в науке. Но эпоха наивысшего развития материализма в Древней Греции не была изолированным явлением истории духовной жизни.
Она совпадает во времени с расцветом греческого рабовладельческого полиса и является чрезвычайно сложным, многообразно опосредствованным отображением этого расцвета в области мысли.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………............1 1.Теория познания Демокрита………………………………………..…...3 2. Учение Платона о познании …………………………………………...10 а) Знание и мнение…………………………….…………………..……….12 б) Душа и тело …………………………………………………….....….....16 в) Познание как припоминание……………………………...….............. 18 г) Познание материи………………………………………………..……...20 3. Отличия взглядов на познание Демокрита и Платона………….........21 Заключение ...................... ...................... ...................... .........................25
Список литературы………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

фил-я реферат.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

В ‘Меноне’ показано каким образом в знании впервые происходит объединение истинного мнения с чувственностью - посредством ‘связывания’ всегда текучей чувственности: “Когда же истинные мнения бывают связаны, тогда они сперва становятся знаниями, а потом упрочиваются. От этого знание и ценнее правильного мнения. Узами-то и отличается первое от последнего”.5

Как и  в ‘Теэтете’, в ‘Меноне’ сопоставляются ‘правильное мнение’ и ‘знание’. В известном смысле ‘правильное мнение’ вполне правомерно. Оно может управлять совершением любого дела, и управлять им нехуже знания, с не меньшей пользой. Поэтому о человеке, который руководится правильным мнением, можно сказать, что он ничуть не хуже того, кто владеет знанием. Так как добродетель основывается на правильном мнении, то она:                                    1) не дается человеку от природы и 2) не достигается одним лишь обучением. Так, политики, например Фемистокл, правят городами, основываясь не на знании, а на правильном мнении.

Однако  знание все же - и, по Платону, с полным основанием - ценится значительно выше правильного мнения. Эту разность оценки Платон поясняет при помощи аналогии со статуями Дедала: “статуи эти, пока не связаны, бегут и убегают, а связанные стоят неподвижно”6.  Тоже следует сказать и о правильных мнениях. Пока они остаются постоянными, они хороши и производят добро. Но дело в том, что они не могут (‘не хотят’) долго оставаться неизменными. Они ‘убегают’ из человеческой души и потому лишены ценности - до тех пор, пока кто-нибудь не свяжет их размышлением о причине. Такое ‘связывание’ Платон называет припоминанием.

Стимулом  к знанию является любовь к прекрасному, которую он дифференцировал как:

  1. любовь к красивому телу с целью породить в нем другое тело и тем самым удовлетворить стремление к бессмертию, так как «рождение это вечность и бессмертие»; Эрос есть алогичный путь к Благу, сила, влекущая к Абсолюту;
  2. любовь к душе, т.е. жажда справедливости, законности, увлеченность искусством и наукой;
  3. любовь к знанию, т.е. к миру идей, которая «чрезвычайно наглядна и восхитительно сладостна», так как она возвращает человека в лоно Единого (Блага). Эта разновидность любви получила название платонической.

Знание есть результат рассуждения (логики вопросов и ответов), в процессе которого искусно ставятся вопросы. Рассуждение идет путем выдвижения тезиса и его опровержения антитезисом и т.д. Диалектика Платона – это искусство правильного мышления, приводящего к истине, т.е. к безусловному. В процессе мышления главным является необходимость разделения понятий.  Платон говорит, что следует не подменять одно понятие другим, что делают софисты, а уметь различать понятия, чтобы добыть внутри себя истину.

В ‘Теэтете’ Платон отграничил знание от чувственных впечатлений, а также показал, что рядом со знанием существуют неясные и нерасчлененные акты ‘мнения’, также опирающегося на чувственные впечатления.

Знает тот, кто любит созерцать истину. Так, знает прекрасное тот, кто мыслит о самых прекрасных вещах, кто может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему, кто не принимает причастное за самое прекрасное, а само прекрасное принимает за всего лишь причастное к нему. Мысль такого человека надо назвать ‘знанием’.

