Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:00, курс лекций

Описание работы

«Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».

Файлы: 1 файл

Семинар по Философии.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

        Как совокупность известных форм творчества, искусство есть лучшее орудие воплощения результатов философского проникновения  в смысл и внутреннюю гармонию вещей. Как совокупность известных  идей о гармонии или миросозерцаний, воплощаемых в той или другой художественной форме, искусство есть сама философия на той или другой — бессознательной, полусознательной или вполне сознательной ступени развития. Восходя от наиболее конкретных к более и 6oлее отвлеченным родам искусства, от архитектуры и ваяния к музыке и живописи, и далее к поэзии и изящной литературе всех типов, мы видим постоянное возвышение сознательности мировоззрения художника, и кто знает, есть ли предел этому процессу увеличения сознательности воплощения идей в произведениях искусства и не сольётся ли в последствии высшее искусство, по содержанию своему, с сознательной, высшей философией, так что философия и искусство станут двумя сторонами одного целого – содержанием и формой одной и той же высшей деятельности человеческого духа.

        VI.

        Таковы  размышления, на которые наводят глубокие соображения Бруно о соотношении философии и искусства, и остается еще раз спросить себя о том, правильно ли Бруно понял самое назначение философии и можно ли было бы утверждать, что философия нового времени, результаты которой рельефнее всего выражены Кантом, и что современная наука, задачи которой лучше всего формулировал Кант, подорвали значение изложенных взглядов Бруно на задачи философии? Мы думаем, м. г., что такое утверждение плохо гармонировало бы с истиной и постараемся в нескольких словах оправдать это своё мнение.

        Новейшая  философия доказала пока только то, что внутреннее значение вещей, сущность их внутреннего бытия, нельзя постигнуть одним умом, опирающимся в своих  заключениях на данные объективного опыта, на совокупность ощущений качеств вещей и нашей собственной (психофизической) организации, что эту сущность бытия нельзя вывести из ощущений цветов, форм, звуков, запахов, вкусов, поверхностей и тяжестей вещей, а также из органических ощущений процессов дыхания, пищеварения, кровообращения и нервных процессов. Но доказала ли новейшая философия, что сущность вещей нельзя постигнуть иначе? Нет, м.г., напротив того: даже Кант и Шопенгауэр допускают возможность постигнуть её, хотя отчасти, из самосознания нашего, хотя, может быть, односторонне понимают это самосознание. А что доказала современная наука? Она доказала уже несомненно единство законов вселенной, доказала, что человек — органическая часть природы, микрокосм, отражающий в себе бытие всей вселенной и притом на земле всего лучше, всего яснее. Но если так, то достаточно ли от свойств вещей и процессов природы, определяемых в их законах наукой (путем объективного опыта), заключать о свойствах веществ и процессов человеческого организма? Не надо ли признать столь же естественным и необходимым и обратный процесс заключений — от тех данных, бытие которых человек узнает только в себе, изнутри, в своём чувстве жизни, к сущности жизни, бытия вселенной, — заключений от своих лучших, высших нравственных свойств, от своих стремлений к добру, правде и красоте — к лучшим божественным свойствам природы, к её бесконечному по глубине самосознанию, к её бесконечным стремлениям к правде, красоте и добру, словом, к идее Бога-Вселенной, к идее души вселенной, к которой и пришел Дж. Бруно.

        Да, такого рода заключения необходимы, они  сами собою напрашиваются. Это не будут научные заключения, заключения от опыта объективного, заключения по методу научной, объективной индукции. Но это будут, однако, заключения тоже в своем роде опытные, основанные на опыте субъективном, на индукции субъективной, внутренней.

        Метод такой субъективной, внутренней индукции ещё не выработан мыслью человечества. Его сознательное построение есть дело будущего. Но, однако, в примитивном  его виде, он применяется нами в жизни постоянно, когда, на основании своего чувства жизни, мы стараемся понять жизнь других живых существ природы. Не он ли именно даёт нам возможность, сужая своё чувство жизни, постигать и переживать жизнь детей и людей низшего развития, а также понимать отчасти и жизнь животных, нас окружающих? И точно так же, не он ли дозволяет нам, путём расширения своего чувства жизни, постигать жизнь людей высшего развития, жизнь великих гениев человечества? Без упомянутой субъективной индукции само слово «гений» было бы для нас пустым, непонятным звуком. Мы понимаем жизнь гения через субъективное наведение, представляя себе человека, постоянно и нормально живущего теми порывами вдохновения, которые мы сами испытываем изредка, в минуты особенного подъёма сил, в пору увлечений юности, в период первой любви. И путём такой же субъективной индукции люди, живущие сильной субъективной жизнью, жизнью чувства, постигают Бога, то есть сознание Вселенной — абсолютный разум, беспредельно глубокое чувство и безграничное могущество воли. Они при этом возводят в бесконечную степень своё собственное чувство жизни.

        Отсюда  уже само собой понятно, что величайшие гении человечества, лучшие художники  и философы, обладая сами высшей степенью жизни и чувства жизни, лучше всего способны к субъективной индукции, лучше всего способны спуститься в процессе ограничения своего чувства жизни до понимания биения пульса жизни бессознательной природы, до понимания жизни растений и предметов неодушевленных, и, с другой стороны, лучше всего способны подняться в процессе беспредельного расширения своего чувства жизни до живого понимания самосознания вселенной, сущности её — Бога.

        В память одного из таких гениев-философов  и одновременно глубокого художника  Джордано Бруно, мы собрались здесь  сегодня, м.г. Мы не можем лучше почтить его память, как стараясь понять его гениальную субъективную индукцию. Если мы сами, путем субъективной индукции, поймем глубину самосознания этого гения, то через него мы научимся понимать и тот род субъективной индукции, которая открыла ему душу вселенной — Бога, и вместе с тем заставила его понять глубокий смысл истинной религии и истинной философии.

