Философия экономики как специфическая отрасль социально-гуманитарного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2016 в 15:29, реферат

Описание работы

Философия экономики рассматривает систему управления хозяйством, как многомерный, противоречивый, объемный мир, который находится в постоянном движении и развитии. Специфика философского знания помогает подняться над внешним, будничным анализом поверхностных явлений и их свойств, проникнуть в сущность глубинных экономических процессов, которые невозможно постичь ни опытом, ни практикой, поскольку они выходят за пределы рационального постижения, но являются бытийными, и при определенных обстоятельствах, достаточно ощутимыми. Благодаря этому, философия экономики способна раскрывать более богатую, по смыслу и сущности, экономическую реальность.

Файлы: 1 файл

философия экономики.docx

— 119.70 Кб (Скачать файл)

Основное назначение экономической сферы состоит в удовлетворении постоянно возрастающих человеческих нужд. В общественном и индивидуальном бытие потребность является проявлением необходимости определенных факторов (вещества, энергии, информации) и желание владеть ими для создания благоприятных условий жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества. Среди разных нужд человека наиболее существенной есть потребность в индивидуальном воспроизведении, которая является противодействием закона энтропии (греч. еп и Ігоре — поворот, изменение, преобразование). Связанная она с затратами энергетического потенциала организмом и потребностью его постоянного пополнения.

Эта потребность есть фундаментальной, поскольку: а) добывание пищи есть основным жизненным процессом, который сопровождает человека от рождения до смерти; б) этот процесс по своей природе есть циклическим (постоянно возобновляемым); в) необходимость постоянных усилий побуждает человека к поискам образов их экономии путем усовершенствования средств обеспечения себя пищей; г) неудовольствие этой потребности служит причиной смерти, а потому за осложнения условий добывания пищи человек выявляет максимум изобретательности и трудолюбия; д) процесс добывания человеком пищи постепенно превращается в процесс ее производства.

Производство — процесс, с помощью которого люди, используя вещества и силы природы и собственные силы и способности, целеустремленно создают материальные и духовные ценности, способны удовлетворять их жизненные нужды.

Процесс производства неоднородный, требует четкой организации: специализации, упорядочение, регулирование. Поэтому производство постепенно приобретает общественный характер, в значительной мере определяет основные параметры общества.

Общественное производство — процесс, благодаря которому люди (общество), используя вещества и силы природы, общественное отношение и социальные силы, свои духовные богатства и способности, воссоздают собственную и общественную жизнь.

Производство вносит в аморфную жизнь людей и собирателей продуктов природы четкую организованность, обеспечивает структуризацию общества. Эта структура охватывает такие категории людей:

— занятие в сфере производства материальных благ, без которых общество существовать не может. Эта группа есть определяющей в обществе на всех этапах исторического развития производства;

— технические руководители процесса производства. Необходимость в них появилась в связи с внедрением машин и механизмов и существует до сих пор;

— категория людей, которые обеспечивают стабильность внешних условий производства, охрану и защиту производителей, процесса и продукта их работы (административные, законодательные органы и учреждения);

— занятие в непроизводственной сфере (охрана работы, здоровье, образование, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и т.п.);

— категория людей, которые обеспечивают обмен продуктами производства (торговля, финансово-кредитная система, транспорт, связь, реклама и т.п.);

— ученые, необходимость в которых обусловлена развитием научного производства.

Все эти группы людей имеют непосредственное отношение к процессу общественного производства, воспроизведение общественного бытия, которое осуществляется путем создания необходимых продуктов (материальных средств производства и предметов потребления, новых форм общественного отношения, продуктов духовности и информации, новых общественных качеств индивидов).

Общественное производство существует на всех этапах развития человеческого сообщества, оно присуще всем историческим эпохам, поскольку люди, которые создают материальные блага и духовные ценности и новые формы общественного отношения, непременно вступают в определенные взаимосвязи и взаимоотношения. Всегда и во всех своих проявлениях оно есть общественным, разветвлённой системой, которая предусматривает наличие таких важных структурных элементов, своеобразных подсистем (производств):

— материальное производство, которое обеспечивает приветственные человеческие нужды, предметные условия человеческой жизни;

— производство необходимых социальных условий существования людей, то есть производства форм общения;

— духовное производство, которое является основой формирования духовности, ее пути к самосовершенствованию и саморазвитию.