В отличие  от знающего, имеющий мнение  любит прекрасные звуки, образы, но его ум бессилен любить и видеть природу самого прекрасного. Мнение не есть ни незнание, ни знание, оно темнее знания и яснее незнания, находясь между ними обоими. Так, о тех, которые усматривают многое справедливое, но самого справедливого не видят, правильно будет сказать, что они обо всем мнят, но не знают того, о чем имеют мнение. И напротив: о тех, которые созерцают само неделимое, всегда тождественное и всегда себе равное, справедливо сказать, что они всегда знают все это, но не мнят.

В особый вид бытия и соответственно в  особый предмет знания Платон выделяет математические предметы и математические отношения. Математическим предметам принадлежит место между миром ‘идей’ и миром ‘вещей’, а также областью их отображений, или изображений.

‘Идеи’ постигаются посредством знания, и знание возможно только относительно ‘идей’. Это развитие учения элейцев, которые утверждали, что истинно сущее бытие, и только оно одно постигается разумом; явления изменяющегося и подвижного мира могут восприниматься лишь чувствами, которые дают нам не достоверное, но в лучшем случае только вероятное, гипотетическое знание.

В отличие  от идей, математические предметы и  математические отношения постигаются, согласно Платону, посредством размышления или рассуждения рассудка. Это и есть второй вид знания.

Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно знание, их нельзя постигнуть посредством рассуждения, их можно постигнуть, и то недостоверно, лишь гипотетически.

Размышление, направленное на математические предметы, занимает, по Платону, середину между подлинным знанием и мнением.                                        Почему же математические предметы занимают такое положение?                          Дело в том, что, по Платону, математические объекты родственны одновременно и вещам, и идеям. Они, как идеи, неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных экземпляров, представляющих их в чувственном мире. Например, сущность треугольника не зависит от того, какой частный конкретный треугольник мы станем рассматривать, эта сущность остается для любого треугольника одной и той же. Но вместе с тем, поясняет Платон, математики вынуждены прибегать для постижения своих предметов к помощи фигур, как это делает геометрия, а эти фигуры рисуются посредством воображения. Именно поэтому математическое знание не есть знание, совпадающее с тем, при помощи которого постигаются идеи. Оно совмещает в себе части истинного знания с некоторыми частями мнения.

б) Душа и тело

Значительное  место в философии Платона  уделено человеку, который являет собою единство души и тела. Основу человека составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается много  раз. Тело – лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом  в процессе удовлетворения своих  вожделений. Забота о душе, очищение ее возможны лишь путем рационального  познания, приводящего к нравственному  преображению. Нравственность есть достоинство  души.

В диалоге  Платон предлагает мальчику, никогда не изучавшему геометрию, решить задачу удвоения данного квадрата и посредством искусно поставленных вопросов приводит мальчика к правильному решению задачи. Из этого факта тотчас извлекается принципиальный философский вывод: “Следовательно, у человека, который не знает того, чего можно не знать, есть верные понятия о том, чего он не знает... И теперь они вдруг порождаются у него как сновидение... Поэтому он будет знать не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, то есть почерпнет знание в самом себе... Но почерпать знание в самом себе не значит ли припомнить. Конечно... Так не очевидно ли, что, не получив их (знания) в настоящей жизни, он имел и узнал их в какое-то другое время? И не то ли это время, когда он не был человеком? Если же в то время, когда он был, но не был человеком, долженствовали находиться в нем истинные мнения, которые, будучи возбуждаемы посредством вопросов, становятся познаниями, то душа, не будет ли познавать в продолжение всего времени? Ведь явно, что она существует всегда, хотя и не всегда - человек... А когда истина сущего всегда находится у нас в душе, то не бессмертна ли душа, так что, не зная теперь, то есть, не припомнив чего-нибудь, ты должен смело решиться исследовать и припоминать”7