        Если  мы поймем его субъективную индукцию, то поймем и то, что сущность вещей  постижима, но не сущность объективная, внешняя, ибо такой вовсе и не может быть, а сущность субъективная, внутренняя. Тогда мы снова поймём и значение философии, и возможность нового возрождения её, путём объединения данных объективного, научного, и субъективного, религиозного опыта человечества. Этим внутренним перерождением своим, которое дает нам возможность вступить в новую фазу возрождения философии, — в новый период весны человеческой мысли, мы будем обязаны Джордано Бруно. И тогда мы признаем открыто, что Джордано Бруно был по глубине философской мысли своей настоящим Платоном нового времени. Но он был не только своего рода Платоном: по высоте нравственного подвига его можно назвать Сократом нового времени, ибо и он тоже смело выпил свою чашу яда.

        Преклонимся же, как можно глубже, перед памятью  этого глубочайшего мыслителя эпохи возрождения и пойдём по его следам навстречу новой эпохе возрождения самосознания человечества, навстречу новой философии и обновлённой жизни. Без участия философии, м.г., невозможно обновление жизни, ибо философия есть прежде всего именно «теория жизни вселенной».

2.Мировоззрение и его исторические типы 

                            Понятие мировоззрения 

    Человек  разумное социальное существо. Его  деятельность целесообразна. И

чтобы действовать  целесообразно  в  сложном  реальном  мире,  он  должен  не

только много  знать, но и уметь. Уметь выбрать  цели,  уметь  принять  то  или

иное решение. Для  этого  ему  необходимо,  в  первую  очередь,  глубокое  и

правильное понимание  мира – мировоззрение.

    Мировоззрение  – это система взглядов на объективный мир и место  в  нем

человека, на отношение  человека к окружающей его действительности  и  самому

себе, а  также  сложившиеся  на  основе  этих  взглядов  убеждения,  идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные  ориентации. И действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении  к  другим  людям,

семье, коллективу, нации, в определенном отношении  природе, к  миру  вообще.

Это отношение  упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

    У   человека   всегда   существовала   потребность   выработать   общее

представление о  мире в целом и о месте в  нем человека.  Такое  представление

принято называть универсальной картиной мира.

    Универсальная  картина мира – это определенная  сумма знаний, накопленных

наукой и историческим опытом  людей.  Человек  всегда  задумывается  о  том,

каково его место  в мире, зачем он живет,  в  чем  смысл  его  жизни,  почему

существует жизнь  и смерть;  как  следует  относиться  к  другим  людям  и  к

природе и т.д.

   Каждая эпоха,  каждая  общественная  группа  и,  следовательно,  каждый

человек имеют  более или менее ясное и  четкое или расплывчатое  представление

о решении вопросов, которые волнуют человечество.  Система  этих  решений  и

ответов формирует  мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности.  Отвечая

на вопрос о  месте человека в мире, об отношении  человека  к  миру,  люди  на

основе имеющегося в их распоряжении  мировоззрения  вырабатывают  и  картину

мира,  которая  дает  обобщенное  знание  о  строении,   общем   устройстве,

закономерностях возникновения и развития всего, что так или  иначе  окружает

человека.

    Обладая  общими знаниями о своем месте  в мире, человек  строит  и   общую

свою деятельность, определяет общие и частные свои  цели  в  соответствии  с

определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как  правило,

выражение тех  или иных интересов целых групп  или отдельных людей.

    В   одном  случае  их  связь   с  мировоззрением   может   обнаруживаться

достаточно  отчетливо,  в  другом  же  она  затемняется   теми   или   иными

личностными установками  человека, особенностями его характера. Однако  такая

связь с мировоззрением обязательно существует и  может  быть  прослежена.  А

это означает, что  мировоззрение играет особую, очень  важную  роль  во  всей

деятельности людей.

    В центре  всех философских проблем стоят  вопросы о мировоззрении и  общей

картине мира, об отношении  человека  к  внешнему  миру,  о  его  способности

понять этот мир  и целесообразно действовать  в нем.

    Мировоззрение  –  это  фундамент  человеческого  сознания.   Полученные

знания, сложившиеся  убеждения,  мысли,  чувства,  настроения,  соединяясь  в

мировоззрении, представляют определенную систему понимания  человеком мира  и

самого себя.  В  реальной  жизни  мировоззрение  в  сознании  человека-  это

определенные воззрения, взгляды на мир и свое место  в нем.

    Мировоззрение  является  интегральным  образованием,  обобщающим  пласты

человеческого  опыта.  Это,  во-первых,  обобщенные  знания,  полученные   в

результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых,  духовные

ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

    Итак, мировоззрение  – это  совокупность  взглядов,  оценок,  принципов,

определенное видение  и  понимание  мира,  а  также  программа  поведения  и

действий человека. 
 

       Исторические типы мировоззрения:  мифология, религия, философия 

    Мифологическим  мировоззрением – независимо  от того, к далекому прошлому

или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое  мировоззрение,  которое

основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо  на  художественно

– эмоциональном  переживании мира, либо на общественных  иллюзиях,  рожденных

неадекватным  восприятием  большими  группами  людей   (классами,   нациями)

социальных процессов  и  своей  роли  в  них.  Одна  из  особенностей  мифа,

безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что  миф  объясняет

«все», так как  для  него  нет  непознанного  и  неизвестного.  Он  является

наиболее  ранней,  а для современного   сознания   –   архаичной,   формой

мировоззрения.

    Исторически   первой  формой  мировоззрения   является   мифология.   Она

возникает на самой  ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество

Информация о работе Лекции по "Философии"