Все составные общественного производства находятся в постоянном взаимодействии, особенности которой определяются законом общественно-исторической производственной доминанты, согласно которому на определенной ступени общественного развития доминирует соответствующая составляющая производства, предоставляя другим его составляющим особых признаков.

Общественное производство иногда отождествляют с материальным производством. Этой позиции соблюдается прежде всего марксизм, в толковании которого общественное производство возникает преимущественно как процесс создания и развития общества, основная движущая сила истории. Особого значения он предоставляет материальным производственным отношениям.

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребление материальных благ.

Материальные производственные отношения марксизм рассматривает как объективный критерий периодизации общественного развития, отмежевание низшей его степени от высшего, искренения общего (имеющегося в разных странах и у разных народов, которые находятся на одном ступени общественного развития).

Абсолютизация материального производства, взгляд на него как на движущую силу и закон развития общества прослеживается в теории «технологического детерминизма», теории «индустриального общества» (французский философ, социолог Раймон Арон (1905—1985); американский социолог Даніел Белл (1919 г.); американский социолог, экономист Волт Ростоу (1916 г.)).

Духовно-производственной доминанте общественного производства, которая состоит в абсолютизации духовной активности, духовной жизни, значительное внимание уделяли Гегель и Кант, неогегелянци и неокатианци, представители теории «абсолютного историзма» (английский философ Роберт-Джордж Коллингвуд (1889—1943), историографии итальянского философа Бенедето Кроче (1866—1952), работах немецких философов Вильгельма Виндельбанда (1848—1915), Вильгельма Дильтея (1833—1911), Генриха Рикерта (1863-1936) и др.

Современное понимание сущности и роли общественного производства в историческом процессе находится под влиянием теории «информационного общества», которая, конкретизируя теорию постиндустриального общества, считает основным признаком этого общества производство и распространения информации, преобразование ее на главный вид услуг, на товар и даже на власть.

 

Философско – экономическая антропология.

В современных условиях существования человека в мире, в котором доминируют экономические интересы, политические амбиции и едва различимы духовно-нравственные ценности, обостряется и оптимизируется вечная проблема человеческого бытия, его смысла, цели и предназначения. Происходящие в обществе трансформации провоцируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов. Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения.

Исторически целостность является одной из важных характеристик человеческого бытия и тенденция осмысления человека как целостного существа всегда (явным или скрытым образом) присутствовала в философских размышлениях различных мыслителей. Идея Сократа о тождестве добра и истины, содержащая в себе концепцию целостного человека, прошла через вековую традицию и отразилась во многих философских построениях. Человек приближался к обретению целостности своего бытия через преодоление антипомичных характеристик: в древней атомистике и у Лейбница через построение целостной и гармоничной картины мира; у Аристотеля через логический анализ соотношения частей и целого; в христианстве через символ и веру; у Декарта с помощью идеи самосознания; у Канта через понятие цели; у Гегеля с помощью идеи духовного саморазвития, у Фейербаха через общение с другими, у Кьеркегора через свободный выбор своей экзистенции.

Очищение души осуществляется под покровительством Аполлона - божества, которое олицетворяет единство и целостность (человека и мира), гармонию и порядок. Согласно Платону, он является носителем врачебной, стрелковой, мусической и мантической функций, каждая из которых по-своему связана с воссозданием изначальной чистоты и целостности души. В качестве предводителя муз вместе с ними он является символом страстного стремления и поиска философской мудрости [1, c. 96].

Стремление к единому, поиск общего во множественном, восхождение от мнимой к подлинной добродетели, из мира чувственного в мир идей и к их причине, Благу - все это является основной задачей философа и залогом его освобождения. В орфической традиции этому соответствует воскрешение Диониса, спасителем и воссоздателем которого является Аполлон. Он собирает Диониса в единое целое и оживляет его. Нисхождение божественного в материю, утрата изначальной чистоты и целостности описывается символически как разделение тела Диониса титанами на части.

