Государственная регистрация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2009 в 16:07, Не определен

Описание работы

Государственная регистрация ю/л, ЕГРЮЛ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

         В данной статье указано, что  нарушение "иных правовых актов" также может повлечь принудительную ликвидацию юридического лица. Употребление этого выражения наряду с определением "нормативные правовые акты" означает, что под иными правовыми актами понимаются акты ненормативного характера, принимаемые уполномоченными должностными лицами и органами. Такими правовыми актами, в частности, являются решения регистрирующего органа о регистрации (ст.11 Закона) и об отказе в регистрации (ст.23 Закона). Нарушить решение о регистрации юридического лица, вообще говоря, задача невыполнимая. Что касается решения об отказе в регистрации, то с учетом нормы п.2 ст.51 ГК РФ не представляется возможным ликвидировать юридическое лицо, если оно не было зарегистрировано. Таким образом, остается неясным, какие иные правовые акты имеются в виду в ст.25 Закона. Можно предположить, что в нарушение решения об отказе в государственной регистрации организация все-таки будет осуществлять предпринимательскую деятельность. Такой состав правонарушения предусмотрен в ч.1 ст.14.14 КоАП РФ и влечет административное наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ. Однако в данном случае неясно, что представляет собой субъект правонарушения. Юридического лица как субъекта права нет, поскольку оно не зарегистрировано, следовательно, к нему нельзя применить ответственность. Должностных лиц юридического лица как субъектов административной ответственности также нет, поскольку нет и юридического лица.

         Не меньше вопросов возникает  и в связи с признаками правонарушения, указанными в рассматриваемой статье. Какое нарушение является грубым, более грубым или менее грубым, чем другие деяния, - это категории, не имеющие конкретного содержания. Закон не дает критериев, по которым суд, рассматривающий иск регистрирующего органа о ликвидации нерадивого юридического лица, мог бы разрешить подобные вопросы. Что представляют собой нарушения, имеющие неустранимый характер, также неясно. Данное понятие также не имеет юридического содержания. Неопределенность норм ст.25 Закона может привести к произволу государственных органов и должностных лиц и к нарушению равенства граждан перед законом, что противоречит статьям 1 и 19 Конституции РФ16.

         Постановлением Правительства РФ  от 17.05.02 N 319 установлено, что Министерство  РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.

         В связи с этим возникает  вопрос о том, подлежат ли  с указанной даты применению  нормы ст.23 НК РФ об обязанностях налогоплательщиков письменно сообщать в налоговый орган по месту учета, в том числе обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия), об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации (в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения), об изменении своего местонахождения (в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения). За непредставление указанных сведений предусмотрена налоговая ответственность (ст.126 НК РФ). Кроме того, сохраняет ли силу требование о представлении налогоплательщиком в налоговый орган заявления о постановке на учет в течение 10 дней после государственной регистрации (п.3 ст.83 НК РФ). Нарушение этой обязанности влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (п.1 ст.116 НК РФ).

         Формально до внесения соответствующих  изменений в Налоговый кодекс  РФ указанные обязанности за  налогоплательщиками сохраняются.  Однако фактически сведения, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган в порядке ст.23 НК РФ, совпадают с теми сведениями (п.1 ст.5 Закона), которые организация обязана представлять в регистрирующий (он же налоговый) орган и за непредставление которых также установлена ответственность (см. выше). Получается, что за непредставление одних и тех же сведений, причем фактически в один исполнительный орган, но наделенный разными функциями, установлена двойная ответственность: административная - по КоАП РФ, налоговая (по существу также административная) - по НК РФ. Правда, налагаются наказания за указанное правонарушение на разных лиц: в соответствии с КоАП РФ ответственность несут должностные лица юридического лица, а в соответствии с НК РФ - сами юридические лица - налогоплательщики.

         Однако Законом предусмотрена также санкция, применяемая за указанное правонарушение и к юридическим лицам - принудительная ликвидация. В этом случае, если это же лицо привлекается и к налоговой ответственности, налицо повторная ответственность. Как указал Конституционный Суд РФ, законоположение, которое - по своей юридической конструкции в системе действующего законодательства - позволяет одно и то же лицо подвергать штрафным санкциям повторно за одно и то же налоговое правонарушение, тем самым нарушает один из основополагающих принципов юридической ответственности в Российской Федерации как правовом государстве и вследствие этого, по крайней мере по содержанию норм, не соответствует Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.01 N 130-О о п.12 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

        Органы, осуществляющие государственную  регистрацию, также привлекаются  к ответственности за нарушение  положений Закона №129-ФЗ.

    В частности в п.1 ст.24 Закона №129-ФЗ установлена ответственность за следующие нарушения:

         необоснованный отказ в государственной  регистрации;

         неосуществление регистрации в  установленные сроки;

         иные нарушения порядка регистрации,  установленного данным законом;

         отказ в представлении или  несвоевременном представлении сведений, содержащихся в государственном реестре.