Душа  познает, когда она направляется к тому, что озаряется истиной и сущим. Но если она находится в том, что покрыто мраком, она рождается и погибает, руководится мнением и тупеет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Познание как припоминание

Учение Платона  о познании называется «теория припоминания»  или «анамнезис». Суть учения: мир идей нельзя познать чувствами, но это может сделать душа после смерти человека, попадая в мир идей, созерцая их и, тем самым, приобретая знания. Затем душа переселяется в тело человека, и в результате мышления ( интеллектуальной интуиции) происходит процесс припоминания того, что созерцала душа, когда находилась в мире идей. В результате – человек получает подлинное, истинное знание, тогда как чувства порождают только мнения, то есть нечто среднее между знанием и незнанием.

    Познание, по Платону, есть процесс созерцания  разумом высших сущностей, и  делится этот процесс на два  этапа. Сначала познание осуществляется  чистой душой, ибо ещё до  рождения тела она уже все  видела. Однако, когда душа вселяется  в тело человека, то к процессу  познания подключаются его телесные  органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает  свои знания. В процессе развития  человека она вспоминает свои  знания, которые видела раньше. При  этом чувственно - эмпирический опыт  является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую  обращаться к душе, минуя по  возможности органы чувств. Сделать  это можно при помощи речи, считает Платон, а основным средством  воспоминания является метод  диалектики, беседа.

Представления Платона о процессе познания наиболее развернуто изложены в мифе о «Пещере». Человеческое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере спиной к истинной прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними – это жалкие проекции людей, вещей. Участь  большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта, - пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам – философам. Задача философии направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей трансцендентной действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувственных  позиций всех природных вещей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Познание материи

Для построения своей системы Платон использует понятие «материя», тождественное для него с понятием «небытие».

Для того чтобы  объяснить, как возникают предметы, вещи чувственного мира, Платон вводит понятие «материя». Материя –  это не вещество, а всего лишь условие пространственной разделенности вещей, «всеобщая кормилица, восприемница всякого рождения и возникновения».

Делается  это для того, чтобы объяснить, откуда у вещей появляется свойство изменчивости (идеи не меняются, они  постоянны).

  Итак, мир  вещей есть порождение и мира  идей, и материи. Каждая конкретная  вещь причастна и к идеям,  и к материи: от идеи вещь  берет свойство неизменности, от  материи – изменчивость, движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Отличие взглядов на познание Демокрита и Платона

Главное различие состоит в том, что Демокрит является основоположником механистической картины мира, а Платон - родоначальником философского идеализма.

Но можно  выделить и ряд более мелких различий:

1)Различие здесь состоит в том, что  у Демокрита разум основывается на чувствах, а Платон, наоборот, советует пренебречь чувственно- эмпирическим опытом и обратиться к своей душе.

Демокрит  одним из первых  в античной философии  дал развернутое представление  о процессе познания, выделив в  нем чувственную и рассудочную  сторону и определив их соотношение.

Познание, по Демокриту, идёт от чувств к разуму. Рациональное познание есть, по Демокриту, продолжение чувственного. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Например, зрительный образ появляется в процессе «отлетания» от вещей их микроскопических копий, образов. Последние попадают в глаз и в нем появляется зрительный образ. Разум – это более тонкий  зрительный орган, т.е. это своеобразное «логическое зрение».

А по Платону, сначала познание осуществляется чистой душой, ибо ещё до рождения тела она всё уже видела, т.е. обладала знанием. А когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. Таким образом по Платону, получается, что разум изначально есть в душе, а потом в процессе того как душа вселяется в тело – она забывает их. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Под ‘мышлением’ Платон понимает деятельность одного лишь ума, свободную от примеси чувственности, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую Аристотель назовет впоследствии ‘мышлением о мышлении’. Находясь в этой сфере, познающий пользуется умом ради него же.

Информация о работе Сравнительная характеристика теории познания Демокрита и теории познания Платона