Душа человека создана из пепла уничтоженных Зевсом титанов. Она внутри себя несет два начала: титаническое и дионисийское, которые необходимо отделить друг от друга. Первое символизирует стихийные, терзающие душу силы, все то, что является причиной ее дробления. Дионисийское начало роднит человека с божеством и делает его бессмертным, но оно нуждается в очищении и восстановлении утраченной целостности. Подобная мысль встречается в «Пире», где один из собеседников Сократа рассказывает миф, согласно которому каждый человек является лишь половиной одного целого. В древние времена люди имели круглое тело, четыре руки, четыре ноги и два лица. Обладая огромной силой, они начали посягать на власть богов, которые, не желая уничтожать человеческий род, решили разделить их пополам. С тех пор каждый человек находится в поиске утраченной половины [1, c. 97]. В одном из ключей этот миф указывает на присущее человеку чувство ущербности, разделенность сознания и его двойственную природу. Внутри нас есть то, чего мы не осознаем и чем не владеем, то, что можем назвать сверхсознанием, той частью души, которой присущи творческие способности и которой мы достигаем благодаря вдохновению, тем моментам, когда поднимаемся над собой в сферу чистой духовности и, возвращаясь, создаем творения, превышающие их творцов.

В истории отечественной мысли традиция целостного постижения человека имеет глубокие корни. Еще древнерусский мыслитель XII века Кирилл Туровский выдвигал идею органического единства тела и души человека. В русской религиозной философии XX века (П. Флоренский, Л. Шестов, С. Булгаков, Б, Вышеславцев, С. Франк, И. Ильин) основой целостности и гармонии человеческого бытия, связанного с божественной силой, считается его духовность. Философия космизма (В. Вернадский, К. Циолковский, К. Федоров) отстаивала идею непрерывной эволюции человека, который через органическое единство социокультурного, технологического и духовного развития достигнет целостного самоутверждения. Идеи системного подхода, принципы философско-эстетической рефлексии целостного бытия разрабатывали В. Соловьев, М. Бахтин, А. Лосев; анализ интегративной роли духовно-творческих факторов проводился в трудах Н.А. Бердяева, Г.С. Батищева, М.К. Мамардашвили.

В социологии определение целостности стало ведущим понятием универсального учения об обществе благодаря учению О. Шпанпа, согласно которому целостность составляет не только форму явлений, «структур», но выступает как движущая сила, носитель каузальности и основная детерминанта общественных процессов. Различные аспекты целостности социальной и индивидуальной реальности и их взаимодействия интересовали О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. Мида, Т. Парсонса, А. Шюца, Р. Бхаскара, Р. Мертона, П. Блау [2, c. 45]. Закономерности познания целостных объектов были сформулированы К. Марксом, который дал образец успешного анализа сложной социально-экономической системы, создал специальные методологические средства такого анализа и выявил системные характеристики социального организма. Раскрытие общенаучного характера системного подхода, разработка его методологических проблем и категориального аппарата осуществлялись в работах В.Г. Афанасьева, Н.Т. Абрамовой, И.В, Блауберга, В.П. Кузьмина, В.II. Садовского, МИ Сетрова, B.C. Тюхтина, А.И. Уемова, Э.Г. Юдина, Г.А. Югая. На этом пути проблема целостности оказалась фактически поглощенной философским уровнем системных исследований.

Таким образом, человеческое бытие выступает как органическое единство отношений структурно-функциональных пластов (природного, социального и индивидуального) и определяется через конгруэнтные им познавательные, деятельностные и коммуникативные способы самореализации человека. Важным условием формирования целостности человека является методологическая установка на единство познания, деятельности и общения, которое должно быть освещено ценностными формами сознания, опосредованно культурными символами и основано на стремлении человека к самосовершенствованию.

Смысловым гарантом целостности человека выступает ценностный мир культуры, интегрирующий все стороны его деятельности в единый жизненный мир, компенсирующий недостающие звенья сам о идентификации человека, модифицирующий его телесные проявления.

Телесность человека предстает как специфическое онтологическое основание его самобытия и постижения мира, как ускоренность человеческой целостности и самоидентичности. Требования телесности проецируются на онтологическое пространство социума; она выступает важнейшей предпосылкой возникновения коллективной жизни, деятельности и общения людей, продуцирует орудийную и духовную самореализацию человека.

Смысл целостности заключается в интегративном эффекте взаимопроникновения ее компонентов, которые, соизмеряя друг друга, образуют внутри своего множества единую и незримую опосредующую смысловую реальность, пронизывающую частично каждого из них через выявляющееся содержание, в то же время качественно от этих компонентов отличаясь. Ценностно-смысловое поле («метаноле») понимается как матрица всех био-социо-духовных значений и символически установленная связь различных кругов человеческого бытия; оно содержит в себе все возможные состояния человеческой реальности, которые в его контексте приобретают глубинное и возвышенное значение [3, c. 127].

Информация о работе Философия экономики как специфическая отрасль социально-гуманитарного познания