         Субъектами ответственности являются  должностные лица регистрирующих  органов, а не сами эти органы, как указано в названии статьи.

         Закон никак не определяет  характер этой ответственности и содержит лишь общую отсылку к российскому законодательству17.

         В принципе, должностные лица  федерального органа исполнительной  власти, т.е. регистрирующие органы, могут нести за упомянутые  в п.1 ст.2 правонарушения дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность на основании общих или специальных норм соответствующей отрасли законодательства.

         Дисциплинарная ответственность  государственных служащих, в том  числе должностных лиц, регулируется  статьей 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", трудовым законодательством России, а также Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" (с изм. от 27 июня 2000 г.).

         В п.1 Указа дано определение  понятия однократного грубого  нарушения дисциплины, влекущего  применение к виновным должностным  лицам и работникам федеральных  органов исполнительной власти  дисциплинарной ответственности,  вплоть до освобождения от занимаемой должности.

         Такими нарушениями являются: нарушение  федеральных законов или указов  Президента РФ; неисполнение или  ненадлежащее исполнение федеральных  законов, Указов Президента РФ  или вступивших в законную  силу решений судов. В п.2 Указа предусмотрено, что упомянутые проступки, повлекшие нарушение нормального режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершенные преднамеренно являются основанием для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством России.

         Материальную ответственность должностные  лица могут нести в соответствии  с нормами трудового законодательства  по регрессному иску регистрирующего  органа, который возместил юридическому лицу ущерб в соответствии с п.2 ст.24 Закона о регистрации, а также случае привлечения их к административной или уголовной ответственности в соответствии с нормами упомянутых отраслей законодательства.

         К административной ответственности данные лица привлекаются в соответствии с пп.1,2 ст.14.25 КоАП за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а также незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации. Такие нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

      Уголовная ответственность, связанная  с государственной регистрацией, предусмотренна ч.1 ст.169 УК РФ. В  частности она установлена за  неправомерный отказ в регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя либо за уклонение от их регистрации, если эти действия совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.          

           Наказание установлено в виде  штрафов, лишения права занимать определенные должности, обязательных работ.

         Следует подчеркнуть, что статья  применяется лишь при регистрации  индивидуальных предпринимателей  и коммерческих организаций, к  числу которых безусловно относятся  организации торговли.

         Под неправомерным отказом следует  понимать отказ по основаниям, не предусмотренным ГК и статьей  23 Закона о регистрации.

         Преступление является оконченным  с момента принятия решения  об отказе в регистрации и  о направлении его заявителю,  а при уклонении от регистрации - по истечении сроков регистрации, установленных Законом о регистрации. Преступными являются умышленные действия (бездействие) в форме прямого умысла, т.е. когда должностное лицо желает воспрепятствовать предпринимательской деятельности данного лица.

         Согласно ч.2 ст.169 УК, те же действия, совершенные в нарушение вступившего  в силу судебного акта, а равно  причинившие крупный ущерб наказываются  упомянутыми видами наказаний  в повышенных размерах, а также  арестом или лишением свободы.

         Неправомерный отказ в регистрации  либо уклонение от регистрации,  квалифицируются по ч.2 ст.169 УК, тогда  как обязанность соответствующих  органов зарегистрировать предпринимателя  установлена помимо Закона еще  и судебным актом, что свидетельствует о злостном характере неисполнения Закона соответствующим лицом.

         Действия, предусмотренные частью 1 ст.169 УК, если они повлекли крупный  ущерб для предпринимателя, также  квалифицируются по ч.2 указанной  статьи.

         Определение причиненного ущерба  как крупного осуществляется судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Статья 169 УК касается должностных преступлений. Понятие должностного преступления дано в примечании N 1 к ст.285 УК. Такими лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

         Специальная ответственность за  непредставление гражданину информации  установлена статьей 140 УК, согласно  которой неправомерный отказ  должностного лица в предоставлении  собранных в установленном порядке  документов и материалов, непосредственно  затрагивающих права и свободы гражданина, либо представление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказывается штрафом в различных размерах, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Представляется, что действие этой статьи может быть распространено на представление сведений, содержащихся в государственном реестре.

         Согласно ст.6 Закона о регистрации,  отказ в представлении этих сведений не допускается ни при каких обстоятельствах. Хотя статья устанавливает ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину (причем информация должна непосредственно затрагивать его права и свободы), представляется, что она должна применяться и в том случае, если отказано юридическому лицу. Такой вывод вытекает из того, что учредителем юридического лица может быть гражданин (или несколько граждан), правам и интересам которого (которых) в результате неправомерного отказа в предоставлении сведений причинен вред.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц